Пт. Апр 19th, 2024

В преддверии Новогодних праздников прокуратура области напоминает, что за самовольную рубку деревьев, в том числе хвойных, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена ответственность.

Административная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Если перечисленные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, виновное лицо привлекается к ответственности в виде административного штрафа, который составляет для граждан от 4-х до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей; также у виновного конфискуется продукция незаконного природопользования и орудия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений) предусмотрено наказание в виде:

— штрафа в размере до пятисот тысяч рублей;

— в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,

— обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов,

— исправительных работам на срок до двух лет,

— принудительных работ на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового,

— лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Частями 2 и 3 статьи 260 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение незаконной рубки, совершенной в крупном и особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, а также группой лиц, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. В качестве максимального наказания за совершение перечисленных преступлений может быть назначено лишение свободы сроком до семи лет либо штраф до трех миллионов рублей.

При этом, необходимо учитывать, что основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1, 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.

Кроме этого, лицо, привлеченное к ответственности за незаконную рубку деревьев, обязано возместить причиненный им лесному фонду ущерб, который рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

Дата публикации:

24 декабря 2018, 00:00

Уголовная и административная ответственность за самовольную рубку деревьев

В преддверии Новогодних праздников прокуратура области напоминает, что за самовольную рубку деревьев, в том числе хвойных, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена ответственность.

Административная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Если перечисленные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, виновное лицо привлекается к ответственности в виде административного штрафа, который составляет для граждан от 4-х до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей; также у виновного конфискуется продукция незаконного природопользования и орудия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений) предусмотрено наказание в виде:

— штрафа в размере до пятисот тысяч рублей;

— в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,

— обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов,

— исправительных работам на срок до двух лет,

— принудительных работ на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового,

— лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Частями 2 и 3 статьи 260 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение незаконной рубки, совершенной в крупном и особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, а также группой лиц, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. В качестве максимального наказания за совершение перечисленных преступлений может быть назначено лишение свободы сроком до семи лет либо штраф до трех миллионов рублей.

При этом, необходимо учитывать, что основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1, 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.

Кроме этого, лицо, привлеченное к ответственности за незаконную рубку деревьев, обязано возместить причиненный им лесному фонду ущерб, который рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

Transpo

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 8 > Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

  • Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
  • Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней

Комментарий к ст. 8.28 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород). К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками. Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с ЛК РФ, земельные участки — в соответствии с земельным законодательством. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускается без ограничений (ст. 42 ЛК РФ). Выкопка деревьев на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий в соответствии с Правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утв. Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 212, может проводиться в хвойных насаждениях I класса возраста, в лиственных насаждениях I и II классов возраста. Выкопка кустарников подлеска на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий может проводиться в насаждениях с подлеском средней или высокой густоты и преобладанием в его составе заготавливаемого вида. Число кустов заготавливаемого вида после выкопки не должно быть ниже 1 тыс. шт./га (п. 23). Размер взысканий, согласно таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, нарушением лесного законодательства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 , устанавливался в кратном размере причиненного ущерба (от 2-кратного до 50-кратного). Размер взысканий увеличивался в 2 — 5 раз за правонарушение, совершенное в лесах I группы, на защитных участках лесов всех групп или в городских лесах; в лесах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях; в лесах государственных природных заповедников и на заповедных лесных участках или в случае незаконной порубки, выкапывания, уничтожения или повреждения деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, запрещенных к рубке; а также в случае уничтожения или повреждения лесных культур, плантаций, молодняка естественного происхождения или подроста, имеющих в своем составе породы, запрещенные к рубке; незаконной порубки, выкапывания, уничтожения или повреждения деревьев-семенников и деревьев в семенных куртинах и полосах на вырубках, находящихся в стадии лесовосстановления, плюсовых (элитных) деревьев, а также деревьев на плантациях, в лесных генетических резерватах, семенных заказниках, на коллекционных и постоянных лесосеменных участках; незаконной порубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород в декабре — январе (п. 5, п. 6 прим.).

Читайте также  Штраф за снос дома без разрешения

СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236; см. с изм. и доп.

3. Запрещается назначать в рубку и не подлежат рубке каштан, платан, яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, шелковица, дзельква, самшит, тис, клен белый (явор), калопанакс (диморфант), бархат амурский, бархат сахалинский, орех грецкий, орех маньчжурский, орех Зибольда, можжевельник твердый, сосна могильная, пихта цельнолистная, пихта грациозная, пихта Майра, ель Глена, береза карельская, береза Шмидта (железная), магнолия, дуб зубчатый, дуб курчавый, батрокариум, мелкоплодник, ясень Зибольда, лиственница ольгинская. Не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ, в том числе занесенные в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ (п. 15 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551).

Судебная практика по статье 8.28 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления, начальника отдела анализа и планирования мероприятий по контролю и надзору управления лесного контроля и государственного пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушева С.Д. на вступившие в законную силу решение судьи Пермского краевого суда от 03.11.2016 N 7-1814-2016 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 20.12.2016 N 44а-1575/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Красный октябрь» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО «Северлес» оспаривает конституционность статьи 8.28 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Как следует из представленных материалов, участковым лесничим была выявлена незаконная рубка лесных насаждений на арендованном ООО «Северлес» лесном участке. Постановлением должностного лица краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ООО «Северлес» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации. Суды подтвердили законность данного постановления и оставили его без изменений, придя к выводу о том, что ООО «Северлес», будучи обязанным принимать все меры, препятствующие осуществлению противоправной вырубки лесных насаждений на арендованных лесных участках, имело возможность для соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, притом что о факте незаконной вырубки не могли не знать должностные лица данного юридического лица.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Никитина Михаила Андреевича на вступившие в законную силу решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 22 мая 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда от 29 июня 2018 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15 августа 2018 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Жоголя Федора Емельяновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гиревой Евгении Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны (далее — Гирева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 12 сентября 2019 года заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в незаконной рубке сухостойных деревьев для личных нужд (часть 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации). В.А. Смирнову было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей с конфискацией в федеральную собственность продукции незаконного природопользования, но без конфискации орудия совершения правонарушения. Постановлением суда кассационной инстанции данное постановление было оставлено без изменения, а жалоба В.А. Смирнова — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Протопоповой О.Г., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «Тополь», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района города Тюмени Тюменской области от 27.02.2019 N 5-2377/2019/5м, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени Тюменской области от 17.04.2019 N 12-399/2019 и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 16.08.2019 N 4А-347/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее также — общество, организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.07.2020 N 05-02/53-20 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Агеевой Т.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 5 сентября 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 14 мая 2020 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 года, вынесенные в отношении Желновой Галины Викторовны (далее — Желнова Г.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Добрянский лесоперерабатывающий комбинат» Рогальникова Владимира Ивановича на вступившие в законную силу постановление от 25 июня 2020 г. N 02-05/14-20, вынесенное начальником управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 г., решение судьи Пермского краевого суда от 8 октября 2020 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г., состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Добрянский лесоперерабатывающий комбинат» (далее — ООО «Добрянский ЛПК», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Из представленных материалов следует, что судебными актами подтверждена законность постановления должностного лица о привлечении ООО «Добрянский ЛПК» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации, в связи с выявленными фактами незаконной рубки лесных насаждений. Как указали суды, представленными доказательствами подтверждена рубка лесных насаждений с превышением заявленных в лесной декларации границ лесосеки и объема лесных насаждений. Доводы ООО «Добрянский ЛПК» о неправильной квалификации выявленного нарушения (могло иметь место совершение правонарушения, предусмотренного не статьей 8.28 «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», а статьей 8.25 «Нарушение правил использования лесов» КоАП Российской Федерации) были отклонены судами.

По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 6-П положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая принципы административной ответственности, регламентируя производство по делу об административном правонарушении и тем самым конкретизируя положения статей 17 (части 1 и 3), 46 (части 1 и 2), 49 (часть 1), 51 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должны обеспечить надлежащие нормативно-правовые основания и условия установления обстоятельств совершенного правонарушения и вины в его совершении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или отсутствия таковой. Названным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими статьям 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации положения части 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации в той мере, в какой они во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 указанного Кодекса допускали в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за соответствующее административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении. Этот вывод был сделан в защиту конституционных прав собственников имущества и распространяется в целом на административно-деликтные отношения в области предпринимательской деятельности применительно к возможности конфискации орудия совершения правонарушения, совершенного лицом, которому оно не принадлежит на праве собственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 404-О-О).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства разработаны «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153.

Согласно п. 6.1 Правил, землепользователи озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений. Во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта необходимо осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, при этом ущерб возмещается по установленным расценкам.

В силу п. 6.4, 6.5 Правил запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

Несмотря на то, что указанные Правила носят рекомендательный характер, они применяются судами при вынесении решений.

При этом, за незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 утверждена методика расчета ущерба причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.

Читайте также  Штраф 500 рублей ГИБДД за что

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

Дата публикации:

30 октября 2015, 17:38

Ответственность за уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства разработаны «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153.

Согласно п. 6.1 Правил, землепользователи озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений. Во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта необходимо осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, при этом ущерб возмещается по установленным расценкам.

В силу п. 6.4, 6.5 Правил запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

Несмотря на то, что указанные Правила носят рекомендательный характер, они применяются судами при вынесении решений.

При этом, за незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 утверждена методика расчета ущерба причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.

Оштрафовать могут не только за срубленную во дворе ёлку, но и за самовольно посаженную

Розарии, дубы-колдуны и капустные грядки — чего только не встретишь во дворах жилых домов в России. Горожанам особенно летом хочется превратить свой двор в цветник, парк или сад-огород. В последние годы собственникам помещений дали больше прав по обустройству прилегающих территорий. Однако и сейчас во дворах разрешено далеко не всё. «Парламентская газета» выяснила, как творить красоту по закону.

Зачем нужна земля в городе

Права собственников жилья на домовую территорию расширили в 2017 году. Тогда в России началась программа «Формирование комфортной городской среды». Активное участие в ней предложили принять жителям. Однако выяснилось: четких правил, кто, как и какой придомовой территорией может распоряжаться, в стране нет. Поэтому в законе первым делом прописали — решение о благоустройстве гражданами может быть принято только для дворов, которые являются общим имуществом собственников помещений. Что касается новых домов, то ещё при их строительстве будущие собственники получают и право на землю. Такую норму ввёл Жилищный кодекс от 2005 года. Другая ситуация с домами, которые были сданы до принятия этого документа. «Эта земля также, по сути, является собственностью жителей, но, чтобы ею распоряжаться, необходимо поставить её на кадастровый учёт, потому что это правоустанавливающая процедура», — пояснила «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Это нужно для того, чтобы власти не навязывали жителям своё мнение по поводу благоустройства. Например, люди хотят клумбу или детскую площадку, а им предлагают парковку. «Кстати, многие считают, что за землю в собственности придётся платить — это не так, — объяснила депутат. — Такая норма изъята из налогового законодательства. Но часто бывает, что чиновники на местах пугают этим жителей, потому что они не заинтересованы в передаче земли». Доходит до того, что гражданам пытаются навязать оплату даже за землю, которая находится в публичной собственности, рассказала Хованская. Такие нормы прописывают в местных законах, но это противоречит Жилищному кодексу. «Сейчас мы как раз продвигаем такую инициативу, согласно которой все законы на местах в сфере ЖКХ должны быть приведены в соответствие с федеральными нормативными актами», — уточнила председатель думского комитета.

