3 форма допуска секретности

Могут ли не выпустить за границу при 3-ей форме допуска к государственной тайне и при каких обстоятельствах?

Уточнение от клиента При работе на предприятии 30 августа, 11:16 30 августа, 11:15 , Виктор, г. Москва Ответы юристов Малика Чотчаева Адвокат, с. Учкекен Общаться в чате

Добрый день, Виктор!

Допуск формы 3 не предполагает доступ к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности. Ограничений на Ваш выезд за границу нет.

30 августа, 11:32 Малика Чотчаева Адвокат, с. Учкекен Общаться в чате

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

То есть категория допуска третья не относится, к особо важным и совершенно секретным сведениям, третья группа -это секретные сведения.

Поэтому Вы можете спокойно получить загранпаспорт и выехать за пределы России, после того как миграционная служба направит запрос в ФСБ о том, к какой конкретно информации Вам был предоставлен доступ. При заполнении анкеты Вам нужно будет указать доступ к секретным сведениям, во избежании вопросов.

30 августа, 11:38 Клиент, г. Москва

Спасибо за ответ. Ещё вопрос по поводу 3 формы допуска. Если я студент целевик и согласно договору о целевом обучении я должен отработать на предприятии 3 года. Про допуск к государственной тайне в этом договоре ничего не сказано. Однако там сказано, что если я не устроюсь работать на это предприятие по окончанию учёбы, я должен выплатить предприятию затраты на обучение в университете. Скажите, пожалуйста, если я во время трудоустройства откажусь от оформления 3-ей формы допуска или какой-то иной формы (на сколько я знаю оформление допуска к гостайне осуществляется исключительно в добровольном порядке), то может ли предприятие потребовать вернуть им деньги согласно договру о целевом обучении? Может ли предприятие сослаться на то что я отказываюсь трудоустраиваться к ним и согласно договору о целевом обучении потребовать вернуть деньги?

30 августа, 16:22 Показать еще 12 Гурген Григорянц Юрист, г. Москва Общаться в чате

Здравствуйте. Законодательство не запрещает выезд за границу при третьей форме допуска.

Согласно ст.15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63):

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне

Для большинства служащих ограничения, которые связаны с формами секретности, выражаются в том, что им запрещено пересекать границы страны. Начиная с 3 формы секретности, положены доплаты. Несмотря на это, ограничения многих отпугивают. Есть немало дополнительных условий для категорий лиц, о которых сообщается лишь в отдельных документах. Важно понимать, что сама по себе форма секретности не запрещает выезда за пределы страны.

О допуске к государственной тайне

Допуск к государственным тайнам предназначается служащим, которым для выполнения своих функций нужно пользоваться документацией, представляющей собой секретные данные. Кроме того, допуск могут давать и предприятиям, которым также необходимо пользоваться секретной информацией.

Начиная с 3 формы допуска к секретности, его оформляют по месту службы. Предприятиям, чтобы пользоваться подобными данными, необходимо оформить лицензию Федеральной службы безопасности РФ. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

3 форма допуска к секретности

Об ограничениях

Первым ограничением, связанным с допуском к государственной тайне, является запрет на выезд за границу. Сроки, на которые накладывается данный запрет, устанавливаются трудовым соглашением. Запрет на выезд за пределы страны является действительным и какое-то время после увольнения сотрудника. Таможенная служба всегда связывается с Федеральной службой безопасности, когда люди с 3 формой допуска к секретности пересекают границу. Однако служащим с этой формой допуска не приходится сталкиваться с более серьезными ограничениями.

О третьей форме

Кроме подписания договора о неразглашении, люди с данной формой практически не сталкиваются с запретами. Нередко 3 форма секретности предоставляется номенклатурным работникам. По факту служащий этой категории не соприкасается с секретными сведениями. По этой причине выезд с 3 формой допуска к секретности за границу разрешается. Федеральная служба безопасности считает лиц, обладающих данным допуском, достаточно безобидными. В 2018 с 3 формой секретности выезд за границу возможен без указания в анкетах ФМС о том, что она имеется.

Признак секретности в форме 3

О первой и второй формах

Гораздо сложнее выезжать за границу лицам с 1 и 2 формами допуска. В отличие от лиц с 3 формой секретности, ограничения по выезду за границу здесь серьезнее. На протяжении 5 лет с момента ознакомления с засекреченными данными такие люди не имеют права покидать пределы страны. Более того, лицам данных категорий запрет могут продлить на срок до 10 лет.

Однако не стоит полагать, что 1 и 2 формы допуска означают обязательный запрет на выезд за границу. Окончательное решение определяется с учетом множества дополнительных факторов. К примеру, при вынесении решения о накладывании ограничений при 3 форме допуска к секретности учитывают, работает ли лицо непосредственно с самой засекреченной документацией.

Также учитывают цели выезда, степень засекреченности сведений на момент пересечения границы.

Если лицо, обладающее 1 либо 2 степенью допуска, выезжает за границу, ему нужно согласовывать это решение с представителями ФСБ. Если же они согласия не дадут, в выдаче паспорта может быть отказано. Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, заграничный паспорт могут оформлять в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций прописано, что заграничный паспорт хранят в специальном отделе. Его отдают лишь с согласия представителей ФСБ.

При оформлении допуска к государственной тайне лицо дает согласие на то, что его права могут ограничиваться. По этой причине обжаловать запрет в судебном порядке нельзя. Начиная с допуска к 3 форме секретности, нужно готовиться к тому, что суды встанут на сторону государства при защите государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, на которые накладываются ограничения. В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий.

3 форма допуска к секретности выезд

Распространение информации

Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.

Неприкосновенность

Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице. Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок. В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве.

О государственной тайне

Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 — информ в поле заполняется определенными цифрами.

Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия. Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти.

О степенях секретности

Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности – «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо.

О рассекречивании

Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет.

Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания.

О порядке оформления допуска

Государство утвердило особую инструкцию, регулирующую процедуру оформления допуска к засекреченным данным. Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем. Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями. Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться.

Уже после этого начинаются тщательные проверки претендента и членов его семьи. Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом.

Далее ему разъясняют законодательство, действующее в данной сфере. Он в обязательном порядке должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны.

Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности.

Признак секретности в форме 3 информ

О социальных гарантиях

Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий. Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж. Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти.

Читайте также  Договор дарения доли в квартире между близкими родственниками образец

Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов. В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения. Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных.

О трудностях

В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг.

Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия. Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства. Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет.

Доплата за секретность 3 формы

На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности. Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия.

На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией. В обязательном порядке происходит уточнение ответов на ряд вопросов. К примеру, нужно выяснить, имел ли ранее сотрудник допуск к засекреченным сведениям. Вынеся решение, соответствующие органы информируют о нем руководство организации. Это проделывают как в письменной, так и в устной форме. На 4 этапе предприятие при необходимости проверяет данные о сотруднике, собранные с предыдущего места его работы.

Если оформляется 1 и 2 форма допуска, предприятие в обязательном порядке направляет представителям ФСБ документацию с мотивационным письмом о том, что сотрудника нужно допустить к засекреченным данным. Важно, чтобы там указывалась должность, число лиц, имеющих допуск. Также нужно указывать обстоятельства, которые влияют на вынесение решения о допуске.

На лицо, для которого оформляют 1 либо 2 форму допуска, заводят отдельную карточку. Если он перейдет на работу в иное предприятие, именно эту карточку пересылают туда. Новую переоформляют лишь в случаях, когда предыдущую по какой-либо причине уничтожили. Карточку в обязательном порядке должно утвердить руководство организации.

Далее взаимные обязательства сотрудника и предприятия оформляются в отдельном контракте. Этот документ выступает в качестве приложения к трудовому договору.

Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны

Государственная тайна — это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

Определяющее понятие

Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ «О государственной тайне» (в частности, ст.3).
  3. ФЗ «О госбезопасности».

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ — «О государственной тайне» (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения. Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных. С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

степени секретности сведений составляющих государственную тайну

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе «О государственной тайне» №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: «особая важность», «совершенно секретно» и просто «секретно».
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • «Особая важность».
  • «Совершенно секретно».
  • «Секретно».

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • «Совершенно секретно. Информация в особой папке».
  • «Особая папка».
  • «Особая важность».
  • «Совершенно секретно».
  • «Секретно».
  • «Данные только для служебного использования».

грифы секретности сведений составляющих государственную тайну

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом «О гостайне». Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Особо важные данные

Тут важно выделять следующие сведения:

  • Военные.
  • Внешнеполитические.
  • Научно-технические.
  • Разведывательные.
  • Экономические.
  • Контрразведывательные.
  • Оперативно-розыскные.

Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

грифы секретности сведений составляющих государственную тайну

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Секретные данные

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

сведения государственной тайны

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ «О гостайне» указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

форма допуска к сведениям составляющим государственную тайну

Допуск к информации

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора — председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

Об организации работы по оформлению допуска к государственной тайне должностным лицам и гражданам Российской Федерации в системе МВД России

25 февраля 2020 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 16 сентября 2019 г. № 625 «Об организации работы по оформлению допуска к государственной тайне должностным лицам и гражданам Российской Федерации в системе МВД России» (регистрационный № 57587, далее – приказ).

Приказом утверждена Инструкция, определяющая порядок допуска к государственной тайне сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников (далее – сотрудники) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарата МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, а также граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации (далее – кандидаты).

Читайте также  Доверенность на выписку из квартиры 2022

Установлены следующие формы допуска к государственной тайне:

первая форма – для сотрудников, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма – для сотрудников, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма – для сотрудников, допускаемых к секретным сведениям.

Наличие у сотрудников допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Оформление допуска к государственной тайне осуществляется по месту службы (работы).

В случае если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудники (кандидаты) могут быть назначены на эти должности после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

основания для отказа сотруднику (кандидату) в допуске к государственной тайне;

случаи, когда допуск сотрудника к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, наделенного полномочиями по принятию решения о допуске к государственной тайне;

порядок оформления допуска к государственной тайне;

особенности допуска к государственной тайне курсантов, слушателей, адъюнктов образовательных организаций системы МВД России;

особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству;

порядок переоформления допуска к государственной тайне;

порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудников при их командировании в другие органы внутренних дел (организации, не входящие в систему МВД России).

  • Версия для печати
  • Ссылка на страницу
  • Отправить по почте

Уведомление о выезде заграницу с третьей формой допуска

Добрый вечер, может ли работодатель требовать уведомления о выезде заграницу, если у меня третья форма допуска? Насколько мне удалось изучить вопрос: уведомлять работодателя о намерении выезда заграницу обязаны гражданские сотрудники федеральной службы безопасности, федеральные государственные служащие и военнослужащие. Я не отношусь ни к одной из перечисленных категорий, поскольку я работаю в АО и получаю зарплату не из средств федерального бюджета, то не являюсь федеральным государственным служащим, к 2-м другим категориям тоже не отношусь.

Внутри предприятия был приказ, согласно которому все работники с третьей формой допуска обязаны извещать (не согласовывать) начальство о намерении выезда заграницу, насколько такое требование законно, и не нарушает ли оно мое право на тайну личной жизни. Заранее спасибо!

Показать полностью 25 апреля 2017, 19:12 , Антон Пименов, г. Санкт-Петербург Ответы юристов Михаил Петров Юрист, г. Саратов рейтинг 9.4 Общаться в чате

может ли работодатель требовать уведомления о выезде заграницу, если у меня третья форма допуска?
Антон Пименов

Формально у Вас нет ограничений на выезд за пределы РФ. В частности, в силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Речь в данном случае идет о первой и второй форме допуска, при которой подлежит сдаче в «первый отдел» загранпаспорт.

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Однако, данные обстоятельства не не освобождают Вас от выполнения взятых на себя обязательств по защите государственной тайны, в частности от уведомления о своем намерении о выезде за пределы Российской Федерации.

Это вытекает из предписаний подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 года № 3-1 (является документов ограниченного пользования с грифом «секретно»), положения которого признаны соответствующими федеральному законодательству, вступившим в законную силу, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ12-1137.

25 апреля 2017, 19:23 Михаил Петров Юрист, г. Саратов рейтинг 9.4 Общаться в чате

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ12-1137.
Петров Михаил

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астафьевой Г.А., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1,
установил:
подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.
Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского О.Е., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.
Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. N 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, — соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).
Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).
Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).
Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).
Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.
Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.
Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.
Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска). Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.
В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска. Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.
Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа. Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой, направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.
Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Астафьевой Г.A., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Секретность при заполнении анкеты на загран

При заполнении онлайн-анкеты на загранпаспорт столкнулся со следующим вопросом:

Читайте также  Безнадежный долг физического лица

«* Имел ли Получатель допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям? По линии какой организации? В каком году?»

Дело в том, что я два года назад уволился с военной службы. Сама формулировка конечно очень странная, что хотели спросить непонятно. Есть такие варианты:

1. Когда вам оформлялся допуск?

2. Когда последний раз вы ознакамливались с документами СС/ОВ?

3. Когда был последний день, когда вы могли ознакамливаться с документами СС/ОВ?

Прошу знатоков не рассказывать мне про 5 лет после увольнения, т.к. в контракте явно написано, что выезд за пределы РФ может быть ограничен в течение 5 лет со дня последнего ознакомления с документами СС и выше.

Собственно говоря, что отвечать?

Показать полностью Уточнение от клиента 07 февраля 2015, 15:40 07 февраля 2015, 15:28 , Константин, г. Москва Ответы юристов Павел Солнцев Юрист, г. Самара Общаться в чате

Согласно статье .19.18 КоАП РФ, при получении удостоверения личности человека и его гражданства, будь то общегражданский паспорт или заграничный, недопустимо предоставление заведомо ложных сведений. Если таковой факт будет установлен, виновный будет наказан взысканием с него административного штрафа. Размер штрафа за предоставление обманных сведений при заполнении анкеты на получение паспорт составляет 100 -300 рублей для частного лица и 500 – 1000 рублей для должностного.

Кроме того, будут нарушены ваши планы: если вы указали при оформлении загранпаспорта в анкете ложные сведения, ваше право выезда за пределы страны будет ограничено на один месяц. Так что вполне можно «прозевать» путёвку или не попасть на важное мероприятие.

Факт предоставления ложных сведений вскрывается при проверке личности гражданина, которая проводится при оформлении загранпаспорта.

Не стоит утаивать факт работы, связанный с секретным допуском. Граждане, имеющие ограничение по факту допуска к материалам, обладающим секретностью, проверяются особо тщательно. Списки таких лиц есть у соответствующих органов, поэтому утаивать факт секретного допуска бессмысленно.

07 февраля 2015, 15:35 Константин Клиент, г. Москва

Спасибо, конечно за ответ.

Но вопрос был таков — какую дату писать?

1. Дату оформления допуска.

2. Дату последнего ознакомления с документом СС и выше.

3. Дату последнего дня, когда допуск действовал.

Я прошу обратить внимание, на то, что я не хочу утаивать факт того, что у меня был допуск.

07 февраля 2015, 15:41 Павел Солнцев Юрист, г. Самара Общаться в чате

нужно указать организацию и год оформления допуска

07 февраля 2015, 15:42 Показать еще 1 Елена Рассказова Общаться в чате

Согласно ст.19.18 КоАП РФ в случае предоставления заведомо ложных сведений, вы будете нести административную ответственность.

Однако допуск означает только, что вы можете ознакомиться с документами, составляющими гос тайну. При этом во время нахождения на службе не факт, что вы с ними ознакомитесь. Если вы действительно с ними никогда не знакомились, то можете указать это в анкете. ФМС направит запрос в ФСБ, в ФСБ есть журнал фактической осведомленности. И если ФСБ подтвердит данные сведения, то вполне возможно, что вам выдадут загран паспорт.

07 февраля 2015, 15:42 Елена Рассказова Общаться в чате

Константин, я так понимаю необходимо указать дату оформления допуска.

07 февраля 2015, 15:42 Елена Рассказова Общаться в чате

Напишите тогда в 2008 году- с этого же времени вы имели допуск к гос тайне.

07 февраля 2015, 15:59 Показать еще 3 Вячеслав Дмитриев Общаться в чате

Исходя из формулировки вопроса следует указать:

Да, имел. Указать наименование организации. И указать последний год когда допуск действовал.

07 февраля 2015, 15:45 Вячеслав Дмитриев Общаться в чате

Если когда-либо (независимо от давности) за период работы, учебы, службы, на Вас был оформлен допуск 1й или 2й формы к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, обязательно укажите организацию, время и форму допуска. Затем, обязательно, укажите дату прекращения допуска.

Например:
Ф. № 1, В/Ч ХХХХХ, с 2000 по 2004 г. (дата прекращения допуска);

Ф. № 2, (наименование ВУЗа), с 1995 по 1997 г. (дата прекращения допуска).

07 февраля 2015, 16:03 Олег Феофанов Юрист, г. Одинцово рейтинг 10 Общаться в чате

А Вы вообще с СС/ОВ знакомились?

07 февраля 2015, 15:51 Константин Клиент, г. Москва 07 февраля 2015, 15:52 Олег Феофанов Юрист, г. Одинцово рейтинг 10 Общаться в чате

У Вас должность допуск предусматривала? Когда назначены были на нее?

07 февраля 2015, 15:53 Показать еще 13 Светлана Аникеева Общаться в чате

Всё достаточно просто. Год Вам необходимо указать тот. в котором допуск выдавался первоначально. У Вас спрашивают именно дату выдачи и начала действия. Потом еще нужно будет казать дату прекращения.

07 февраля 2015, 16:11 Константин Клиент, г. Москва

Ситуация такова, что все не так просто.

1. Дата прекращения допуска в онлайн-анкете не указывается. (Правда не указывается! Вы можете зайти на сайт госуслуг, начать заполгять анкету и убедиться в этом самостоятельно)

2. Форма позволяет выбрать только одну дату и одну организацию. Что делать если допуск оформлялся два раза в разных организациях — непонятно.

07 февраля 2015, 16:35 Светлана Аникеева Общаться в чате

2. Форма позволяет выбрать только одну дату и одну организацию. Что делать если допуск оформлялся два раза в разных организациях — непонятно.

Константин

Указывайте первоначальный допуск. Раз форма изменилась (раньше там была дата окончания), значит эти сведения утратили актуальность.

07 февраля 2015, 16:40 Борис Карху Юридическая компания «International Legal Service» Общаться в чате

да оформления трудоустройства в организацию, где Вам был оформлен допуск

2. Дату последнего ознакомления с документом СС и выше.

Константин

день, когда Вы уволились (дата в приказе об увольнении)

3. Когда был последний день, когда вы могли ознакамливаться с документами СС/ОВ?

Константин

дата приказа, когда уволились

Далее, ФМС на основании указанных данных будет делать запрос в ФСБ, при получении положительного ответа (разрешающего выезд и выдачу), Вам будет выдан заграничный паспорт. При отрицательном ответе ФМС выдаст специальное уведомление, в котором указывается:
— срок ограничения и основания; номер и дата решения об ограничении на выезд за границу;

— наименование и адрес организации, которая запрещает выезд.

см — регламент ФМС по выдаче заграничных паспорт, полный текст вот здесь

08 февраля 2015, 10:31 Константин Клиент, г. Москва

Мне вот интересно, вы вопрос вообще читаете? Или увидели некоторые ключевые слова и бросаетесь отвечать?

08 февраля 2015, 16:09 Борис Карху Юридическая компания «International Legal Service» Общаться в чате

Мне вот интересно, вы вопрос вообще читаете? Или увидели некоторые ключевые слова и бросаетесь отвечать?

Константин

привычки НЕ читать не имею, поэтому Вам подробно поясняю, как происходит. Что же касается заполнения в анкете, то в графе:

«по линии какой организации» — Вы указываете полное наименование той организации, где работали.

«да» или «нет» — указываете соответственно «да» или «нет», НО будьте внимательны — речь идет о документах «особой важности» или «сов. секретных сведений», я тут Вы должны сами понимать — к какого рода сведениям/документам Вы были допущены. Более того, Вы (при оформлении на работу) должны были подписать свидетельство к какого рода документам и сведениям получаете допуск — и эту информацию знаете только Вы и Ваш работодатель.

«в каком году» — тут указываете период работы, либо год последний по работе. Поясняю еще раз — секретные документы/сведения Вы можете получить, только подписав допуск, и закончить получать документы Вы можете в последний день работы, установленный приказом, после окончания работы (в последний день) Вы должны сдать все документы в спец. канцелярию, а канцелярия уже не имеет права Вам выдавать на следующий день документы. Вот и все.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх