Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.
Что такое регресс в страховании ОСАГО Что говорит закон В каких случаях возможны регрессивные требования Когда регресс от страховой невозможен Срок исковой давности Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки Ответы на вопросы Подведем итоги
Что такое регресс в страховании ОСАГО
Регресс по ОСАГО – это требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия или станции техобслуживания.
Что говорит закон
Право регрессивного требования дано страховым компаниям в Законе об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г.
В статье 14 определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.
В каких случаях возможны регрессивные требования
Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.
Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:
- Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
- У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
- Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
- Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
- Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
- Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
- Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
- Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
- Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
- Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
- Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.
Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.
Получается, что станция техобслуживания должна будет заплатить, если осмотр произведен некачественно.
Когда регресс от страховой невозможен
По Закону регресс по ОСАГО не предъявляется, если транспортное средство пострадало из-за пешехода, когда был нанесен вред его здоровью, а в случае его смерти в результате ДТП, к его родственникам или наследникам.
Срок исковой давности
Право на предъявление регрессивных требований сохраняется в течение 2 лет с момента выплаты по происшествию. Если возмещение касалось жизни и здоровья потерпевшего, страховая может выставить требование к возмещению убытков в течение 3-х лет.
Если есть обоснованные причины, страховщик имеет право продлить срок исковой давности, обратившись в суд.
Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:
- Убедитесь, что ваш случай допускает это по закону;
- Проверьте соответствие сумм, сколько было выплачено пострадавшему и сколько требует возместить страховая компания в поручении на оплату;
- Если вы не согласны с суммой выплаты, направьте в адрес страховщика обоснованную обратную претензию;
- Не подавайте в суд на страховую компанию самостоятельно, дождитесь, чтобы это сделала СК.
Ошибкой является попытка игнорирования происходящего. Если вы не совсем понимаете происходящую ситуацию, не действуйте самостоятельно, лучше обратитесь к профессиональным юристам для консультации.
Ответы на вопросы
Какой объем регрессивных требований может выставить СК?
Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба.
Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО.
Да, в судебном процессе.
Возможен частичный отказ от иска?
Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде.
Подведем итоги
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП 2021 может быть выставлен только в случаях, установленных Законом.
Регрессивные требования могут выставлены к СТО.
К пострадавшим пешеходам регресс не выставляется.
Если вы не согласны с требованиями страховой компании, но не готовы к юридическим разборкам, обратитесь к специалисту.
Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?
Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину. Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП. В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.
Требуют доплатить – это законно?
Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.
Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:
- страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
- страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
- ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
- страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
- полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.
Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.
Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО
В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.
Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.
Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.
Случай №2: Лимит выплаты
Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.
В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2022 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.
Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с «ушлыми» ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.
Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили
Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая. Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично. С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.
Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.
Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.
Случай №4: Банкротство страховой
Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.
Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.
Случай 5: Виновник без страховки
Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.
Если требует страховая по ОСАГО?
Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2022 год.
Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.
Если страховщик требует доплату по КАСКО?
Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.
В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.
Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.
Что делать в первую очередь?
Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.
Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.
Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.
Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.
Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.
Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.
Если потерпевшему выплатили слишком мало
Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.
И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.
Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.
Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.
Выплата с учетом износа
По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.
Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.
Независимая экспертиза насчитала больше
После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.
Страховщик не выплатил
Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.
Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2022 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.
Если был ремонт
В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.
Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.
Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?
Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.
Для примера, рассмотрим такой случай.
- Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
- При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
- Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.
Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.
Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.
Поможет ли адвокат в суде?
В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.
Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.
Износ с виновника ДТП по ОСАГО – как взыскать, насколько законно и как избежать?
ОСАГО работает не в полной мере по части покрытия полного ущерба потерпевшему в ДТП. Это известно с самого основания этого вида страхования. Вот только новая возможность даёт право взыскать разницу с учётом износа и без такового напрямую с виновника аварии. Насколько это законно, какова правильная процедура взыскания и можно ли получить выплату полной суммы покрытия на ремонт, как правильно написать претензию виновнику и другие тонкости нашего вопроса мы и рассмотрим в статье.
Как работает ОСАГО по вопросу износа?
В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас. Но не всё (и не сразу, к сожалению)!
Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:
- выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
- износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.
Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.
Что произошло?
Всё очень просто. У любого человека есть право на свою собственность, которую он купил за свои деньги – это конституционное право. Исходя из простого наличия такого права, логично заключить, что и вред, причинённый такой собственности, подлежит возмещению в гражданском порядке. У вас есть автомобиль, если его кто-то ударил, то по закону обязан возместить вред в той степени, чтобы привести машину в изначальное состояние.
Но что такое изначальное состояние? Это определённо б/у автомобиль – значит, и обязанность у виновника есть заплатить за б/у запчасти. Логично? Да. Вот только купить такие запчасти и детали с пробегом в строгом соответствии с изношенностью вашего авто вы вряд ли сможете. Поэтому правильнее было бы возмещать виновнику вред с учётом износа, но по фактическим затратам владельца машины на такое восстановление.
Именно этого же мнения и придержался Конституционный суд.
Что же произошло? А вот что! До марта 2017 года нормальной была практика, когда страховая считала причинённый ущерб с учётом износа, выплачивала потерпевшему по ОСАГО, и на этом всё – все расходились, а собственник в итоге доплачивал свои деньги за ремонт.
Изредка вспыхивали судебные дела по вопросу нехватки выплаченных денег на ремонт, но судебная практика сложилась такая, что все попытки владельца машины отстоять своё конституционное право на собственность разбивались о законодательство – автомобиль, попавший в аварию, не новый, поэтому Единая методика рассчитана на учёт износа деталей, а то, что б/у детали нигде не купить, в законе не прописано, и точка.
10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление, согласно которому было утверждено, что всё верно – Единая методика считает возмещение с учётом износа, однако, если потерпевшему не хватает этих денег, то он может уверенно взыскать износ с виновника ДТП.
В таком решении КС сослался на статью 1072 Гражданского кодекса, в которой прямо говорится о том, что, если денег по страховому возмещению на восстановление не хватает, то выгодоприобретатель (владелец повреждённого авто) вправе взыскать эти деньги напрямую с виновника ДТП.
Таким образом, основные выводы из Постановления такие:
- расчёт страхового возмещения с учётом износа, согласно Единой методики, правилен по закону,
- но если этого возмещения потерпевшему не хватает для покрытия ремонта, то тот вправе взыскать сумму (разницу между расчётом без износа и с таковым) напрямую с виновника ДТП.
А если ДТП оформлено по европротоколу?
Раздел обновлён в связи с изданием Постановления Пленума Верховного суда №58 от 26.12.17.
В случае с европротоколом законодательство в последние годы сильно меняется то в одну, то в противоположную сторону.
Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.
Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:
- оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
- как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.
При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.
Таким образом, до недавних пор судебная практика часто приравнивала европротокол к расписке о неимении претензий потерпевшего ни к виновнику, ни к страховой компании. Однако, всё изменислось в конце 2017 года, когда Верховный суд выпустил новое Постановление Пленума №58. В нём ППВС от 2015 года признано утратившим силу (пункт 103 по ссылке). В то же время новый документ Верховного суда никак не выразил мнение по европротоколу в разрезе взыскания разницы износа. Поэтому на 26 Ноября 2022 года судебная практика работает аналогично обычному оформлению ДТП с сотрудниками полиции.
Как взыскать износ с виновника?
Если вы оказались потерпевшей стороной в ДТП, то инструкция по взысканию по ОСАГО износа достаточно проста.
Ситуация с получением возмещения от страховой стандартна:
- на основании документов и вместе с ними вы подаёте заявление о получении возмещения по ОСАГО в страховую компанию,
- в течение 20 дней после подачи всех документов страховая обязана произвести выплату или дать направление на ремонт (на своё усмотрение),
- по итогам выплаты вы понимаете, что суммы недостаточно, либо направление на ремонт сопровождается требованием доплатить автосервису, так как работники последнего не соглашаются ремонтировать авто за те деньги, что перечислила им страховая.
И теперь для вас возможны 2 варианта взыскания денег.
Первый способ
- вы не рассчитываете отдельно сумму, подлежащую возмещению, а вместо этого получаете в страховой акт расчёта – там всегда будут указаны 2 суммы: с износом и без; у нас есть специальная статья о том, как получить акт калькуляции страховой,
- далее вам нужно в первую очередь предложить виновнику в добровольном порядке предложить возместить разницу с учётом износа,
- в случае отказа необходим написать досудебную претензию виновнику, где привести расчёт, приложить копию акта расчёта страховой и преложить возместить указанную сумму в разумный срок (указывается обычно от 10 до 20 дней),
- в случае неудовлетворения «досудебки» вам следует подавать иск в суд на виновника, иск подаётся в мировой суд, если стоимость спора по износу не превышает 50 тысяч рублей, или в районный, если превышает; иск подаётся по месту нахождения ответчика – то есть по адресу регистрации виновника.
Второй способ
Второй вариант аналогичен первому, с теми лишь различиями, что:
- вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
- подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
- в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
- виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,
На этапе подачи иска в суд крайне рекомендуем обратиться к экспертному юристу, так как само написание искового заявления – процедура непростая, а в суде есть ещё ряд тонкостей, которые нужно знать. Так, вам необходимо будет по запросу судьи подтвердить реальные расходы на восстановление автомобиля.
Образец претензии виновнику
Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.
- Скачать образец претензии о взыскании с виновника ДТП по ОСАГО износа по акту страховщика.
- Скачать образец претензии о взыскании с виновника ДТП по ОСАГО износа по результату независимой экспертизы.
В страховую также необходимо подать «досудебку», просто изменив требование и приложив те же документы.
Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп).
В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.
Что говорит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2022 года?
Чаще всего при подаче иска в суд таковой подлежит удовлетворению. Но есть и обратные решения в судебной практике. Здесь следует уточнить несколько тонкостей:
- довольно часто судья может потребовать от истца, помимо представленного акта расчёта или независимой оценки, доказательства фактически понесённых расходов на восстановление авто – чеки, акты выполненных работ, заказ-наряды из автосервиса о том, что вы, действительно, потратили запрашиваемые с виновника в виде износа деньги; но если автомобиль вы продали, то судья поймёт, что объективно подтвердить затраты вы не сможете,
- нередко ответчик может ходатайствовать (просить) суд о проведении судебной экспертизы, которая может насчитать совсем иную сумму ущерба, поэтому, если вдруг эксперт оказался вашим знакомым, который специально насчитал очень много, то в итоге вы получите денег столько, сколько начитает судебный эксперт, плюс понесёте расходы на оплату судебной экспертизы, которая может стоить очень дорого (в среднем от 20 до 40 тысяч рублей),
- в суде вы не можете требовать с виновника то, что могли бы требовать от страховой – штраф за неудовлетворение досудебной претензии и неустойку за просрочку выплаты,
- если вы наймёте юриста для представления ваших интересов в суде, то они также возмещаются вам проигравшей стороной.
Новое мнение Верховного суда
Раздел добавлен в связи с Определение ВС РФ 6-КГ20-8-К2 от 19.01.2021 г.
Между тем, Верховный суд в начале 2021 года вынес кардинальное Определение, в котором указал, что и выплата в определённом случае должна быть произведена без учёта износа. В этом случае с причинителя вреда вовсе не может быть ничего истребовано, разумеется.
Это тот случай, когда страховщик безосновательно осуществил выплату потерпевшему по ОСАГО, в то время как оснований для выплаты не было.
Напомним, что по закону в 2022 году направление на ремонт является обязательным. И только в случае наличия одного из обстоятельств, указанных в пункте 16.1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, может быть произведена выплата деньгами.
При этом, ремонт считается биз износа всегда, а выплата – с учётом износа. Поэтому, если страховщик решил выплатить, в то время, как оснований для этого у него не было, то калькуляция всё равно должна быть без износа.
Однако, с применением такого мнения Верховного суда на практике есть сложности. Максимально подробно об этом мы изложили в специальной статье о том, как взыскать выплату без износа со страховщика.
Решения судов о взыскании с виновника ущерба без учёта износа
- Оренбургский суд частично удовлетворил иск автолюбителя к страховой и напрямую к виновнику ДТП по ОСАГО, взыскав с виновника разницу суммы без учёта износа, а со страховой уменьшив неустойку.
- Суд в Саратове же постановил отказать в возмещении потерпевшему в аварии на основании того, что тот не предоставил доказательств фактически понесённых расходов на ремонт, а Постановление Конституционного суда не предполагает безусловного взыскания изнашивания авто с виновника без доказательств фактически понесённых затрат на оплату услуг автосервиса и покупки деталей.
- Ещё один отклонённый иск к виновнику о взыскании без учёта износа при полученной компенсации со страховой с учётом такового. В удовлетворении иска отказано, так как истец не предоставил доказательств фактически понесённых расходов.
Как избежать взыскания износа самому виновнику?
Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.
Как видно из судебной практики 2022 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.
Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.
Таким образом, вам придётся выбрать из двух зол:
- выплатить указанную разницу по износу в досудебной претензии потерпевшего, где сумма по экспертной оценке, скорее всего, будет завышена,
- ожидать суда, где истец может и не подтвердить реально затраченные деньги расходы на ремонт, и судья откажет в иске, либо сможет, но тогда сумма, скорее всего, окажется меньше той, что указана в «досудебке», но вам также придётся выплатить услуги представителя, а также небольшой моральный вред.
Могут ли взыскать деньги с виновника ДТП, даже если есть полис ОСАГО? За что не платит страховка?
Да, ОСАГО существует для того, чтобы покрыть риски ответственности водителя при его виновности в ДТП. Таким образом, страховка является в данном случае эдакой финансовой подушкой. Однако, она в 2022 году, к сожалению, очень относительна. То есть покрывает она далеко не все виды вреда и ущерба, а, если быть точнее, то даже не полностью те суммы, которые должна покрывать. В этой статье мы исчерпывающе рассмотрим все такие страховые случаи и виды ущерба, когда с виновника ДТП могут законно взыскать выплату полностью или доплату, когда ОСАГО просто не работает, а также выясним, как этого избежать.
Имеют ли право с виновника взыскивать деньги, если есть ОСАГО?
Да. Мы уже рассматривали в одной из наших прошлых статей «зачем ОСАГО, если платит всё равно виновник?», что с причинителя ущерба в ДТП в определённых случаях могут взыскать денежные средства. Плохая новость заключается в том, что случаев таких очень немало. Хорошая – часто можно оспорить по суду как взыскание выплаты сверх ОСАГО, так и полной выплаты с виновника.
Причём, есть целых четыре варианта требования относительно полноты размера причинённого вреда:
- либо страховая компания требует с виновника ДТП всю сумму ущерба,
- второй вариант – когда требование исходит от потерпевшего или пострадавшего в аварии, которому по той или иной причине отказал страховщик,
- и третий – если потерпевший требует доплату сверх ОСАГО.
Это структурирование нам нужно будет для дальнейшего понимания данной статьи в решении задачи о том, по какой причине с виновника пытаются взыскать деньги, если у него есть действующий полис ОСАГО.
Каким образом виновник может узнать о требовании выплаты?
В 2022 году практикуется, в основном, три вероятности для виновника узнать о попытке взыскании с него денег:
- устное требование выплаты или доплаты по той причине, что ОСАГО выплатило мало или страховая отказала вовсе,
- письменная досудебная претензия – более официальный вариант сбора доказательств о попытке потерпевшего досудебного урегулирования спора после ДТП,
- судебный иск – виновник, с которого хотят взыскать деньги, выступает ответчиком в суде, поэтому уведомление его по адресу регистрации обязательно.
Как правило, конкретная ситуация с получением требования в вашем случае может означать вероятность успешного, и главное, менее затратного решения вопроса.
Если с вами потерпевший пытается договориться «полюбовно», то здесь вариант наиболее перспективный. Однако, нужно сначала выяснить все обстоятельства и законность такого требования, разумеется, прежде чем безапелляционно платить деньги.
Если на вас подали в суд, то это значит, в первую очередь, что в случае проигрыша на вас лягут все судебные расходы. И в их числе не только «копеечные» почтовые отправления и транспортные расходы, к примеру, но и услуги юриста, независимая экспертиза и, особенно, судебная экспертиза, которая может стоить очень дорого. Поэтому здесь ещё важнее оценить перспективы исхода дела и профессиональная помощь.
Какие виды ущерба могут потребовать?
Теперь давайте перейдём к делу. Как мы уже указали выше, таких взысканий может быть достаточно много, и большинство из них, к сожалению, полностью основаны на законе.
Доплата №1: за разницу по износу
И начнём мы с одного из самых распространённых оснований для взыскания выплаты с виновника ДТП, даже если у того есть действующая страховка ОСАГО.
Итак, автогражданское страхование призвано обеспечить покрытие ответственности при наступлении причинения вреда автовладельца при использовании транспортного средства. Говоря проще, если вы становитесь виновником ДТП, то образуется обязанность возместить ущерб, причинённый виновными действиями в нарушение ПДД. И вот тут как раз страховые компании должны брать на себя обязанность по такому возмещению, неся и оценивая для себя риск – вы заплатите больше за страховку или страховщик за страховой случай.
Но было бы у нас идеальное государство, если бы это работало без тонкостей. И суть здесь в двух важных нормах законодательства в 2022 году.
- Статья 1072 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что причинитель вреда должен выплатить разницу между реальной стоимостью ущерба и тем, что покрывает страховая компания.
- В то же время пункт 4.1 Единой методики расчёта возмещения по ОСАГО указывает, что такой расчёт производится с учётом износа комплектующих и деталей.
Таким образом, потерпевший в ДТП не обязан (и может не быть в состоянии) отремонтировать автомобиль деталями с износом (проще говоря, б/у запчастями). Но страховщик выплачивает с учётом износа. И тогда по закону у потерпевшего появляется право требовать разницу с виновника ДТП.
Насколько это законно? Да, здесь могут закрасться чёткие сомнения в том, что статья 1072 ГК РФ подразумевает вовсе не такие недоразумения, когда из-за недоработок в законе по сути виновник становится обязанным платить, хотя застраховал свою ответственность. Логичнее было бы предположить, что в этой норме говорится о тех случаях, когда лимита выплаты по ОСАГО (400 000 при вреде имуществу) попросту не хватило.
Но нет! Именно право требования выплаты напрямую с виновника, даже если есть полис ОСАГО, подтвердил Конституционный суд РФ в одном из своих постановлений. И в своих разъяснениях КС сослался именно на статью 1072 Гражданского кодекса.
Можно ли избежать, если есть страховка ОСАГО?
Но не всё так безусловно и безапелляционно, конечно же. Есть и хорошие новости как для потерпевших, так и для виновников происшествий в России.
Дело в том, что не любой расчёт должен считаться с учётом износа. Так, самое важное заключается в том, что закон указывает на расчёт без износа и в то же время первичную обязанность (а не право) страховой отправить пострадавший автомобиль именно на ремонт. И только при наличии оснований для выплаты производится именно последняя.
Так вот, если у страховщика не было законных оснований для выплаты деньгами, и она должна была отправить машину на ремонт, но выплатила по своему усмотрению, тогда и расчёт износа становится незаконным. Такое положение дел подтвердил уже Верховный суд в одном из постановлений.
Более подробно со ссылками на официальные документы о незаконности расчёта износа при выплате вы можете ознакомиться в нашей специальной статье с комментариями Верховного суда РФ.
Но и это ещё не всё. Даже если выплата произведена законно, то потерпевший не может просто так взыскать разницу по расчёту страховой компании и независимой экспертизы. Для взыскания суммы без износа должны быть веские основания в виде подтверждения, что ремонт потерпевшему обошёлся, действительно, дороже, и денег ему не хватило. Так говорит судебная практика 2022 года.
Доплата №2: ОСАГО имеет лимит размера возмещения
В настоящее время максимальная сумма возмещения по ОСАГО ограничена следующими размерами:
- до 400 000 рублей за ущерб имуществу,
- до 500 000 рублей за вред здоровью или гибель людей,
- до 100 000 рублей при оформлении ДТП с помощью европротокола без специальных технических средств и вне Москвы и Петербурга (и до 400 тысяч в противных случаях).
Если причинённый вред выше указанных сумм, то разница снова ложится на виновника ДТП. И здесь всё достаточно просто!
Однако, нужно иметь в виду, что данные лимиты положены каждому пострадавшему/потерпевшему, если их оказалось несколько. Например, если вы ударили две машины, которым причинён ущерб без пострадавших, то размер максимального возмещения будет по 400 тысяч на каждый автомобиль.
Как избежать доплаты или уменьшить размер выплаты?
К сожалению, здесь уже единственный способ – это уличить потерпевшего в попытке необоснованного обогащения. То есть доказать, что ремонт реально стоил дешевле или должен был быть дешевле с учётом среднерыночных цен на запчасти и работу и отсутствием объективной необходимости обращаться в самый дорогой автосервис в городе, к примеру.
Если оформлен европротокол и не хватает максимальной суммы?
В этом случае оспорить европротокол почти невозможно, равно как и потерпевшему получить выплату сверх лимита ОСАГО как со страховой компании, так и с виновника ДТП.
Дело в том, что заполнение европротокола по закону является соглашением между потерпевшим и виновником аварии относительно обстоятельств происшествия. То есть своей подписью потерпевший подтверждает в том числе и оценку размера ущерба. В связи с чем требовать доплату тот не имеет права. И это тоже мнение Верховного суда, о нём мы рассказывали в специальной статье.
То есть это пока первый случай, когда требование доплаты с виновника ДТП, у которого есть страховка ОСАГО, незаконна.
Доплата №3: моральный ущерб и упущенная выгода – только с виновника
Но есть и прямые исключения, которые указываются в самом главном законе для данной статьи – ФЗ Об ОСАГО. Так, пункт 2 статьи 6 перечисляет всё, за что не платит ОСАГО. И среди них как раз фигурируют две выплаты:
- возмещение вреда за причинение в ДТП морального ущерба,
- за упущенную потерпевшим/пострадавшим выгоду в результате аварии.
Увы, но это прямой путь к доплате, помимо основного размера возмещения, который платит страховая компания, уже виновником.
Можно ли избежать и что делать для этого?
Самое главное здесь заключается в том, что, согласно практически повсеместной судебной практике 2022 года, практически никогда с виновника ДТП невозможно взыскать моральный вред при отсутствии вреда здоровью или жизни потерпевших. Проще говоря, если в происшествии пострадали только автомобили участников, то о «моралке» можно забыть. Это так, потому что редкий судья принимает обоснования нравственных и душевных страданий в связи с порчей только имущества.
Но и при наличии обоснования зачастую сам размер доплаты за ДТП в виде компенсации морального ущерба можно существенно снизить на основании статьи 1101 ГК РФ. Так как гражданские судебные дела носят состязательный характер, то потерпевший должен обосновать конкретный предъявляемый виновнику ДТП размер морального вреда, и чаще всего суды их уменьшают.
Выплата №1: регрессное требование как наказание для виновника с ОСАГО
А теперь рассмотрим ситуацию, когда с виновника деньги требует не потерпевший или пострадавший, а его же страховая компания. Это становится возможным, благодаря тому, что законодательство 2022 года предусматривает возможность регресса. Это ситуация, когда страховщик сначала всё выплачивает, но затем эту сумму истребует с причинителя вреда. И сделано это в угоду потерпевшим в ДТП – чтобы регулировать вопросы со страховой, а не обращаться к физическим лицам, у которых денег может и не быть.
Однако, для регрессного требования в законе предусмотрены чёткие основания. Вот их исчерпывающий перечень.
- Регресс устанавливается в случае, если нарушитель совершил ДТП умышленно, но только при наличии пострадавших или погибших.
- Если виновник скрылся с места ДТП, оказался пьяным или отказался от медицинского освидетельствования,
- Если водитель не вписан в список допущенных в полисе ОСАГО.
- Если истёк срок действия техосмотра на автомобиль, и только если авария произошла по причине неисправности этого авто.
- Если виновник не имел права управления этим конкретным транспортным средством.
- Если при оформлении европротокола виновник отремонтировал свой автомобиль ранее 15 дней или не представил страховщику для осмотра.
- Если виновник при оформлении страховки дал неверные сведения, что уменьшило стоимость полиса.
Можно ли избежать и как?
Чаще всего попытки избежать выплаты регресса строятся на одном единственном основании – истечении срока исковой давности, который в 2022 году составляет 3 года. Этот срок начинает исчисляться с даты, когда страховая узнала о своём нарушенном праве (то есть когда узнало о том, что может предъявить регресс). Обычно этой датой считается дата выплаты потерпевшему.
Шутка ли, но страховые очень часто запаздывают с подачей иска в суд на регресс. Однако, других возможностей, если требование основано на одном из указанных в списке выше условий, увы, нет.
Выплата №2: исключения покрываемых рисков по ОСАГО
Выше мы писали, что есть прямо указанные законом исключения, которые не покрываются страховкой. И исчерпывающий их перечень приведён в статье 6 ФЗ:
- упомянутые выше моральный вред и упущенная выгода,
- если вред причинён другим автомобилем, нежели указан в страховке ОСАГО,
- если вы участвовали на машине в соревнованиях, учебной езде или испытаниях в специально отведённых для этого местах,
- если вред причинён окружающей среде,
- если вред причинён грузом в машине, и этот груз должен был быть застрахован,
- если вы повредили свой собственный автомобиль (даже другой, принадлежащий вам),
- и ещё небольшой ряд редких случаев.
Во всех этих ситуациях выплату за причинённый ущерб могут требовать напрямую с виновника ДТП, несмотря на то, что у вас есть полис ОСАГО.
Выплата №3: полис оказался фальшивый
Липовый договор ОСАГО, конечно же, также должен освобождать страховщика от выплаты по ОСАГО. И тогда потерпевший вправе требовать деньги с виновника ДТП, который приобрёл фальшивую страховку, решив изначально сэкономить.
Однако, есть и в этом правиле исключение – если сам виновник не знал о том, что полис поддельный, и ему его продали, похитив бланки у страховщика, тогда уже это не освобождает страховую от выплаты. Так разъяснил Верховный суд РФ в Определении №57-КГ16-5.
С меня взыскивают выплату, потому что страховая отказала – это правомерно?
Нет. Если у вас был полис ОСАГО, и речь не идёт об одном из требований, перечисленных выше или не упомянутых в данной статье, но законных, то потерпевшие или пострадавшие должны обращаться в страховую компанию.
Однако, по закону потерпевший имеет право подать иск в суд ко всем возможным ответчикам. Чаще всего происходит так, что ответчиком по иску объявляется страховая компания, а соответчиком – виновник ДТП. И в этом случае для вас также должно быть всё просто – даже если вы не явитесь в суд, судья должен правильно определить должного ответчика и взыскать возмещение со страховой.
Ситуаций, однако, может быть превеликое множество, равно как и тонкостей в каждой из них. Поэтому лучше всего разбираться в каждом конкретном таком деле, а выше мы изложили лишь общий принцип работы законодательства в этом отношении.
Что ещё может грозить виновнику после ДТП?
Не стоит также забывать о том, что виновника, помимо гражданской ответственности и доплаты сверх ОСАГО, может ожидать ещё и административная, уголовная и иная. В целом, вам могут грозить следующие последствия в зависимости от обстоятельств ДТП:
- штраф ГИБДД за допущенное нарушение, которое привело к аварии, а также другие нарушения, которые были выявлены, но не стали причиной происшествия,
- лишение водительских прав, арест или иные наказания за те же деяния,
- регрессное требование по ОСАГО вследствие наступления условий, когда это становится законным (см. список выше),
- доплата по износу, если превышен лимит выплаты и в других случаях,
- повышение коэффициента бонус-малус в следующем страховом периоде (при вашей виновности и строго при наличии обращения потерпевшего за возмещением).
Нужно ли виновнику что-то делать со своей страховкой после ДТП?
Да. У виновника после аварии остаётся обязанность в максимально короткие сроки сообщить о страховом случае в свою компанию, в которой приобретался полис ОСАГО.
Однако, это обязанность, которую никто практически никогда и не исполняет? Почему? Да потому что ответственности за это в 2022 году нет. Ранее была возможность регресса, если вы не уведомили страховщика о ДТП в случае его оформления по европротоколу. Но и это опасное последствие отменили.
Что делать, если страховая компания требует возместить ущерб?
Страховая компания может требовать возместить ущерб с виновника ДТП двумя способами — в порядке регресса или суброгации. В обоих случаях действуют статьи ГК РФ (1081 и 965 соответственно). При регрессе требование основано на возмещении ущерба по полису ОСАГО, а во втором — по страховому договору КАСКО. Алгоритм остается неизменным. Страховая компания сначала сама осуществляет выплаты, а после истребует деньги с клиента через суд.
Рассмотрим, когда страховщик вправе требовать возмещения убытков, какие возможны последствия, и в чем отличия суброгации от регресса.
Сроки передачи извещения
На практике бывают ситуации, когда страховая компания требует возместить ущерб за ДТП не сразу, а по прошествии определенного временного промежутка после аварии. К примеру, страховщик обращается к виновнику спустя два с половиной года. Во избежание проблем в будущем автовладельцу рекомендуется сохранить и не выбрасывать бумаги о ДТП в течение трех лет (период исковой давности). По закону именно в этот срок страховщик вправе обратиться к клиенту с требованием вернуть ранее выплаченную сумму.
Если извещение пришло, не нужно паниковать или принимать крайние меры (продавать недвижимость, брать деньги в долг и так далее). Возникшие затруднения при грамотном подходе легко решить. Для этого требуется помощь юриста, оценивающего сложившуюся ситуацию и предлагающего способы выхода из ситуации. Эксперт в юридической сфере оценивает вероятность выигрыша в суде и защищает интересы клиента.
Автовладелец должен сразу принять решение — согласен он с требованиями страховщика или нет. В случае отрицательного ответа без подачи искового заявления и разбирательства в судебном органе не обойтись.
Основания
Задача любого страховщика заключается в получении дохода и поиске любого способа уклониться от выполнения финансовых обязательств. Желание компании вернуть потраченные средства легко объяснить (тем более, если для этого имеются законные основания). При этом деньги можно истребовать только с виновной стороны.
Автовладельцы, столкнувшиеся с такой ситуацией, интересуются законностью действий страховщика. По закону выделяется только два пути, когда страховщик вправе потребовать возврата выплаченных средств:
- Суброгация — право страховой фирмы, обслуживающей виновника происшествия, требовать от клиента денег, перечисленных в качестве возмещения ущерба для ремонта транспортного средства. Возможность суброгации появляется после выполнения финансовых обязательств и перечисления необходимой суммы. Иными словами, пострадавшее лицо получило компенсацию и не имеет претензий ко второй стороне ДТП. Право истребования перечисленной суммы получает страховая компания. Подобные обстоятельства характерны при наличии у виновника полиса КАСКО (добровольного страхования). Ущерб должен компенсироваться по условиям этого договора.
- Регресс— не менее распространенный термин, встречающийся в области страховых услуг. Страховщик как бы наказывает виновника за преступление, имеющее место на проезжей части. Наступление регрессии возможно в нескольких ситуациях. Распространенные причины — поездка на ТС без доверенности, отсутствие водителя в полисе ОСАГО, умышленное причинение аварийной ситуации на дороге. Требование регресса возможно и в других обстоятельствах — при сокрытии виновника с места аварии или нахождении водителя в состоянии опьянения (под действием наркотиков, алкоголя или иных средств).
В соглашении со СК часто указываются причины, по которым страховщик вправе не производить выплаты. В этих пунктах рассмотрены ситуации, которые не относятся к страховым случаям. Иными словами, страхователь по ОСАГО нарушает условия оформленного полиса, поэтому СК снимает с себя ответственность и требует возврата ранее выплаченных средств. Как результат, задача покрытия ущерба переходит к виновной стороне.
Случай из практики
После ДТП страховая компания требует возместить ущерб, хотя с момента происшествия прошло два года. Во время аварии пострадала собственность третьего лица, поэтому страховщик выплатил требуемую сумму по КАСКО, но теперь пытается вернуть ее обратно. На момент аварии у виновной стороны был договор ОСАГО, поэтому по условиям полиса страховщик должен выплатить пострадавшей стороне 0,4 млн рублей. Если размер ущерба превышает указанный лимит, страховая организация перечисляет только 0,4 миллиона, а остальная сумма ложится на плечи виновной стороны.
На первый взгляд, ситуация понятна. Трудности возникают при наличии двух и более виновников аварии. Аналогичная проблема характерна при отсутствии установленного виновника, когда в ДТП участвует два человека, но вина ни одного из них не установлена. К примеру, водители столкнулись друг с другом из-за гололедицы на дороге.
При таких обстоятельствах каждый страховщик защищает интересы своего клиента и действует в личных интересах. Раскошеливаться никто не горит желанием, поэтому дело передается в судебный орган для определения истинного виновника происшествия (если в результате споров его не удалось установить).
СК имеют огромный опыт таких дел, подключают к работе штат юристов, знающих лазейки страхового законодательства. Вот почему автовладельцу трудно защищаться без соответствующей поддержки. Лучший путь — сразу обратиться к юристу и доверить ему работу по защите интересов в суде. Только опытный человек может разобраться в сложившихся обстоятельствах и предложить оптимальные пути для устранения трудностей.
Последствия для ответчика
Рассмотрим ситуацию, когда страховая компания обратилась с иском в судебный орган с требованием вернуть выплаченную ранее сумму. Автовладельца (ответчика) ожидают такие последствия:
- лицо возвращает страховщику полную сумму;
- виновник передает меньше запрашиваемого объема средств;
- ответчик вообще не возвращает деньги.
Второй и третий пункт вызывают наибольший интерес у ответчиков и требуют детального рассмотрения. Такой результат возможен в случае привлечения опытного юриста. Многие экономят на адвокатах, а в результате проигрывают суд и выплачивают еще большую сумму. Требование страховщиков о возврате выплаченной суммы — тот случай, когда без помощи опытного эксперта не обойтись.
Адвокаты знают нюансы работы СК, умеют обходить «острые углы» и помогают должникам быстрее избавиться от возникшей проблемы. Бывают ситуации, когда страховая компания требует больше положенной суммы. Иногда страховщики злоупотребляют положением и могут использовать разные пути для получения дохода:
- Указание неправдивой информации в документах.
- Корректировка информации.
- Угроза необходимости компенсации издержек судебного органа.
В распоряжении СК много инструментов, позволяющих надавить на автовладельцев и получить желаемую сумму. Задача юриста на этом этапе — внимательно изучить дело клиента, убедиться в подлинности переданной информации, изучать результаты экспертизы (требуется привлечение эксперта). Во многих случаях юридическая поддержка гарантирует защиту интересов автовладельца. При благоприятном стечении обстоятельств адвокаты добиваются частичного покрытия иска или отказа в удовлетворении.
Запреты для виновника
Выше указано, что делать при обращении страховщика в суд с требованием возмещения ущерба. Главное — поддерживать участие в процессе и не позволять делу решаться самому. Даже при отсутствии оснований для удержания средств автовладельцу нужно защищать личные интересы и приводить соответствующие доказательства. Наличие письменного уведомления о подаче в суд является индикатором, подталкивающим страхователя к выполнению комплекса действий, в том числе к найму юриста.
Отсутствие ответчика в суде повышает шансы страховщика на победу и возмещение ущерба. К примеру, автовладелец уверен в правоте и знает, что ничего не обязан страховой фирме. Он рассчитывает на адекватность судебного органа и его способность самостоятельно разобраться в ситуации. В результате человек игнорирует уведомление и не приходит на заседания. При таких обстоятельствах можно быть уверенным в удовлетворении иска судебным органом.
Единственное спасение — оспаривание решения судебного органа, но на это уйдет больше времени, сил и денежных средств. Вот почему нельзя затягивать с процессом — важно сразу действовать и защищать личные интересы.
Как быть в случае недавнего признания вины
В жизни распространена ситуация, когда автовладелец попадает в аварию, является виновной стороной, а у потерпевшего в распоряжении имеется полис КАСКО. Вторая сторона получила денежные выплаты и, казалось бы, ни у кого нет претензий. Но это не повод расслабляться. У СК имеется три года для оформления искового заявления. Во избежание трудностей в будущем необходимо сделать такие шаги:
- прийти и лично присутствовать в процессе осмотра транспортного средства (лучше взять с собой независимого эксперта, готового высказать личную точку зрения);
- узнать о результатах расчетов страховщика.
Страховая организация часто специально увеличивает стоимость ущерба машины потерпевшей стороны. При этом на практике авто ремонтируется при минимальных расходах на партнерском сервисе. Впоследствии человек получает счет, понимая невозможность его погашения. Вот почему присутствие автовладельца на всех этапах вычислений имеет ключевое значение. Это гарантирует контроль и отсутствие обмана.
Польза юридической помощи
В прошлых разделах неоднократно отмечалась польза привлечения юристов. Опытный адвокат изучает дело, после чего выбирает подходящую стратегию защиты. На практике выделяется несколько вариантов:
- Снижение размера ущерба при аварии. Если страховщик выплачивает деньги пострадавшей стороне или страхователю, виновник вправе потребовать изменения суммы выплат. СК может просить компенсации ущерба при условии правильных расчетов. В остальных случаях действия организации неправомерны.
- Обжалование законности требований. При таких обстоятельствах юрист изучает документацию по делу, используемую для стягивания средств с автовладельца. При наличии ошибок или отсутствии каких-либо бумаг требование СК незаконно. Страховщик теряет право истребовать выплату ущерба с виновника аварии.
- Изменение статуса ответчика. Иногда юристы берутся обжаловать вину участника ДТП, который первоначально признан виновной стороной. Если СК уверяет в наличии вины у ответчика, последний вправе доказать обратное и защитить таким способом свои интересы.
Успех мероприятия зависит от многих факторов, начиная с документальной базы, заканчивая опытом привлекаемого адвоката.
Осторожно, мошенники
Последние годы распространена ситуация, когда страхователь требует покрытия ущерба на сумму, превышающую размер ущерба. При этом СК передает для изучения подозрительные расчеты. Привлечение юриста позволяет оспорить такие результаты через суд или в досудебном порядке. Следовательно, не нужно торопиться с оплатой счета по выставленной претензии. При наличии сомнений в реальности суммы ремонта важно разобраться в бумагах, содержащих необходимые сведения, и проверить правдивость расчетов.
При изучении вычислений важно учесть следующие моменты — соответствие проведенных работ уровню повреждений, наличие лишних деталей в перечне, неоднократный учет одной и той же операции, стоимость часа работы и так далее. Во всех этих составляющих возможны ошибки. Иногда СК идут еще дальше — они подделывают документы, рассчитывая на некомпетентность ответчика. В таком случае потребуется помощь юриста, готового вывести обманщиков на «чистую воду».
Итоги
Если страховая компания требует возместить ущерб, лучшее решение для виновника — сразу связаться с юристом. Специалист изучает ситуацию, разрабатывает правильную стратегию и помогает уйти от финансовых обязательств.
Что делать, если страховая подала в суд на виновника ДТП?
Я виновник ДТП, на меня подали в суд, что делать? С этим вопросом предстоит столкнуться автовладельцу или пешеходу, по вине которых был причинен имущественный ущерб, либо вред здоровью и жизни граждан. Возможность взыскать сумму ущерба в порядке регресса предоставлена страховой компании, выплатившей компенсацию застрахованному лицу. О порядке взыскания, и вариантах действий виновного лица, расскажем в этой статье.
Когда могут взыскать
Непосредственно после столкновения автомобилей, участники ДТП оформляют документы для компенсации ущерба. Если характер повреждений незначительный, а в аварии отсутствуют пострадавшие граждане, оформляется извещение о ДТП по программе Европротокола. При наличии серьезных последствий (телесные повреждения или смерть граждан, ущерб на сумму свыше 50 тыс. руб.), на место ДТП вызывается инспектор ГИБДД.
Одним из ключевых обстоятельств, которые должны зафиксировать участники аварии, является вина одного или нескольких граждан. Наличие вины фиксируется одним из следующих способов:
- при оформлении Европротокола – автовладельцы сами подтверждаются этот факт в извещении о ДТП;
- при вызове на место аварии сотрудника ГИБДД – составляются административные протоколы, а подтверждение вины происходит в судебном порядке;
- если в аварии установлена вина обоих водителей, в судебном процессе будет определяться степень виновности каждого из них.
Для получения компенсации по ОСАГО или КАСКО, гражданин обращается в свою страховую компанию и представляет извещение о ДТП, либо справку из ГИБДД, либо судебный акт с определением степени вины. На основании указанных документов проводится оценка повреждений, а страховая компания перечисляет выплату в денежной форме или выдает направление на ремонтные работы.
После расчета с застрахованным лицом, у страховой компании возникает право суброгации, т.е. регрессного требования к непосредственному виновнику аварии. Это влечет следующие последствия:
- страховая компания может предъявить требование о полном возмещении ущерба, в пределах выплаченной суммы компенсации;
- если виновное лицо отказывается платить, страховщик может направить исковое заявление в суд;
- взыскать могут только сумму ущерба, которую страховая компания фактически перечислила пострадавшим – для полиса ОСАГО максимальный размер выплат определен на законодательном уровне, а по КАСКО эту сумма фиксируется в полисе.
Помимо страховой компании, иск к виновнику может предъявить и сам пострадавший. Это происходит в случаях, когда суммы страхового возмещения оказалось недостаточно для полного возмещения вреда, либо при законном отказе страховщика в выплатах. Также исковое заявление может содержать требование о компенсации морального вреда, тогда как страховая компания не вправе заявлять такой иск.
Как происходит взыскание
Если страховая подала в суд на виновника ДТП, она должна доказать не только размер выплаченной компенсации. Доказывание вины в столкновении машин и причинении ущерба также входит в обязанности истца, т.е. страховой компании. Для этого используется извещение о ДТП, справка ГИБДД и постановление суда о назначении наказания по КоАП РФ.
В зависимости от последствий ДТП, в содержание иска могут включаться следующие требования:
- регрессное возмещение суммы страховки, выплаченной по полису ОСАГО — имущественный и физический ущерб;
- возмещение страховки по полису КАСКО;
- расходы, которые страховая компания понесла при урегулировании спора с застрахованным автовладельцем.
Как указывалось выше, требование о возмещении морального вреда не может включаться в иск, предъявленный страховой компанией.
Учтите, что обращение с регрессным иском является правом, а не обязанностью страховщика. Кроме того, для реализации права на суброгацию закон устанавливает предельный срок исковой давности – 3 года. Обращение с иском после истечения указанного срока позволяет ответчику предъявить в суд ходатайство о прекращении дела.
Как правило, процедура возмещения ущерба происходит путем направления претензии в адрес виновника аварии. Уже на этой стадии вы можете использовать следующие варианты защиты:
- обратиться за помощью к юристу, который будет выступать вашим представителем на досудебных и судебных стадиях спора;
- запросить у страховщика полный комплект документов, связанный с оценкой повреждений и расчетом суммы выплат;
- потребовать доказательства фактической выплаты компенсации застрахованным лицам.
Если вина в ДТП подтверждена судебным актом, его можно оспорить только в случае, если не истекли сроки на подачу жалобы. Кроме того, доказанный факт нарушение ПДД еще не означает, что все повреждения у застрахованного автомобиля наступили по этой причине. В каждом деле нужно устанавливать причинно-следственную связь между виной в ДТП и наступившими последствиями.
Если вина в ДТП объективно подтверждается материалами дела, а претензия оставлена виновником без удовлетворения, направляется исковое заявление в суд. При этом в адрес ответчика должен быть направлен полный комплект документов, связанный с взысканием:
- процессуальные протоколы и акты, составленные на месте происшествия;
- судебные постановления;
- извещение о ДТП;
- экспертное заключение, в котором указаны повреждения автомашине и имуществу, а также сделана оценка ущерба;
- документы, подтверждающие причинение телесных повреждений гражданам;
- страховой полис ОСАГО или КАСКО, по которому осуществлялись выплаты;
- копии платежных документов, подтверждающие фактическое перечисление компенсации.
Если для защиты по делу вы обращаетесь к юристу, нужно оформить доверенность через нотариальную контору. В этом случае представитель сможет совершать все действия в ваших интересах, в том числе участвовать в судебном разбирательстве.
При подготовке возражений и отзыва на иск, нужно обратить внимание на следующие моменты:
- обоснованность размера исковых требований – сумма иска должна соответствовать акту оценки, а страховая компания может умышленно завышать размер требований;
- правильность оформления экспертного заключения – выявленные повреждения должны соответствовать извещению о ДТП, а при выявлении скрытых дефектов они должны быть обоснованы выводами эксперта;
- все повреждения машине или иному имуществу, а также вред здоровью гражданам, должны быть следствием аварии – если вред наступил при воздействии дополнительных факторов и обстоятельств, иск будет отклонен или сумма взыскания существенно уменьшится.
Даже при доказанной вине ответчика в ДТП, можно оспорить экспертное заключение. При проведении экспертизы каждый участник аварии должен быть извещен о месте и времени обследования. Если виновник столкновения не получал такого уведомления, заключение эксперта можно оспорить и отменить в судебном порядке.
Также нужно обратить внимание на содержание экспертного заключения автооценщика. Как правило, страховая компания направляет автомобиль к собственному оценщику – в этом случае велика вероятность необъективной экспертизы. Необходимо сверить характер и степень повреждений с процессуальными документами, составленными на месте аварии. Даже единичное несоответствие вызовет обоснованные сомнения в достоверности экспертного заключения.
При обращении за страховыми выплатами автовладельцы нередко пытаются получить компенсацию за повреждения, существовавшие на момент столкновения. Только доскональная проверка акта осмотра автомобиля и выводов эксперта позволит установить такие факты и добиться снижения суммы ущерба. При наличии возможности, по ходатайству ответчика может назначаться повторная экспертиза через независимого оценщика.
Размер исковых требований должен соответствовать сумме компенсации, которую выплатила страховая компания по полису ОСАГО или КАСКО. Указанная выплата может не соответствовать фактическому размеру ущерба, поскольку каждый полис предусматривает предельную сумму страхового возмещения. Попытка страховщика взыскать полную сумму ущерба, если она выше выплаченной компенсации, повлечет частичный или полный отказ в удовлетворении иска.
Дополнительные варианты защиты
Если извещение о ДТП или справка ГИБДД содержат пункт об обоюдной вине водителей, этот момент будет учитываться при рассмотрении иска. Не допускается удовлетворение регрессных требований в полном объеме только с одного из автовладельцев, если по документам следует обоюдная вина. В этом случае суд должен определить степень вины каждого из участников аварии, после чего сумма иска будет пропорционально уменьшена.
Закон допускает и ряд иных вариантов защита прав граждан:
- после вынесения судебного акта можно заявить ходатайство о рассрочке платежей – суд установит график выплат с учетом материального положения ответчика;
- допускается предоставление отсрочки по взысканным выплатам – суд может дать несколько месяцев до момента первого платежа;
- после направления документов в службу ФССП, принудительное удержание из заработка может осуществляться в размере, не превышающем 50% от ежемесячных доходов.
Если вы своевременно обратиться за помощью профессионального юриста, можно рассчитывать на отклонение иска по причине пропуска срока давности, либо на существенное уменьшение размера взысканной суммы. Еще одним вариантом решения проблемы может стать заключение мирового соглашения, по условиям которого сумма взыскания может существенно уменьшаться.