О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
27 сентября 2002 года
16 октября 2002 года
Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)Судебная практика высших судов РФ
1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, регулирующими вопросы деятельности временных администраций финансовых организаций.
2.2. Процедура принятия решения о реализации акций (долей) банков, в случае поступления Предложения о покупке, включает следующие этапы: получение Предложения о покупке; подготовка заключения о соответствии такого Предложения Федеральному закону (в том числе о соответствии предложенной цены установленным требованиям); рассмотрение Предложения о покупке Правлением Агентства; информирование лица, направившего Предложение о покупке, об итогах его рассмотрения.
1) сведения о размере предлагаемых к передаче обязательств и их структуре с разбивкой по обязательствам перед кредиторами каждой из очередей в соответствии с Законом о банкротстве;
2) перечень имущества, которое может быть передано Приобретателю (Приобретателям), с указанием его балансовой и оценочной стоимости;
выполняет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
1.6. В аккредитационное дело кандидата (аккредитованного лица) помещаются поступающие в Банк России документы кандидата (аккредитованного лица) и копии документов, направленных ему Банком России, по вопросам, связанным с аккредитацией, отказом в аккредитации, аннулированием аккредитации, продлением аккредитации, отказом в продлении аккредитации, выдачей свидетельства об аккредитации, а также документы, относящиеся к деятельности кандидата (аккредитованного лица) в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего, ликвидатора.
Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций и особенности осуществления в отношении таких организаций государственного контроля (надзора) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон о банкротстве), Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом указанными нормативными правовыми актами истечение срока исполнения предписания саморегулируемыми организациями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований не отнесено к основаниям для проведения внеплановой проверки.
4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).
«В случаях, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». При этом положения частей шестой и седьмой настоящей статьи не применяются.»;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;
Денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)
Федеральный закон 127 о банкротстве физических лиц
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
2. Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
2.1. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом возникает у такого гражданина при условии предварительного (не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Копии заявления гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, о признании его банкротом не подлежат направлению конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным лицам.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
3. Наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, к заявлению о признании гражданина банкротом прилагаются:
документы, подтверждающие наличие задолженности, основание ее возникновения и неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа. Такие документы должны быть получены не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи в арбитражный суд гражданином заявления о признании его банкротом;
списки кредиторов и должников гражданина с указанием их наименования или фамилии, имени, отчества, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности. Форма представления указанных списков утверждается регулирующим органом;
опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя. Форма представления данной описи утверждается регулирующим органом;
копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество, и документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (при наличии);
копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (при наличии);
выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин (при наличии);
сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (при наличии);
копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 181-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения, в случае принятия указанного решения;
копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);
копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака);
копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
копия брачного договора (при наличии);
копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
документы, подтверждающие иные обстоятельства, на которых основывается заявление гражданина.
4. В заявлении о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.
Денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, вносятся в депозит арбитражного суда.
По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом.
5. Гражданин вправе дать согласие на привлечение лиц, обеспечивающих исполнение возложенных на финансового управляющего обязанностей. В этом случае в заявлении о признании гражданина банкротом должен быть указан максимальный размер осуществляемых за счет гражданина расходов финансового управляющего на оплату услуг привлекаемых лиц. Сумма указанных расходов вносится гражданином в депозит арбитражного суда. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения этой суммы.
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)
3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
31. Порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ)
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ)
должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)
денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;
обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;
руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;
кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X1 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ)
уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;
наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ)
мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;
представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;
представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;
арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 410-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)
финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)
саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;
национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;
абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ)
вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)
недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)
неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)
федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.07.2010 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ)
Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
1. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда л
Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц. Что ждать от Думы и власти
Закон о банкротстве за все годы его существования постоянно видоизменялся. Напомним, что основа у этого документа едина для юридических и для физических лиц, просто для юриков и физиков в законе есть свои нюансы. Есть они также и для так называемых «физюриков» — тех граждан, кто зарегистрированы в качестве ИП. Этот термин вошел в обиход с легкой руки председателя правления банка «24.Ру» Бориса Дьяконова.
Нововведения, обсуждаемые в 2020 году и которые с большой долей вероятности будут приняты в 2021 году
Попытки совершенствовать закон не прекратились и в период коронавируса. За разработку поправок в закон отвечает Министерство экономического развития РФ, которому, казалось бы, и кроме банкротства было чем заняться в минувшем году. Но предложения в закон МЭР представил в марте 2020 года, а в феврале 2021 года правительство и президент обсудили их в закрытом режиме.
После того, как документ о поправках был утвержден правительством и его одобрил президент, его внесли 17 мая 2021 года в Госдуму. При базисном согласии Думы на изменения законопроекты проходят три необходимых чтения довольно быстро.
О том, что у обсуждаемых в феврале 2021 года изменений есть большие шансы быть прописанными в законе, свидетельствует тот факт, что в конце июня прошлого года правительство перестало настаивать на внесение в закон сразу 4 вариантов поправок, которые утратили свою актуальность.
Ознакомиться с предложениями изменений Минэка можно на Федеральном портале нормативно — правовых актов.
Множество поправок в законе касается банкротства юридических лиц, мы рассмотрим только те, которые касаются признания несостоятельности рядовых граждан.
У вас долги больше 250 000руб? Списание долгов через банкротство под ключ от 9 670 руб./мес. (действуем на основании закона 127-ФЗ)
- спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
- коллекторы и банки перестанут названивать вам
- все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты
Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге
Должников разделят на категории в соответствии с их доходами
Потенциальные банкроты — граждане составят первую группу. руб.. Стоимость активов у таких физ. лиц, организаций и предпринимателей не должна превышать 300 млн. руб..
руб. до 2 млрд. руб..
Третья группа включает компании и ИП, чьи доходы «перевалили» черту в 2 млрд. руб..
Пока не можете решиться на банкротство?
Закажите звонок юриста
Поправки о финуправляющих и СРО АУ
Большое количество поправок вносится в процедуру выбора арбитражных управляющих (АУ). С принятием изменений их работу будут оценивать с применением системы баллов. Эти коэффициенты будут начисляться за эффективность принятых решений, которые управляющий предлагает в ходе банкротства.
Например, за каждый план реструктуризации, который будет доведен до логического завершения. За исполненные мировые соглашения, за удачную реализацию имущества.
СРО также будут получать рейтинг. Его будут считать, исходя из среднего арифметического значения баллов, полученными за проведение процедур по банкротству всех управляющих, входящих в конкретную организацию. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.
СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является факт проведения 10 процедур списания долгов.
Управляющие будут назначаться на процесс, опираясь на показатели рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить на процесс как минимум одного кандидата, после чего выбор из них проведет компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять свой статус.
Изменения стоимости банкротства для физ. лиц
И самое главное изменение, которое предлагает Минэк, касается суммы выплат вознаграждения для финуправляющего.
Предполагается, что вместо 25 тыс. рублей за каждую процедуру должник после принятия закона должен будет заплатить 100 тыс. руб. В этой инициативе видна рука «банковского лобби». Именно отечественные банки неоднократно заявляли, что процедура банкротства физ. лица для российского гражданина получается слишком простой и дешевой. От этого люди и не чувствуют свою ответственность за то, что они бесконтрольно берут новые кредиты и займы.
Конечно, если эта инициатива будет одобрена Думой в общем пакете поправок, то списать долги в России гражданину станет существенно дороже и сложнее.
Поправки в закон внесены в Госдуму
17 мая 2021 года в Госдуму наконец-то поступил согласованный вариант поправок в закон «О банкротстве». Большинство нововведений касается процедуры признания несостоятельными юридических лиц, но есть новости и для должников — физлиц. Принять поправки планировалось в ускоренном режиме в течение месяца. В данный момент комитеты формировали свои отзывы и возражения на внесенные предложения.
Но в итоге принятие поправок отложено — их должна рассмотреть Госдума нового созыва. Впрочем, и после того, как состав новой Думы будет утвержден, поправки имеют все шансы пройти все три необходимых чтения очень быстро.
Что может измениться для физических лиц — должников, решивших обратиться за списанием долгов? Глобальных новшеств три — меняется система работы (соответственно, и назначения) финансовых управляющих, в корне будет перекроена организация торгов имуществом банкрота и водятся новая очередность удовлетворения требований должников. О планируемых изменений для финуправляющих мы написали выше.
Подробнее остановимся на торгах и очередности требований кредиторов.
Торги. Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение или понижение) в течение дня.
Поправки в закон предполагают введение так называемой системы англо-голландских аукционов, в которых используется принцип «качели». То есть стоимость предмета может резко меняться во время проведения торгов. За одну торговую сессию можно будет проводить торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, то на том же аукционе начать торги на понижение стоимости имущества.
Стоимость будет снижаться, пока не выявится лицо, желающее приобрести имущество именно за обозначенную при падении цену. Такая модель будет способствовать снижению времени общего этапа торгов и реализации имущества должника.
Сейчас торги при банкротствах могут длиться около года. Действующие в настоящее время правила не разрешают проводить в течение одной сессии продажу с повышением, так и с понижением цены.
Очередность удовлетворения требований. Сейчас в законе «О банкротстве» установлены три очереди требований. Проект предусматривает формирование 8 очередей удовлетворения реестровых требований.
Поправки, в случае из принятия Думой, Советом Федерации и подписания президентом, будут вводиться в действие поэтапно, в течение одного года.
Процедура банкротства физических лиц помогает гражданам избавиться от непосильных долгов, а кредиторам — списать бесперспективные задолженности, а при возможности получить денег с должника за счет реализации его имущества.
И если поначалу спорные моменты возникали регулярно, то с расширением судебной практики и выходом пояснений от ВС России процедура признания граждан банкротами стала понятной и предсказуемой. Рассмотрим, что принесли нам последние изменения в закон о банкротстве граждан, и как они отразятся на процедуре признания неплатежеспособности в дальнейшем.
Подходит ли вам банкротство?
Мораторий на банкротство
Ст. 9.1 Закона о банкротстве № 127-ФЗ ввела новое понятие «мораторий на возбуждение дел о банкротстве».
Теперь Правительство может отложить признание организаций и ИП несостоятельными по требованию кредиторов в период кризиса, чтобы спасти бизнес. Действие моратория продлено на 2021 год. Срок моратория, который разрешал ИП и компаниям избегать признания банкротства, истек 7 января 2021 года.
Для физических лиц мораторий не работает.Мораторий распространяется на долги, но не учитывает текущие платежи должника. Введение моратория в 2020 дало предпринимателям и юридическим лицам небольшую передышку, временно защитив их от принудительного банкротства.
В дополнение к этому, статья 95 127-ФЗ предусматривает:
- приостановление исполнительных производств и принудительного взыскания через ФССП, за исключением долгов по зарплате и непосредственно затрагивающих личность кредиторов (алименты, возмещение вреда);
- приостановление начисления пени и штрафов в связи с неисполнением долговых обязательств;
- если в суде уже начато производство по делу о банкротстве предприятия или ИП, то дело будет отложено до момента снятия моратория.
Однако закон о банкротстве с поправками в части моратория лишает организации и предпринимателей права выплачивать дивиденды, производить взаимозачет встречных требований и совершать сделки. Сделки по выводу активов, произведенные при наложенном моратории, до сих пор могут быть признаны ничтожными.
Это риск для контрагентов — поэтому под мораторием фирме сложнее, к примеру, продать часть оборудования, чтобы продолжить работу. Если компания чувствует себя устойчиво, она вправе подать заявление об отказе от моратория, чтобы спокойно заключать сделки и выплачивать дивиденды.
Сведения о компаниях, которые защищены от банкротства мораторием, и тех, кто заявил об отказе, публикуются на сайте Федресурс.
Мораторий на банкротство был введен с 1 апреля 2020 года как мера поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от коронавирусных ограничений. Узнать, распространяется ли мораторий на конкретную организацию или ИП можно в специальном разделе на сайте налоговой службы.
21 июля 2020 внесены изменения, которые запрещают ЕФРСБ публиковать сообщение кредитора об обращении в суд с признанием несостоятельным должника из мораторного списка. То есть банки и поставщики не могут до сих пор письменно объявить, что намерены банкротить фирму-неплательщика из пострадавших отраслей. Сам должник вправе подать заявление на свое банкротство.
Рекомендуем статью Банкротство ИП, в которой рассказано об особенностях и последствиях признания предпринимателя несостоятельным. Если у вас есть вопросы, позвоните юристу , он проконсультирует по конкретной ситуации.
Пандемия коронавируса упростила банкротство
В 2020 году было принято много поправок в закон о банкротстве физических лиц. Все они направлены на ускорение процесса банкротства и на облегчение положения должников.
Внесудебное банкротство с 01.09.2020
Минэкономразвития разрабатывало механизм упрощенного банкротства с 2019, и в связи с кризисом в 2020 году оперативно принят закон: упрощенное списание долгов проходит в виде бесплатной внесудебной процедуры.
Закон вступил в силу с 1 сентября 2020 года.
Списать долги бесплатно разрешили при просроченной задолженности от 50 000 до 500 000 рублей. Государственную пошлину за услугу удерживать не будут. Отказались авторы проекта и от привлечения к делу арбитражного управляющего, процедура проходит через многофункциональные центры. Гражданин или ИП может подать заявление в МФЦ по месту жительства или постоянного пребывания.
У должника не должно быть имущества и денег для погашения кредиторских требований. Неплатежеспособность устанавливается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».
Поправки в закон о банкротстве физических лиц предполагают следующий порядок внесудебного банкротства:
- Человек обращается в МФЦ. Нужно указать в заявлении всех кредиторов и размер задолженности перед каждым.
- МФЦ проверяет информацию. На проверку достоверности сведений отведен один день — в электронном виде делается запрос в ФССП о том, были ли окончены испол. производства за неимением имущества, и не открыто ли новых. Если сведения не подтвердят, многофункциональный центр вернет заявление. Повторно обратиться разрешают лишь через 1 календарный месяц.
- После проверки МФЦ в 3-дневный срок публикует информацию о банкротстве в едином государственном реестре — ЕФРСБ.
- Далее последует 6-месячная процедура. Кредиторам предоставят полномочия по розыску имущества должника, проверке долгов. Начисление штрафов, пени и процентов приостанавливается. Кредиторы занимаются розыском имущества и счетов путем запросов в официальные органы: Росреестр, ГИБДД, ГИМС, ФНС, в банки. При обнаружении доходов или собственности, которую можно продать, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении в отношении должника стандартной процедуры банкротства. Также в суд могут обратиться и кредиторы, случайно или намеренно не указанные должником в заявлении о признании несостоятельности по внесудебной схеме.
- Если кредиторы не подали возражений, через полгода человек объявляется банкротом, его долги признают безнадежными и списывают.
Правило не коснулось личных обязательств:
- алиментов;
- компенсаций вреда здоровью и жизни;
- субсидиарной ответственности;
- санкций за административные правонарушения и уголовные преступления.
Списать такие долги не получится.
Также принятый закон предусматривает ряд ограничений. Во время банкротства гражданину запретят брать кредиты и займы, выступать в роли поручителя или передавать имущество в залог.
О поступлении в собственность денег или иных ценностей заявитель должен будет уведомлять многофункциональный центр. В этом случае процедура финансовой несостоятельности прекратится.
Мы подробно разобрали поправки о внесудебном банкротстве в этом материале.
Подойдет ли вам
внесудебное банкротство?
Изменение общего порядка банкротства
Также внесены изменения в закон о банкротстве физического лица, касающиеся судебного порядка процедуры:
Последние изменения сделали банкротство более публичным. И официально позволили гражданам без имущества списывать свои долги.
Узнать стоимость банкротства
Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве, которые могут увидеть свет в 2021 году
Госдумой в июле 2020 года был принят в первом чтении законопроект, признанный изменить механизм регулирования имущественных отношений супругов: он затронул раздел имущества, положения о брачном договоре и процедуру банкротства физических лиц.
Рассмотрим кратко список изменений:
- Закон введет официальное понятие семейного банкротстваи позволит супругам признать себя несостоятельными по общим долгам в одной процедуре.
- Раздел имущества будет проходить в рамках банкротной процедуры. Раньше деньги, машины, недвижимость и детей делили в отдельных судопроизводствах, что затягивало производство.
- Будут введены правила деления общего имущества супругов. Они одинаковы при судебном разделе и при разделении по соглашению.
- Проведенные без согласия супруга сделки уменьшают долю нарушителя в общем имуществе. То есть если муж без согласия жены продаст машину, его доля в праве на гараж будет уменьшена.
- Брачный договор признается ничтожным только в ограниченном количестве случаев.
- Государственная регистрация совместно нажитой собственности как общей производится в автоматическом режиме. Раньше в выписке значился только муж или жена — так называемый титульный владелец. Информацию, что собственность общая, и половина принадлежит супругу, теперь доступна сразу.
А пока мы рекомендуем не накапливать долги и подавать на банкротство уже сейчас — узнать о стоимости и условиях сопровождения банкротства под ключ вы можете, позвонив нашим юристам или написав нам онлайн.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2022 года; проверки требуют 2 правки.
федеральный закон | |
127-ФЗ | |
Государственной думой 27 сентября 2002 | |
Советом Федерации 16 октября 2002 | |
Президентом России Владимиром Путиным 26 октября 2002 | |
2 декабря 2002 | |
«Российская газета» № 209-210 (3077-3078) от 2 ноября 2002 | |
от 25 декабря 2018 |
Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»— нормативный акт, регламентирующий основания признания судом юридического (за исключением госкорпораций)или физического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации юридического лица, а также очерёдность удовлетворения требований кредиторов [1] . Этот закон является одним из ключевых нормативных актов российской экономики [2] .
В 5-ом параграфе «Банкротство стратегических предприятий и организаций» даётся юридическое определение «стратегических предприятий» [3] [4] России.
- 1 История
- 1.1 Мораторий на банкротство 2020 года
История [ править | править код ]
Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стал третьим единым российским законодательным актом, который регламентирует признание юридического лица банкротом, порядок действий и взаимоотношения сторон.
Первым актом о банкротстве был Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который установил условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон 1992 года стал одним из первых актов регламентирующих рыночные отношения, он был принят в тот период, когда ряда других основополагающих актов по экономическим и правовым отношениям ещё не было. К тому же практики применения такого законодательства в Советском Союзе также не существовало [1] .
Через шесть лет был принят Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 г. о банкротстве). Для реализации указанного Закона в частных случаях были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [1] . Эти законы действовали, их выполнение в основном затрагивало службу ФСФО, которая осуществляла процедуру банкротства в Российской Федерации.
Эти законы в своё время выполняли свои функции, но к 2002 году появилась необходимость их изменения, на что указал президент страны В. В. Путин :
Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок — и, прежде всего, обращаюсь опять к вам, в законодательстве. «Поточное» банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит — невосприимчивым к коррупции.
Работа по правоприменению и разъяснению новых положений закона была возложена на руководителя ФСФО Т. И. Трефилову, которая вела разъяснительную работу — участвовала в пресс-конференциях и давала интервью в связи с новым законом [5] .
По итогам 2003 года ФСФО было расформировано и вопросами банкротства стала заниматься Федеральная налоговая служба.
Мораторий на банкротство 2020 года [ править | править код ]
В 2020 году в связи с пандемией COVID-19 правительство РФ ввело банкротный мораторий [6] . Постановление от 3 апреля 2020 года № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» ввело полугодовой мораторий на банкротство ИП и юридических лиц из наиболее пострадавших отраслей бизнеса. Был также запущен специальный сервис для проверки действия моратория в отношении конкретных налогоплательщиков [7] .
Позже президент России подписал Федеральный закон от 24.04.2020 № 149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о праве на отказ от моратория на банкротство, вносящий изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». [8] . Данные поправки позволяют организациям избежать ограничений, которые накладывает мораторий на банкротство: запрет на распределение прибыли между учредителями либо участниками, на выплату дивидендов, на выплату действительной стоимости доли.
Новое в законе 127-ФЗ [ править | править код ]
Эксперты налоговой области указывали на отличия закона № 127-ФЗ от предыдущей редакции:
- Основные понятия вынесены в УК РФ[5] .
- Большая самостоятельность дана саморегулируемым организациям, членами которых являются арбитражные управляющие[5] .
- Было предложено решение проблемы «отсутствующего должника», когда государство брало на себя обязательства по ведению дел о банкротстве предприятия с фактически отсутствующими активами и сотрудниками [5] . Этот вопрос был дополнительно разъяснён в 2006 году в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 года № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» [9]
- Прекращена практика «внезапного банкротства», когда процесс начинался неожиданно для должника и для собственников, учредителей и акционеров предприятия [5] .
Примечания [ править | править код ]
- ↑ 123А. Н. Борисов.Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве); (Постатейный), 2012 г. Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве); (Постатейный), 2012 г(неопр.). ООО «Арбир.ру» (15 января 2012). Дата обращения: 13 октября 2013.Архивировано 4 октября 2013 года.
- ↑Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике.Банкротные киллеры лишатся работы? // Главный редактор «Российской газеты» и Интернет-портала «Российская газета» Фронин В. А.Российская газета : газета. — М. : Издательство «Российская газета», 2002. — Вып. 2 ноября . Архивировано 16 октября 2013 года.
- ↑ «под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа»
- ↑kremlin.ru
- ↑ 12345Интернет-конференция Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Татьяны Ивановны Трефиловой(неопр.)(Текст интернет-конференции) (недоступная ссылка). Центр Информационных Технологий МГУ (20 мая 2003). Дата обращения: 12 октября 2013.Архивировано 28 августа 2011 года.
- ↑Стало известно, на кого распространится банкротный мораторий(неопр.). БанкротствоИнфо.ру. Дата обращения: 26 апреля 2020.Архивировано 2 марта 2021 года.
- ↑Перечень лиц, нуждающихся в поддержке в связи с COVID-19(неопр.). service.nalog.ru. Дата обращения: 26 апреля 2020.Архивировано 29 апреля 2020 года.
- ↑Президент подписал закон о праве на отказ от моратория на банкротство(неопр.). БанкротствоИнфо.ру. Дата обращения: 26 апреля 2020.Архивировано 2 марта 2021 года.
- ↑Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц». Архивировано 13 декабря 2010 года.
- Арбитражный суд
- Судебная система России
- Наблюдение
- Финансовое оздоровление
- Внешнее управление
- Конкурсное производство
- Мировое соглашение
- Реструктуризация долгов
- Реализация имущества
- Упрощенная процедура банкротства
- Временный управляющий
- Административный управляющий
- Внешний управляющий
- Конкурсный управляющий
- Финансовый управляющий
Закон о банкротстве физических лиц: особенности применения в 2021 году
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ даёт возможность юридическим и физическим лицам официально избавиться от непосильных долгов. В этой статье рассмотрим банкротство физических лиц и выясним, как инициируется процедура, согласно законодательству.
Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?
Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда. 1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.
Как применяется закон в 2021 году?
- долг от 50 тысяч рублей;
- просрочка от 3 месяцев;
- отсутствие возможности оплатить долг.
Если долг превышает 500 тысяч рублей, и нет возможности платить, то гражданин обязан начать процесс банкротства. При меньшей сумме задолженности есть право на объявление себя банкротом, но не обязанность. При этом гражданин должен доказать свою неплатёжеспособность.
Сколько длится банкротство физического лица по закону?
В 2021 году гражданин может подать заявление о признании банкротом и необходимые документы:
- в арбитражный суд;
- в МФЦ.
В первом варианте заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, а судебное заседание назначается через 1,5-2 месяца. В ходе первого заседания назначают арбитражного управляющего и выбирают процедуру банкротства физического лица — реструктуризация долгов или реализация имущества.
Пройти банкротство во внесудебном порядке могут только те граждане, у которых нет имущества, что признано судом и судебными приставами. То есть уже должно быть закрытое исполнительное производство по факту невозможности взыскания долга.
Если гражданин подаёт заявление в МФЦ, он указывает список кредиторов и суммы задолженности. После этого сведения 6 месяцев находятся в базе Федресурса для возможности опротестования процедуры банкротства кредиторами. Если кредиторы не реагируют, то по прошествии срока гражданин признаётся банкротом, и его долги списываются.
Практика показывает, что в последние годы физические лица успешно списывают долги по закону как самостоятельно, так и с привлечением специализирующихся на банкротстве юридических организаций.
По сути, действующий закон призван помочь гражданам, которые действительно не могут оплатить долги по объективным обстоятельствам (ситуации бывают разные). Однако не исключено, что долги по кредитам ловко списывают и те, кто оплатить их в состоянии.
При этом люди списывают долги, не учитывая довольно серьёзные последствия. Например, в течение 5 лет банкрот, скорее всего, не сможет воспользоваться услугами банков по кредитованию, поскольку должен будет оповещать о проведённом банкротстве. А в течение 3 лет банкрот не сможет занимать руководящие должности.
Статус банкрота — это значительный минус к репутации физического лица. И многие работодатели не хотят принимать в штат таких сотрудников. Современные компании часто проверяют будущих сотрудников на предмет наличия исполнительных производств, начатых или завершённых процедур банкротства. А сделать это достаточно просто через сервис Проверка физлиц. С его помощью работодатель может также проверить:
- подлинность документов;
- наличие статуса ИП;
- наличие проблем с законом;
- арбитражные дела;
- долги и штрафы.
Сервис полезен всем юрлицам и ИП, которые считают важным иметь в штате благонадёжных и добросовестных сотрудников.