Клумба — неядовитая и гипоаллергенная

Договариваться придётся не только с властями, но и с соседями. Придомовая территория является собственностью всех жильцов, поэтому решать, что именно здесь посадить или построить должны все жители. И это ещё одна проблема, поделилась Галина Хованская. Возглавляемый ею комитет уже не первый год предлагает упростить процедуру проведения собрания собственников жилья. Например, разрешить принимать решения на конференции. «Сейчас в доме может быть зарегистрировано 600 человек, а реально проживать 300. В этом случае собрать людей практически невозможно. Конференция же подразумевает, что вы делегируете свои права человеку, которому доверяете: например бабушке-соседке, которая всегда дома, или активному Петру Петровичу из совета дома», — пояснила депутат. Допустим, что консенсус найден, и вы всем домом решили разбить во дворе клумбу. Чтобы она была законной, необходимо соблюсти ещё несколько правил. Во-первых, высаживаемые растения должны быть безопасными для окружающих, во-вторых, они не должны мешать проходу или проезду. Поэтому нельзя высаживать, например, борщевик, который является причиной ожогов, или ядовитые ягоды, которыми могут отравиться дети. Растения также не должны быть мощными аллергенами, поэтому неплохо заранее поинтересоваться, чем болеют ваши соседи.

Дерево — не на трубе и не в окне

Ещё строже требования к посадке деревьев и кустарников во дворах. Для этого мало иметь землю в собственности и заручиться поддержкой соседей, нужно ещё и получить разрешение властей. Например, отдела подземных сооружений ГУП «Мосгоргеотрест» (структуры Мосархитектуры). Он должен проверить: нет ли в районе будущей посадки разных коммуникаций. Высадка рябины на трубе грозит не только её выкорчёвыванием, но и штрафом. Кроме того, нужно знать, что к частным посадкам во дворе применяются такие же СанПиНы, как и к муниципальным. Например, расстояние от стены жилого дома до оси ствола дерева должно быть не менее диаметра его кроны во взрослом состоянии, иначе через какое-то время дерево просто постучится к вам в окно. Следует также помнить, что по городским нормативам на одном гектаре сажают 110-180 деревьев. Если насаждений больше, им будет не хватать питания и света. Страдать могут не только деревья, но и люди — частые посадки заслоняют солнечный свет в окнах, в итоге в квартирах становится темно.

Тыква и укроп — на подсобном хозяйстве

Оторванным от природы горожанам порой приходят в голову и весьма неожиданные идеи. Например, вырастить во дворе многоквартирного дома укроп, редис или тыкву. Для этого необходимо, чтобы на придомовой территории было разрешено вести личное подсобное хозяйство. Получение такого разрешения для двора многоэтажки может показаться странным. А вот для коттеджа, в котором живут сразу несколько семей, это вполне уместно. Однако сделать это возможно не везде, в некоторых городах прописан запрет на ведение подобного хозяйства на придомовых участках. Кстати, эксперимент по выращиванию городских огородов год назад затеяли в Санкт-Петербурге. Там местные власти отдали под грядки участки в парках, а управляющие компании — на придомовых территориях, сообщило Общественное телевидение России. Итоги эксперимента пока не подвели.

Штраф за самовольную посадку деревьев

УК РФ Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 260 УК РФ

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также  Согласие на развод образец

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическая социальная сеть

943.5к

Подписаться Публикации Юридическая публикация Вопрос дня Астрология Государство Жалоба на действия или бездействие Мнение о специалистах и организациях Образ жизни Образование Отзывы от товарах и услугах Светская жизнь Технологии Курьёзные вопросы Социальные сети 14 007 365 Актуальные темы Законы и кодексы Сообщества Автор публикации Решетняк В.Ю. Подписчиков: 2598

943.5к

Сажать деревья надо только… по закону

1 885 просмотров 766 дочитываний 1 комментарий На сегодня эта публикация уже заработала 104,15 рублей за дочитывания Зарабатывать

Сажать деревья надо только… по закону Дешевле вырастить сына

Обалдеть: мужика пригрозили оштрафовать на 50 тысяч рублей за два куста роз. Он их посадил во дворе своего многоэтажного дома. И вот вам, пожалуйста. Оказывается, есть официальные Правила посадки кустарников, и за их нарушение положен штраф от 40 до 50 тысяч рублей. Но москвич Григорий Миргородский своевременно поднял хай в Фейсбуке. И отделался, что называется, легким испугом.

Тем не менее, вопрос он поднял очень даже интересный. У каждой многоэтажки есть своя придомовая территория. И распоряжаться ею могут либо сами жители (если она отмежевана и находится в их собственности), либо муниципалитет. В первом случае жильцы дома сами решают, посадить на земле цветы или сделать стоянку. Во втором же такие решения выносят органы самоуправления. По словам юристов, если какая-нибудь бабушка посадит под своим окошком какие-нибудь ромашки, и никто из жителей не возмутится, ей ничего не будет. Но когда соседи начнут жаловаться на аллергию из-за цветочной пыльцы, свои претензии они могут предъявить к муниципалитету. А тот уже потребует вернуть землю в исходное состояние. Причем, за свой счет.

Мы за свой дом в ответе

Интересная штука — придомовая территория. На ней можно нажиться, но и, как говорится, и ногу сломать. Был свидетелем общедомового собрания на улице Льва Толстого, как раз напротив детского парка в Хабаровске. Молодые и инициативные люди предложили прибрать к рукам эту самую придомовую территорию. И правильно аргументировали: в здании находятся три торговые точки. Они платят за аренду муниципалитету, а могли бы и местным жителям. И квартплата, соответственно, снизится. Но один ветеран стал возмущаться, и инициатива сошла на нет. Дедушка, правда, через месяц-другой уехал греть пузо в Краснодарский край, куда переехал навсегда. Но дело его живет…

Мы же, вопреки всем законам, во дворе своего дома посадили деревья на улице Руднева. Вот только росли они недолго. Приехали дяденьки менять трубы, деревья выкосили, поработали, а потом засыпали все песком. Хорошо хоть детскую площадку с землей не сровняли. Впрочем, во дворе соседней пятиэтажки, на Руднева, 58, как раз на детской площадке, стряслась беда.

Как рассказала старший помощник прокурора Хабаровского края Валентина Глазова, суд Краснофлотского района установил, что начальник жилищно-эксплуатационного участка № 33 организовала демонтаж и перемещение подчиненными ею работниками металлической горки, установленной на детской игровой площадке. В нарушение требований безопасности горка была установлена на новом месте без соответствующего крепления. В результате, действия подсудимой повлекли по неосторожности смерть 8-летнего ребенка, на которого горка упала во время игры. От полученной травмы ребенок скончался в автомобиле неотложки.

Вину подсудимая в совершении преступления признала в полном объеме, раскаялась, в ходе следствия возместила ущерб, причиненный преступлением, в ходе судебного разбирательства частично компенсировала моральный вред (в размере 400 тысяч рублей). Также смягчающими наказание обстоятельствами были признаны явка с повинной, активное способствование расследованию и раскрытию преступления.

Вместе с тем, с учетом общественной опасности и тяжести совершенного преступления, суд, согласившись с государственным обвинителем, приговорил бывшую управляющую к двум с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Отбывание наказания отсрочили до достижения ребенком осужденной 14-летнего возраста. Также суд взыскал с женщины в пользу потерпевшей стороны компенсацию морального вреда в размере 1,4 миллиона рублей.

Кстати, только в минувшем году по результатам прокурорских проверок в части обеспечения безопасного функционирования детских, спортивных и иных площадок отдыха было выявлено 243 нарушения, внесено 54 представления об их устранении, пять лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Впрочем, вернемся к нашим зеленым насаждениям.

Правовая база есть, но кого она спасет?

Вообще, сажать деревья и даже кустарники на городской территории без разрешения нельзя, особенно в местах прокладки инженерных сетей с зоной отчуждения. Во-первых, корневая система может разрушить коммуникации. Во-вторых, кустарник или дерево осложняет доступ к сетям в случае аварии. Так что эти действия необходимо согласовать с теми, кто управляет сетями. Кстати, расстояние от стены дома до дерева должно составлять не менее пяти метров. В противном случае дерево растет незаконно, и его должны срубить соответствующие городские службы. По крайней мере, теоретически.

Но даже такое дерево нельзя срубить самостоятельно. Вырубать деревья можно только на основании специального разрешения — порубочного билета, выдаваемого департаментом природопользования и охраны окружающей среды на бланке, имеющем степень защиты. Несанкционированная вырубка влечет за собой серьезные штрафы.

Впрочем, расскажите это жительнице Комсомольска-на-Амуре, которую искалечила ветка, упавшая с дерева. Девушка стала инвалидом на всю жизнь. Тем не менее, согласно п. 3.8.2. постановления Госстроя РФ, пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.

Получить его достаточно непросто. Потребуются адрес участка, количество зеленых насаждений, их площадь, основание для сноса, паспорт, документы, удостоверяющие право собственности. И это еще не все: нужны схема так называемой подеревной съемки, перечетная ведомость зеленых насаждений, градостроительный план земельного участка и проект межевания территории. И т.д. и т.п. Также готовьтесь обосновывать причину вырубки.

Но если ваше дерево в хорошем состоянии (не сухостой, без гнили), разрешения на санитарную вырубку вы не получите, максимум разрешат подпилить длинные ветви. Расширение огорода, возведение некапитального строения (например, сарая) также не всегда является достаточным основанием для получения разрешения. В этом случае администрация выступает за приоритет сохранения зеленых насаждений и предлагает альтернативные варианты размещения строящихся вами объектов.

Не выдадут разрешение и на снос деревьев, имеющих мемориальную, историческую, научную, культурную или уникальную эстетическую ценность, а также видов, занесенных в Красную книгу. Согласование разрешения на снос составляет до 30 дней. Еще 1-2 недели в зависимости от загруженности компании — сроки составления схемы подеревной съемки и перечетной ведомости зеленых насаждений.

У меня, признаться, голова идет кругом. Схема подеревной съемки — карта, на которую наносятся все существующие зеленые насаждения, здания, сооружения, подъездные дороги и инженерные коммуникации… По словам юриста Светланы Разворотневой, средняя стоимость работ варьируется в зависимости от площади участка и количества зеленых насаждений. Также следует учитывать, что, если вы хотите срубить пару деревьев, схему подеревной съемки и перечетную ведомость придется оформлять на весь принадлежащий вам участок. Как отметили в одной из компаний, если у вас в собственности участок в 8-10 соток в садоводческом товариществе и на нем нет ничего, кроме нескольких деревьев и огорода, стоимость работ составит около 10 000 рублей. Если же у вас, например, высажены 8 кустов жимолости и столько же малины, их также придется отметить на схеме. Тогда стоимость работ вырастет примерно до 20 000 рублей. Если на вашем участке много деревьев, съемка и ведомость могут обойтись вам в 30 000 рублей или значительно выше, если вам достался лесной участок.

Даже если вы срубите дерево сами, вам также будет необходимо оформить договор со специализированной организацией на утилизацию. Если вам нужно выкорчевать глубокие корни, готовьтесь дополнительно потратить около 1500 рублей. Вывоз древесины на эвакуаторе — еще около 3000 рублей. Однако здесь можно сэкономить. Если ваше дерево хорошего качества и подходящей породы, им же можно и расплатиться за вырубку и вывоз. Только не стоит трогать так называемые краснокнижные деревья.

Побойтесь Красной книги

Штраф за незаконную рубку краснокнижного дерева может стать астрономическим для нарушителя. Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при определении размера ущерба учтут все фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и обяжут восстановить за счет нарушителя.

А если срубить дерево без разрешения? А соседи пожалуются участковому или в ту же природоохранную прокуратуру, вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ. Другими словами, придется оплатить и штраф до 4000 рублей, и стоимость дерева. Если ущерб не больше 5000 рублей, то человека ждет административная ответственность, если превышает — уголовная. При этом 5000 рублей — это примерная стоимость одного дерева.

Что стоит запомнить: платить восстановительную стоимость деревьев не придется многодетным семьям, которым участки выдают в безвозмездное пользование и, как правило, в пригороде, где зелени много. Однако и таким собственникам нужно оформлять разрешение в управлении охраны окружающей среды и природопользования. Также в казну не платят при проведении санитарных рубок, производстве ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры и в случае устранения последствий ЧС. Но и здесь лучше иметь соответствующий документ.

И — тоже на заметку: чтобы срубить плодовое дерево на участке, предназначенном в соответствии с видом разрешенного использования для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, разрешение не требуется.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *