Реконструкция – это изменение параметров действующего объекта капитального строительства (этажности, площади, высоты), а также замена или восстановление несущих конструкций старого строения. Такое определение указано в Градостроительном кодексе РФ (ГрК). Поскольку такие виды работ могут существенно повлиять на целостность здания и его элементов, для проведения реконструкции нужно получить разрешение на строительство. Выдает этот документ Госстройнадзор после проверки проектной документации.
Калькулятор стоимости — открыть
Читайте в статье, как проходит согласование реконструкции многоквартирного дома и нежилого здания, какие документы нужны для обращения за разрешением, где заказать проектную документацию.
Что такое реконструкция – юридическим и простым языком
Правовое определение реконструкции закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (скачать). Такие работы проводятся на объектах капитального строительства (многоквартирные дома, здания, сооружения) или их части, сопровождаются воздействием на несущие конструкции. Реконструкция может включать в себя следующий перечень работ:
- изменение параметров и характеристик реконструируемого объекта или его частей, в том числе с увеличением или уменьшением высоты, этажности, общего объема и площади;
- перестройка, надстройка, расширение или увеличение реконструируемого объекта;
- замена или восстановление несущих конструкций действующего объекта, кроме случаев восстановления или замены их отдельных элементов для улучшения свойств и характеристик (такие виды работ подпадают под понятие капитального ремонта, реставрации старого здания);
- проведение работ для смены целевого назначения здания, перестройки объекта незавершенного строительства.
По специальным правилам нужно согласовать реконструкцию фасадов. Так как работы на фасадах затрагивают внешний облик и архитектуру здания, проект необходимо согласовать в Москомархитектуре. К работам на фасадах относится изменение мест расположения оконных и дверных проемов, обустройство входной группы, иные изменения.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер.
Реконструкция проводится по решению собственника, либо предприятия, уполномоченного на обслуживание здания, объекта незавершенного строительства. Если у здания несколько собственников, требуется согласие каждого из них. Причиной такого решения могут являться существенный износ или повреждения несущих конструкций старого здания, когда замена или восстановление их отдельных элементов не имеет смысла, либо невозможна. Также собственник может провести реконструкцию, чтобы изменить основные характеристики здания – сделать пристройку для новых офисов или расширения площади, увеличение этажности для открытия новых офисов. Проводится реконструкция и в многоквартирных зданиях, если состояние несущих конструкций угрожает целостности объекта и создает аварийную ситуацию для жильцов. При этом согласие жильцов не требуется, если реконструкция проводится по заключению межведомственной комиссии или по предписанию гос. органов.
Не нужно получать разрешение на реконструкцию только для действующих объектов и видов работ, чей перечень прямо указан в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Например, для проведения капитального ремонта такой документ не требуется, а проект будет согласовываться в общем порядке. Также по специальным правилам выдается разрешение для работ на линейных объектах.
Комментарий специалиста. Проведение реконструкции без проекта и разрешения на строительство не допускается. При выявлении таких фактов, собственник или подрядчик могут быть привлечены к административной ответственности, а выполнение строительных работ может быть приостановлено. Только проектировщики и эксперты могут учесть фактическое состояние несущих конструкций, предусмотреть меры безопасности при проведении работ, установить пределы воздействия на отдельные элементы здания.
Этапы правильного получения разрешения на реконструкцию
Основанием для проведения реконструкции может являться решение собственника, дефектные ведомости о состоянии несущих конструкций и частей здания, объекта незавершенного строительства. Для получения разрешения на строительство нужно выполнить действия по списку:
- получить согласие правообладателей, если это требуется по закону;
- выбрать проектную организацию, состоящую в СРО, какой является компания Смарт Вэй;
- предоставить проектировщику доступ для обследования и обмеров, передать техническую и правоустанавливающую документацию;
- получить проект реконструкции здания или объекта незавершенного строительства;
- заказать градостроительный план земельного участка, на котором расположено реконструируемое здание или сооружение;
- собрать документы, необходимые для подачи заявления в Госстройнадзор, получения разрешения на строительство.
Разрешение будет выдано на срок, предусмотренный проектной документацией. На основании разрешения можно начать строительные работы.
Подготовка проекта на реконструкцию невозможна без проведения инженерных изысканий. Такое правило указано в ст. 47 Градостроительного кодекса РФ. Инженерные изыскания могут проводиться организациями или ИП, состоящими в СРО (отдельные исключения из этого правила указаны в законе).
Разрешение на реконструкцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на реконструкцию(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Реконструкция, модернизация, достройка:
- Амортизационная премия при модернизации
- Амортизация после модернизации
- Амортизация после модернизации в бухгалтерском учете
- Дооборудование автомобиля
- Доработка сайта налоговый учет
- Ещё.
Формы документов: Разрешение на реконструкцию
Судебная практика: Разрешение на реконструкцию
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Разрешение на реконструкцию
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения «. Согласно абзацу 4 пункта 2.3.2 договора оплата результата работ второй очереди реконструкции и вознаграждения за предоставляемое право использования ПО, вознаграждения за предоставленное ПО производится заказчиком путем перечисления денежных средств в размере стоимости договора за вычетом всех выплаченных ранее платежей по договору на расчетный счет подрядчика не позднее пятидесяти дней со дня завершения работ второй очереди реконструкции, предоставления подрядчиком заказчику безотзывной безусловной банковской гарантии исполнения подрядчиком своих обязательств в период гарантийного срока на результат работ в соответствии с разделом 7 договора, подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (по последнему этапу работ второй очереди реконструкции), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по последнему этапу работ второй очереди реконструкции), акта приемки законченного строительством объекта (второй очереди реконструкции), акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (второй очереди реконструкции), акта о предоставлении права использования ПО, акта о предоставлении ПО и получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (второй очереди реконструкции), при условии выставления подрядчиком счета на оплату и счета-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Что такое реконструкция здания и как ее провести
(КонсультантПлюс, 2022) 2.3. Как получить разрешение на строительство при реконструкции здания
Нормативные акты: Разрешение на реконструкцию
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) 2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: «Перечень антикризисных мер в 2022 г.»
(КонсультантПлюс, 2022) С 13 апреля 2022 г. действуют особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капстроительства, разрешений на ввод в эксплуатацию. В частности, на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, который истекает в период с 13 апреля до 1 августа 2022 г.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Разрешение на реконструкцию
Ст. 52 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
ГрК РФ Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 52 ГрК РФ
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации либо в случае, предусмотренном частью 15.5 статьи 48 настоящего Кодекса, — со дня согласования органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, разделов проектной документации, изменений в них. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 350-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
1.3. В случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, приведение проектной документации в соответствие с такими изменениями, внесенными в рабочую документацию, не требуется при условии, что такие изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства или в случае выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, в соответствии с частью 3.3 настоящей статьи индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. По решению застройщика или технического заказчика этапы строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, могут быть выделены после получения разрешения на строительство объекта путем внесения изменений в проектную документацию соответствующего объекта в порядке, установленном настоящим Кодексом.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее также — органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
(п. 5 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. В случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
5.3. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 — 5 части 5 настоящей статьи, предоставляются застройщиком или техническим заказчиком в форме информационной модели.
(часть 5.3 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. При осуществлении капитального ремонта линейных объектов, являющихся магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, допускается повышение их категории, в том числе влекущее изменение охранных зон, установленных в связи с их размещением.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 468-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений могут осуществляться замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
(часть 11 введена Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
Внесение изменений в разрешение на строительство (городской округ Щербинка)
Физические лица
В качестве заявителей могут выступать застройщики — физические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иного правообладателя (в случаях, предусмотренных пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Юридические лица
В качестве заявителей могут выступать застройщики — юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иного правообладателя (в случаях, предусмотренных пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Индивидуальный предприниматель
В качестве заявителей могут выступать застройщики — физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иного правообладателя (в случаях, предусмотренных пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.Стоимость услуги и порядок оплаты
Предоставление муниципальной услуги осуществляется бесплатно.
Перечень необходимых документов
-
Документы, представляемые заявителем:
- Заявление на предоставление муниципальной услуги заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на Портале.
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (в случае обращения за предоставлением муниципальной услуги представителя заявителя).
При обращении за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства или за выдачей разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства в отдельных случаях заявителем дополнительно представляются:
При обращении по вопросу внесения изменений в разрешение на строительство:
Срок предоставления услуги
Общий срок предоставления муниципальной услуги, включает срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления муниципальной слуги и не может превышать 7 рабочих дней.
Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют.
Результат оказания услуги
- выдача разрешения на строительство;
- внесение изменений в разрешение на строительство;
- решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
- Пприказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; ;
- Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»;
- Устав городского округа Щербинка;
- решение Совета депутатов городского округа Щербинка от 4 сентября 2014 г. № 149/18 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, оказываемых в городском округе Щербинка физическим и (или) юридическим лицам за счет средств городского округа Щербинка»;
- Иные правовые акты Российской Федерации, города Москвы, муниципальные правовые акты городского округа Щербинка, регламентирующие правоотношения в сфере подготовки и выдачи разрешений на строительство.
- Обращение заявителя за муниципальной услугой, предоставление которой не осуществляется органом местного самоуправления, предоставляющим муниципальную услугу;
- Представление заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям;
- Представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- Представление заявителем документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения;
- Получение ответственным должностным лицом органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, документов (сведений), необходимых для предоставления муниципальной услуги, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в информационных системах и ресурсах города Москвы, включая доступ к Базовому регистру, содержащих противоречивые сведения;
- Предоставление документов, утративших силу;
- Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом;
- Заявление и (или) иные документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, представленные в электронной форме, подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю, представителю заявителя или иному лицу, уполномоченному в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;
- Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного заявления;
- Наличие противоречивых сведений в интерактивной форме заявления и приложенных к нему копиях (электронных образах) документов.
Отказ в предоставлении муниципальной услуги
- ОНесоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;
- Несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта);
- Отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- Обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;
- Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;
- Несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
- Отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), — в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе уполномоченного органа органом местного самоуправления.
- В случае изменения правообладателя земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
— отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 1 части 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
— недостоверность сведений, указанных в заявлении о переходе прав на земельный участок. - В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдано разрешение на строительство:
— отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2 части 21.10. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
— недостоверность сведений, указанных в заявлении. - В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдано разрешение на строительство:
— отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
— недостоверность сведений, указанных в заявлении об образовании земельных участков;
— несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка;
— несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство. - В случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка:
— отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
— несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка;
— несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство;
— несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. - В случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия:
— наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. - Подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, за исключением случаев:
подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство до 1 января 2020 года при условии, что со дня истечения срока действия разрешения на строительство до дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство прошло не более трех лет;
подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в течение одного года с даты приобретения застройщиком прав на земельный участок на основании соглашения о завершении строительства объекта незавершенного строительства и об исполнении застройщиком обязательств перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, включенными в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо приобретения застройщиком прав на земельный участок в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 и 201.15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
- Заявитель имеет право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих муниципальную услугу, в досудебном (внесудебном) порядке в Администрации городского округа Щербинка.
- Заявитель может направить жалобу в письменной форме на почтовый адрес Администрации городского округа Щербинка, а также обратиться лично к заместителю главы Администрации городского округа Щербинка, курирующего вопросы строительства и архитектуры, во время личного приема.
В жалобе, в обязательном порядке указывается:
— фамилия, имя, отчество заявителя (название организации);
— почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
— копии документов, подтверждающих полномочия представителя;
— суть жалобы;
— указывается дата;
— ставится личная подпись заявителя;
— в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии. - Письменная жалоба должна быть написана разборчивым почерком, не содержать нецензурных выражений. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, такое обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов. Заявителю, направившему такое обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
- Если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или текст жалобы, фамилия заявителя, почтовый адрес не поддаются прочтению, ответ на жалобу не выдается.
