24 апреля 2019 года вступили в силу поправки в уголовный кодекс, которые касаются наказания для водителей, виновных в ДТП. Теперь если уехать с места аварии, в которой кто-то сильно пострадал, то накажут так же, как если бы ДТП произошло из-за пьяного водителя. В некоторых случаях не получится обойтись принудительными работами — точно посадят.
Всем водителям на заметку.
Что будет, если уехать с места ДТП
Если водитель пьяный или оставил место ДТП с пострадавшими, его могут привлечь к уголовной ответственности. Теперь наказание для пьяных и сбежавших водителей одинаковое.
Тяжкий вред здоровью | до 4 лет или принудительные работы |
В аварии погиб человек | от 2 до 7 лет |
Погибло несколько человек | от 4 до 9 лет |
Последствия ДТП
Срок лишения свободы
Тяжкий вред здоровью до 4 лет или принудительные работы В аварии погиб человек от 2 до 7 лет Погибло несколько человек от 4 до 9 лет
Раньше за оставление места ДТП не наказывали как за алкоголь. Можно было снизить ответственность и получить ограничение свободы или обязательные работы вместо реального срока. Теперь таких шансов нет.
Кого это касается?
Поправки касаются всех водителей. Изменения внесли в статью уголовного кодекса, где идет речь о наказании за ДТП, в котором пострадали или погибли люди. По закону уезжать с места ДТП нельзя никогда — даже если вред причинен только чужой машине. За это как минимум оштрафуют.
Екатерина Мирошкина
Но если по вине водителя кому-то причинен тяжкий вред или кто-то умер, применяют уже не административный, а уголовный кодекс: могут назначить принудительные работы или реальный срок. С 24 апреля эта статья УК изменилась.
Зачем понадобилось вносить поправки?
Наказание за ДТП с тяжким вредом или смертью зависело от того, в каком состоянии был водитель, который виноват. Для трезвого водителя наказание было меньше, чем для пьяного.
Например, если водитель по неосторожности стал виновником ДТП с беременной женщиной и она потеряла ребенка, то трезвому грозило максимум 2 года лишения свободы, а пьяному — 4 года.
Если в таком ДТП кто-то погиб, то трезвому водителю могли назначить принудительные работы, а пьяному — только реальный срок до 7 лет.
Более строгое наказание назначали по результатам проверки на алкоголь и наркотики, которую всегда проводят при ДТП. Если водитель отказывался от освидетельствования, это тоже приравнивали к опьянению и применяли статью как для выпившего или под воздействием наркотиков. Такое условие было в примечании к статье 264 УК.
Но некоторые водители уезжали или убегали с места аварии: кто-то в шоке, а кто-то — чтобы не проходить проверку. А через день сдавались полиции: я, мол, сам пострадал и испугался, но теперь каюсь и готов отвечать. Проверить их на алкоголь было уже нельзя. И от освидетельствования они как бы не отказывались: вот он я, готов сдать анализы. Признать такого сбежавшего водителя пьяным в момент ДТП было нельзя, поэтому его наказывали как трезвого, например назначали принудительные работы вместо тюрьмы.
Получалось, что любой пьяный водитель мог просто убежать с места тяжелой аварии и так уменьшить себе наказание. Сбежавший пьяный водитель получал преимущество по сравнению с тем, кто тоже выпил, но остался на месте и не прятался. Сделать с этим ничего не могли: формулировки в уголовном кодексе помогали уходить от строгого наказания.
Но потом все это дошло до Конституционного суда, который сказал, что так нечестно и нужно менять закон, чтобы и пьяным, и сбежавшим водителям досталось одинаково.
Что изменилось для водителей, виновных в ДТП?
С 24 апреля водитель, который покинул место аварии, ответит так же, как если бы он был пьян. И неважно, выпил ли он на самом деле или уехал в шоке и с травмой. Нет на месте после ДТП — получил срок в два раза больше.
Уезжать с места аварии даже в опьянении теперь нет никакого смысла. Это не поможет уменьшить наказание. Причина, по которой водитель ушел или уехал, не имеет значения. Это не значит, что водителя автоматически признают пьяным, как при отказе от проверки на алкоголь. Просто наказание теперь уравняли: для пьяных оно такое же, как для сбежавших.
Изумительная история 21.08.17
Наказание за ДТП с тяжким вредом или смертью
Водитель нарушил ПДД и по неосторожности причинил тяжкий вред | ограничение свободы | до 3 лет |
принудительные работы | до 2 лет | до 3 лет |
арест | до 6 месяцев | |
лишение свободы | до 2 лет | до 4 лет |
В аварии погиб человек | принудительные работы | до 4 лет |
лишение свободы | до 5 лет | от 2 до 7 лет |
Погибло несколько человек | принудительные работы | до 5 лет |
лишение свободы | до 7 лет | от 4 до 9 лет |
Причинен тяжкий вред
Водитель остался
ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев или лишение свободы до 2 лет
Водитель пьяный или уехал принудительные работы или лишение свободы до 4 лет В аварии погиб человек
Водитель остался принудительные работы до 4 лет или лишение свободы до 5 лет Водитель пьяный или уехал лишение свободы от 2 до 7 лет Погибло несколько человек
Водитель остался принудительные работы до 5 лет или лишение свободы до 7 лет Водитель пьяный или уехал лишение свободы от 4 до 9 лет
Если никто не пострадал, водителя все равно могут наказать по УК
Этот же закон внес поправки еще в одну статью уголовного кодекса — 264.1. По ней наказывают водителей, которые хотя и не причинили никому вред, но сели за руль пьяными и раньше были судимы за нетрезвое вождение или тяжелое ДТП в пьяном виде.
Вот что им грозит:
- штраф — от 200 до 300 тысяч рублей;
- обязательные работы — до 480 часов;
- принудительные работы — до 2 лет;
- лишение свободы — до 2 лет.
Это значит, что если водителя в течение года уже лишали прав или штрафовали за езду в пьяном виде и вот он попался снова, то придется заплатить минимум 200 тысяч рублей. Факт ДТП не имеет значения: преступление по статье 264.1 УК считается совершенным, когда машина с пьяным водителем тронулась с места. Никто может не пострадать и тем более не умереть, но накажут уже не по КоАП, а по УК.
Но поправки уточнили, что в случае с судимостью, которая была за пьяную аварию с тяжким вредом, это касается именно и только опьянения, а не оставления места ДТП. Если водитель сбежал и опьянение не доказано, то, когда его еще раз поймают пьяным за рулем, статью 264.1 УК не применят. Раньше просто упоминались части статьи 264 УК, а теперь есть уточнение, что важно именно опьянение. Так что у некоторых водителей все равно будет резон сбегать с места аварии без пострадавших, чтобы сэкономить сотни тысяч рублей. Но за такое можно лишиться прав на полтора года, потому что за оставление места ДТП в любом состоянии все равно накажут. Но тут уже кому что дешевле.
Снизить штраф за вождение в пьяном виде не получится: малозначительными такие нарушения не признают, а получить скидку 50% даже при оплате за 20 дней не разрешают.
Ну и что? 04.04.19
Екатерина Мирошкина Поделитесь мнением, как это повлияет на количество ДТП и поведение водителей?
вроде бы и правильнее стало, но не со всех сторон. нормальный человек и так понимает, что сбегать с места ДТП — не есть хорошо, а водить в нетрезвом виде так вообще. Для трезвых водителей условия стали жестче. А если пьяный попал в ДТП, стал его виновником и видит, что там могут быть жертвы, то ему всё равно, получается, лучше скрыться по нескольким причинам:
— если останется, то привлекут по всей строгости за езду в пьяном виде и вину в ДТП (тут тебе и штраф за езду в нетрезвом виде 30к если первый раз, лишение ВУ на срок от 1.5 до 3 лет, отказ страховых на возмещение ущерба (даже если это КАСКО), резкое повышение коэффициента бонус-малус и дальнейший суд, где еще могут добавить условный/реальный срок),
— если скроется, то его, может быть, вообще не найдут — на это и будут прежде всего надеяться пьяные водители. А если найдут, то, когда опьянение пройдет, и он скажет, как было отмечено в статье, что был в шоке, испугался, не знал, что делать и уехал. И, допустим, его нашли/сам сдался на следующий день/через несколько дней. Здесь по новым правилам он получает реальный срок от 2 лет и выше, но суд, возможно, пойдет ему навстречу как раз, потому что он был «трезв» за рулем и сам сдался, и даст минимальное наказание. А если бы он остался в пьяном виде на месте ДТП, то вряд ли ему дадут минимальное наказание, и тогда он может получить все 7 лет + все вытекающие из первого пункта + повышенные штрафы за повторное подобное нарушение.
Поэтому очень сомнительно, что это будет работать для пьяных водителей. Но, возможно, среди трезвых станет больше порядочных, это да.
Неумышленное оставление места дтп
Подборка наиболее важных документов по запросу Неумышленное оставление места дтп(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- ДТП:
- Аварийный комиссар
- Взыскание ущерба от ДТП с работника
- Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
- Возмещение вреда здоровью при ДТП
- ДТП это
- Ещё.
Судебная практика: Неумышленное оставление места дтп
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2022 N 16-2656/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об изменении постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ за невыполнение обязанностей в связи с ДТП.
Решение: Отказано. Доводы жалобы о незначительности повреждений, которые причинены принадлежащему потерпевшему автомобилю, отсутствии умысла на оставление места ДТП вследствие неочевидности для него наезда, а потому об отсутствии в действиях П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверены нижестоящими судьями и обоснованно отклонены, поскольку материалами дела такие доводы не подтверждаются. Обстоятельства, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие, характер повреждений обоих транспортных средств, объективно свидетельствуют о том, что столкновение было для П. очевидным, и он был осведомлен о своем участии в дорожно-транспортном происшествии.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.09.2022 N 16-6278/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за невыполнение обязанностей в связи с ДТП.
Решение: Отказано. Довод жалобы о том, что М. необоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в его действиях отсутствовал умысел оставить место дорожно-транспортного происшествия, не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения и не исключают административную ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Неумышленное оставление места дтп
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Оставление места ДТП как квалифицирующий признак преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
(Зубцов А.А., Зубцова А.О.)
(«Уголовное право», 2020, N 4) Действительно, статьей 265 УК РФ по ее буквальному смыслу предусматривалась ответственность за побег с места аварии, мотивы которого могли быть абсолютно разными, например, сокрыть факт нахождения виновного в состоянии опьянения в момент происшествия, для чего в настоящее время и введен аналогичный по содержанию квалифицирующий признак. В свою очередь, более широкое толкование правоприменителя относило к рассматриваемому составу не только сам факт оставления места ДТП, но и невыполнение ряда обязанностей, предусмотренных ПДД РФ, по оказанию помощи потерпевшим, что давало повод рассматривать анализируемую норму в качестве частного случая оставления в опасности (ст. 125 УК РФ). По одному из дел Б. был признан виновным в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, в оставлении места ДТП с наступлением смерти потерпевшего и в заведомом оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии. Изменяя приговор, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что ст. 265 УК РФ (в действовавшей на тот период редакции) является специальной нормой по отношению к ст. 125 УК РФ. Согласно ч. 3 ст. 17 УК РФ при наличии общей и специальной норм уголовная ответственность должна наступать только по специальной норме .
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия: подходы судебной практики
(Ямашева Е.В., Левоненкова Т.А.)
(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2019) Анализ законодательства государств — участников СНГ показывает, что правовое регулирование ответственности за рассматриваемое правонарушение в целом аналогично российскому (ч. 2 ст. 18.17 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, ч. 2 ст. 611 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, ч. 2 ст. 248 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, ст. 334 Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях). Различие заключается в санкциях указанных норм: за оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, предусмотрены такие виды административного наказания, как штраф либо лишение права управления транспортными средствами. Сравнительный анализ санкций, предусмотренных КоАП РФ и кодексами об административных правонарушениях перечисленных выше стран, свидетельствует о том, что в России установлены наиболее строгие виды наказаний — лишение права управления транспортными средствами либо административный арест до 15 суток. В законодательстве об административных правонарушениях Армении такой состав проступка, как оставление места ДТП водителем, участником которого он является, не предусмотрен. Однако норма об ответственности водителя за оставление места ДТП содержится в уголовном законе Армении (ст. 244 УК Армении) . Согласно указанной статье УК Армении водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за оставление места ДТП в случае причинения по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Нормативные акты: Неумышленное оставление места дтп
«Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год» Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК Российской Федерации тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение — с точки зрения последствий своего поведения — по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018
«Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года» Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК Российской Федерации тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение — с точки зрения последствий своего поведения — по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился. Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции. Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу. Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено. Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды. Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево. Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия. Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения. То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит. Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды. Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП. В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял. Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью. В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства. Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38. По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года. Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий. Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают. В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс. Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды. Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве. Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч. Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч? Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Штраф за оставление места ДТП
Если водитель по неосторожности поцарапал другой авто на стоянке или уехал после серьезной аварии — это правонарушение. Его могут лишить водительского удостоверения. Рассказываем, можно ли отделаться штрафом за уезд с места ДТП, как поступить, когда второй водитель уехал, и как не получить штраф самому.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секундЧто значит покинуть место ДТП
Иногда автовладельцы попадают в ДТП. Например, сбивают пешехода, сталкиваются с другой машиной на дороге или царапают ее на парковке. Если после такого сразу уехать — считается, что водитель покинул место аварии. Это грубое нарушение.
Часто скрыться пытаются пьяные водители, так как за пьяную езду наказание строже — 30 000 рублей штрафа и лишение на два года. Какие штрафы за вождение в нетрезвом виде
Оставлять место ДТП нельзя, но можно переместить машину. Более того, водитель обязан это сделать, если она мешает проезду других авто и не пострадали люди. Вот как различаются эти понятия:
- оставление места — машина задела другую и уехала;
- перемещение — машина задела другую и отъехала на обочину, чтобы не перекрывать дорогу.
Когда запрещено оставлять место аварии
Если в аварии пострадали люди или чужой автомобиль, уезжать с места ДТП запрещено. Водителя привлекут к ответственности за оставление места ДТП. За это лишат прав или арестуют на 15 суток.
Когда разрешено оставить место ДТП
Оставление места ДТП разрешено только в двух случаях:
- нет пострадавших,
- поврежден один автомобиль и есть схема ДТП.
Схема ДТП — это нарисованная от руки траектория движения машин до того, как они столкнулись. На схеме изображают знаки, разметку и части дорожной инфраструктуры типа бордюров и светофоров. Так можно задокументировать нарушения ПДД, которые привели к аварии. Инспектор прикрепляет схему к справке о ДТП. Эти документы нужно будет приложить к извещению о ДТП и подать в страховую.
Причины оставления места ДТП
ДТП — стресс для водителя. В таком состоянии он может принять неверное решение. Вот несколько причин, по которым водители скрываются с места аварии:
- автовладелец не знал, что уезжать нельзя;
- хотел уйти от ответственности. Так бывает, когда нет свидетелей, например водитель на парковке поцарапал чужую машину и уехал;
- в аварии пострадали люди. В состоянии шока у водителя может сработать рефлекс «бей или беги» — он давит на газ и уезжает.
Все такие действия — нарушение закона. За это могут оштрафовать.
Какой штраф за оставление места ДТП в 2022 году
Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.
Что будет за скрытие с места ДТП
Представим, что водитель выезжал из двора задним ходом, и нечаянно задел припаркованную машину. Он торопился и уехал. Он не знал, что грозит за скрытие с места ДТП и решил, что не нанес большого ущерба. Однако соседи потерпевшего записали номер виновника и позвонили в ГИБДД.
Придется ехать на место ДТП и подписывать протокол. Копию протокола отправят в суд — там назначат арест или лишение прав на срок до полутора лет.
Ответственность за скрытие с места ДТП
Ответственность за скрытие с места ДТП — арест на 15 суток или лишение прав на срок до полутора лет. Строгость зависит от истории нарушений водителя. Если он часто нарушал или не платил штрафы, судья, скорее всего, лишит прав.
Какой штраф за скрытие с места ДТП, в законах не описано. Это значит, что денежного штрафа за это нарушение нет.
Лишение прав за уезд с места аварии
Срок лишения.В случае когда водитель покидает место аварии, могут лишить прав на полтора года.
Происходит это так:
- участник аварии скрылся;
- инспектор на основании жалобы остальных участников * ДТП составляет протокол и передает дело в суд;
- судья принимает решение о мере наказания.
Судья учтет, насколько опасны для общества были последствия аварии. Если в ней не пострадали люди, то вместо лишения могут назначить 15 суток ареста в спецприемнике.
Возврат водительского удостоверения после лишения.Чтобы вернуть права, придется:
- сдать теоретический экзамен в ГИБДД, когда пройдет половина срока;
- погасить все штрафы. Проверить можно на главной странице сервиса ;
- пройти медкомиссию и получить справку, если лишили за нетрезвую езду;
- поехать в ГИБДД с паспортом, медсправкой, копией постановления и документом о сдаче экзамена.
Оставление места ДТП без пострадавших
Когда разрешается уехать.Эту ситуацию разъяснил Верховный суд. Уехать разрешено, когда имеется два условия:
- в аварии не пострадали люди;
- поврежден только один автомобиль, например, водитель по невнимательности въехал в дерево.
При этом водитель обязан составить схему аварии и по возможности снять место ДТП на фото или видео. Схему можно нарисовать на листе бумаги или на планшетном компьютере. В схеме необходимо указать движение машины до и после столкновения, а также все элементы дорожной инфраструктуры: разметку, светофоры, знаки и ограждения. Эти материалы понадобятся, когда автовладелец обратится в страховую за компенсацией.
Когда можно не звонить в ГИБДД и уехать обоим участникам.Сделать так можно, если выполнены два условия:
- в аварии ни один человек не пострадал;
- никто из водителей не имеет претензий по поводу случившегося.
Если соблюсти эти условия, участники не обязаны обращаться в полицию.
Неумышленное оставление места ДТП
Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.
Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.
Что делать, если другой участник скрылся
Если это случилось и вы хотите доказать его вину — ищите записи камер или видеорегистратора.
Найти видеозаписи.Материалы с дорожных камер можно получить в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). Телефон центра в Москве: 8 495 587-00-02
В остальных городах такие центры тоже есть. Обратитесь туда и назовите оператору дату, время и адрес нарушения. В ответ на запрос оператор назовет номер заявки. Укажите этот номер в заявлении в ГИБДД — получить запись могут только сотрудники дорожной инспекции. На записи будет видно, что виновник уехал с места аварии.
Также можно попросить у водителей проезжающих авто записи с регистратора. Запишите телефон водителя и в ближайшее время попросите отправить запись на электронную почту.
Если ДТП произошло на парковке торгового- или бизнес-центра, попросите записи с камер у охранников или автовладельцев, что постоянно паркуются рядом. Это могут быть работники ТЦ или офисные сотрудники бизнес-центра с видеорегистраторами в салоне.
Приобщить записи к заявлению в полицию.Лучше всего записать материалы на флешку или диск и отдать сотруднику полиции вместе с письменным заявлением о возбуждении административного дела.
Какой срок давности у оставления места ДТП
Срок административного привлечения.Дело считается административным, если в деле о ДТП есть одно из условий:
- участник ДТП уехал;
- нанес легкий вред здоровью пострадавшим и уехал;
- нанес вред средней тяжести и уехал.
Если за два года со вступления постановления в законную силу водителя не привлекут к ответственности, сделать это будет уже нельзя.
Срок административного рассмотрения.Судья по закону обязан рассмотреть дело в течение двух месяцев.
Срок уголовного привлечения.Дело считается уголовным, если водитель оставил место ДТП, в котором:
- пострадавший получил тяжкие повреждения;
- пострадавший погиб;
- погибли двое и более людей.
Если за 2 года со дня судебного постановления виновника не привлекли к ответственности, сделать этого будет уже нельзя.
Срок уголовного рассмотрения.В законах нет точной формулировки, есть лишь понятие «разумный срок». При расчете срока учитываются сложность материалов проверки по делу, а также что действия всех участников дела, включая судью, прокурора, адвоката и дознавателя эффективны и достаточны.
Как избежать наказания
Составить схему ДТП.Наказание за скрытие с места ДТП не будет, если в аварии пострадала только машина виновника, а люди — нет. Схема ДТП поможет избежать наказания и получить выплату по каско, если есть эта страховка.
Составить Европротокол.Это оформление ДТП для последующего сообщения в страховую — привлечение инспектора ГИБДД не потребуется. Оформить такой документ можно, если выполнены условия:
- в ДТП не больше двух машин;
- у водителей есть ОСАГО;
- пострадали только машины;
- у автовладельцев нет разногласий о причине аварии.
Найти видеозаписи, если обвиняют вас.Такое бывает, когда оба водителя договорились, что претензий друг к другу не имеют. Но через некоторое время один из участников, даже если он виновник, решает получить страховую выплату на ремонт. Он нарисует свою схему аварии и вызовет ГИБДД. Сотрудники полиции найдут второго участника, и, если он не сможет доказать свою невиновность в суде, его лишат прав или арестуют. Доказательствами могут послужить те же записи с регистраторов или камер охраны парковки.
Такие случаи действительно происходят. В последнее время все меньше — стало много камер и доказать правду стало проще.
Если скрылись с места ДТП? Наказание, что делать и как работает ОСАГО?
Скрытие с места происшествия – это в 2022 году серьёзное административное правонарушение, а в ряде случаев – и уголовное деяние. Всё, потому что в случае, когда водитель уехал с ДТП, нет возможности установить, трезв он был или пьян, и таким образом законодатели прикрыли лазейку, когда пьяным участникам аварии проще было покинуть. Если водитель скрылся с места ДТП, то ему грозит наказание, но что ждёт потерпевшего? В этой статье мы с 2 сторон рассмотрим, что делать как покинувшему происшествие водителю автомобиля, так и оставшемуся на месте участнику, а также выясним, можно ли будет получить выплату по ОСАГО, если скрывшегося не нашли. Для быстрой навигации вы можете сразу перейти в нужное место статьи, если вы оставили ДТП или если вы остались на месте, а другой участник уехал.
Я стою на месте ДТП, второй участник уехал – что делать? Быстрый ответ
Если вы прямо сейчас стоите на месте аварии, где второй участник исчез, то промедление может стоить больших денег. Поэтому постараемся быстро ответить на ваш вопрос, но нам нужно выяснить некоторые обстоятельства ДТП.
Вам известны госномера второго участника ДТП? У вас есть видеорегистратор, записавший номера? Столкновение могло быть гипотетически настолько слабым, что скрывшийся водитель мог не заметить ДТП? Да, могло Нет, не могло быть
Выполните обязанности по ПДД: выставите знак аварийной остановки, включите «аварийку» и вызовите сотрудников ГИБДД, сообщив им данные скрывшегося автомобиля. Сфотографируйте и/или снимите на видео следы ДТП, обстановку, знаки, разметку и повреждения и освободите проезжую часть.
Пройти заново
Оцените ситуацию и попросите очевидцев на автомобиле догнать без фанатизма покинувшего место ДТП водителя. Либо остановите машины с такой просьбой. Если у вас есть пассажиры, то лучше отправить их вместе «вдогонку». В крайнем случае сами отправляйтесь следом за уехавшей машиной, постарайтесь догнать его, не подвергая опасности себя и окружающих. Остановив водителя, сообщите о ДТП и предложите вернуться на место происшествия. В любом случае сами немедленно возвращайтесь обратно.
Главная ваша цель, если вы потерпевший – установить автомобиль и госномера уехавшей машины.Пройти заново
Выполните обязанности по ПДД: выставите знак аварийной остановки, включите «аварийку» и вызовите сотрудников ГИБДД, сообщив им данные скрывшегося автомобиля. Сфотографируйте и/или снимите на видео следы ДТП, обстановку, знаки, разметку и повреждения и освободите проезжую часть. В ожидании сотрудников осмотритесь вокруг на наличие наружных камер видеонаблюдения, вежливо попросите их владельцев предотвратить удаление или перезапись видеоролика для предоставления его по запросу сотрудников полиции при поиске скрывшегося.
Пройти заново
Что будет дальше?
Далее будет розыск уехавшего. Розыск может длится до 2 месяцев (в исключительных случаях срок может быть продлён до 3 месяцев). Но, взглянем правде в глаза, сотрудники ГИБДД очень редко эффективно ищут скрывшегося водителя. Чаще всего это кабинетная и формальная процедура. Всё так, потому что при отсутствии видеорегистратора у вас и запечатлённой физиономии уехавшего привлечь его к ответственности практически невозможно – только если тот сам не сознается. Потому очень часто таких водителей не находят.
Как искать скрывшегося?
Но ваша задача – это только госномера автомобиля. Поэтому лучше начать поиски самому.
- Осмотрите ближайшие дворы от места ДТП со скрывшимся водителем. Бывает часто, что он проживает недалеко, а повреждения не ремонтирует.
- Осмотрите наличие камер видеонаблюдения вокруг. Попросите их хозяев не удалять и предотвратить перезапись ролика с датой вашего происшествия. Затем обратитесь письменно в ГИБДД с заявлением о наличии видеозаписи ДТП и требуйте изъять видеозапись для административного расследования.
Если вы сами нашли машину с повреждениями от вашего дорожно-транспортного происшествия, то сфотографируйте её и лучше снимите на видео. Затем также обратитесь в ГИБДД с письменным заявлением об этом.
Ваша задача – чтобы в документах о ДТП фигурировал автомобиль с госномерами, не обязательно водитель. В этом случае вы сможете получить страховое возмещение.
К слову, о возмещении.
Можно ли получить выплату по ОСАГО?
Да. Но только в 3 случаях:
- у собственника уехавшей машины есть действующий полис ОСАГО,
- идентифицирован автомобиль скрывшегося с места ДТП по госномерам, и он указан в определении или постановлении, копии которых вам должны выдать на руки для получения возмещения по страховке ОСАГО,
- если на возмещение претендует пострадавший по здоровью либо родственники погибшего.
В первом случае вам достаточно лишь того, чтобы машина скрывшегося виновника ДТП была идентифицирована, так как страхование ОСАГО – это автогражданская ответственность владельца авто.
А вот во втором случае возмещение вы получите от Российского союза автостраховщиков в качестве компенсационной выплаты. Но право на компенсационную выплату имеет только человек, получивший в ДТП вред здоровью. Например, сбитый пешеход. Если вы водитель, то можете рассчитывать на возмещение только вреда вашему здоровью, но не ущерба автомобилю.
Именно на это указывает и многочисленная судебная практика 2022 года под предводительством Верховного суда, который в одном из своих Пленумов Постановлений указал буквально следующее:
45. По договору обязательного страхования застрахованным является риск наступления гражданской ответственности при эксплуатации конкретного транспортного средства, поэтому при наступлении страхового случая как вследствие действий страхователя, так и вследствие действий иного лица, использующего транспортное средство, страховщик от выплаты страхового возмещения не освобождается.
Вас также заинтересует:
Я скрылся с места ДТП – что мне грозит?
Наказание за оставление места происшествия, в которое попал водитель, зависит от ряда тонкостей и условий. Давайте выясним, что грозит водителю уехавшей машины.
Ответственность за скрытие с ДТП на 2022 год
Условие нарушенияСтатья законаЧто грозит? В произошедшей аварии не было пострадавших и погибших, уехавший осознаёт вину. Статья 12.27 КоАП, часть 2 Лишение прав на 1-1,5 года или административный арест до 15 суток В ДТП нет пострадавших и погибших, но скрывшийся с места ДТП не заметил столкновения. Есть шансы переквалифицировать на часть 1 статьи 12.27 КоАП Штраф 1 000 рублей В результате происшествия причинён тяжкий вред здоровью людей. Часть 2 статьи 264 УК РФ Лишение свободы от 3 до 7 лет или другие наказания В результате аварии погибли люди. Часть 4 статьи 264 УК РФ Лишение свободы от 5 до 12 лет Если в результате ДТП погибли 2 и более человека. Часть 6 статьи 264 УК РФ Лишение свободы от 8 до 15 лет Как избежать лишения прав?
На самом деле, это сделать, к сожалению или к счастью, несложно. И есть 2 лазейки в законодательстве 2022 года для этого:
- срок поисков скрывшегося с ДТП составляет чаще всего 2 месяца,
- Конституция РФ разрешает гражданину не свидетельствовать против себя и близких.
Первая лазейка подразумевает, что вам нужно просто не выезжать на автомобиле. Сколько скрываться от ГИБДД, также предельно ясно – 2 месяца. Но в ряде случаев виновника ищут до 3 месяцев. Кроме того, ответственность по статье 12.27 КоАП длится 3 месяца – срок давности привлечения по этой норме.
Второй способ действенен только тогда, когда у полиции есть госномера вашей машины, на которой вы слиняли с места происшествия, но нет доказательств, что за рулём были именно вы. В этом случае вас вызывут в отделение ГАИ для дачи показаний. И вам остаётся дело за малым – заявить об отказе свидетельствовать против себя либо заявить, что за рулём во время скрытия с места аварии находились не вы, а родственник, а против своих близких родственников свидетельствовать вы отказываетесь на основании статьи 51 Конституции.
Если не заметили ДТП
В этом случае, как мы указали в таблице наказаний выше, есть возможность избежать ответственности в виде лишения прав.
Всё дело в том, что одна из составных частей правонарушения, за которое можно привлечь к ответственности – это его субъективная сторона – наличие осознания вины водителя в содеянном. А если вы не заметили удара, то и умысла скрываться у вас не было.
На основании этого дело подлежит переквалификации в часть 1 статьи 12.27 КоАП со штрафом 1 тысяча рублей. Об этом свидетельствует судебная практика, и вот один из примеров. Но есть и решения судов, когда скрывшихся участников ввиду отсутствия умысла лишали прав.
Можно ли вернуться на место?
Нужно. Но можно ли будет избежать ответственности при этом, будет зависеть от того, когда именно вы вернётесь. Если до вызова потерпевшим сотрудников ГИБДД и сообщения им же о том, что вы уехали, то избежать будет сложно, но можно, так как опять же доказательства будут вести в сторону фактически отсутствия умысла.
Если же вы просто придёте с повинной через несколько дней, то шансы уйти от ответственности будут ничтожно малы.
Лучший способ избежать наказания!
Вообще, есть 2 варианта ответственности за бросание места аварии:
- административная в виде лишения прав, штрафа и вплоть до уголовной ответственности,
- кармический – заключается в приметах и может быть не принят многими автолюбителями.
Если же вам небезразлично избежать административного наказания по 12.27 или Уголовному кодексу, но вы хотите избежать «порчи кармы», то лучшим способом будет добровольно предложить возместить ущерб потерпевшему в аварии, либо сделать это посредством ОСАГО. Конечно, это актуально только в том случае, если вы виновник ДТП и скрылись с места.
В этом случае для ГИБДД также всё ещё не вы будете за рулём автомобиля, и привлечь вас в теории не смогут. Если у вас страховки нет, то остаётся только добровольное возмещение ущерба.
Этот способ и есть гражданская ответственность, реализованная в полном объёме.
Бросил место происшествия – виноват автоматически?
Вовсе нет! Скрытие с места ДТП – это серьёзное нарушение ПДД. Но это ещё не значит, что такой участник автоматически становится виновником аварии.
Дело в том, что нарушение, которое привело к ДТП, и оставление места происшествия – разные нарушения ПДД, за них в 2022 году грозят разные наказания, но именно виновность в нарушении Правил, которое привело к ДТП, является поводом для страхового возмещения по ОСАГО. А за скрытие с места ДТП человек понесёт отдельное наказание.
Сбил пешехода и скрылся – какие последствия?
В ДТП с водителем автомобиля и пешеходом ответственность может быть более жёсткая. А если пешеход пострадал физически, то повышается риск уголовного наказания. Поэтому при наступлении последней ответственности ваша задача, если вас нашли – максимально содействовать органам, раскаиваться, чтобы смягчить наказание.
Но обратите внимание, что это всё актуально только в том случае, если это вы сбили пешехода и скрылись, а виновность в этом ДТП ваша. Если пешеход виноват сам, то ваша страховая в любом случае выплачивает тому вред здоровью (статья 1079 ГК РФ признаёт автомобиль как источник повышенной опасности).
Вопрос о том, сколько скрываться при возбуждении уголовного дела со скрывшимся с места ДТП, отпадает сам собой. В этом случае недостаточно будет просто никуда не выезжать на автомобиле в течение 2-3 месяцев. Да и срок этот увеличивается в разы.
Если скрылся пешеход
Здесь у нас для вас плохие новости. Найти убежавшего с места ДТП пешехода или даже велосипедиста, наездника самоката очень редко представляется возможным. Всё потому что в этой ситуации нет идентифицирующих человека знаков – госномеров.
Поэтому очень важно сразу после аварии не впадать в панику, не теряться, а постараться задержать пешехода или отправить следить за ним пассажира.
Произошло ДТП, но водитель ушёл – лишат ли прав и как правильно поступить?
ДТП является обыденным событием на дорогах. И вроде бы известно, что отъезд с места аварии – это серьезное нарушение, за которое можно лишиться прав или отсидеть несколько суток ареста. Но в законе не сказано, что именно считать «оставлением места ДТП»? Да и потом, экипаж ДПС может ехать несколько часов. За это время участникам аварии потребуется отлучиться по естественным нуждам. Или посетить больницу для оказания медицинской помощи. Разрешается ли водителю оставить машину и временно покинуть место аварии? Что будет грозить, если он уйдёт и не успеет вернуться обратно до приезда ГИБДД? Ключевым в этом вопросе является наличие умысла. Если его установят, то привлекут за оставление места ДТП, а если нет – наказания не должно быть. В статье выясним, можно ли уходить с места происшествия, в каких случаях это допустимо, что сделать прежде чем куда-то отойти и грозит ли ответственность такому водителю.
Могу ли я отойти с места ДТП в 2022 году?
Да, но только при выполнении обязанностей по ПДД.
Водители обязаны действовать строго в рамках Правил дорожного движения. В этом подзаконном акте содержатся инструкции, как себя вести при попадании в аварию.
Давайте вспомним обязанности водителя при ДТП:
- участник аварии должен сразу остановить транспортное средство, не трогаться с места, включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки (п. 2.5 ПДД),
- если в столкновении есть раненые ли погибшие люди, нужно оказать им первую медицинскую помощь, а после этого позвонить в скорую и полицию (п. 2.6 ПДД),
- при наличии пострадавших, которые нуждаются в экстренной госпитализации, водитель обязан организовать их доставку до медучреждения – если это невозможно сделать на попутных машинах, можно отвезти раненых на личном ТС (конечно, если автомобиль на ходу), а после вернуться обратно,
- зафиксировать обстоятельства ДТП, сделать фото и видео, а также – освободить проезжую часть, если поврежденные машины создают препятствие для движения другого транспорта,
- при этом, согласно п. 2.6.1 ПДД, участники аварии могут не вызывать полицию, а оформиться по европротоколу – путём составления извещения о ДТП, если соблюдены законные условия такого оформления из ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО.
Таким образом, ПДД даёт вам возможность вообще не ждать приезда ГИБДД, а оформить аварию по упрощённой схеме, а затем делать, что вздумается – хоть уехать, хоть уйти пешком. Но для этого должны соблюдаться условия оформления по европротоколу. То есть когда столкнулись две машины, нет вреда другим автомобилям (и тем более людям), на оба ТС оформлены ОСАГО, ущерб до 400 тысяч рублей, а также нет разногласий по поводу чьей-то виновности.
Более того, если у вас именно такая ситуация, можно и не составлять европротокол.
Если среди повреждений лишь незначительная царапина или вмятина, то участники ДТП могут договориться «на месте». Например, виновник сразу передаст вам сумму денег на ремонт или вы пожмёте друг другу руки и разъедетесь без всяких претензий. Но тут важно подстраховаться и составить расписку о возмещении ущерба (как доказательство на случай, если второй водитель вернётся обратно и вызовет полицию, обвинив вас, что вы скрылись с места ДТП).
Ещё один случай, когда можно не вызывать ГИБДД, а просто уехать или уйти с места ДТП – пострадал лишь один автомобиль. Например, вы не справились с управлением и съехали в кювет. В данном случае наказывать за оставление места инцидента вас не могут. И в конце статьи мы приведём судебную практику по этому примеру.
Что считается оставлением места аварии?
Парадокс в том, что в законе нет однозначной трактовки понятия «оставление места ДТП». Однако на практике, в том числе судебной, здесь понимается как отъезд, так и уход без возвращения на место аварии.
Но главная тонкость в том, что для привлечения за оставление места ДТП должна быть не только вина, но и умысел в совершении противоправного деяния – на это указывает ст. 2.2 КоАП РФ.
1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Нет умысла – не должно быть и административного наказания.