Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2021 года; проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2021 года; проверки требуют 2 правки.
Кадастровая стоимость — результат выполненной в соответствии с законодательством оценки стоимости объекта недвижимости на определённую дату, зафиксированный в государственном реестре (кадастре) и используемый, в частности, для целей налогообложения. Такая оценка производится, как правило, в массовом порядке, а не для индивидуальных объектов [1] .
- 1 Установление кадастровой стоимости, кадастровая оценка в РФ
- 1.1 Земельные участки
- 1.2 Оспаривание
Установление кадастровой стоимости, кадастровая оценка в РФ [ править | править код ]
Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [2] .
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года [2] [3] .
Порядок проведения государственной кадастровой оценки включает совокупность следующих действий:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости (в том числе процедуру ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой стоимости);
- экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости [2][4] .
Земельные участки [ править | править код ]
Кадастровая стоимость земельных участков определяется государством, основываясь на индивидуальных характеристиках каждого земельного участка (в том числе уровень рыночных цен), с применением положений Земельного кодекса Российской Федерации и актах органов местного самоуправления [5] .
К индивидуальным характеристикам земельного участка относят:
- территориальное размещение;
- площадь земельного участка;
- категория земельного участка;
- особенность разрешенного использования участка и др [5] .
От кадастровой стоимости земельного участка зависит размер земельного налога, определяемый в соответствии с главой 31 Налогового кодекса.
Оспаривание [ править | править код ]
Единичная методологическая ошибка, явившаяся следствием игнорирования индивидуальных особенностей оцениваемого объекта, (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении [6] недвижимости, повлиявшая на величину его кадастровой стоимости, может быть оспорена [1] .
Чтобы проверить, возможно ли оспаривать назначенную кадастровую стоимость, имеется возможность получения сведений об объекте недвижимости в территориальном подразделении Росреестра. По статье 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ответ на запрос заинтересованного лица заказчик и оценщик должны дать в течение семи рабочих дней [1] .
См. также [ править | править код ]
- Земельный кадастр
- Кадастровый паспорт
- Кадастровый номер
Примечания [ править | править код ]
- ↑ 123Марина Макарова.Сколько стоит ваша квартира?(рус.) // Наука и жизнь. — 2017. — № 12 . — С. 42—43 .
- ↑ 123 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 148—149, 06.08.1998
- ↑Статья «Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости» на сайте Росреестра(неопр.) . Дата обращения: 19 октября 2015.Архивировано 26 ноября 2015 года.
- ↑Статья «Государственная кадастровая оценка» на сайте Росреестра(неопр.) . Дата обращения: 19 октября 2015.Архивировано 13 апреля 2016 года.
- ↑ 12Статья «Как изменилась процедура изменения оспаривания кадастровой стоимости объектов»(неопр.) . Дата обращения: 18 августа 2017.Архивировано 18 августа 2017 года.
- ↑кадастровой стоимости одного объекта(неопр.) . Дата обращения: 17 апреля 2022.Архивировано 10 января 2022 года.
Определение кадастровой стоимости земельного участка
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
2. При определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
3. При определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
4. По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением в порядке, установленном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, проводится обязательный контроль качества полученных результатов на основе сложившейся ценовой ситуации на рынке недвижимости с использованием в том числе сведений о сделках с объектами недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
5. Бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация.
6. Органы и организации, указанные в части 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, обязаны бесплатно предоставить бюджетному учреждению имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения запроса, указанного в части 5 настоящей статьи.
7. По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется проект отчета на электронном носителе в форме электронного документа. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее — требования к отчету).
8. Проект отчета составляется в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень.
9. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления проекта отчета осуществляет его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без опубликования информации о таком размещении, а также направляет проект отчета и сведения о месте его размещения в орган регистрации прав.
10. Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта отчета осуществляет его проверку на соответствие требованиям к отчету.
11. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки проекта отчета направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований, которым не соответствует проект отчета.
12. Бюджетное учреждение осуществляет устранение выявленного органом регистрации прав несоответствия требованиям к отчету в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав о таком несоответствии и представляет в орган регистрации прав исправленный проект отчета для повторной проверки, а также осуществляет его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
13. В случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (далее — замечания к проекту отчета).
14. Орган регистрации прав не позднее дня начала представления замечаний к проекту отчета обеспечивает размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки информации о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета.
15. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии проекта отчета требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении проекта отчета, месте его размещения, о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем:
1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) размещения извещения на своих информационных щитах;
4) направления информации в органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов для ее доведения до сведения заинтересованных лиц.
16. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов в течение пяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации информации, предусмотренной пунктом 4 части 15 настоящей статьи, обеспечивают информирование заинтересованных лиц о размещении проекта отчета, месте его размещения, порядке и сроках представления замечаний к нему, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем размещения извещения и копии решения о проведении государственной кадастровой оценки на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии), опубликования извещения в печатных средствах массовой информации, а также размещения извещения на своих информационных щитах.
17. Замечания к проекту отчета представляются в течение срока его размещения для представления замечаний к нему. Замечания к проекту отчета могут быть представлены любыми лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечаний к проекту отчета считается день их представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае направления замечания регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
18. Замечание к проекту отчета наряду с изложением его сути должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к проекту отчета;
2) кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к проекту отчета, если замечание относится к конкретному объекту недвижимости;
3) указание на номера страниц (разделов) проекта отчета, к которым представляется замечание (при необходимости).
19. К замечанию к проекту отчета могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также иные документы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, которые не были учтены при определении их кадастровой стоимости.
20. В случае направления бюджетным учреждением запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения замечания к проекту отчета, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации указанные органы и организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
21. Замечания к проекту отчета, не соответствующие требованиям, установленным настоящей статьей, не подлежат рассмотрению.
22. В случае, если бюджетным учреждением принимается решение об учете замечания к проекту отчета и пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанного в таком замечании, бюджетное учреждение обязано проверить, применимо ли такое замечание к иным объектам недвижимости, в том числе соседним, смежным, однотипным, в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости. При выявлении соответствующей необходимости кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.
23. В случае выявления бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета в течение срока его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки, в том числе в связи с представленными замечаниями, бюджетное учреждение составляет обновленную версию проекта отчета, содержащую требуемые изменения, а также справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета с обоснованием отказа в их учете (далее — справка).
24. Бюджетное учреждение размещает обновленную версию проекта отчета для представления замечаний к нему и справку на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 7 настоящей статьи в течение срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки и пяти календарных дней после завершения срока такого размещения.
25. В течение одного календарного дня со дня размещения обновленной версии проекта отчета на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» бюджетное учреждение обеспечивает передачу в орган регистрации прав сведений о месте размещения обновленной версии проекта отчета, а также содержащихся в нем сведений и материалов в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки.
26. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений и материалов, содержащихся в обновленной версии проекта отчета, размещает их в фонде данных государственной кадастровой оценки в порядке, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, до дня завершения срока размещения текущей версии проекта отчета, но не менее чем на пятнадцать календарных дней.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. После размещения обновленной версии проекта отчета размещение предыдущей версии проекта отчета, прием замечаний к ней и проверка предыдущей версии проекта отчета органом регистрации прав прекращаются.
28. В течение десяти календарных дней со дня размещения обновленной версии проекта отчета орган регистрации прав осуществляет проверку обновленной версии проекта отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии обновленной версии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований к отчету, которым не соответствует обновленная версия проекта отчета.
29. В течение срока представления замечаний к проекту отчета, включая его обновленные версии, орган регистрации прав осуществляет их проверку на соответствие методическим указаниям о государственной кадастровой оценке по критериям, установленным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета таким критериям с указанием критериев, которым не соответствует проект отчета.
30. Наличие несоответствий, выявленных в порядке, предусмотренном частями 28 и 29 настоящей статьи, является основанием для внесения изменений в проект отчета в соответствии с частью 23 настоящей статьи.
31. В случае отсутствия выявленных бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в текущую версию проекта отчета, а также предусмотренных частями 28 и 29 настоящей статьи оснований для внесения изменений в проект отчета после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки текущая версия проекта отчета считается отчетом, о чем бюджетное учреждение в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки уведомляет орган регистрации прав.
32. В случае, предусмотренном частью 31 настоящей статьи, бюджетное учреждение составляет в форме электронного документа справку, содержащую информацию обо всех неучтенных замечаниях к текущей версии проекта отчета, с обоснованием отказа в их учете или об отсутствии замечаний к текущей версии проекта отчета и в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки направляет такую справку и отчет на электронном носителе в орган регистрации прав и в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
33. Полномочия органа регистрации прав, предусмотренные настоящей статьей, на основании акта Правительства Российской Федерации могут быть переданы публично-правовой компании.
(часть 33 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 449-ФЗ)
Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости
Оспорить кадастровую стоимость может любой гражданин, чьи права и обязанности затрагивают результаты такой оценки.
2. В каких случаях и как можно оспорить кадастровую стоимость?
Пересмотреть кадастровую стоимость можно по двум основаниям:
- в случае выявления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (например, при оценке были использованы неверные данные о виде функционального использования, годе постройки либо о материале стен дома и тому подобное);
- при необходимости установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
В первом случае пересчет кадастровой стоимости осуществляется при обращении в Государственное бюджетное учреждение Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» на основании решения о пересчете кадастровой стоимости, во втором случае кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной через суд. В обоих случаях нужно собирать доказательства.
3. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?
Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Ознакомиться с ними можно онлайн на сайте Росреестра, на сайте mos.ru или на сайте государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.
В Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования можно также обратиться с запросом о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Москвы. Направить запрос можно:
- онлайн, на сайте Городского центра имущественных платежей;
- онлайн, на mos.ru;
- почтовым отправлением в адрес ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»: 119049, Москва, улица Большая Якиманка, дом 38;
- лично, придя по адресу: Москва, улица Кожевническая, дом 1, строение 1.
Получить разъяснения об оценке кадастровой стоимости
4. Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется из множества факторов, таких как размер объекта недвижимости, местоположение, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории, целевое назначение и другие. Например, в случае если оценивается помещение, здание или постройка, также учитывается материал стен, износ здания, аварийное состояние объекта и так далее.
Если хотя бы один из ценообразующих факторов не учтен либо учтен неверно (имела место, например, техническая ошибка), вы можете направить заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Сделать это можно с помощью официального сайта Мэра Москвы mos.ru. При подтверждении ошибки результатом станет решение о пересчете кадастровой стоимости.
К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно приложить документы, подтверждающие наличие ошибок. В качестве доказательств факта ошибки вы можете использовать ранее внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения, документы технического учета (документы БТИ) и другие документы.
5. Как оспорить кадастровую стоимость через суд?
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:
- исковое заявление ;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, и экспертизу отчета о рыночной оценке объекта недвижимости (если вы хотите оспорить кадастровую стоимость, опираясь на рыночную);
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения);
- доверенность или другие документы, удостоверяющие полномочия вашего представителя в суде, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования либо ученной степени по юридической специальности (если иск вы будете подавать через представителя);
- сведения об уплате госпошлины (подача административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными);
- иные документы и материалы, подтверждающие ваши требования.
Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо направить иск в Московский городской суд.
Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.
Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными — в течение 2 месяцев. По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц. Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.
О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
Определение кадастровой стоимости земельного участка
I. Общие положения
1. Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее — Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее — бюджетное учреждение).
2. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).
Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с Указаниями, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Федеральный закон о государственной кадастровой оценке), для целей Указаний в качестве вида использования принимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170.
В остальных случаях в качестве вида использования учитываются вид (виды) разрешенного использования, назначение или наименование объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
3. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
Индивидуальный расчет для целей Указаний осуществляется путем определения кадастровой стоимости индивидуально в отношении объекта недвижимости на основе подходов к оценке (сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке).
4. В случае использования более одного подхода к оценке результаты, полученные с применением различных подходов, должны быть согласованы между собой с целью определения итоговой величины кадастровой стоимости. В случае проведения согласования путем сопоставления результатов, полученных с применением различных подходов, выбранный способ согласования, а также все сделанные при осуществлении согласования результатов суждения и допущения должны быть обоснованы.
5. При определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения (передачи права собственности) на открытом рынке в условиях свободной конкуренции, а также с учетом того, что покупатель получает возможность полного и незамедлительного его использования в состоянии, в котором он был приобретен (передан) на дату определения кадастровой стоимости, независимо от того, ограничен ли такой объект недвижимости в обороте, существует ли рынок такого рода объектов недвижимости и может ли он быть фактически отчужден.
Информация о событиях, произошедших после даты определения кадастровой стоимости, не может быть использована для определения кадастровой стоимости, за исключением случаев ее использования для подтверждения тенденций, сложившихся на дату определения кадастровой стоимости, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату определения кадастровой стоимости.
6. При определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.
7. Для построения модели оценки кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор достаточной (в зависимости от состояния рынка объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации) и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.
При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.
При отсутствии рынка объектов недвижимости или при наличии недостатка наблюдаемых рыночных цен на территории субъекта Российской Федерации определение кадастровой стоимости осуществляется на основе рыночно ориентированной модели оценки кадастровой стоимости с учетом всех экономических характеристик объекта недвижимости.
8. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением или наименованием может быть продолжено без нарушения требований земельного законодательства и законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
9. Определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
10. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
11. Определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с земельным законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации ).
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5135.
12. При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться:
обеспеченность (наличие либо отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой;
характеристики окружающей территории земельного участка;
существующий рельеф земельного участка (при наличии информации о влиянии на стоимость).
При определении кадастровой стоимости земельного участка не учитываются:
улучшения земельного участка, которые поставлены на кадастровый учет и (или) бухгалтерский учет;
степень благоустройства (внутриплощадочные инженерные коммуникации (расположенные внутри установленных границ земельного участка), искусственные покрытия, малые архитектурные формы, за исключением сложившегося на дату определения кадастровой стоимости рельефа);
озеленение, за исключением естественных и искусственно созданных насаждений при оценке земельных участков сегментов «Сельскохозяйственное использование», «Использование лесов», указанных в главе X Указаний.
Земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования.
Наличие магистральных инженерных коммуникаций, в том числе линий электропередач, магистральных трубопроводов, коллекторов, расположенных в границах земельного участка или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным.
Для целей Указаний земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к какой-либо из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.
При этом необходимо учитывать в том числе вид подъездных путей (например, автомобильная дорога, железная дорога), классы автомобильных дорог (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частная автомобильная дорога), категории железных дорог (например, скоростные, пассажирские, особогрузонапряженные).
13. При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (далее — ОНС) учитывается неотделимое внутреннее инженерное оборудование, без которого эксплуатация этих здания, сооружения, ОНС в соответствии с их видом использования и назначением или наименованием невозможна или существенно затруднена.
При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, ОНС исключается стоимость земельных участков, на которых они расположены.
При определении кадастровой стоимости здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места не учитываются как часть объекта недвижимости:
все объекты, расположенные за границами ограждающих конструкций здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места, либо при отсутствии ограждающих конструкций — за внешними границами опорных частей и (или) «пятна застройки» здания, сооружения, ОНС;
предметы декоративно-прикладного искусства (для объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия);
влияние предпринимательской деятельности, осуществляемой в здании, сооружении, ОНС, помещении;
объекты, влияющие на стоимость здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места, но не относящиеся к неотделимым улучшениям здания, сооружения, ОНС, помещения, машино-места.
14. При определении кадастровой стоимости земельного участка не должны учитываться права пользования недрами.
15. Определение кадастровой стоимости включает в себя следующие мероприятия:
определение ценообразующих факторов объектов недвижимости (далее — ценообразующие факторы);
первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями;
сбор сведений о значениях ценообразующих факторов;
сбор рыночной информации;
группировка объектов недвижимости;
построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;
анализ качества модели оценки кадастровой стоимости;
расчет кадастровой стоимости, включая индивидуальные расчеты для объектов недвижимости, в отношении которых невозможно выполнить определение кадастровой стоимости методами массовой оценки, а также в случаях, указанных в пункте 49 Указаний;
анализ результатов определения кадастровой стоимости;
составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки в порядке, установленном приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0284 «Об утверждении Требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки» .
Зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2020 г., регистрационный N 60172.
Как узнать кадастровую стоимость недвижимости
1. Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости онлайн?
Чтобы узнать кадастровую стоимость недвижимости онлайн, воспользуйтесь сервисом Росреестра — «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Для этого достаточно ввести в специальное поле адрес объекта. Кадастровая стоимость будет указана на день последнего обновления базы.
Если же вас интересует кадастровая стоимость на какую-то определенную дату (например, на 1 января года — начало налогового периода) или вам нужен официальный документ, подтверждающий кадастровую стоимость, вам лучше взять выписку из Единого государственного реестра недвижимости ( ЕГРН ).
Узнать кадастровую стоимость онлайн
2. Как получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости?
Заказать выписку из ЕГРН можно онлайн, лично или по почте. Готовится она в течение 3 рабочих дней* со дня регистрации заявления. Получить готовый документ можно на e-mail в виде файла, содержащего электронную подпись , или на бумажном носителе — в этом случае выписку направят почтой. Забрать документ на бумажном носителе лично можно только в том случае, если заявление вы подали лично. Способ получения указывается в заявлении.
Онлайн
Чтобы заказать выписку из ЕГРН онлайн, воспользуйтесь сервисом «Получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости» на сайте Росреестра. Вам понадобится кадастровый номер объекта недвижимости.
Лично
Обратитесь в любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.
Обратите внимание, в Москве в офисах Роскадастра подать заявление на получение выписки из ЕГРН лично нельзя.
По почте
Отправьте запрос почтовым отправлением на адрес любого офиса Роскадастра .
Доставка документов почтой в этот срок не входит.
3. На что влияет кадастровая стоимость?
Кадастровая стоимость — это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Российским законодательством. Физическим лицам важно знать ее, так как она используется в качестве налоговой базы для:
- земельного налога;
- налога на имущество физических лиц (в большинстве регионов).
4. Как определяют кадастровую стоимость?
Кадастровую стоимость недвижимости определяют:
- в процессе кадастрового учета — когда объект недвижимости только появляется (например, сдается в эксплуатацию дом) или когда меняются его характеристики, влияющие на стоимость (например, после продажи части участка земли);
- в результате государственной кадастровой оценки — когда по заказу государственных органов объекты недвижимости на определенном участке оценивают методами массовой оценки (объект может быть оценен индивидуально только если для массовой оценки недостаточно данных).
5. Как часто проводится государственная кадастровая оценка?
Очередная государственная кадастровая оценка проводится через 4 года с года проведения последней государственной кадастровой оценки, в городах федерального значения, в том числе в Москве, в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения — через 2 года.
При этом, например, если кадастровая стоимость вашей московской недвижимости была установлена в результате государственной кадастровой оценки в 2020 году, а в 2021-м вы ее оспорили, срок до момента проведения следующей оценки будет отсчитываться все равно с 2020 года, а не с 2021 года.
6. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?
Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Ознакомиться с ними можно онлайн на сайте Росреестра, на сайте mos.ru или на сайте государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.
В Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования можно также обратиться с запросом о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Москвы. Направить запрос можно:
- онлайн, на сайте Городского центра имущественных платежей;
- онлайн, на mos.ru;
- почтовым отправлением в адрес ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»: 119049, Москва, улица Большая Якиманка, дом 38;
- лично, придя по адресу: Москва, улица Кожевническая, дом 1, строение 1.
Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости
Кадастровая стоимость земельного участка или квартиры по кадастровому номеру
Рассказываем про простой способ узнать кадастровую стоимость квартиры или земельного участка бесплатно и получить официальную выписку из ЕГРН с ЭЦП. А также о том, как меняется оценка квартиры и на что она влияет.
Что такое кадастровая стоимость и зачем она нужна
Кадастровая стоимость – это условная цена объекта недвижимости, которую рассчитали специалисты. Квартира или земельный участок продается и покупается по рыночной цене, а не по кадастровой. Рыночная стоимость жилья постоянно колеблется и зависит только от ситуации на рынке, тогда как кадастровая устанавливается расчетным путем и фиксируется в государственном реестре на несколько лет. Хотя кадастровая стоимость рассчитывается квалифицированными специалистами, она не поможет определить точную рыночную цену при продаже или покупке квартиры. Кадастровая стоимость объектов недвижимости используется, в основном, для налоговых расчетов – земельного и налога на имущество физических лиц. Кроме того, с помощью кадастровой стоимости контролируется цена продажи недвижимости при государственной регистрации сделок. Если стоимость объекта в договоре менее 70% от кадастровой стоимости, то налоговая инспекция может доначислить подоходный налог с продажи недвижимости. Кроме расчета имущественного и земельного налогов, знание кадастровой стоимости вашего недвижимого объекта пригодится:
- если вы решили продать квартиру, дом или земельный участок;
- чтобы определить налог при наследовании;
- если вы решили занять у кредитной организации;
- если вам полагается субсидия от государства: от муниципалитета или региональных властей;
- при обращении к нотариусу;
- в случае возникновения судебных споров по объекту недвижимости.
Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости по кадастровому номеру
Если нужно быстро уточнить текущую кадастровую стоимость недвижимости, то достаточно зайти в Интернет. Дальнейшие действия зависят от того, стоимость какого именно объекта требуется выяснить и какие данные о нем известны. Если речь идет об объекте с точным адресом, то можно заглянуть в онлайн-сервис ЕГРН.Реестр и бесплатно получить справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для этого нужно ввести в специальное поле адрес объекта или его кадастровый номер и нажать на кнопку «Найти».
Адрес лучше вводить как можно проще, без указания районов и слов «улица», «область», «квартира». В результате поиска программа покажет список подходящих объектов, нужно будет выбрать нужную строку и нажать на кнопку «Подробнее».
После этого откроется страница с данными по объекту недвижимости, включая его кадастровую стоимость. Чтобы получить больше сведений, нужно прокрутить страницу вниз.
Если известен кадастровый номер квартиры, можно ввести его в строку поиска вместо адреса, а дальше все делать точно так же.
Как узнать кадастровую стоимость, если вы не знаете адрес объекта
Случается так, что нет данных ни об адресе, ни о кадастровом номере земли или строения, есть только представление о его местонахождении. В таком случае найти нужные сведения можно с помощью публичной кадастровой карты РФ.
На карте следует открыть нужный регион и населенный пункт, в нем найти интересующий объект. При нажатии на изображение дома или земельного участка отобразятся данные о кадастровом номере объекта и адрес.
Зная эти данные, можно посмотреть кадастровую стоимость на сайте ЕГРН.Реестр бесплатно.
Как получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости недвижимости
Если требуется официальный документ, подтверждающий кадастровую стоимость квартиры или другого объекта, то целесообразно обзавестись выпиской из ЕГРН. Такие выписки бывают разных видов.
На сайте ЕГРН.Реестр можно заказать выписки с указанием кадастровой стоимости объекта. Такая информация содержится в любой из этих выписок:
- Выписка из ЕГРН о характеристиках и правах.
- Полная информация об объекте недвижимости.
Выписка придет на электронную почту и будет заверена ЭЦП. Такая выписка будет приниматься во всех учреждениях, ее можно распечатать много раз, скинуть на флешку или телефон, а также переслать по электронной почте.
На сайте ЕГРН.Реестр удобно организован заказ выписок, чтобы не ошибиться: сначала можно через строку поиска найти нужный объект, посмотреть его данные, а затем прямо из этого места заказать выписку ЕГРН. Никуда переходить не нужно.
Другой способ получения выписки из Росреестра с указанием кадастровой стоимости – обратиться в МФЦ или Росреестр. В МФЦ можно обратиться лично и получить выписку тоже лично в руки. В Росреестр лично обратиться нельзя, запрос придется отправлять обычной почтой или через сайт.
Во всех случаях услуга предоставления выписки из ЕГРН будет платной, на сервисе ЕГРН.Реестр стоимость от 200 рублей.
Когда меняется кадастровая стоимость
В целом по России кадастровая стоимость должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет, а по Москве и Санкт-Петербургу – каждые два года. Если цены на недвижимость в регионе снизились на треть и более, то могут сделать переоценку кадастровой стоимости вне графика.
Для соблюдения этих правил проводится массовая оценка кадастровой стоимости объектов за счет государства.
В индивидуальном порядке кадастровая стоимость также может определяться, например:
- расчет кадастровой стоимости земельного участка производится при изменении его характеристик (присвоена другая категория земель, продана часть участка);
- недостаточно данных для проведения массовой оценки объектов;
- создан новый объект (введен в эксплуатацию жилой дом);
- владелец недвижимости обратился за перерасчетом.
За чей счет будет сделана индивидуальная оценка кадастровой стоимости, зависит от ситуации и от того, кто является инициатором ее проведения. Дата последней кадастровой оценки указывается в выписке из ЕГРН. Посмотреть эту дату можно также на сайте ЕГРН.Реестр.
В каких случаях можно изменить кадастровую стоимость квартиры
Вопрос об изменении кадастровой стоимости можно ставить, если:
- Расчет основан на ошибочных данных – неверна площадь квартиры, материал стен и тому подобное. После предоставления доказательств ошибки расчет будет переделан заново.
- Рыночная стоимость квартиры на дату расчета кадастровой стоимости была ниже, чем получившаяся кадастровая оценка. При наличии доказательств кадастровая стоимость будет снижена до размера рыночной цены. Если рыночная цена в момент проведения расчета была выше, а потом снизилась, то пересчитывать не будут.
Текст: Наталья Петракова