Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации в соответствии со статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерациинаказывается:
штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Уголовная ответственность иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства
За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации(т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации(за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.
Законодательством предусмотрено, что лицо, совершившее такие преступления освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, если в его действиях не содержится признаков другого преступления.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда носит характер организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.
За организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерацииустановлена уголовная ответственность в виде лишения свободы.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Курганской области
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре состава преступлений, имеющих отношение к незаконной миграции, предусмотренных ст.ст. 322, 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ.1. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ).В диспозиции статьи указано, что пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо принудительными работамина срок до двух лет, либолишением свободы на тот же срок.Часть вторая статьи предусматривает более суровое наказание, если данное преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.Часть третья статьи предусматривает наказание за указанное преступление,совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с применением насилия или с угрозой его применения в виде лишения свободы сроком до 6 лет.Указанная норма уголовного закона представляет собой одну из мер правового воздействия на процессы, связанные с нелегальной миграцией. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что оно под-рывает основы управленческой деятельности и ослабляет установление ре-жима Государственной границы.Основной объект преступления — общественные отношения, регули-рующие установленный законом режим обеспечения неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации.Объективная сторона преступления выражается в пересечении госу-дарственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Незаконное пересечение Государственной границы будет иметь место, когда оно осуществляется: а) без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации; б) без надлежащего разрешения, полученного в установленном порядке; в) при их наличии, но вне установленного места пропуска через Государственную границу.Отсутствие какого-либо из указанных обязательных условий исключает уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, и влечет применение мер административного воздействия.Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы. Пересечение линии Государственной гра-ницы может быть осуществлено любым способом и на любом виде транспорта, тайно и открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) и нелегально. Способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного.Субъектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.2. Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции предусмотрена ст. 322.1, которая была дополнительно включена в УК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ.В диспозиции части первой статьи предусмотрено, что организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.Часть вторая статьи предусматривает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, и влечет наказание в виде лишения свободы сроком до семи лет со штрафом в размере пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся в результате деятельности органов государственного управления в сфере организации и регулирования миграционных процессов, а непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного действующим законодательством порядка въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации.Объективная сторона характеризуется формальным составом преступления. Для наступления уголовной ответственности достаточно совершения альтернативно хотя бы одного из указанных в статье видов поведения. Деяние выражается в активном поведении, связанном с организацией:- незаконного въезда в Российскую Федерацию;- незаконного пребывания в Российской Федерации;- незаконного транзитного проезда через территорию России.Поскольку обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является незаконность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, лицо, совершающее действия, перечисленные в части первой статьи, должно осознавать, что иностранный гражданин либо лицо без гражданства въезжает в Россию, пребывает на ее территории или осуществляет транзитный проезд незаконно, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом оно может быть как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином либо лицом без гражданства. Для квалификации действий лица по данной статье достаточно, чтобы субъект, осуществляющий организацию незаконной миграции, выполнил хотя бы одно из трех указанных в диспозиции статьи действий.Рассматриваемой нормой уголовного закона предусмотрена повышенная ответственность за совершение организации незаконной миграции организованной группой, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Совершение преступления организованной группой является дополнительным квалифицирующим признаком, предусмотренным пунктом «а» части второй рассматриваемой статьи.Наряду с этим, пунктом «б» части второй предусмотрена специальная цель организации незаконной миграции — в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, что является отдельным квалифицирующим признаком данного преступления.Субъективная сторона преступления характеризуется только умыш-ленной формой вины. Умысел может быть только прямым.Общая цель данного противоправного деяния заключена в конечном результате действий, образующих его объективную сторону. При незаконном въезде и пребывании в Российской Федерации — это нахождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России, а при незаконном транзите — выезд таких лиц в зарубежное государство.Для квалификации преступления мотив его совершения значения не имеет. Он может быть любым: корысть, месть, иная выгода и другие.3. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ).Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех летс лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех летили без такового.Примечанием к данной статье предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, если лицо способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.4. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации наказывается штрафом в размереот ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех летс лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех летили без такового.Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих посещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).Примечанием к данной статье также предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, если лицо способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.Наряду с другими предоставленными законом методами борьбы с незаконной миграцией привлечение лиц, организующих незаконную миграцию, к уголовной ответственности — эффективное средство предупреждения как этого вида преступлений, так и самой незаконной миграции.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Курганской области
Прокуратура Курганской области
Дата публикации:
25 июня 2020, 00:47
Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре состава преступлений, имеющих отношение к незаконной миграции, предусмотренных ст.ст. 322, 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ.1. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ).В диспозиции статьи указано, что пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо принудительными работамина срок до двух лет, либолишением свободы на тот же срок.Часть вторая статьи предусматривает более суровое наказание, если данное преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.Часть третья статьи предусматривает наказание за указанное преступление,совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с применением насилия или с угрозой его применения в виде лишения свободы сроком до 6 лет.Указанная норма уголовного закона представляет собой одну из мер правового воздействия на процессы, связанные с нелегальной миграцией. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что оно под-рывает основы управленческой деятельности и ослабляет установление ре-жима Государственной границы.Основной объект преступления — общественные отношения, регули-рующие установленный законом режим обеспечения неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации.Объективная сторона преступления выражается в пересечении госу-дарственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Незаконное пересечение Государственной границы будет иметь место, когда оно осуществляется: а) без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации; б) без надлежащего разрешения, полученного в установленном порядке; в) при их наличии, но вне установленного места пропуска через Государственную границу.Отсутствие какого-либо из указанных обязательных условий исключает уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, и влечет применение мер административного воздействия.Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы. Пересечение линии Государственной гра-ницы может быть осуществлено любым способом и на любом виде транспорта, тайно и открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) и нелегально. Способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного.Субъектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.2. Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции предусмотрена ст. 322.1, которая была дополнительно включена в УК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ.В диспозиции части первой статьи предусмотрено, что организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.Часть вторая статьи предусматривает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, и влечет наказание в виде лишения свободы сроком до семи лет со штрафом в размере пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся в результате деятельности органов государственного управления в сфере организации и регулирования миграционных процессов, а непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного действующим законодательством порядка въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации.Объективная сторона характеризуется формальным составом преступления. Для наступления уголовной ответственности достаточно совершения альтернативно хотя бы одного из указанных в статье видов поведения. Деяние выражается в активном поведении, связанном с организацией:- незаконного въезда в Российскую Федерацию;- незаконного пребывания в Российской Федерации;- незаконного транзитного проезда через территорию России.Поскольку обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является незаконность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, лицо, совершающее действия, перечисленные в части первой статьи, должно осознавать, что иностранный гражданин либо лицо без гражданства въезжает в Россию, пребывает на ее территории или осуществляет транзитный проезд незаконно, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом оно может быть как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином либо лицом без гражданства. Для квалификации действий лица по данной статье достаточно, чтобы субъект, осуществляющий организацию незаконной миграции, выполнил хотя бы одно из трех указанных в диспозиции статьи действий.Рассматриваемой нормой уголовного закона предусмотрена повышенная ответственность за совершение организации незаконной миграции организованной группой, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Совершение преступления организованной группой является дополнительным квалифицирующим признаком, предусмотренным пунктом «а» части второй рассматриваемой статьи.Наряду с этим, пунктом «б» части второй предусмотрена специальная цель организации незаконной миграции — в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, что является отдельным квалифицирующим признаком данного преступления.Субъективная сторона преступления характеризуется только умыш-ленной формой вины. Умысел может быть только прямым.Общая цель данного противоправного деяния заключена в конечном результате действий, образующих его объективную сторону. При незаконном въезде и пребывании в Российской Федерации — это нахождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России, а при незаконном транзите — выезд таких лиц в зарубежное государство.Для квалификации преступления мотив его совершения значения не имеет. Он может быть любым: корысть, месть, иная выгода и другие.3. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ).Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех летс лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех летили без такового.Примечанием к данной статье предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, если лицо способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.4. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации наказывается штрафом в размереот ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех летс лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех летили без такового.Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих посещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).Примечанием к данной статье также предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, если лицо способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.Наряду с другими предоставленными законом методами борьбы с незаконной миграцией привлечение лиц, организующих незаконную миграцию, к уголовной ответственности — эффективное средство предупреждения как этого вида преступлений, так и самой незаконной миграции.
Отдельные аспекты ответственности иностранных граждан
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, подлежит ответственности согласно нормам российского права. Из этого следует, что обязательным условием для привлечения к ответственности иностранного гражданина является его виновность.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК РФ виновным признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Аналогичные формы вины установлены ст. 2.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, одной из таких обязанностей является соблюдение российского законодательства. Несоблюдение законодательства иностранными гражданами предполагает привлечение их к административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной или дисциплинарной ответственности наравне с гражданами РФ.
Иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ, что соответствует принципам и нормам международного права, В подавляющем большинство статей КоАП РФ, содержащих составы, субъектами правонарушений которых могут быть иностранные граждане, данные субъекты правонарушения (иностранные граждане) указываются в качестве квалифицирующих признаков состава: например, ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ — пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ — незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ и т.д .
Кроме этого, субъектами ряда административных правонарушений КоАП РФ являются только иностранные граждане: ст. 18.8 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ; ст. 18.9 КоАП РФ — незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ; ст. 18.11 КоАП РФ — нарушение миграционных правил; ст. 18.20 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента; ст. 19.27 КоАП РФ — представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета.
Вместе с тем незаконное пересечение государственной границы иностранным гражданином может послужить основанием для привлечения данного лица к уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ. Под пересечением границы в данном случае будет пониматься «ее пересечение без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ без надлежащего разрешения, полученного в установленном законом порядке».
К работающим в России на законных основаниях по трудовому договору иностранным гражданам при совершении ими дисциплинарного проступка в сфере трудовых отношений могут быть применены такие меры, как замечание, выговор или увольнение. При невыполнении иностранными гражданами гражданско-правового обязательства на территории РФ при совершении сделок иностранные граждане подлежат гражданско-правовой ответственности в виде уплаты неустойки, возмещения убытков или упущенной выгоды.
Некоторые нормативные правовые акты РФ за незаконное осуществление какой-либо деятельности или за совершение правонарушения иностранными гражданами предусматривают различные виды ответственности. Так, ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает, что за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
Исходя из видов ответственности иностранных граждан в РФ, одной из наиболее радикальных мер, применяемых к ним, является выдворение за пределы РФ. Выдворение иностранных граждан может выступать как мерой административного предупреждения, так и мерой административного пресечения и мерой административного взыскания.
Отдельного внимания заслуживают вопросы привлечения к ответственности иностранных граждан за совершение правонарушений за пределами территории РФ. УК РФ содержит общие нормы, в соответствии с которыми иностранные граждане подлежат уголовной ответственности за преступления, совершенные на территории РФ. Вместе с тем они могут нести уголовную ответственность за преступления, совершенные вне пределов РФ, если преступление имеет характер, направленный против интересов РФ либо граждан РФ, в случаях, предусмотренных международным договором, если эти лица не были осуждены в другом государстве за данное преступление и не привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ в настоящее время (ст. 12 УК РФ).
Во всех иных случаях совершения преступления вне пределов РФ иностранными гражданами они подлежат выдаче иностранному государству, в котором было совершено преступление.
Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской республике
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
Статья 12 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
Уголовный кодекс > Раздел I УК РФ. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН > Глава 2 УК РФ. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ > Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Комментарии к ст. 12 УК РФ
1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного суда.
Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК независимо от того, является ли это деяние преступным по уголовному закону государства места совершения преступления.
Имеющийся приговор — как обвинительный, так и оправдательный — иностранного суда в отношении российского гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего в Российской Федерации, за деяние, совершенное на территории иностранного государства, означает невозможность его привлечения к уголовной ответственности по УК за это же деяние после его возвращения в Россию.
Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
2. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12 УК).
Этот принцип действует при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.
Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за преступления против военной службы.
3. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).
Реальный принцип дополняет территориальный и принцип гражданства, предусматривая преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.
Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, совершенные против государства, его органов и организаций.
Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, является лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).
4. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.
В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.
Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие реализует принцип невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.
Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не связано с наличием или отсутствием гражданства. Так, Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П
Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.
Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме». Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.
Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.
Проблема юридической ответственности иностранных граждан затрагивает вопросы, связанные с совершением правонарушения за пределами Российской Федерации. По общему правилу иностранцы привлекаются к ответственности за правонарушения, совершенные на российской территории. Этот принцип, безусловно, касается административной, материальной ответственности. Некоторые особенности устанавливаются УК РФ. Постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по российским нормам в случаях, если преступление направлено против российских интересов либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в ней лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на российской территории, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ст. 12 УК РФ).
В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституционный суд в Постановлении от 17.02.1998 № 6-П отметил, что по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации, так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам наравне с гражданами Российской Федерации.
Вместе с тем, пребывание иностранных граждан на территории России не только предоставляет им широкий круг прав, но и возлагает серьезные обязанности. А именно, их пребывание не должно нарушать действующее законодательство РФ, не должно посягать на права и законные интересы других лиц.
Необходимо отметить, что в уголовном законодательстве встречаются лишь немногочисленные нормы, в которых законодатель рассматривает иностранных граждан с точки зрения субъектов преступления согласно действующему законодательству.
Так, согласно ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) иностранные граждане, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо его гражданина, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если такие иностранные граждане не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Также, согласно ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Кроме того, ст. 276 УК РФ (шпионаж) предусматривает в качестве субъекта преступления иностранного гражданина за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Также, специальным составом для иностранных граждан является ч.2 ст. 322 УК РФ (пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации). За совершение указанного преступления иностранный гражданин может быть наказан штрафом в размере до 300 000 руб., либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Что касается видов уголовных наказаний, назначаемых иностранным гражданам, то в ч. 6 ст. 53 УК РФ содержится запрет на назначение им наказания в виде ограничения свободы. Законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается данное наказание, исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.
Таким образом, иностранные граждане несут уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ.
Исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).
В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 30.08.2021
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
Дата публикации:
30 августа 2021, 12:35
Уголовная ответственность иностранных граждан
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституционный суд в Постановлении от 17.02.1998 № 6-П отметил, что по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации, так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам наравне с гражданами Российской Федерации.
Вместе с тем, пребывание иностранных граждан на территории России не только предоставляет им широкий круг прав, но и возлагает серьезные обязанности. А именно, их пребывание не должно нарушать действующее законодательство РФ, не должно посягать на права и законные интересы других лиц.
Необходимо отметить, что в уголовном законодательстве встречаются лишь немногочисленные нормы, в которых законодатель рассматривает иностранных граждан с точки зрения субъектов преступления согласно действующему законодательству.
Так, согласно ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) иностранные граждане, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо его гражданина, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если такие иностранные граждане не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Также, согласно ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Кроме того, ст. 276 УК РФ (шпионаж) предусматривает в качестве субъекта преступления иностранного гражданина за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Также, специальным составом для иностранных граждан является ч.2 ст. 322 УК РФ (пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации). За совершение указанного преступления иностранный гражданин может быть наказан штрафом в размере до 300 000 руб., либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Что касается видов уголовных наказаний, назначаемых иностранным гражданам, то в ч. 6 ст. 53 УК РФ содержится запрет на назначение им наказания в виде ограничения свободы. Законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается данное наказание, исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.
Таким образом, иностранные граждане несут уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ.
Исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).
В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 30.08.2021
© 2003-2022 Прокуратура Хабаровского края
Все права защищены
Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65