- В случае необходимости в подтверждении своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе соответствующие документы и материалы либо их копии.
- Жалобы заявителей, содержащие обжалование решений (бездействия) конкретных лиц, не могут направляться этим лицам для рассмотрения.
- Письменная жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации.
- Если заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, или решение не было принято в установленный срок, то заявитель вправе обжаловать решение, действие (бездействие) лиц, участвовавших в предоставлении муниципальной услуги, в суд.
Что нужно для разрешения на реконструкцию?
Данная статья может быть полезна собственникам зданий, юристам, представителям управляющих и эксплуатирующих организаций, а также проектировщикам, разрабатывающим проектную документацию на реконструкцию зданий.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«Реконструкция объектов капитального строительства — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов»
Градостроительный кодекс Российской Федерации, от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)
Таким образом, как для жилых, так и для нежилых зданий, под реконструкцию попадают:
- Любые виды строительных работ, связанные с изменением общей площади, этажности и высоты объекта, выражающиеся в виде пристройки помещений к зданию и/или надстройки этажей;
- Замена или восстановление демонтированных ранее несущих конструкций здания.
При этом, согласно определению, замена отдельных элементов несущих конструкций реконструкцией не является, и замену отдельных элементов в большинстве случаев следует относить, например, к капитальному ремонту.
Более того, к реконструкции также следует относить менее очевидные вещи. Например:
- Переоборудование не эксплуатируемого чердака (или подвала) в эксплуатируемый, поскольку при этом общая площадь чердака (подвала) должна быть включена в общую площадь здания, что повлечет увеличение последней;
- Устройство дополнительных ярусов (условно: антресолей) внутри здания площадью более 40% от этажа, поскольку при этом данное пространство считается этажом и общая этажность здания увеличивается.
- Изменение конфигурации и геометрии кровли, если при этом изменяются высотные отметки и общая высота здания.
КОГДА НЕ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ?
«Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей».
п. 2, ст. 51, ГрК РФ
Градостроительный кодекс РФ гласит, что реконструкция объектов капитального строительства в общем случае, то есть всегда, осуществляется строго на основании выданного разрешения на реконструкцию. (п. 2, статья 51, ГрК РФ). При этом, отдельным пунктом 17 статьи 51 предусмотрены случаи, в которых разрешение не требуется.
Таким образом, проще перечислить именно ситуации, когда получение разрешения на реконструкцию не требуется:
Реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует разрешения (пункт введен ФЗ №340 от 03.08.2018)
- НЕ КАПИТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства, не требует разрешения.
- САДОВЫЕ ОБЪЕКТЫ
Реконструкции жилого дома, гаража, хозяйственных построек на садовом земельном участке, при отсутствии предпринимательской деятельности на данном участке, не требует разрешения.
Изменения объекта, не затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности, а также не превышающие предельные параметры строительства, не требуют разрешения.
КАК ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ?
В зависимости от объекта, а также от субъекта РФ, в котором объект располагается, выдача разрешений на реконструкцию, также как разрешений на строительство объектов капитального строительства, осуществляют уполномоченные:
- Федеральный орган исполнительной власти;
- Орган исполнительной власти субъекта РФ;
- Орган местного самоуправления;
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (МосГосСтройНадзор)
> В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Главное управление государственного строительного надзора Московской области
Для получения разрешения на реконструкцию здания требуется подача соответствующего заявления на выдачу разрешения.
Заявление подается в электронном виде в разделе на сайте mos.ru (в Москве) или на сайте uslugi.mosreg.ru (в Мос. Обл.)
Срок оформления разрешения – 5 рабочих дней.
Стоимость услуги — бесплатно.
Разрешение или мотивированный отказ в оформлении разрешения направляется в электронном виде в личный кабинет заявителя или может быть выдан в службе «одного окна» при наличии доверенности от заявителя на право получения запрашиваемого документа и документа удостоверяющего личность.
КАКИЕ НУЖНЫ ДОКУМЕНТЫ?
В качестве заявителей могут выступать застройщики — физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Основной перечень документации, необходимой для обращения за выдачей разрешения на реконструкцию:
- ГПЗУ — Градостроительный план земельного участка;
- Проектная документация на реконструкцию, зарегистрированная на портале ИАИС ОГД;
- Результаты инженерных изысканий, в том числе отчет по техническому обследованию здания;
- Положительное заключение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, если указанные документы подлежат экспертизе;
- Сведения об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
- Архитектурно-градостроительные решения (АГР);
- Cвидетельство об утверждении АГР (архитектурно-градостроительного решения объекта);
- Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при необходимости отклонения);
- Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства;
- Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме (при реконструкции многоквартирного дома);
- Правоустанавливающие документы на земельный участок;
- Доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
- Заявление на выдачу разрешения;
САМОВОЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Осуществление реконструкции без предварительного получения разрешения (в случаях, когда получение разрешения необходимо) влечет за собой предусмотренные законодательством санкции (см. КоАП РФ Статья 9.5).
- Административный штраф;
- Приостановка деятельности юридического лица;
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Статья 222. Гражданский Кодекс РФ
Контроль за самовольным строительством и реконструкцией в Москве выполняет Департамент Городского Имущества (ДГИ), а именно Государственная инспекция по недвижимости.
Тем не менее, той же самой Статьей 222 ГК РФ установлено, что даже самовольный объект может быть узаконен и сохранен при одновременном соблюдении следующих условий:
- Если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- Если на день обращения в суд постройка (в т.ч. реконструированный объект) соответствует установленным требованиям;
- Если сохранение постройки (реконструированного объекта) не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, для того, чтобы узаконить самовольно реконструированный объект, сохранить его и зарегистрировать на него право собственности потребуется в судебном порядке доказать соответствие объекта строительным, градостроительным, пожарным и санитарным нормам и правилам, а также доказать отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.
При этом, подобным доказательством может являться только официальный документ (Заключение о соответствии), подготовленное специализированной организацией, имеющей соответствующие допуски.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Любому бизнесу необходимо развиваться. Особенно, когда бизнес и его прибыль напрямую связаны с объектами недвижимости. Будь то производство, склад либо аренда недвижимости — каждый квадратный метр способен принести дополнительный доход. Отсюда и возникает необходимость увеличения площадей и, соответственно, реконструкция здания.
Конечно, получение разрешение на реконструкцию нельзя назвать элементарной задачей.
Во-первых, это единственный законный путь и полученное разрешение является гарантом отсутствия претензий со стороны государства.
Во-вторых, данный процесс, на самом деле, вполне понятный и логичный, если постараться в нем разобраться.
Ниже перечислены основные технические моменты, с изучения которых рекомендуется начать развивать идею реконструкции Вашего здания:
- ШАГ 1. ГПЗУ
На первом этапе следует изучить отраженные в ГПЗУ предельно допустимые параметры строительства — максимальные высота, этажность, общая площадь, площадь застройки — предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). От этого зависит крайне важный вопрос, потребуется ли получать разрешение на отступление от предельных параметров.
- ШАГ 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗДАНИЯ
Второй шаг — обследование здания с подготовкой Технического Заключения. Важно понимать допустимость, безопасность, а также техническую возможность проведения реконструкции исходя из текущего состояния и несущей способности конструкций. Более того, данный документ потребуется и для разработки проекта, и для получения разрешения.
- ШАГ 3. ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
В случае наличия технической возможности реконструкции, переходим к разработке полного комплекта проектной документации и инженерных изысканий. Перечень необходимых разделов проекта определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- ШАГ 4. АЛЬБОМ АГР
Наконец, стоит подготовить альбом архитектурно-градостроительных решений (АГР), отражающий изменения наружного архитектурного облика здания в формате «до» и «после» реконструкции с целью согласования и утверждения в Комитете Архитектуры. Свидетельство об утверждении АГР также потребуется для получения разрешения на реконструкцию.
Данная статья впервые опубликована на сайте ng-expert.ru
Согласование реконструкции фасадов (2022)
Строительные работы по реконструкции объектов недвижимости связаны с изменениями характеристик здания или отдельных его помещений, а также инженерно-технических коммуникаций. Самостоятельным видом реконструкции являются работы на фасадах здания, которые затрагивают внешний вид здания, позволяют восстановить или заменить первоначальные фасадные элементы, либо повысить их функциональность.
Калькулятор стоимости — открыть
Что такое фасад здания – это внешние стены здания или лицевая сторона здания.
Понятие реконструкции фасадов
Работы на фасадах зданий могут носить капитальный или косметический характер, что непосредственно повлияет на необходимость и порядок согласования указанных работ в уполномоченных службах и ведомствах. Реконструкция подразумевает в увеличении или уменьшении площади, высоты или этажности, объема объекта или отдельных частей и т.д. Фасадные работы могут проводиться как в рамках общего проекта по реконструкции здания, так и в виде самостоятельных действий с внешними частями объекта.
Как правило, реконструкция связана с проведение работ внутри линии внешних границ здания, обозначенных на техническом плане объекта и иной документации. Фасад представляет собой линию внешних границ объекта недвижимости, поэтому большинство работ по изменению его характеристик требует согласования с уполномоченными службами. По правилам Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объекта проводится на основании разрешения на строительство.
Юридически и простым языком
Правовое определение реконструкции объектов недвижимости зафиксировано в ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, оно распространяется и на аналогичные работы на фасадах зданий. Любые виды реконструкции подразумеваются изменение параметров объекта или его частей, а также качественных характеристик инженерно-технического оборудования. Исходя из особенностей рассматриваемого вида работ, реконструкция фасадов характеризуется следующими нюансами:
- если проведение работ затрагивает несущие конструкции и создает потенциальную угрозу безопасности здания, для реализации проекта нужно получить разрешение на строительство;
- если проект фасадных работ предусматривает проведение косметического ремонта на внешних стенах или элементах здания, разрешение на строительство не требуется;
- отдельные виды фасадных работ, не включенные в перечни нормативных актов, не требуют согласования с уполномоченными органами (например, в столице с 2011 года не проводится согласование на установку наружных кондиционеров на фасаде здания).
Таким образом, если запланированные работы связаны и изменением несущих конструкций (стены, перекрытия, фундамент и т.д.), они создают угрозу для целостности и безопасности объекта. Их выполнение будет проводиться на основании разрешения на строительство под контролем государственных и муниципальных ведомств.
Также при реконструкции может происходить смена внешнего вида объекта (изменение цветовых характеристик фасада и т.д.). Поскольку здания в городской черте должны отвечать общим архитектурно-художественным требованиям к внешнему виду, согласование по этому направлению будет проходить через Художественный совет Москомархитектуры. Единая архитектурная политика Москвы заключается в рассмотрении и согласовании проектной документации и архитектурных решений.
Читайте также: Согласование паспорта фасада здания в 2022 году
Комментарий специалиста. Даже если проект реконструкции фасада не связан с изменениями основных и капитальных элементов зданий, нужно предварительно убедиться в необходимости получения разрешения на строительство. При незаконном проведении реконструкции частей зданий может последовать привлечение к административной ответственности и значительный штраф. Для устранения неблагоприятных последствий лучше обратиться к профессиональным экспертам в указанной сфере.
Калькулятор стоимости — открыть
Постановления правительства Москвы
На территории столицы, помимо Градостроительного кодекса РФ, действует ряд региональных нормативных актов, определяющих перечень работ по перепланировке, переустройству и реконструкции помещений и зданий. Именно из указанных документов можно уточнить, требуется ли согласование для проведения фасадных работ, и в какой форме будут выдаваться разрешительные документы. По состоянию на 2017 год, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами в сфере ремонта и реконструкции зданий:
- Постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 № 432-ПП (далее – Постановление № 432-ПП);
- Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП (далее – Постановление № 508-ПП);
- Постановление Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Приказ № 624).
В нормативных актах Правительства Москвы утверждены приложения с перечнями работ, которые не требуют получения разрешения на строительства. Своевременное уточнение данных положений позволит сэкономить время на согласования проекта реконструкции.
Примеры реконструкции
Исходя из норм Постановлений № 508-ПП и № 432-ПП, без разрешения на строительство, но с согласованием проектной документации, могут проводиться следующие виды фасадных работ:
- обустройство на первом этаже здания балконов, лоджий и иных аналогичных архитектурных элементов;
- облицовка внешних стен объекта новыми строительными материалами, отличающимися от первоначального состояния фасада;
- обустройство, монтаж или переоборудование внешних конструкций – козырьков, витрин, навесов и т.д. (без опоры на земельную поверхность);
- возведение, демонтаж или восстановление лестниц, тамбуров, связанных с выходом за внешние границы здания;
- устройство отдельных входов в жилые или нежилые помещения;
- работы с оконными и дверными проемами – изменение формы, ликвидация, закладка, монтаж и т.д.
Для проведения указанных видов работ на территории Москвы потребуется не только получить проект, но и оформить положительное техническое заключение об отсутствии воздействия на несущие элементы и конструкции здания.
Комментарий специалиста. Оформление проектной документации, а также технического заключения для субъектов г. Москвы, входит в компетенцию специализированных экспертных организаций. Эти организации должны состоять членами саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также иметь допуск РФ на выполнение проектных работ.
Мнение Минрегиона о реконструкции фасадов
Для безопасного проведения работ на объектах капитального строительства должен быть разработан и согласован проект реконструкции. В отношении указанных видов работ на фасадах зданий, в Приказе Минрегиона РФ № 624 сформулировано требование об обязательном проведении инженерных изысканий и подготовке проектной документации при:
- облицовке поверхности внешних стен зданий природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями;
- устройстве вентилируемых фасадов.
Читайте также: Проектирование реконструкции фасадов и согласование в Архитектуре в 2022 году
Как указано в Приказе № 624, именно эти работы на фасадах зданий оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Для жилых и нежилых объектов недвижимости
Для реконструкции фасада жилого объекта недвижимости (например, многоквартирного здания) требуется не только составить и утвердить проектную документацию, но и получить согласие собственников жилых помещений. Это согласие входит в обязательный комплект документов для одобрения проекта на проведение работ. Д
Проведение работ по реконструкции помещений и фасадов жилых зданий создает потенциальную угрозу гражданам, поэтому для положительного согласования проектной документации оформляется техническое заключение экспертной организации. К его ключевым характеристикам относится:
Калькулятор стоимости — открыть
- документ содержит результаты обследования строительных конструкций, связанных с выполнением фасадных работ, на предмет их безопасности;
- в документ включаются исходные планы стен и фасадов, а также планы с указанием проектных решений;
- техзаключение выдается организацией, имеющей допуск СРО.
Для реконструкции нежилых зданий согласование существенно проще, нормативные акты Правительства Москвы не предусматривают требования о представлении положительного технического заключения. Однако это не устраняет обязанности по согласованию проекта фасадных работ в Москомархитектуры и утверждению акта выполненной реконструкции.
Комментарий специалиста.Общий перечень документов для согласования реконструкции, если для нее требует получить разрешение на строительство, регламентирован Градостроительным кодексом РФ. На территории Москвы соблюдение единого архитектурно-художественно облика города контролирует Москомархитектура (Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы).
Мнение кадастровой палаты и Росреестра
Если в ходе реконструкции зданий, в том числе и работ на фасадах, происходит изменение параметров здания (например, увеличение его объема за счет обустройства балконов, увеличение количества этажей и т.д.), после согласования итогового акта осуществляется подготовка технического плана с последующим кадастровым учетом в ЕГРН. Нюансы проведения кадастрового учета при различных видах работ по реконструкции регламентированы следующими актами:
- письмо Минэкономразвития РФ и ФГБУ «ФКП Росреестра» от 08.07.2013 № 08-2135-КЛ;
- письмо Минэкономразвития РФ и ФГБУ «ФКП Росреестра» от 26.06.2013 № 08-0906-НС.
Эти документы устанавливают рекомендации при проведении кадастрового учета отдельных видов работ по реконструкции, в том числе на фасадах зданий.
Исходя из содержания указанных актов, можно выделить следующие нюансы:
- проведение кадастрового учета осуществляется на основании технического плана и акта приемочной комиссии местного органа власти;
- если при изготовлении технического планакадастровый инженер выявит несоответствие параметров объекта требованиям проектной документации, он обязан изложить их в своих выводах;
- если в ходе проведения работ не изменяются внешние границы и назначение объекта, кадастровый учет проводится на основании заявления и технического плана.
По итогам кадастрового учета правообладателям выдается выписка из госреестра ЕГРН, после чего реконструкция считается официально узаконенной.
Комментарий специалиста. Указанные письма носят рекомендательный характер. Однако на практике, они применяются должностными лицами Росреестра при проведении кадастрового учета. По этой причине, положения писем Минэкономразвития и ФГБУ «ФКП Росреестра» будут учитывать и кадастровые инженеры при подготовке техническое документации.
Этапы согласования или узаконивания реконструкции фасадов
Реконструкция фасадов объекта недвижимости осуществляется на основании разрешения на строительство, если эти работы затрагивают конструктивные элементы здания и угрожают безопасности. Указанный документ будут выдавать органы местного самоуправления по месту расположению земельного участка под объектом недвижимости. Основанием для выдачи разрешительного бланка являются следующие документы:
Читайте также: Паспорт фасадов и колористический паспорт в 2022 году
- правоустанавливающие документы на землю – свидетельство о праве или выписка из ЕГРН;
- градостроительный план на землю, выданный не ранее трех лет до дня обращения;
- проектная документация;
- положительное экспертное заключение;
- согласие всех правообладателей на проведение реконструкции;
- копия свидетельства независимой экспертной организации, выдавшей заключение.
После оформления проекта реконструкции и получения экспертного заключения, все документы подлежат проверки в уполномоченном органе местной власти. В разрешении на строительство указывает срок выполнения работ.
Калькулятор стоимости — открыть
Если работы на фасадах не подпадают под действие разрешения на строительство, этапы согласования реконструкции в Москве выглядят следующим образом:
- подготовка проекта запланированных работ в экспертной организации, имеющей аккредитацию и допуск СРО;
- получение положительного технического заключения о безопасности работ;
- положительное решение художественного совета Москомархитектуры;
- утверждение проекта службой Мосжилинспекции.
Наиболее важными этапами согласования являются подготовка проекта реконструкции и оформление положительного заключения по представленному проекту. По этой причине необходимо тщательно относится к выбору экспертной организации, имеющей право на разработку и оформление указанной документации. После завершения работ необходимо получить акт приемочной комиссии и технический план для проведения кадастрового учета.
Узаконивание реконструкции фасадов может проводиться и после фактического завершения работ. В этом случае оформляется аналогичный комплект документации, а согласование будет проводиться в административном или судебном порядке
Комментарий специалиста. Выдача положительного заключения по проекту реконструкции может осуществляться государственной или негосударственной экспертной организацией. При оформлении документов по второму варианту в уполномоченный орган представляется свидетельство об аккредитации экспертной организации.
Возможные сложности при согласовании
Нужно учитывать, что узаконить фактически проведенные фасадные работы намного сложнее, чем следовать стандартному варианту оформления документов. При подготовке первоначального проекта и технического заключения будут учета все требования градостроительных стандартов и регламентов к проведению работ, что исключит возможность отказа в согласовании.
На стадии оформления технического плана происходит проверка условия проведения работ, включенных в содержание проектной документации. Кадастровый инженер обязан изложить любые выявленные несоответствия в своем заключении, что создаст проблемы при получении акта приемочной комиссии. В этом случае положительное прохождение процедуры кадастрового учета будет невозможным.
Экспертная организация, имеющая аккредитацию и допуск СРО, имеет право выполнять все виды работ по оформлению проектной документации. В этом случае заказчик избежит неблагоприятных последствий на всех этапах согласования. Однако нудно учитывать, что любое отступление от проекта потребует повторного согласования и оформления новых разрешительных документов.