Здравствуйте. У меня проблема. Я сирота, и от государства мне положина жил площадь. Право на получение жилья отбивали по судебному решению. Вот подошло время получения квартир спустя 4 года. В очереди на квартиру я стояла в родном городе, но теперь я живу в другом городе, имею работу и не хочу терять перспективы. В соц.защите в родном городе мне говорят, что я обязана жить в этой квартире в течении 5 лет. Неужели нельзя закрыть квартиру и оплачивать счета за квартплату. Если я не буду постоянно жить в этой квартире у меня ее заберут?

09 сентября 2016, 13:57 , Елизавета, г. Чайковский Ответы юристов Алексей Новиков Юрист, г. Ижевск Общаться в чате

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.(Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Считаю, что получив квартиру, оформив ее по договору найма специализированного жилого помещения и зарегистрировшись в нем, вы вправе переехать в другой регион, оформив регистрацию по месту пребывания (не снимаясь с учета по месту жительства), работать (учиться) по своему усмотрению. Забрать квартиру вряд ли получиться.

13 сентября 2016, 12:43 Похожие вопросы Семейное право

Москва. Трёх комнатная муниципальная квартира. Прописаны восемь человек все родственнмкм три не совершеннолетних. Фактически разделились на три семьи, но это ни как, нигде не оформленно. В квартире на данный момент проживает только одна семья (ответственный квартиросъемщик, её сын и двое детей) с двумя несовершеннолетними. Две другие семьи живут на съёмной жилпощади. Семя которая там фактически проживает, за квартиру и коммуналку оплату не производила и вообще относится к этому халатно, не экономно (вода льётся когда не нужно, свет не выключают за приборами учета не смотрят и т.д.). Я съехал, устно предложив найти вариант размена этой квартиры и и оформить раздельную оплату за пользование квартирой. Также и ещё одна семья. Квартиросъемщик этим не занимался. Вместо этого обращался в суд с требованием выселить меня с занимаемой площади, в чём ему было отказано. Теперь, создав большую задолженность, обращается в суд о разделении кода плательщика. О размене вообще ни слова. Хотелось бы, чтобы суд признал нас отдельной сёмьёй и тогда разделил код плательщика. Считаю что было бы правильным обратится в суд о разделении кода плательщика с самого начала конфликта. тогда не было бы на нас такой материальной нагрузки, это же не наша вина и квартирой не пользуемся и признать нас нуждающимися не можем. Уважаемые юристы, хотелось бы знать имеем ли мы право договорится между собой: кто сколько должен будет платить за квартиру, ведь пользуемся мы ею по разному. и если да то как это зафиксировать? На какие нормы закона ссылаться в суде. Я временно стал проживать на съемной площади, предполагая что квартиросъёмщик взамен будет оплачивать квартиру. Сначала всё так и было, с какими либо просьбами или требованиями по оплате он ни ко мне ни куда то ещё не обращался. То, что он не обращался, может служить подтверждением его устного согласия с такой ситуацией. Я считаю что «взамен» это иной способ оплаты, а не «неоплачивал». Или это не так. А, ещё на мне бремя съёмного жилья. Ещё там проживает не зарегистрированный по этому адресу человек, супруга одного из родственников, мама 2-х несовершеннолетних детей, она должна принимать участие в оплате за квартиру.

Показать полностью Вчера в 17:49 , вопрос №3509033, ФЁДОР, г. Москва Наследство

Добрый день! Вопрос про наследство. Мама умерла в сентябре 2020 года. У мамы была ипотека на квартиру и плюс 1/5 доля ещё в одной квартире неипотечной. По ипотеке не было страхового полиса, долг никто не платит(в квартире ипотечной проживает сестра моя). Нас трое детей у неё. С папой в разводе. В наследство никто не вступал. Сейчас банк вызывает в суд нас троих ее детей плюс внучку(мою племянницу) для взыскания задолженности. По наследству отказ никто не оформлял, но и не вступали, просто никто не обратился к нотариусу в течении 6 месяцев. Ипотеку никто платить не хочет, т.к. долг больше по сумме чем доля в квартире. Как нам правильно поступить, квартиру ипотечную отдали бы банку. Но что будет с долей не в ипотечной квартире?

