14.03.2022 вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлены особенности продления договоров аренды государственных и муниципальных земельных участков.

Так, до 1 марта 2023 г. арендатор земельного участка может потребовать от арендодателя заключить дополнительное соглашение, увеличивающее срок действия договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате. Максимальный срок продления составляет 3 года. Главное, чтобы на дату обращения: не истек срок действия договора; арендодатель не заявил в суд требование о расторжении договора; отсутствовали выявленные в рамках государственного земельного надзора и неустраненные нарушения законодательства при использовании земли.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Правительство РФ вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе случаи предоставления земли без торгов и в сокращенные сроки.

Органы государственной власти и местного самоуправления также вправе устанавливать льготную арендную плату (но не менее 1 руб.) на срок не более года за участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Разъясняет прокуратура г. Хабаровска, 11.04.2022

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

Дата публикации:

11 апреля 2022, 14:58

Установлены особенности продления договоров аренды государственных и муниципальных земельных участков

14.03.2022 вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлены особенности продления договоров аренды государственных и муниципальных земельных участков.

Так, до 1 марта 2023 г. арендатор земельного участка может потребовать от арендодателя заключить дополнительное соглашение, увеличивающее срок действия договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате. Максимальный срок продления составляет 3 года. Главное, чтобы на дату обращения: не истек срок действия договора; арендодатель не заявил в суд требование о расторжении договора; отсутствовали выявленные в рамках государственного земельного надзора и неустраненные нарушения законодательства при использовании земли.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Правительство РФ вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе случаи предоставления земли без торгов и в сокращенные сроки.

Органы государственной власти и местного самоуправления также вправе устанавливать льготную арендную плату (но не менее 1 руб.) на срок не более года за участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Разъясняет прокуратура г. Хабаровска, 11.04.2022

© 2003-2022 Прокуратура Хабаровского края
Все права защищены

Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

Продление договора аренды земельного участка 2022

28 ноября 2022 Регистрация Войти 6 декабря 2022

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2022

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Обзор документа

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

14 марта 2022

Принят Государственной Думой 11 марта 2022 года

Одобрен Советом Федерации 11 марта 2022 года

Внести в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 31, ст. 4012; 2010, N 30, ст. 4015; 2011, N 30, ст. 4596; 2013, N 52, ст. 6961; 2016, N 27, ст. 4302; 2017, N 31, ст. 4754) следующие изменения:

1) абзац третий подпункта 2 пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«формирования, утверждения и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;»;

2) пункт 2 статьи 14 признать утратившим силу.

Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148) дополнить статьей 20 следующего содержания:

Статья 20. Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами.».

Часть 4 статьи 15.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2016, N 27, ст. 4237; 2018, N 28, ст. 4139; N 53, ст. 8404; 2019, N 26, ст. 3317; 2020, N 29, ст. 4512; 2022, N 1, ст. 45) дополнить предложением следующего содержания: «По заявлению участника долевого строительства срок условного депонирования денежных средств может быть продлен по истечении шести месяцев, но не более чем на два года.».

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2008, N 49, ст. 5723; 2009, N 29, ст. 3584; N 51, ст. 6153; 2011, N 1, ст. 53; N 23, ст. 3264; N 49, ст. 7028; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7595; 2013, N 30, ст. 4073; N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3406; 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 23, ст. 3299; 2018, N 1, ст. 67; 2019, N 52, ст. 7791; 2020, N 52, ст. 8605) следующие изменения:

1) статью 23 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых решение правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда либо решение об отказе в возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда по основаниям, установленным настоящей статьей, не подлежит исполнению.»;

2) статью 23.1 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых решения о возврате средств Фонда, предусмотренные настоящей статьей, не подлежат исполнению.».

В части 3.2 статьи 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ «О парламентском контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2304; 2014, N 45, ст. 6140; 2015, N 51, ст. 7240; 2017, N 14, ст. 2006; 2018, N 32, ст. 5135; 2021, N 27, ст. 5180) слова «Министерство экономического развития Российской Федерации» заменить словами «Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти», слова «на текущий финансовый год и плановый период» исключить.

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4767, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст. 1437; N 27, ст. 3954; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст. 33; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5054, 5101, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 5, 15, 18, 45, 47) следующие изменения:

1) статью 26 дополнить частью 8.3 следующего содержания:

«8.3. Положения пункта 22 части 1 настоящей статьи применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.»;

а) в части 15 слова «а также» исключить, после слов «садового дома)» дополнить словами «, в том числе проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствия таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю,»;

б) дополнить частью 15.1 следующего содержания:

«15.1. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах зон затопления, подтопления, проверка на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены, государственным регистратором прав не осуществляется. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах водоохранных зон, проверка на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, государственным регистратором прав не осуществляется.»;

а) часть 6.1 изложить в следующей редакции:

«6.1. В срок до 1 января 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданный до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объект недвижимости, отнесенный решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларация о таком объекте недвижимости.»;

б) часть 6.2 изложить в следующей редакции:

«6.2. В срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и не указанных в части 6.1 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества. При отсутствии документов, предусмотренных частью 8 статьи 24 настоящего Федерального закона, документом, на основании которого сведения о таком объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларация о таком объекте недвижимости.»;

4) часть 6 статьи 71 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет такого объекта, указанное несоответствие также не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав.».

В 2022 году при осуществлении градостроительной деятельности устанавливаются следующие особенности:

1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;

2) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) подготовка проектов изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, изменений в правила землепользования и застройки может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно;

4) по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, к территории за границами населенных пунктов, и по проектам документов о внесении изменений в утвержденные генеральные планы, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, к территории за границами населенных пунктов, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только:

а) в населенном пункте, в отношении которого подготовлен проект генерального плана или проект документа о внесении изменений в генеральный план;

б) в ближайшем населенном пункте с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;

5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов — в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;

6) Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.

1. В 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности:

1) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;

2) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

Читайте также  Свидетельство на право собственности

3. До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

4. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

5. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Установить, что в 2022 году Правительством Российской Федерации могут устанавливаться следующие особенности регулирования жилищных отношений:

1) особенности начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами;

2) особенности начисления и уплаты пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении;

3) особенности предоставления рассрочки по оплате договоров об установке приборов учета гражданами в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения части 4 статьи 15.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров участия в долевом строительстве, заключенных с использованием счетов эскроу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

14 марта 2022 года

Обзор документа

Установлены особенности регулирования градостроительной деятельности, земельных и жилищных отношений в 2022 г.

Договоры аренды государственных и муниципальных земель пролонгируют. Власти при этом смогут устанавливать льготные размеры платы.

Упростят правила проведения правовой экспертизы в рамках кадастрового учета и регистрации прав.

Пени по коммунальным платежам рассчитываются в привязке к ключевой ставке. В связи с ее повышением Правительство сможет определить особые правила расчета.

Срок депонирования средств на счете эскроу не может превышать срок ввода объекта недвижимости в эксплуатацию более чем на 6 месяцев. Предусмотрено, что по заявлению участника долевого строительства этот срок может быть продлен по истечении 6 месяцев, но не более чем на 2 года.

Предусмотрены формирование ФАИП в рамках 5-летней комплексной программы капвложений и передача функций и полномочий по ее формированию и ведению от Минэкономразвития Минстрою.

Поправки вступают в силу со дня опубликования. Изменения по договорам эскроу имеют обратную силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

на 3 года продлят срок договора аренды земельного участка по 58-ФЗ

cрок договора аренды земельного участка

Срок договора аренды земельного участкаможно продлить на 3 года.

Новое продление действует с 14 марта 2022 года.

Порядок продления установили новым федеральным законом 58-ФЗ.

  • кто может продлить срок договора аренды земельного участка,
  • условия продления,
  • как продлить срок договора аренды земельного участка.

Право продлить срок договора аренды земельного участка возникло с 14 марта 2022 года.

Указанная дата – это день вступления в силу закона 58-ФЗ.

Обратите внимание.

В 2020 году власти уже продлевали сроки договоров аренды участков из-за пандемии.

Подробности продления аренды из-за COVID-19 читайте по ссылке.

Ковидное продление было установлено законом 166-ФЗ.

Но на текущий момент оно уже не применимо, потому что заявления принимались до 01 марта 2021 года.

Условия нового продления очень похожи на предыдущие.

Поэтому, если продлевали по старым правилам, то легко разберетесь с новыми.

Кто может продлить срок договора аренды земельного участка по 58-ФЗ?

Право продления имеют арендаторы государственной и муниципальной земли.

Иными словами, если арендуете государственный или муниципальный участок, то продление для вас.

На аренду частных земельных участков продление не распространяется.

Продлить срок действия договора аренды земельного участка могут физлица и организации.

При этом, право на продление договора аренды не зависит от оснований заключения договора.

Проще говоря, не важно, на каком правовом основании участок был предоставлен в аренду.

Не исключаю, что недобросовестные чиновники будут отказывать в продлении, по причине заключения договора на торгах.

Следует понимать, что подобные отказы заведомо незаконны, поскольку для продления не важно:

  • заключен договор аренды на аукционе,
  • или участок предоставлен без торгов.

Помните об этом и не поддавайтесь на манипуляции и ложные отказы сотрудников земельных отделов.

Долг по арендной плате НЕ мешает продлить срок договора аренды земельного участка.

В законе 58-ФЗ четко прописано, что наличие или отсутствие задолженности по арендной плате не препятствует продлению.

Поэтому, отказать в продлении договора по причине долга по аренде не могут.

Правильнее следует сказать по-другому: отказать могут, но этот отказ будет незаконным.

Подобные незаконные отказы или бездействие чиновников следует обязательно обжаловать в суде.

2 условия для продления срока договора аренды земельного участка.

Условия продления идентичны тем, что действовали по старому закону.

Первой условие.

Не истек срок действия договора аренды.

Для продления важно, чтобы срок действия договора не истек.

Если срок договора аренды уже истек, то подавать заявление о продлении нет смысла.

Другими словами, продлить аренду, по которой срок действия договора истек, не получится.

Обратите внимание, что данный фактор имеет значение только на момент подачи заявления.

Для ясности рассмотрим пример.

Допустим, срок действия договора истекает 31 марта.

Заявление о продлении подано 30 марта.

В этом случае, отказать в продлении не могут, потому что на момент обращения срок действия договора еще не истек.

Так же важно, чтобы на момент обращения, в суде не было иска о расторжении договора аренды.

Иными словами, администрация не должна успеть обратиться в иском о расторжении аренды.

Второе условие.

Отсутствуют нарушения в использовании земельного участка.

Данное условие состоит в следующем.

У администрации не должно быть информации о нарушении арендатором земельного законодательства.

Если такая информация есть, то нарушение должно быть устранено.

В противном случае, срок договора аренды земельного участка не продлят.

На какой срок продлят договор аренды земельного участка?

В законе 58-ФЗ установлен предельный срок – 3 года.

Это означает, что продлить аренду можно максимум на три года.

Кто определяет продолжительность срока продления в законе не сказано.

Вероятнее всего желаемый срок продления определяет арендатор в заявлении, которое подает в администрацию.

В любом случае, больше чем на 3 года аренду не продлят.

Порядок продления срока договора аренды земельного участка.

Для продления арендатору следует подать заявление (обращение) арендодателю.

Как правило, арендодателем является местная администрация или госорган.

Наверняка чиновники разработают форму заявления.

Но если не хотите идти в администрацию, то скопируйте готовый шаблон заявления.

Образец заявления о продлении срока договора аренды земельного участка.

Администрация г. Светлодрыщинска

Похлебкиной Изабеллы Эдуардовны,

г. Светлодрыщинск, ул. Дани Милохина, дом 28 кв. 70,

ЗАЯВЛЕНИЕ о продлении договора аренды земельного участка

07 марта 2019 года между мной и администрацией города заключен договор № 125/19 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:236598:45, площадью 1200 кв.м. сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

На основании вышеизложенного,

ПРЕДЛАГАЮ:

  1. Заключить дополнительное соглашение к договору № 125/19 от 07 марта 2019 года аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:236598:45 об увеличении срока аренды на 3 года.

«___» ________20__ года _________________ (Похлебкина И.Э.)

Заявление о продлении аренды принимают до 01 марта 2023 года

Возможность продления срока договора аренды земельного участка имеет временные рамки.

Заявление о продлении можно подать в период с 14 марта 2022 до 01 марта 2023 года.

Иными словами, власти дали примерно 1 год, в течение которого можно продлить аренду.

Если вам действительно важно продление договора аренды, то не откладывайте в «долгий ящик».

Что должна сделать администрация?

Под администрацией понимается арендодатель.

У сотрудников администрации есть 5 рабочих дней для заключения соглашения.

Пятидневный срок исчисляется с даты получения заявления (обращения).

Обратите внимание на 2 нюанса.

Администрация обязана не перезаключить новый договор, а сделать дополнительное соглашение к действующему.

Другими словами, к основному договору должно прилагаться подписанное дополнительное соглашение.

В соглашении должно быть отражено увеличение срока аренды, на период, указанный в заявлении, но не более 3-х лет.

Указанное дополнительное соглашение заключается без каких-либо торгов.

И в завершение 1 важное напоминание.

Если основной договор проходил регистрацию в ЕГРН, то дополнительное соглашение тоже надо регистрировать.

Как правило, договоры аренды, заключенные более, чем на 1 год, подлежат регистрации в ЕГРН.

Для тех, кто не знает.

ЕГРН – это единый государственный реестр недвижимости.

Поэтому, если основной договор зарегистрирован в ЕГРН, то любые дополнительные соглашения тоже надо регистрировать.

Предвижу уловку со стороны чиновников, которые могут сказать, что дополнительное соглашение регистрировать не обязательно.

Не верьте подобным утверждениям.

Если основной договор зарегистрировали в ЕГРН, а доп. соглашение нет, то оно не имеет юридической силы.

Другими словами, в указанной ситуации дополнительное соглашение без регистрации в ЕГРН – пустая бумажка, которая юридически не продлит срок аренды.

Будьте бдительны и последовательны в реализации своих прав.

Желаю успешно продлить срок договора аренды земельного участка.

Задайте вопросы дежурному консультанту

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 31, ст. 4012; 2010, N 30, ст. 4015; 2011, N 30, ст. 4596; 2013, N 52, ст. 6961; 2016, N 27, ст. 4302; 2017, N 31, ст. 4754) следующие изменения:

1) абзац третий подпункта 2 пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«формирования, утверждения и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;»;

2) пункт 2 статьи 14 признать утратившим силу.

Статья 2

Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148) дополнить статьей 20 следующего содержания:

«Статья 20. Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами.».

Статья 3

Часть 4 статьи 15 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2016, N 27, ст. 4237; 2018, N 28, ст. 4139; N 53, ст. 8404; 2019, N 26, ст. 3317; 2020, N 29, ст. 4512; 2022, N 1, ст. 45) дополнить предложением следующего содержания: «По заявлению участника долевого строительства срок условного депонирования денежных средств может быть продлен по истечении шести месяцев, но не более чем на два года.».

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2008, N 49, ст. 5723; 2009, N 29, ст. 3584; N 51, ст. 6153; 2011, N 1, ст. 53; N 23, ст. 3264; N 49, ст. 7028; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7595; 2013, N 30, ст. 4073; N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3406; 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 23, ст. 3299; 2018, N 1, ст. 67; 2019, N 52, ст. 7791; 2020, N 52, ст. 8605) следующие изменения:

1) статью 23 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых решение правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда либо решение об отказе в возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда по основаниям, установленным настоящей статьей, не подлежит исполнению.»;

2) статью 23 1 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых решения о возврате средств Фонда, предусмотренные настоящей статьей, не подлежат исполнению.».

Статья 5

В части З 2 статьи 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ «О парламентском контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2304; 2014, N 45, ст. 6140; 2015, N 51, ст. 7240; 2017, N 14, ст. 2006; 2018, N 32, ст. 5135; 2021, N 27, ст. 5180) слова «Министерство экономического развития Российской Федерации» заменить словами «Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти», слова «на текущий финансовый год и плановый период» исключить.

Статья 6

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4767, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст. 1437; N 27, ст. 3954; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст. 33; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5054, 5101, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 5, 15, 18, 45, 47) следующие изменения:

1) статью 26 дополнить частью 8 3 следующего содержания:

«8 3 . Положения пункта 22 части 1 настоящей статьи применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.»;

а) в части 15 слова «а также» исключить, после слов «садового дома)» дополнить словами «, в том числе проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствия таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю,»;

б) дополнить частью 15 1 следующего содержания:

«15 1 . При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах зон затопления, подтопления, проверка на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены, государственным регистратором прав не осуществляется. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах водоохранных зон, проверка на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, государственным регистратором прав не осуществляется.»;

Читайте также  Оценка автомобиля для нотариуса по наследству

а) часть 6 1 изложить в следующей редакции:

«6 1 . В срок до 1 января 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданный до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объект недвижимости, отнесенный решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларация о таком объекте недвижимости.»;

б) часть 6 2 изложить в следующей редакции:

«6 2 . В срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и не указанных в части 6 1 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества. При отсутствии документов, предусмотренных частью 8 статьи 24 настоящего Федерального закона, документом, на основании которого сведения о таком объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларация о таком объекте недвижимости.»;

4) часть 6 статьи 71 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет такого объекта, указанное несоответствие также не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав.».

Статья 7

В 2022 году при осуществлении градостроительной деятельности устанавливаются следующие особенности:

1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;

2) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) подготовка проектов изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, изменений в правила землепользования и застройки может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно;

4) по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, к территории за границами населенных пунктов, и по проектам документов о внесении изменений в утвержденные генеральные планы, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, к территории за границами населенных пунктов, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только:

а) в населенном пункте, в отношении которого подготовлен проект генерального плана или проект документа о внесении изменений в генеральный план;

б) в ближайшем населенном пункте с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;

5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов — в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;

6) Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.

Статья 8

1. В 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности:

1) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;

2) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

3. До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

4. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39 8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

5. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Статья 9

Установить, что в 2022 году Правительством Российской Федерации могут устанавливаться следующие особенности регулирования жилищных отношений:

1) особенности начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами;

2) особенности начисления и уплаты пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении;

3) особенности предоставления рассрочки по оплате договоров об установке приборов учета гражданами в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении.

Статья 10

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения части 4 статьи 15 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров участия в долевом строительстве, заключенных с использованием счетов эскроу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году»

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2022 году:

наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, и при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1-5 статьи 39 22 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, в случае, если такой земельный участок, находящийся в частной собственности, необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39 6 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 39 22 Земельного кодекса Российской Федерации, может осуществляться обмен одного или нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на один или несколько земельных участков, находящихся в частной собственности;

предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка;

б) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11 4 , подпунктом 3 пункта 4 статьи 39 11 , пунктом 7 статьи 39 15 , пунктом 5 статьи 39 17 , пунктом 1 статьи 39 18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней;

г) процедуры, предусмотренные пунктом 7 1 статьи 39 15 , подпунктом 2 пункта 5 статьи 39 18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 20 календарных дней;

д) процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39 18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в срок не более 10 календарных дней;

е) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, по инициативе гражданина или юридического лица может осуществляться подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельного участка или земельных участков в границах населенных пунктов для проведения аукциона по продаже земельного участка или земельных участков или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или земельных участков, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 настоящего постановления, должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования такого земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления.

Арендодатель обязан направить арендатору уведомление об отказе от указанного договора.

3. Предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

4. В случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

Федеральный закон от 14.03.2022 г. № 58-ФЗ

Внести в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, ст. 1096; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 31, ст. 4012; 2010, № 30, ст. 4015; 2011, № 30, ст. 4596; 2013, № 52, ст. 6961; 2016, № 27, ст. 4302; 2017, № 31, ст. 4754) следующие изменения:

1) абзац третий подпункта 2 пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:

Читайте также  Развод без присутствия обоих супругов

«формирования, утверждения и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;»;

2) пункт 2 статьи 14 признать утратившим силу.

Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148) дополнить статьей 20 следующего содержания:

«Статья 20. Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами.».

Часть 4 статьи 155 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 40; 2016, № 27, ст. 4237; 2018, № 28, ст. 4139; № 53, ст. 8404; 2019, № 26, ст. 3317; 2020, № 29, ст. 4512; 2022, № 1, ст. 45) дополнить предложением следующего содержания: «По заявлению участника долевого строительства срок условного депонирования денежных средств может быть продлен по истечении шести месяцев, но не более чем на два года.».

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 30, ст. 3799; 2008, № 49, ст. 5723; 2009, № 29, ст. 3584; № 51, ст. 6153; 2011, № 1, ст. 53; № 23, ст. 3264; № 49, ст. 7028; 2012, № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7595; 2013, № 30, ст. 4073; № 52, ст. 6982; 2014, № 26, ст. 3406; 2015, № 27, ст. 3967; 2016, № 23, ст. 3299; 2018, № 1, ст. 67; 2019, № 52, ст. 7791; 2020, № 52, ст. 8605) следующие изменения:

1) статью 23 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых решение правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда либо решение об отказе в возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда по основаниям, установленным настоящей статьей, не подлежит исполнению.»;

2) статью 231 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых решения о возврате средств Фонда, предусмотренные настоящей статьей, не подлежат исполнению.».

В части 32 статьи 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 19, ст. 2304; 2014, № 45, ст. 6140; 2015, № 51, ст. 7240; 2017, № 14, ст. 2006; 2018, № 32, ст. 5135; 2021, № 27, ст. 5180) слова «Министерство экономического развития Российской Федерации» заменить словами «Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти», слова «на текущий финансовый год и плановый период» исключить.

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, № 31, ст. 4766, 4767, 4796, 4829; 2018, № 1, ст. 90; № 10, ст. 1437; № 27, ст. 3954; № 28, ст. 4139; № 32, ст. 5133, 5134, 5135; № 53, ст. 8404, 8464; 2019, № 25, ст. 3170; № 31, ст. 4426; 2020, № 29, ст. 4512; № 50, ст. 8049; 2021, № 1, ст. 33; № 15, ст. 2446; № 18, ст. 3064; № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5054, 5101, 5103, 5127; № 50, ст. 8415; 2022, № 1, ст. 5, 15, 18, 45, 47) следующие изменения:

1) статью 26 дополнить частью 83 следующего содержания:

«83. Положения пункта 22 части 1 настоящей статьи применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.»;

а) в части 15 слова «а также» исключить, после слов «садового дома)» дополнить словами «, в том числе проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствия таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю,»;

б) дополнить частью 151 следующего содержания:

«151. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах зон затопления, подтопления, проверка на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены, государственным регистратором прав не осуществляется. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах водоохранных зон, проверка на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, государственным регистратором прав не осуществляется.»;

а) часть 61 изложить в следующей редакции:

«61. В срок до 1 января 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданный до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объект недвижимости, отнесенный решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларация о таком объекте недвижимости.»;

б) часть 62 изложить в следующей редакции:

«62. В срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и не указанных в части 61 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества. При отсутствии документов, предусмотренных частью 8 статьи 24 настоящего Федерального закона, документом, на основании которого сведения о таком объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона декларация о таком объекте недвижимости.»;

4) часть 6 статьи 71 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет такого объекта, указанное несоответствие также не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав.».

В 2022 году при осуществлении градостроительной деятельности устанавливаются следующие особенности:

1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;

2) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) подготовка проектов изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, изменений в правила землепользования и застройки может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно;

4) по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, к территории за границами населенных пунктов, и по проектам документов о внесении изменений в утвержденные генеральные планы, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, к территории за границами населенных пунктов, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только:

а) в населенном пункте, в отношении которого подготовлен проект генерального плана или проект документа о внесении изменений в генеральный план;

б) в ближайшем населенном пункте с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;

5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов — в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;

6) Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.

1. В 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности:

1) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;

2) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

3. До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

4. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 398 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

5. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Установить, что в 2022 году Правительством Российской Федерации могут устанавливаться следующие особенности регулирования жилищных отношений:

1) особенности начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами;

2) особенности начисления и уплаты пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении;

3) особенности предоставления рассрочки по оплате договоров об установке приборов учета гражданами в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении.

Граждане Российской Федерации, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и члены их семей до прекращения действия указанного контракта освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 07.10.2022 № 378-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения части 4 статьи 155 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим из договоров участия в долевом строительстве, заключенных с использованием счетов эскроу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В.Путин

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *