Основания прекращения (как, впрочем, и установления) частного сервитута предусмотрены гражданским законодательством (ст. 276 ГК РФ). Согласно данной статье по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением земельного участка, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Указанные правила имеют массу практических примеров. Например, в связи с появлением новой дороги правообладателю сервитута не нужна прежняя, проходящая через соседний участок; необходимость в использовании соседнего участка в целях размещения трубы для полива зеленых насаждений прекратилась в связи с появлением колодца и т.д.
Кроме указанных в ст. 276 ГК РФ оснований сервитут также прекращается в связи с прекращением существования земельного участка (в результате обрушения берега или в иных случаях), j слиянием в одном лице правообладателя сервитута и собственника участка, при судебном расторжении соглашения об установлении сервитута (например, правообладатель сервитута не вносит установленную в соглашении плату), истечении срока действия (если сервитут срочный) и т.д. В любом случае прекращение действия сервитута подлежит государственной регистрации.
Прекращение действия публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ) осуществляется в том же порядке, что и установление, т.е. посредством принятия органом публичной власти соответствующего нормативного правового акта. Основанием его прекращения является отпадение общественных нужд, повлекших его установление, поэтому данный перечень оснований не совпадает с основаниями прекращения частного сервитута. Согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Как и в случае прекращения частного сервитута, прекращение публичного сервитута подлежит государственной регистрации. В случае уклонения органа публичной власти от такой регистрации (если общественные нужды отпали) правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом (либо иные заинтересованные лица), вправе обжаловать данное бездействие в суд.
Земельный кодекс РФ не предусматривает обязательности проведения общественных слушаний при прекращении действия публичного сервитута (а только при установлении), хотя это в ряде случаев и предусматривается региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
6.5. Прекращение права безвозмездного срочного
пользования земельным участком
Как следует из ст. 24 ЗК РФ, существует семь вариантов предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование (гражданам и юридическим лицам), включая предоставление служебных наделов. Представляется логичным говорить об общих правилах прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком (в основном они предусмотрены ГК РФ) и особенностях прекращения права пользования служебным земельным наделом.
Общие правила заключаются в том, что договор может быть прекращен по истечении его срока либо расторгнут досрочно в добровольном (при отказе от участка) или принудительном (судебном) порядке. Основания для расторжения указаны в ст. 698 ГК РФ и конкретизированы п. 2 ст. 45 ЗК РФ, причем последние не все применимы к прекращению права безвозмездного срочного пользования (например, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования). Каждая из сторон договора вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока (ст. 699 ГК РФ). Срок договора безвозмездного срочного пользования в ряде случаев прямо указан в ЗК РФ. Например, согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.
Безвозмездное срочное пользование служебным наделом является частным случаем данного договора и имеет определенную специфику. Дня прекращения данного права действует не только общий порядок, предусмотренный ГК РФ и ЗК РФ для остальных случаев безвозмездного срочного пользования, но и специальные правила, указанные в п. 2—6 ст. 47 ЗК РФ. При этом, безусловно, на правообладателей служебных наделов распространяются общие требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ в части обязанности использования участков по целевому назначению, с соблюдением экологических требований и т.д.
В отличие от большинства других сроков безвозмездного срочного пользования, исчисляемых месяцами и годами, окончание срока пользования служебным наделом связано с прекращением трудовых отношений работника (кроме случаев выхода на пенсию), причем предусматривается сохранение права пользования наделом членов семьи работника, определяемого (если их несколько) по соглашению между ними. Это право члены семьи получают при призыве работника на действительную срочную военную службу или альтернативную службу (на весь ее срок), поступлении работника на учебу (на весь срок обучения в образовательном учреждении), гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. В случае увольнения работника вне зависимости от оснований права на служебный земельный надел прекращаются, но после окончания сельскохозяйственных работ.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите перечень оснований прекращения права частной собственности на земельные участки.
2. Каковы основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?
3. Назовите гарантии прав собственников земельных участков при изъятии у них земельных участков для публичных нужд.
4. Сформулируйте определение реквизиции земельных участков. Чем данная мера отличается от национализации и конфискации?
5. Каков порядок отказа собственника от земельного участка?
6. Каковы основания и порядок принудительного прекращения права землевладения и землепользования как санкции за правонарушение?
7. Назовите основания и порядок прекращения права аренды земельного участка.
8. Разъясните основания и порядок прекращения действия сервитута земельного участка.
9. Каковы основания и порядок прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком? Какие гарантии прав граждан предусмотрены при прекращении пользования служебным наделом?
1. Абузярова, Д. Ф. Изъятие земель для размещения автомобильных дорог: проблемы правоприменения и судебная практика / Д. Ф. Абузярова // Юридический мир. — 2011. — № 9.
2. Авдонина, О. Г. Принудительное изъятие земельного участка для олимпийских нужд / О. Г. Авдонина // Юридический мир. — 2011. — № 12.
3. Аверьянова, Н. Н. Принудительное изъятие земельного участка у собственника как специальная земельно-правовая ответственность / Н. Н. Аверьянова // Нотариус. — 2008. — № 2.
4. Андреев, Ю. Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для публичных нужд / Ю. Н. Андреев // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 6.
5. Андрианова, Е. Д. Правовой механизм изъятия земельных участков. Проверка на эффективность / Е. Д. Андрианова // Вестник гражданского права. — 2008. — № 1.
6. Бедова, Е. С. Некоторые особенности изъятия земель для государственных нужд (на примере города Сочи) / Е. С. Бедова // Л фарное и земельное право. — 2011. — № 5.
7. Гаджиев, К. Т. Защита конституционных прав человека при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд / К. Т. Гаджиев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 3.
8. Дамбиева, Т. В. Принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд / Т. В. Дамбиева // Современное право. — 2008. — № 7.
9. Дихтяр, А. И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд / А. И. Дихтяр // Право и экономика. —2008. — № 9.
10. Клейменова, Е. С. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд у арендаторов / Е. С. Клейменова // Афарное и земельное право. — 2009. — № 6.
11. Лаврова, Ю. Прекращение вещных прав на земельные участки в Концепции развития законодательства о вещном праве / Ю. Лаврова // Хозяйство и право. — 2010. — № 1.
12. Лукьяненко, В. Е. Основания прекращения прав на земельные участки / В. Е. Лукьяненко, Е. И. Пудлина // Нотариус. —
13. Мельников, Н. Н. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера¬ции в обеспечении баланса частных и публичных интересов при ограничении и прекращении прав на землю / Н. Н. Мельников // Афарное и земельное право. — 2012. — № 1.
14. Михайлова, А. Прекращение права собственности на земельные участки, используемые с нарушением законодательства / А. Михайлова // Хозяйство и право. — 2008. — № 12.
15. Носов, А. Реквизиция земельного участка. Принудительная утрата права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения / А. Носов // Закон и право. — 2007. — № 9.
16. Лашова, М. С. Правовые проблемы изъятия земельных участков / М. С. Пашова, Д. Б. Пашов // Афарное и земельное право. — 2010. — № 5.
17. Самончик, О. А. Понятие «государственных и муниципальных нужд» в случае изъятия земельных участков / О. А. Самончик // Афарное и земельное право. — 2011. — № 10.
18. Тимофеев, Д. Изъятие неиспользуемых земельных участков / Д. Тимофеев // Законность. — 2008. — № 9.
19. Тихомиров, М. Ю. Реквизиция земельных участков М. Ю. Тихомиров // Право и экономика. — 2007. — № 9. 1
20. Торкин, Д. Изъятие земельных участков для государственных нужд с целью жилищного строительства / Д. Торкин // Хозяйство и право. — 2009. — № 6. 1
21. Устюкова, В. В. Проблемы изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности / В. В. Устюкова // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 9. i
22. Чаркин, С. А. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: проблемы, возникающие на практике / С. А. Чаркин // Российский судья. — 2008. — № 10.
Статья 23 Земельного кодекса. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Комментарии к ст. 23 ЗК РФ
1. Благодаря земельному сервитуту представляется возможным определить порядок и пределы использования чужого земельного участка. Как правило, сервитут предоставляет возможность использовать часть земельного участка, при этом право владения на соответствующую часть участка сохраняется за собственником земельного участка. Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один — по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования, и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута — то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.
Другой вариант — когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И, поскольку такой «принудительный» сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.
Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК РФ, а с введением в действие гл. 17 ГК РФ отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК РФ относится к регулированию сервитута частного.
Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК РФ не знает.
При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.
Указанной статьей ГК РФ также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Пункт 1 ст. 23 ЗК РФ не определяет условия установления частных сервитутов, так как соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (см. ст. 275 ГК РФ).
2. Правовые основы регулирования публичного сервитута определены земельным законодательством. Юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что такой сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт — это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.
Основания установления публичного сервитута во многом совпадают с основаниями установления сервитута частного. Различие заключается в том, что публичный сервитут устанавливается, как уже было сказано, в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, интересах муниципальных образований или населения, проживающего на данной территории. Целью установления публичного сервитута является удовлетворение публичного интереса — государства, местного самоуправления или местного населения.
Все это отличает публичный сервитут от частного, который устанавливается не нормативным правовым актом, а договором или решением суда в интересах частных лиц (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).
Из правового содержания публичного сервитута, установленного комментируемой статьей, следует, что им может пользоваться либо неопределенное число лиц (например, проход, проезд, прогон скота через земельный участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Например, сервитут временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлен как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В последнем случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом.
3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса перечень целей установления публичных сервитутов изложен как исчерпывающий. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно обеспечивать: беспрепятственный доступ, проход, проезд; возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
4. Указание п. 4 на то, что сервитут может быть срочным или постоянным, в целом должно быть отнесено как к частному, так и к публичному сервитуту, поскольку вид сервитута в данном случае не указывается. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота либо каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь прекращение сервитута и т.д.).
4.1. Комментируемым пунктом установлено достаточно жесткое правило, согласно которому вне зависимости от целей установления публичного сервитута такой сервитут устанавливается до окончания срока резервирования. Таким образом, если обстоятельства складываются так, что за резервированием не следует изъятие участка для государственных или муниципальных нужд либо после изъятия участка делается вывод о возможности действия публичного сервитута на тех же землях, такой сервитут все равно прекращается, но может быть установлен заново. О резервировании земель см. ст. 70.1 Кодекса и комментарий к ней.
5. Обременение земельного участка сервитутом в любом случае, публичный это сервитут или частный, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом смысл сервитута заключается и в том, что право пользования земельным участком, обремененным сервитутом, за собственником сохраняется. При этом характер использования земельного участка должен отвечать критериям рациональности и эффективности. Должен соблюдаться баланс интересов как собственника земельного участка, обремененного сервитутом, так и лица или лиц, в чьих интересах сервитут установлен.
6. На основании комментируемой статьи и ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Правом требовать плату обладает только собственник земельного участка. Плату можно считать компенсацией за то, что собственник земельного участка обязан терпеть установленное обременение. Соразмерность платы может определяться степенью обременения. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях, если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере частных сервитутов в конкретных условиях, предусмотренное в данном пункте общее правило не применяется.
Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не наделен правом требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Только в случае, указанном во втором абзаце п. 7 комментируемой статьи, он может потребовать соразмерной платы от органов, установивших публичный сервитут. Если в таком случае соответствующий орган откажет собственнику во внесения указанной платы, собственник имеет право на судебную защиту своих прав (см. п. 8 комментируемой статьи).
7. В случае когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник на основании ст. 276 ГК РФ вправе требовать по суду прекращения сервитута. В то же время п. 7 комментируемой статьи действует только в случае установления публичного сервитута, и владелец участка вправе требовать равноценного земельного участка, либо выкупа (изъятия) земельного участка в установленном законом порядке.
Как правило, публичный характер обременения земельного участка предполагает, что данный участок должен быть выкуплен для государственных или муниципальных нужд. Однако подобного основания изъятия (выкупа) ни ГК РФ, ни ЗК РФ не предусмотрены. Предоставление равноценного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями по предоставлению земельного участка в соответствии со ст. ст. 30 — 34 ЗК РФ (см. комментарий).
8. Как и любое другое право, установленное законом право сервитута подлежит защите, которая осуществляется в судебном порядке. Иск подается лицом, имеющим право на сервитут, ответчиком по иску является собственник имущества, обремененного сервитутом. Защита права сервитута может осуществляться преимущественно следующими способами:
признание права сервитута в том случае, если собственник отказывает истцу в установленном законным порядком праве;
восстановление положения, существовавшего до нарушения права сервитута, пресечение действий, нарушающих право сервитута или создающих угрозу этого нарушения. Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда собственник не отрицает сервитута, но начинает строительство или распашку на территории участка, отведенного для осуществления сервитута, и тем самым препятствует его осуществлению;
самозащита права. В рамках этого права обладатель права сервитута может сам произвести действия, пресекающие нарушение его прав, соразмерные с нарушением. Такими действиями могут быть, например, снесение части забора, препятствующего проезду;
возмещение убытков и компенсация морального вреда.
В качестве защиты права сервитута могут применяться и иные способы, предусмотренные законодательством.
9. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.
Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.
Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется.
Основания прекращения сервитута
ЗК РФ Статья 48. Основания прекращения сервитута
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 48 ЗК РФ
1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:
1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;
3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:
в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;
более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;
4) обладатель публичного сервитута отказался от него.
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:
1) нарушение порядка установления публичного сервитута;
2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;
3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);
4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;
5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
Основания прекращения сервитута
Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве.
Сервитутом называют ограниченное право на использование земельного участка, что накладывает на пользователя определенные права, обязанности, ограничения и запреты. К примеру, получить свидетельство о праве собственности на участок нельзя, поскольку он не принадлежит в полной мере пользователю.
Законодательством предусмотрено разделение сервитута на две большие группы: частные и публичные. В зависимости от того, с какой целью были установлены ограниченные права и на каких основаниях.
Понятия частного и публичного сервитутов
Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:
- при проведении дренажных работ на данном участке земли;
- при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
- при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
- для проведения охоты, рыбалки;
- для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.
Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.
Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка. Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.
Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.
Кроме того, некоторые основания не подразумевают выплату денежных средств. Например, подвод коммуникационных сетей соседям, в случаях если нет иного варианта выполнения работ, вряд ли будет оплачен.
Прекращение действия сервитута любого вида невозможно по заявлению лица, в пользу которого он был установлен, то есть собственник земельного участка, на который были наложены ограничительные права, не может самостоятельно требовать отмены такого ограничения.
Основания для прекращения публичного сервитута
Как показывает судебная практика, чаще всего для прекращения публичного сервитута основанием является окончание срока действия нормативно-правового акта, которым ограничительное право было наложено, например, при окончании соответствующих работ. При этом закончены все работы могут быть раньше, чем указано в акте.
Собственник земельного участка имеет право обратиться в местную администрацию, к представителям местных органов власти, с целью прекращения действия публичного сервитута. Отказать ему в этом никто не может.
Если во время действия акта о публичном сервитуте земельный участок собственника был подвержен кардинальным переменам негативного характера (испорчен или приведен в непригодное для дальнейшего использования состояние), то собственник имеет право обратиться в суд для получения материального возмещения или же продажи этого участка в пользу муниципалитета по его кадастровой стоимости. Независимая оценка ущерба экспертом придется тут как нельзя кстати.
Основания для прекращения частного сервитута
Прекращения сервитута частного характера возможно, согласно законодательству, по нескольким причинам:
- Лицо, в чью пользу был составлен акт, отказалось от своих прав на использование чужого земельного участка.
- Закончились основания для использования чужого земельного участка для определенных работ. К примеру, все коммуникации уже были подведены, необходимость в проходе и реализации чужой земли отпала.
- Невозможность использования своего права на сервитут на чужом участке земли. Чаще всего такое происходит в тех случаях, когда при прокладке электрической сети через соседний участок возникают определенные ситуации, при которых выполнение названных действий становится невозможным. В этом случае прекращение сервитута происходит как бы автоматически. Что при этом не означает, что требуется получить соответствующий акт об отмене права ограниченного использования чужой собственности.
Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве, поэтому чаще всего истолковываются даже гражданами без юридического образования верно.
Осуществление прекращения сервитута, способы его прекращения
Поскольку земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и Гражданским, в последнем достаточно четко прописано, как именно происходит прекращение сервитута. Так, в статье 276 действующего Гражданского кодекса РФ указано, что прекращение права ограниченного пользования землей происходит после прекращения оснований для этого права.
Чтобы получить соответствующий акт, необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением или же обратиться в местную администрацию (отдел земельно-имущественных отношений).
В случаях если представители местных органов власти не оказали никаких действий по прекращению сервитута и не выдали соответствующий акт, то обращения в судебные органы не избежать.
Принятие акта об отмене публичного сервитута
Для того чтобы получить акт, в котором указано, что право на ограниченное пользование землей было прекращено, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел земельно-имущественных отношений представителей местного самоуправления. При себе необходимо иметь:
- акт об установлении сервитута;
- свидетельство о праве собственности на земельный участок;
- документ, удостоверяющий личность.
Если публичный сервитут носил временный характер с указанным, точно прописанным сроком, то основанием для выдачи акта о прекращении достаточно только того, что в документах об установлении обременительного права указана дата окончания действия. В этом случае акт об отмене выдается не позднее 10 рабочих дней. В нем обязательно прописываются основания, по которым право было установлено, а также срок действия. Дополнительно может быть указано, был ли сервитут платным или же муниципалитет использовал землю безвозмездно.
Если же публичный сервитут был установлен с неограниченным сроком действия, то в качестве основания его прекращения потребуются дополнительно документы, подтверждающие, что потребность в использовании земли конкретного собственника отпала. Например, можно запросить акт об окончании ремонтных работ дорожного полотна или прокладывания коммуникационных сетей.
Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута
Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.
При этом в заявлении прописывается, на каком основании компетентные и ответственные органы не выдали соответствующий акт, то есть дополнительно к документам необходимо приложить и соответствующий отказ.
Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.
Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.
Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Статья 276 ГК РФ. Прекращение сервитута
1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Комментарии к ст. 276 ГК РФ
Общим основанием прекращения сервитута является отпадение обстоятельств, обусловивших его установление. Хотя процедура прекращения сервитута и не имеет законодательной регламентации, она производится в том же порядке, в каком сервитут был установлен: по соглашению сторон или по решению суда.
Часть 2 статьи 276 ГК РФ закрепляет специальное основание прекращения сервитута. Таковым является невозможность в результате обременения использования участка его собственником (иным титульным владельцем) в соответствии с целевым назначением. При наличии данной ситуации собственник в целях ее устранения вправе обратиться в суд с иском о прекращении сервитута.
Кодексы РФ
Популярные материалы
ФЗ об исполнительном производстве Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ Производственный календарь 2017 Для пятидневной рабочей недели Закон о коллекторах Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ Закон о национальной гвардии Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ О правилах дорожного движения Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 О защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ О лицензировании Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ О прокуратуре Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 Об ООО Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ О персональных данных Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ О контрактной системе Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ О воинской обязанности и военной службе Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 О государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ Закон о полиции Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
ГК РФ — документы Пленума и Президиума ВС
ГК РФ — последние изменения и законы
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О рынке ценных бумаг»
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018) «О банках и банковской деятельности»
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Прекращение сервитута
Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка.
Земельные территории государства согласно земельному законодательству предназначены для удовлетворения потребностей населения страны, нужд муниципальных органов местного самоуправления, а также для выполнения задач государственной важности. Таким образом, земельные участки должны использовать гражданами для создания оптимальных условий жизни: в целях строительства личного жилья, для выполнения промышленных и сельскохозяйственных работ, а также для обеспечения нормального функционирования государства в различных направлениях: коммуникации, транспорт, энергетика, безопасность и оборона, промышленность и др.
Однако в некоторых случаях полноценное выполнение необходимых задач и работ невозможно в силу ограниченности прав на использование территорий. Для преодоления такой ситуации разработаны правовые механизмы установления сервитута, который позволяет использовать земельные участки, находящиеся в чужой собственности, при наличии определенных ограничений.
Законодательством предусмотрен и обратный механизм – прекращение действия сервитута. Как происходит возникновение и прекращение сервитутов важно знать любому землевладельцу.
Понятие прекращения сервитута. Основания прекращения сервитута
Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка. Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.
Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.
Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):
- Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.
Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.
Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;
- Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
- Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
- Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
- Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
- Наступление срока окончания действия сервитута;
- Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.
В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.
В основе таких ограничений лежит потребность защиты конституционных прав и свобод, нравственности и здоровья, и также прав и интересов частных лиц, а также безопасность страны и целостность территориальных границ;
- Прекращение действия соглашения о предоставлении права ограниченного использования участком по давности;
- Нарушение участниками договора условий ограниченного использования земельного участка.
Способы прекращения сервитута
Законодательством предусматриваются несколько способов для прекращения действия условий сервитута. Основные механизмы для отмены действия условий договора о сервитуте:
- Досудебный способ. Чаще всего прекращение сервитута происходит в добровольном порядке, который заключается в расторжении подписанного ранее соглашения для предоставления права пользования земельной территорией третьими лицами;
- Судебный порядок включает в себя подачу искового заявления от собственника земельной территории при условии невозможности полноценного использования собственного земельного участка по причине действия условий сервитута.
Исковое заявление, которое собственник земельного участка предоставляет в суд, должно включать в себя следующие данные:
- фамилию, имя, отчество, личные данные и контакты сторон ответчика и истца;
- кадастровые и географические данные земельного участка, который был объектом установления режима сервитута;
- изложение личных требований истца и оснований для прекращения действия сервитута в развернутой форме;
- предоставление доказательств и дополнительной документации.
Государственная регистрация сервитута предусматривает установление точных сроков действия данного соглашения. В документации указываются даты начала и окончания действия договора или же срок продолжительности сервитута.
Соответственно, истечение указанного срока является основанием для внесения изменения в государственный реестр на основании автоматического прекращения действия сервитута.
Порядок прекращения сервитута
Возникновение и прекращение сервитутов – процедуры, которые предусматривают внесение изменений в форму собственности земельных территорий. Любое из данных действий требует соблюдение определенного законом порядка, основным этапом которого является регистрация прав на недвижимое имущество, в частности, землю в едином государственном реестре.
Как и установление права возможности ограниченного использования территорий чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте должно быть внесено в единый реестр.
Основным условием для прекращения действия сервитута является наличие соответствующего заявления и доказательной документации. Соответственно, поводом для прекращения действия сервитута является предоставление в органы государственной регистрации:
- судебного решения об удовлетворении требований истца в отношении прекращения действия соглашения, которое предоставляло третьим лицам право ограниченного использования территорий;
- добровольного соглашения сторон о прекращении действия сервитута на основании отпадения необходимости в использовании земельного участка третьими лицами.
Последствия прекращения сервитута
Правовыми последствиями прекращения действия сервитута является:
- отмена действия условий соглашения о предоставлении прав ограниченного использования земельных территорий третьим лицам;
- отмена обременения в отношении земельного участка, который был объектом установления сервитута;
- отсутствие возможности использовать чужие территории третьими лицами, которые были субъектами соглашения о сервитуте на земельный участок;
- внесение изменений в государственный реестр, который фиксирует смену прав граждан на недвижимое имущество (землю).
Таким образом, отмена действия сервитута заключается в соблюдении законодательных требований и процедуры прекращения действия условий соглашения. Законом предусматривает возможность граждан добровольно заключить соглашение о прекращении действия сервитута, а также подать исковое заявление в судебные органы для совершения процедуры в принудительном порядке.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.