Показать полностью Вчера в 11:19 , вопрос №3508710, Юлия, г. Москва

Здравствуйте, квартира оформлена на мою маму,с ней проживает мой отец пенсионер они хотят составить дарственную или завещание на внука.При составлении документа, отец будет иметь право на наследство?И если не будет завещания, кто будет наследником и муж и дети и внуки?

Показать полностью 26 ноября, 14:33 , вопрос №3508014, Юлия, г. Москва Семейное право

Здравствуйте! Мне 34г,Я сирота(круглая).Чтоб избежать дед-дома,В начале 90-х моим официальным опекуном,стала бабушка (документ сохранился на руках). От государства я не какую жил площадь не получала.Когда бабушка пару лет назад умерла, квартира (с большими долгами) осталась мне и моему несовершеннолетнему сыну,(но я лишена прав, он в семье на опекунстве). Сейчас меня завалили жировками по комун.услугам и предупреждениями что в судебном порядке конфискуют имущество. Хотя там конфисковывать и нечего, я переживаю за саму квартиру. Мало того,что мне сироте государство нечего не дало, так ещё и могут забрать то,что мне оставила бабушка. А я в свою очередь — своему сыну. Скажите пожалуйста,мне жил площадь должна была пологаться от госс-ва или нет? Ведь бабушка не обязана была мне ничего оставлять,у неё есть кому кроме меня оставить. Значит получается,что мативация не на то,чтоб меньше было дед-домовщины, а наоборот, так как в дед-доме хотя бы дают комнату после совершенолетия! Или я не знаю каких-то законов?(тогда подскажите пожалуйста)!

Показать полностью 26 ноября, 14:20 , вопрос №3507930, Маргарита, г. Москва Вопрос решен Недвижимость

Добрый день. Взяла ипотеку с гражданским мужем, в банковском договоре идем как «созаемщики на условия солидарной ответственности». Дом в равных долях сделали, кредитный договор на мое имя, списывают с моей карты. Первоначальный тоже оплатила я. Прожила с ним в этом доме 11 месяцев. Он ушёл с холодильникам и телевизоров. Хочу вывести его из сделки и чтоб он фиктивно продал свою долю. Он на это не соглашается, вычитал все свои затраты за это время проживания и просит выплатить их, сумма 110т.р по его словам. Я не согласна с этой суммой, за свою долю он получил от государства 13%. Какие риски у меня есть, если я его не буду выводить из сделки и доли, а так же буду платить со своего счёта, а по окончанию ипотеки через суд выставить его. Или есть риски Или могу сейчас через суд выставить На что могу опираться Человек на конструктивный диалог не идёт.

Можно ли не проживать в квартире по социальному найму ребенку сироте некоторое время?

Мне 25 лет. В этом году я как ребенок сирота получила квартиру. Живу в другом городе и жить в предоставленной квартире пока нет возможности. Может ли эта квартира стоять пустой, при условии что я буду исправно платить все коммунальные платежи. Или договор социального найма расторгнут если я не буду проживать в предоставленной квартире?

Ответы на вопрос:

Юрист • г. Саратов 07.06.2017, 21:59

Лучше будет, если Вы ее приватизируете. Просто так расторгнуть договор не могут, но и Вам этого не надо. Рекомендую оформить в собственность.

Вам помог ответ? Да Нет Юрист #5981798 Адвокат • г. Волгоград 07.06.2017, 22:14

Если более полугода не будете проживать, то могут расторгнуть. Вы можете пустить в квартиру временных жильцов на полгода. Каждые полгода можете заключать с ними новый договор. Лучше приватизировать эту квартиру.

Благополучия и радости Вам)))

Вам помог ответ? Да Нет Юрист • г. Санкт-Петербург 07.06.2017, 22:28

Вам предоставили не по договору социального найма, а по договору специализированного найма. Если будете вносить коммунальные платежи, то вопросов к Вам не будет. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Читайте также  Заявление судебным приставам на алименты - образец заявления судебным приставам о неуплате алиментов

Вам помог ответ? Да Нет Консультация по Вашему вопросу 8 800 505-91-11 звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России Вопрос №12659082

Дело в том, что приватизировать я ее смогу только через 5 лет.

Ответы на уточнение:

Юрист #5981798 Адвокат • г. Волгоград 07.06.2017, 22:17

только прочла, что пока невозможно приватизироватьтогда сдавайте ее. договор на полгода. Каждые полгода-новый договор. И никто не расторгнет.

Вам помог ответ? Да Нет Юрист • г. Санкт-Петербург 07.06.2017, 22:31

Вам предоставили не по договору социального найма, а по договору специализированного найма. Если будете вносить коммунальные платежи, то вопросов к Вам не будет. Только в найм не сдавайте, во первых-это делается с разрешения собственника-муниципалитета, который предоставил Вам квартиру в спец. Найм, во вторых по закону

проводится проверка использования квартир. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Если сирота не живет в квартире

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Читайте также  Заявление на алименты в твердой денежной сумме образец 2022

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как добиться от государства пригодной для проживания квартиры?

Сиротам выдали жилье, а оно оказалось непригодным для проживания, с плесенью и холодными полами. Дети из-за этого вечно болеют. Как можно добиться пригодного жилья в обмен на непригодное?

Ирина Половодова

По закону государство должно обеспечить жильем ребенка-сироту по достижении им 18 лет, и это жилье должно быть пригодным для жизни.

На практике же возникают две проблемы: квартиру приходится долго ждать и она может быть плохого качества. И хотя нельзя заселять людей в непригодные для проживания помещения, такие случаи периодически происходят: квартиры распределяют региональные власти, которые стараются обеспечить жильем как можно больше льготников. При этом за качеством такого жилья они следят не очень пристально.

В 2022 году Минстрой планирует предложить поправки в законодательство и взять на себя ответственность за обеспечение жильем сирот. Чтобы избежать историй с заселением в невыносимые условия, министерство хочет выдавать не квартиры, а сертификаты на приобретение жилья. Дальше владельцы сертификатов смогут добавить свои деньги или маткапитал и сами выбрать недвижимость. Но пока порядок не изменился.

Расскажу, как быть в вашей ситуации и добиться замены жилья.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту

Как предоставляют квартиры

Квартиры выделяют по месту жительства ребенка как получателя льготы. С его согласия могут дать жилье и в другом населенном пункте, но в пределах этого же муниципального района. Бывает, что в крупных поселениях квартир нет, зато есть в ближайших поселках. Чтобы не ждать очереди, можно получить жилье там.

Квартиры льготникам дают из специализированного жилого фонда, для которого региональные власти сами покупают недвижимость. Так как бюджеты регионов обычно ограничены, закупают самое дешевое жилье. Для этого объявляют электронный запрос. Откликнуться могут как застройщики нового жилья, так и собственники квартир на вторичном рынке.

Застройщикам участвовать в таких закупках обычно неинтересно по двум причинам:

  1. Нужно предоставить квартиры с готовой отделкой, а строительные компании чаще сдают жилье с черновой.
  2. По закону в одном доме в спецнаем можно выделить не больше 25% от всех квартир. Такую норму ввели, когда под программу обеспечения жильем власти строили отдельные «льготные» дома, на жильцов которых поступало много жалоб. 25% квартир, которые будут отданы в спецнаем, несут для застройщика имиджевые риски: потенциальные покупатели остальных квартир, возможно, побоятся вкладываться в такое жилье.

Вся эта ситуация приводит к тому, что на торгах часто побеждает строительная компания, которая единственная подала заявку. Качество работы такого застройщика может вызывать большие сомнения, но деваться властям некуда.

В разных регионах свои нормы по минимальной площади квартир. Например, в Иркутске и Брянске нельзя предоставлять квартиру меньше чем 33 м², в Тюмени — 18 м². При этом членов семьи льготника в учет не берут: норма одна и та же независимо от того, сколько человек будут жить в квартире.

Спецнаем отличается от социального тем, что у него есть срок и требования к поведению жильца. Еще такое жилье нельзя приватизировать.

Квартиры дают на пять лет, а потом смотрят, как дела у нанимателя: жаловались ли на него в полицию, есть ли наркотическая и алкогольная зависимость. Проверки довольно формальные, и в большинстве случаев через пять лет льготник получает возможность заключить бессрочный договор соцнайма и приватизировать квартиру.

По закону государство обязано предоставить жилье, как только ребенку исполнится 18 лет. Исключение — если на момент совершеннолетия льготник в армии или в тюрьме либо учится в другом городе. Тогда квартиру должны дать сразу по возвращении.

На практике же часто в 18 лет льготников только ставят в очередь на получение жилья, и они годами ждут, пока в специализированном фонде появятся квартиры.

Некоторые регионы, пока ребенок не получит квартиру, выплачивают компенсацию за аренду. Например, в Липецке с 1 января 2022 года можно получить такую компенсацию, если есть договор аренды.

Какого качества должно быть жилье

В законе сказано, что власти должны дать благоустроенное жилье, пригодное для проживания.

Общие требования к состоянию квартир также есть в жилищном кодексе. Например, насчет температуры в комнатах там сказано, что наружные стены дома должны обеспечивать теплоизоляцию и не пропускать холодный воздух с улицы. В холодное время года температура внутри отапливаемой квартиры должна быть не менее +18 °С, а влажность — не более 60%. На стенах внутри комнаты не должен образовываться конденсат.

Перед тем как передать квартиру, чиновники обязаны проверить ее и составить акт, что она пригодна для проживания. В документе фиксируют все замечания и прикладывают фото жилья. Кроме того, перед заключением договора спецнайма квартиру должны показать претенденту в наниматели. Если он откажется въезжать и заключать договор, придется снова ждать очереди.

Что делать, если в полученной квартире невозможно жить

Ситуация с предоставлением некачественных квартир типичная. Верховный суд дал разъяснения, что если жилье непригодно для жизни, то нельзя считать, что власти надлежащим образом выполнили свои обязанности.

п. 10 обзора практики Президиума ВС РФ от 23.12.2020PDF, 512 КБ

Важно правильно задокументировать проблемы: если просто устно сказать, что в жилье невозможно жить, то доказать что-то будет сложно.

Есть несколько способов заявить о недостатках квартиры. Эти способы можно использовать как отдельно друг от друга, так и все вместе — последнее более эффективно.

Сообщить в администрацию муниципалитета.Собственник квартиры, которая предоставлена в спецнаем, — регион, а квартира находится на его балансе. Поэтому действует такой же порядок разрешения проблем, как и в случае с обычной арендой: течет труба — пусть разбирается хозяин. В администрацию надо подать письменное заявление, где указать все проблемы и приложить фотографии.

Чиновники должны организовать обследование и потребовать от застройщика устранить недостатки, если квартира на гарантии. Или исправить их за свой счет — нанять ремонтников и закупить материалы.

Подать жалобу в УК или госжилинспекцию.Они смогут организовать замер уровня влажности, температуры и проветриваемости, а также использовать тепловизор для поиска утечек тепла.

Жалобу тоже надо подавать письменно. Например, текст может быть такой:

«Я наниматель жилого помещения по адресу г. Самара, пр. Карла Маркса, д. 400. Квартира предоставлена мне на основании договора № 15662. Прошу обследовать мою квартиру на предмет промерзания стен, температуры воздуха и влажности, так как она непригодна для проживания».

УК должна отреагировать за 10 дней, госжилинспекция — за 30 дней. Лучше жаловаться сразу в госжилинспекцию, так как, если придется судиться, ее заключение вызовет у суда больше доверия. Удобнее всего сделать это через портал ГИС ЖКХ.

Кроме того, инспекция сразу выдаст УК предписание. Например, утеплить наружные стены дома, устранить трещины, наладить вентиляцию. Возможно, этого будет достаточно и не придется менять жилье.

Подать жалобу в прокуратуру.Прокуратура обязана следить, как расходуются бюджетные деньги и соблюдаются права льготников. А также может представлять интересы детей в суде. Это означает, что, если жалоба подтвердится, прокурор может самостоятельно подать иск о замене квартиры или устранении недостатков. Например, потребовать закрепить линолеум, отремонтировать окна и двери. Это удобно: не надо разбираться в судебных процедурах или нанимать юриста.

Так, в апреле 2017 года прокурор Оренбургской области добился ремонта в квартире. Жалобы были такие: мухи в вентиляции, зазоры у подоконников, трещины по углам стен и в перекрытиях, порванный и незакрепленный линолеум, плесень на стенах и окнах, холодный пол.

А в 2021 году в Горно-Алтайске прокурор подал иск к региональному министерству и потребовал заменить квартиры нескольким льготникам. Оказалось, что в новом жилье нет гидроизоляции фундамента, в подполье стоит вода, штукатурка неровная, сыплется краска, отваливаются обои, нет водосточной системы, искривлены двери и не открываются окна.

Судебная экспертиза подтвердила слова прокурора. Ранее застройщика обязали исправить проблемы через суд, но ничего не изменилось.

Министерство настаивало, что дом не признан аварийным и уже ничего не изменить, — пусть люди живут. Но суд постановил выдать квартиры, пригодные для проживания.

Самостоятельно подать иск в суд.Это последний шаг, если все предыдущие действия не помогли.

Иск подают к администрации муниципалитета в районный суд по месту своего проживания. Госпошлина за рассмотрение такого дела — 300 Р .

В иске надо сослаться на то, что администрация, как наймодатель, должна дать нанимателю жилье, пригодное для проживания, обеспечивать предоставление коммунальных услуг и ремонт общего имущества и устройств для получения коммунальных услуг. Можно потребовать сделать ремонт или заменить квартиру.

Для суда потребуются доказательства. Подойдут любые акты обследования жилья, заключения экспертиз, Роспотребнадзора, ГЖИ, предписания прокурора и ответы администрации на жалобы. Но даже если результатов экспертиз не будет, суд сам назначит их, а еще запросит документы о том, как проверяли жилье перед выдачей в спецнаем.

Что говорят суды

Судебная практика по делам, похожим на ваше, противоречивая: в них всегда много нюансов.

✅ Наниматель квартиры из Вологодской области подал иск к УК с требованием привести его квартиру в пригодный для проживания вид. Указал, что зимой стены и потолок в квартире мокнут и промерзают, поэтому образуется плесень и грибок.

Суд первой инстанции обязал УК утеплить наружные стены и убрать плесень. После результатов дополнительной судебной экспертизы истец расширил свои требования и заявил, что УК также должна устранить пробоины в кровле, прочистить и утеплить вентиляцию.

Дело удалось выиграть в трех инстанциях: УК обязали выполнить все заявленные в иске работы.

✅ В Омской области прокурор смог добиться расторжения договора спецнайма с детьми, которых поселили в аварийный дом. Более того, против сотрудницы администрации, которая приняла такое решение, возбудили уголовное дело за халатность.

Канализация, водопровод, стены и двери в квартирах промерзали. Но министерство имущественных отношений отказывалось менять льготное жилье, ссылаясь на то, что дом только построен, просто застройщик оказался недобросовестным, а закон не регулирует такую ситуацию.

Суд пришел к выводу, что администрация обязана была контролировать качество строительства. Но в итоге вышло так, что недавно построенные дома подлежат сносу: жить в них опасно.

Суд обязал расторгнуть действующие договоры спецнайма и заменить квартиры.

❌ В Амурской области девушка смогла добиться того, чтобы ей заменили жилье. Дом, в котором ей выдали квартиру, признали аварийным, договор спецнайма расторгли. Но затем ее поселили во временное жилье, где ни она, ни ее ребенок теперь не могут прописаться. Новой постоянной квартиры так и не дали.

Основанием для этого послужило решение суда о расселении аварийного дома, а не то, что девушка — сирота. Местная администрация ссылалась на то, что выполнила свою обязанность обеспечить истицу жильем, выделив сначала аварийное жилье, а потом временное.

Суд встал на сторону администрации и предложил девушке и дальше жить во временном жилье до получения жилья в соцнаем.

Какие есть варианты развития событий

Лучше одновременно обращаться во все инстанции, чтобы как можно скорее решить ваш вопрос. Если ваши жалобы подтвердятся, есть два варианта развития событий.

В квартире устранят недостатки.Этим может заняться управляющая компания, застройщик или сторонний подрядчик, которого наймет владелец квартиры. Зависит от того, есть ли на жилье гарантия, доступен ли застройщик, в чем именно проблемы и насколько тяжело их ликвидировать. Не исключено, что за часть работ будет отвечать застройщик, за другую — УК, а еще на часть придется нанимать бригаду строителей.

Квартиру не признают непригодной для проживания.Якобы плесень жить не мешает, а холодные полы можно утеплить. В таком случае придется либо соглашаться на ремонт, либо добиваться признания жилья непригодным в суде, который назначит строительную экспертизу. Ее заключение тоже можно оспорить, но дело затянется.

Скорее всего, квартиру признают непригодной для проживания, только если весь дом признают аварийным. В таком случае власти будут обязаны расторгнуть договор спецнайма и предоставить вам жилье для временного проживания.

Процедура замены квартир законом не урегулирована, поэтому ваше право признают реализованным: формально жилье вам уже дали. Даже решение суда о замене квартиры не гарантирует, что вы без проблем получите жилье во второй раз.

Кроме того, как правило, квартиры выделяют одновременно группе льготников в одном доме. Если в вашем случае было так же , можно поинтересоваться, какое жилье дали соседям. Если все соседи будут подавать жалобы с указанием на одни и те же недостатки, больше шансов добиться справедливости. Так, в Иркутской области после таких жалоб чиновники решили перепроверить 2000 квартир.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.

Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.

Читайте также  Заявление на восстановление срока отмены судебного приказа

В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей

На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК).

Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ. Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.

На заметку: Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста

Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:

  • имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • достиг возраста 18 лет;
  • не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
  • подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.

Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет. Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион. При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

На заметку

Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды

Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.

Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди

Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь

Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится. Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.

ПРИМЕР 1.Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.

Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились. Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.

Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2020 № 16-КГ20-25-К4).

Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме

Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.

Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2020 (далее — Обзор)

ПРИМЕР 2.Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.

Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников

Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.

Документ: Решение в пользу сироты, временно проживающего у родственницы, — в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 02.10.2018 № 41-КГ18-36

ПРИМЕР 3.Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки. Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.

Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска. Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой. На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе. Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.

Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:

  • собственниками жилья;
  • нанимателями по договору социального найма;
  • членами семьи такого нанимателя.

Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.

Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка

Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.

1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.

2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.

3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.

4. Сирота больше не является гражданином России.

5. Сирота умер или был объявлен умершим.

Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.

Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора

ПРИМЕР4.Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.

Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.

Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма

Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.

ПРИМЕР 5.Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла. Вдовец обратился в местную администрацию. Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила. Вдовец обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.

Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.

После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст. 109.1 ЖК).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Что нужно знать о праве сирот на жилье

По закону право на жилье имеют те, у кого есть статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», а также те, кто имел такой статус до 18 лет (в законе они называются «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Сироты имеют право на получение жилья в следующих случаях:

  • если у них нет в собственности жилого помещения;
  • если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;
  • если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания.

Если у вас эти условия соблюдены, вы имеете имеете такое право.

Для получения жилья нужно до 23-х лет встать на учет сирот, нуждающихся в жилье.

Кто считается «ребенком-сиротой» и «ребенком, оставшимся без попечения родителей»?

Дети-сироты – это те дети, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель.

К категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» относятся те, кто в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

  • отсутствием родителей
  • лишением их родительских прав,
  • ограничением их в родительских правах,
  • признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,
  • объявлением их умершими,
  • отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
  • нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются те, кто в возрасте до 18 лет имел статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей».

Можно ли получить жилье после 23-х лет?

Если вы состоите на учете сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то вам нужно обратиться за жильем.

Если вы старше 23-х лет и не состоите на учете, ваше право на жилье придется доказывать через суд. Это сложный процесс и мы рекомендуем вам обратиться за помощью квалифицированного юриста в вашем регионе.

Посмотрите другие памятки:
  • Общая информация
  • Консультация юриста
  • Органы опеки и попечительства Рязанской области
  • Полезные адреса и телефоны
  • Суды, прокуратуры и администрации Рязани и Рязанской области
  • Учетные нормы в районах Рязанской области
  • Законы
  • Образцы документов
  • Ответы на вопросы
  • Памятки
  • Что нужно знать о праве сирот на жилье
  • Как установить факт невозможности проживания сироты в имеющемся жилье
  • Как встать на учет сирот, нуждающихся в жилье
  • Как подать заявление о предоставлении жилья сироте
  • Как обратиться в суд с иском о предоставлении сироте жилья
  • Что нужно знать о получении жилья сироте

© Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», 2022

При использовании материалов сайта просим ставить указывать в качестве источника pravasirot.ru. При копировании и воспроизведении в Интернете обязательна активная гиперссылка.

Сайт поддерживается в рамках проект «Правовая помощь «Правовая помощь выпускникам детских домов». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»

Данный сайт и вся приведенная на нем информация произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов. Сайт создан для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поддержать работу Рязанского Мемориала вы можете по ссылке

При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов Да

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *