Преступления против государственной власти

Преступления против государственной власти представляют собой общественно опасные деяния, которые могут быть совершены такими субъектами, как представители власти, должностные лица, и негосударственные служащие, которые не являются должностными лицами, в силу занимаемого ими служебного положения, вопреки интересам службы причиняют существенный вред важнейшим объектам или угрожают причинением такого вреда.

В качестве объектов воздействия данного преступления здесь понимается нормальная деятельность органов государственной власти, интересов службы на региональном или местном уровне.

Данные преступления отличаются от иных по ряду признаков:

  • совершение специальными субъектами, кроме статьи 291 УК РФ;
  • совершение деяния возможно лишь в силу занимаемого служебного положения или при использовании своих служебных полномочий;
  • осуществляется посягательство на нормальную деятельность органов власти и управления либо имеется реальная угроза совершения данного нарушения.

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍 Попробовать

Подробный перечень данных преступлений содержится в главе 30 Уголовного кодекса РФ.

Замечание 1

Субъектом этих преступлений может быть только должностное лицо, за исключением дачи взятки. Данное лицо должно выполнять функции представителя власти, либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, а также иные в соответствии с действующим законодательством.

Общая характеристика преступлений против государственной власти

Помимо названных основных объектов данных преступлений могут применяться и дополнительные объекты, например, права и свободы человека и гражданина, жизни здоровья человека, честь, свобода и так далее.

Некоторые объекты преступного посягательства имеют предмет посягательства, это, например, документы, содержащие важную информацию, целевые бюджетные средства и так далее.

Объективная сторона преступлений может быть выражена в форме действия или бездействия. В основном, объективная сторона данного преступления выражается в форме активных действий, совершаемых субъектом преступления. Составы данной категории преступлений весьма разнообразны — по конструкции объективной стороны некоторые из них являются материальными, например, статья 287, статья 289 УК РФ, часть является формальными, например, ч. 1, 2 статьи 285 УК РФ. В некоторых составах могут присутствовать формально материальные признаки.

Полезно для написания работы по теме «Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти» 👇

Готовые работы Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися. Консультация эксперта 80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость. Помощь в написании работы Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.

Для совершения некоторых преступлений могут иметь значение способ и метод их совершения, применяемые средства и орудия совершения преступлений.

Субъективная сторона определяется виной, в основном в форме умысла. В некоторых составах преступлений присутствует и неосторожность. Определенную роль могут играть в квалификации деяния мотивы и цели.

Субъект, как мы уже указали, является специальным (служащий). Общий субъект, который присутствует в некоторых составах, характеризуется следующими признаками – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности.

Замечание 2

Данные преступления обоснованно выделены в отдельную главу, так как представляет особую опасность.

Совершение неправомерных действий определённой сфере может повлечь причинение существенного вреда различным охраняемым законом общественным интересам. Конструкции некоторых составов предусматривают в качестве квалифицирующих признаков применение насилия или угрозы, применение оружия или специальных средств, наступление тяжких последствий, как, например, в ст. 286 УК РФ. Подобные последствия говорят о большой опасности совершаемых преступлений, о том, что они сильно могут затронуть общественные отношения в определенной сфере, а потому их совершение строго наказывается законодателем.

30.Преступления против государственной власти(общая характеристика)

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) — это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения либо связанные с неисполнением им своих служебных обязанностей и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Видовым объектомэтих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата — органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

Субъективная сторонапреступлений, предусмотренных гл. 30 УК, в абсолютном большинстве характеризуется умышленной формой вины. Умышленно совершаются преступления, предусмотренные ст. 285-292 УК, при этом умысел может быть как прямым, так и косвенным. С неосторожной формой вины совершается только халатность (ст. 293 УК).

Непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата.

Предмет преступления— информация (документы, материалы) — может быть обязательным признаком отдельных разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК).

С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие — как действиями, так и бездействием.

(Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК).

Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.)

С субъективной сторонывсе должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления — корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях этих статей не назван.

1)конститучионный строй и безопасность гос-ва

(гос.изменя,шпионаж, вооруженный мятеж, диверсия, возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, разглашение гос.тайны.

2)гос.власть, интересы гос.службы и службы в органах местного самоуправления.

(злоупотребление должностными полномочиями,получение и дача взятки, служебный подлог, халатность)

3)правосудие

(привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от неё, заведомо ложный донос)

4)порядок управления

(оскорбление представителя власти, незаконное пересечение госграницы РФ, самоуправство, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы)

*Государственная служба- исполнение функций государства гражданами, работающими в органах гос.власти

Глава 30 УК РФ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Уголовный кодекс > Раздел X УК РФ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ > Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Кодексы РФ

Популярные материалы

ФЗ об исполнительном производстве Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ Производственный календарь 2017 Для пятидневной рабочей недели Закон о коллекторах Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ Закон о национальной гвардии Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ О правилах дорожного движения Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 О защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ О лицензировании Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ О прокуратуре Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 Об ООО Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ О персональных данных Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ О контрактной системе Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ О воинской обязанности и военной службе Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 О государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ Закон о полиции Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Читайте также  Реальный и консенсуальный договор

УК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

УК РФ — последние изменения и законы

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О защите конкуренции» Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 27.06.2018 N 156-ФЗ «О внесении изменения в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную деятельность государственных органов, в результате чего существенно нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства.

Указанные противоправные действия влекут уголовную ответственность по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Субъект данного преступления, т.е. лицо, совершившее преступное посягательство — должностное лицо.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Корыстная заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы в зависимости от квалифицирующих признаков, таких как совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, либо если данное деяние повлекло тяжкие последствия.

Разъясняет прокуратура Хабаровского района, 01.10.2022.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

Дата публикации:

1 октября 2022, 14:10

Уголовная ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную деятельность государственных органов, в результате чего существенно нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства.

Указанные противоправные действия влекут уголовную ответственность по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Субъект данного преступления, т.е. лицо, совершившее преступное посягательство — должностное лицо.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Читайте также  Признание безвестно отсутствующим

Корыстная заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы в зависимости от квалифицирующих признаков, таких как совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, либо если данное деяние повлекло тяжкие последствия.

Разъясняет прокуратура Хабаровского района, 01.10.2022.

© 2003-2022 Прокуратура Хабаровского края
Все права защищены

Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» включена в разд. X «Преступления против государственной власти» УК РФ. Содержащиеся в этой главе статьи предусматривают уголовную ответственность за так называемые должностные преступления или связанные с ними деяния. Они отличаются прежде всего своеобразием объекта преступного посягательства и спецификой его субъекта.

Объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной и муниципальной службы. Эти общественные (правовые) отношения предполагают законное, справедливое, эффективное осуществление государственной (муниципальной) службы. Ее представители должны действовать в соответствии с интересами личности, общества, государства. Именно существенное нарушение этих интересов*(63) определяет общественную опасность рассматриваемых преступлений.

Непосредственным объектом должностного преступления являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Отличительная черта этих преступлений заключается в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление подрывает не только их авторитет в обществе, но и уверенность граждан в защищенности их прав и законных интересов.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений связана с использованием должностным лицом предоставленных ему полномочий вопреки интересам службы. Ряд статей рассматриваемой главы прямо предусматривают последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285-287, 293 УК РФ). Другие составы преступлений, предусмотренные рассматриваемой главой УК РФ в неявном виде, также исходят из наличия последствий в виде существенного вреда, например ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» указывает на последствия в виде предоставления незаконных льгот, преимуществ, покровительства и т.д.; ст. 292 «Служебный подлог» указывает на внесение в документ заведомо ложных сведений или иное искажение их действительного содержания. Таким образом, объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.

Глава 30 УК РФ характеризуется в целом материальным содержанием ее составов. В то же время в каждом конкретном случае предполагается установить, какие именно права и обязанности государственного (муниципального) служащего использованы вопреки интересам службы, каким актом и в каком порядке служащий ими наделен.

Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными, но объединяет их то, что они находятся в противоречии с интересами службы.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется наличием умысла (прямого или косвенного) либо наличием двух форм вины: умышленной применительно к деянию и неосторожной применительно к преступным последствиям.

Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, могут быть: а) должностные лица, а в предусмотренных законом случаях — иные государственные служащие; б) должностные лица, в предусмотренных законом случаях — иные служащие органов местного самоуправления; в) лица, не входящие в этот перечень, если соответствующий состав предусматривает их ответственность наряду с ответственностью государственных или муниципальных должностных лиц (речь идет, в частности, о ст. 290, 291 УК РФ).

Данная характеристика субъектов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, требует некоторых пояснений, вытекающих из Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации»*(64), а также примечаний к ст. 201, 285, 318 УК РФ.

Основным специальным субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, является должностное лицо. Не случайно рассматриваемые деяния называют должностными преступлениями. Должностное лицо — это государственный или муниципальный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в войсках и иных воинских формированиях (независимо от ведомственной подчиненности) Российской Федерации.

Таким образом, понятие должностного лица — более узкое, нежели понятие государственного или муниципального служащего (служащего государственного или муниципального аппарата). Государственный служащий — это гражданин, исполняющий возложенные на него обязанности за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета Российской Федерации или ее субъекта. Соответственно муниципальный служащий — это лицо, выполняющее возложенные на него обязанности за вознаграждение из средств бюджета органа местного самоуправления.

Любое должностное лицо является государственным или муниципальным служащим, но не любой такой служащий может рассматриваться как должностное лицо. Служащие, не являющиеся должностными лицами, несут ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, только в случае прямого указания на это в соответствующих составах, например ст. 288, 292. Должностные же лица могут нести ответственность по любой статье рассматриваемой главы. Конечно, «просто» служащие могут являться соучастниками (пособниками), но исполнителями преступлений, предусмотренных ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ, могут быть только должностные лица.

Представитель власти — это лицо, наделенное распорядительными функциями в отношении физических и юридических лиц независимо от их служебной подчиненности. Например, работник милиции вправе предложить любому нарушителю прекратить противоправные действия, а в случае отказа применить предусмотренные законом меры. Представителями власти являются, в частности, депутаты Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации, члены Правительства, судьи, прокуроры, следователи, судебные исполнители, оперативные работники правоохранительных органов, инспекторы контролирующих органов и т.д.

Читайте также  Регистрация построек на земельном участке

Управленческие функции как признак должностного лица связаны с руководством деятельностью государственного (муниципального) органа, учреждения, воинской части или учреждения подразделений и служб и т.д. Управленческими являются и функции по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Речь идет о руководителях хозяйственных и финансовых подразделений, служб, выделенных органов и учреждений, о которых только что говорилось.

Должностными лицами и иными служащими, несущими ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, являются только служащие государственных (муниципальных) органов, учреждений, а также войск и воинских формирований. Лица же работающие в коммерческих и некоммерческих хозяйствующих организациях и предприятиях, в том числе государственной, муниципальной или смешанной форм собственности, несут в аналогичных случаях ответственность по статьям гл. 23 УК РФ.

В статьях 285-287 и 290 УК РФ применительно к должностным лицам выделяется в свою очередь более узкое понятие «лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, а также главы органов местного самоуправления». К лицам, занимающим государственные должности в смысле гл. 30 УК РФ, относятся президент страны, председатели палат Федерального Собрания РФ, председатель Правительства, его заместители и министры, должностные лица различных рангов на уровне субъектов Федерации и т.д. Их перечень включен в ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и выделен в категорию «А».

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Эти виды преступлений представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции.

Видовым объектомэтих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т. е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата – органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

В названии гл. 30 УК РФ говорится о направленности этих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Согласно ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба– это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.

Выделяют следующие виды государственной службы:государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Муниципальная служба– это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Служба в органах местного самоуправлениявключает деятельность выборных должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного самоуправления (лиц, замещающих муниципальные должности).

Посягательство на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее институтов, т. е. государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственных служащих.

Непосредственными объектамирассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата.

С объективнойстороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие – как действиями, так и бездействием.

В форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Бездействием могут быть совершены такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно:

1) связано со служебной или иной имеющей публичное значение деятельностью лица и в этом смысле совершается альтернативно: а) с использованием служебных полномочий; б) благодаря занимаемому служебному положению; в) как неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по службе;

2) совершается вопреки интересам службы.

С субъективнойстороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. 285, 292 УК РФ, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления – корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив характерен и для преступлений, предусмотренных ст. 289, 290 УК РФ, однако прямо в диспозициях этих статей не назван.

В зависимости от специфики субъекта все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие виды:

1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, – ст. 291 УК РФ;

2) преступления, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными лицами, – ст. 288 УК РФ;

3) преступления, совершаемые должностными лицами, – ст. 285–287, 289, 290, 293 УК РФ;

4) преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, – ст. 292 УК РФ.

Государственным служащимявляется гражданин РФ, исполняющий обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта РФ.

Муниципальным служащимявляется гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицамипризнаются три категории граждан:

а) лица, осуществляющие функции представителя власти;

б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;

в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное осуществление функцийпредполагает занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное– также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх