Ранее учтенный земельный участок

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ

3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)

5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 4 с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)

4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 69 дополнена частью 5.1 с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)

5.1. После 1 марта 2026 года внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. В указанном случае с учетом положений части 11 статьи 22, пунктов 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)

7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе в случае, если ранее по такому запросу было направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или по такому заявлению отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;

Информация об изменениях:

Часть 8 дополнена пунктом 6 с 6 декабря 2021 г. — Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ

6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.

9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Ранее учтенный земельный участок

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:

— земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.);

— земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ);

— земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:

имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;

представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:

акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г. и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г. об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

Читайте также  Постановление об отказе в совершении нотариального действия

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г. N 244 «Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности», утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее — ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:

общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;

общий волостной реестр (список) землепользований;

реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;

государственная земельнокадастровая книга района (города);

государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;

государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» — в настоящее время земельный участок и «домовладение».

Понятие «домовладение» определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее — Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение — это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Статус земельного участка ранее учтенный

Подборка наиболее важных документов по запросу Статус земельного участка ранее учтенный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Кадастровый учет и регистрация прав:
  • Административная ответственность кадастрового инженера
  • Аренда обременение
  • Виды кадастровых карт
  • Внесение изменений в ЕГРН
  • Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке
  • Ещё.
  • Земля:
  • 15 и более лет
  • Административное обследование объектов земельных отношений
  • Акт выбора земельного участка
  • Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
  • Амортизация земельных участков
  • Ещё.

Судебная практика: Статус земельного участка ранее учтенный

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 79 «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 79 ЗК РФ и установив, что на основании договора купли-продажи земельного участка за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства»; общество обратилось с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «1.1 Растениеводство, 1.17 Питомники» и вспомогательные виды разрешенного использования «4.4 Магазины, 4.6 Общественное питание», арбитражные суды правомерно признали незаконным решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета на земельный участок, учитывая, что земельный участок не входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории субъекта РФ, учитывая, что на нем расположено нежилое здание, принимая во внимание наличие статуса земельного участка «ранее учтенный», поскольку пришли к обоснованному выводу о том, что данный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 60 «Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 60 ЗК РФ и установив, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для ведения садоводства; из кадастровой выписки на участок следует, что сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения и документы, на основании которых в ЕГРН были внесены данные о характерных точках границ участка, отсутствуют; ответчик является собственником смежного участка, суд правомерно отказал в исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков и установлении границ, поскольку нарушений прав истца со стороны ответчика, либо угрозы таких нарушений не установлено; при межевании своего земельного участка правопредшественник ответчика в отношении границы, смежной с участком истца, согласился с теми сведениями, которые уже содержались в ГКН и были внесены туда на основании межевания истцом в 2009 году.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Статус земельного участка ранее учтенный

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
(«Хозяйство и право», 2022, N 1) По общему правилу для совершения сделок с ранее учтенными земельными участками права на них и их границы должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством, однако при отсутствии этих действий ранее учтенные земельные участки сохраняют статус объекта и права на них признаются действительными. Данные участки могут свободно использоваться, отдельные сделки с ними также допустимы, например передача по наследству или краткосрочная аренда участка либо его части. Ранее учтенные земельные участки признаются объектами публичных отношений, в частности подлежат налогообложению земельным налогом, такое разъяснение приведено в письме Федеральной налоговой службы от 25 января 2021 г. N БС-4-21/764@ «О сведениях для составления сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога в отношении ранее учтенных земельных участков».

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Единое землепользование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) В настоящее время единое землепользование законодательством не предусмотрено, вследствие чего подобные участки не создаются и не регистрируются. Однако ранее учтенные с подобным статусом земельные участки продолжают числиться с соответствующей отметкой (п. 215 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241).

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Ранее учтенный земельный участок

    Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

    Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 69

    1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

    2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

    3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

    5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

    2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

    3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

    4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

    5.1. После 1 марта 2026 года внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. В указанном случае с учетом положений части 11 статьи 22, пунктов 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    (часть 5.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

    6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

    7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе в случае, если ранее по такому запросу было направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или по такому заявлению отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

    2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

    3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

    8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

    2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

    3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

    4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

    5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;

    (п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

    6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.

    (п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)

    9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

    10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

    Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок

    foto11278-2

    Для государства и его граждан земля является особой ценностью, поэтому все операции с ней, особенно продажа и покупка, строго регулируется законодательством.

    Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

    Однако случается, что земельный участок не зарегистрирован в реестре, обычно это касается ранее учтенных земельных участков, которые можно отнести к особой категории имущества.

    Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.

    Что это означает?

    foto11278-3

    Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.

    А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.

    До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.

    Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.

    Все объекты недвижимого имущества, зарегистрированные до 24.07.2007 г. с присвоением им условных номеров, согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» получили статус ранее учтенных. Это же касается земель с актуальными имущественными правами, которые по каким-то причинам в реестр не внесены.

    ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

    Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:

    1. Обладатель недвижимости сам подает заявление.
    2. Предоставляет документы, подтверждающие право на участок, которые были получены до 20.10.2001 года.
    3. Не считается обязательной процедура межевания.
    4. Не требуется получать акты органов местной власти о том, что земельный участок предоставлен в собственность. Отделение Росреестра, куда подается заявление о регистрации, должно самостоятельно запрашивать эти документы у органов местной власти.

    Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.

    Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.

    foto11278-4

    Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:

    • при дарении,
    • продаже,
    • наследовании.

    Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.

    На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.

    Как узнать статус ЗУ?

    Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.

    Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:

    1. Публичной кадастровой картой по ссылке. На этом сайте собрана информация обо всех участках, включенных в ГКН. Если известен кадастровый номер участка, то узнать местоположение, территорию, где он располагается. Здесь же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга бесплатная.
    2. Онлайн-сервисом со справочной информацией по объектам недвижимости по ссылке. Ответ будет получен в виде файла.

    На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.

    Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.

    Когда нужно оформлять?

    Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.

    Кадастровый паспорт содержит полную информацию об участке. Для получения этого документа необходимо зарегистрировать участок, то есть внести его в Госреестр.

    foto11278-5

    Это позволит:

    • проводить любые операции с этим участком;
    • исключить возможность проведения любых незаконных действий с этой землей;
    • обеспечить взаимодействие всех органов власти и организаций, предоставляющих услуги, так как вся информация собрана в одном месте;
    • облегчить жизнь владельцев недвижимости, потому что им не нужно долго собирать документы и ходить по учреждениям.

    Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:

    1. После раздела участка право собственности на вновь образованные части земли не оформлено.
    2. Земля имеет особый, «временный», статус. Это означает, что участок прошел регистрацию до 01.01.2017 г, но право собственности на него не зарегистрировано до истечения его временного статуса. Такие объекты должны быть внесены до 01.03.2022 года.
    3. Земля получена в наследство и запись о правообладателе «старого» участка в ЕГРН не сделана или же земля была по каким-то причинам снята с кадастрового учета.

    Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.

    Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).

    Процедура оформления в собственность граждан

    foto11278-6

    Внесение ранее учтенного земельного участка в реестр производится по обращению любых заинтересованных лиц. Предварительно необходимо удостовериться, что ЕГРН сведений об участке действительно не содержит.

    Внесение сведений возможно двумя способами:

    1. Подается заявление с просьбой внести объект в ЕГРН, написанное по форме, утвержденной для кадастрового учета или госрегистрации.
    2. Подается запрос на получение сведений о ранее учтенном объекте.

    Заявление или запрос можно передать в ближайшее отделение МФЦ или в электронном виде по Интернету. На сайте Госреестра нужно найти раздел «Электронные услуги», оставить свое заявление, подкрепленное электронной подписью по ссылке.

    Для того, чтобы внести данные о ранее учтенном объекте, согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», потребуются:

    • документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности;
    • документы о ранее учтенном участке, которые уже имеются в регистрирующем органе;
    • заявление гражданина, владеющего участком.

    Регистрация права собственности на ранее учтенные земли производится по заявлению правообладателя или его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающей документации, а также квитанции об оплате пошлины.

    Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:

    • свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования;
    • акт органа местной власти о праве собственности на землю;
    • решение госоргана о предоставлении участка конкретному лицу;
    • выписка из похозяйственной книги;
    • договор аренды, действующий на момент обращения;
    • документы с подтверждением ранее осуществленного государственного учета или регистрации прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату из соответствующих органов по ее запросу.

    Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.

    Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.

    Заявитель получает лично или по электронной почте выписку из ЕГРН. Внутри документа указывается новый статус участка – учтенный. Именно он позволяет полноценно распоряжаться участком. Если межевания проведено не было, то земельный участок получает статус «учтенный без границ».

    Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?

    При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.

    foto11278-7

    Дополнительные сведения обычно касаются:

    • площади участка;
    • его адреса или местоположения;
    • стоимости;
    • категории или вида разрешенного использования;
    • изменении права собственности или ограничении прав собственника;
    • ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.

    Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.

    Что предоставить:

    • заявление;
    • паспорт;
    • документы на право собственности;
    • документ, содержащий сведения об изменении.

    Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.

    Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.

    На что еще обратить внимание?

    При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.

    Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:

    foto11278-8

    1. Участки, не имеющие установленных границ на местности. То есть по закону они не обладают всеми свойствами земельного участка — точками границ, координатами этих точек. Такие участки, как имущество, обладают ограниченными свойствами: их нельзя разделить, выделить из состава земель сельхозназначения, провести другие кадастровые работы.
    2. Земли, местоположение которых устанавливалось с привязкой к границе населенных пунктов, по условной системе координат, которая не соответствует принятой сейчас системе. По каким-то причинам эти сведения в ГЗК не вносились, координаты в современную систему не были переведены, хотя они внесены в государственный фонд. Это также вызывает проблемы при оформлении и отчуждении участка.

    При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.

    Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.

    Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.

    Видео по теме статьи

    Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:

    Заключение

    Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.

    Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.

    Земельный участок

    фото 56475_2

    Пандемийный 2020 г. перевернул сознание многих россиян. Теперь даже те, кто никогда не мечтал о собственной земле, стали всерьез задумываться о приобретении участка.

    Во-первых, потому, что выдерживать карантин на природе (даже ограниченной забором), дыша свежим воздухом, гораздо легче и приятней, чем в четырех стенах. И детям проще и полезней.

    А во-вторых, первый опыт массового перехода на удаленную работу открыл новые перспективы как для сотрудников, так и для работодателей. Значит, вполне может прижиться. Что сделает главным критерием выбора жилья не близость к работе, а загородную экологию и комфорт.

    Однако, люди, далекие от жизни на земле, слабо представляют, насколько в последние годы зарегламентирована эта сфера. И чтобы мысленно нарисованная идеальная картинка воплотилась в реальность, а не принесла одни разочарования, стоит заранее во всем разобраться.

    Что это такое точки зрения права?

    Для того, чтобы какая-то территория стала полноценным земельным участком (ЗУ) в качестве объекта недвижимости, с которым можно проводить юридические действия или гражданские сделки, ему необходимы:

    • четкое описание и привязка к местности;
    • официальный юридический статус.

    Законодательное регулирование

    Главный документ, который регулирует вопросы, связанные с использованием земли в России, это «Земельный Кодекс». Кроме того, в зависимости от расположения и некоторых других факторов ЗУ может подпадать под действие других нормативных документов.

    фото 56475_3

    1. Водный Кодекс.
    2. Лесной Кодекс.
    3. Воздушный Кодекс.
    4. Гражданский кодекс.
    5. Градостроительный Кодекс.
    6. Противопожарные, строительные и санитарные нормы и правила (СаНПины) и т.д.

    Добавляются различные документы, принятые на региональном и местном уровне. Например, правила благоустройства конкретного населенного пункта и прилегающей территории.

    Земельный кадастр и зачем он нужен

    Это база данных с полной информацией обо всех, должным образом оформленных ЗУ в стране. Только включение территории в земельный кадастр, по закону дает основание считать участок оформленным и принадлежащим конкретному владельцу на праве собственности или долгосрочной аренды.

    Так что в интересах будущего владельца либо еще до сделки убедиться, что приобретаемый участок занесен в Земельный кадастр. Либо сразу после приобретения прав на него сделать это самостоятельно и как можно скорее.

    Подробная информация о кадастре здесь.

    Ранее учтенные ЗУ

    Все участки земли, не занесенные в земельный кадастр, но выделенные на законном основании до 20 октября 2001 г. относятся к категории ранее учтенных. Их дооформление в соответствии с современными требованиями проводится по упрощенной схеме: межевание не требуется, достаточно лично подать заявление в Росреестр и приложить соответствующие документы (акты) местных органов власти о выделении земли.

    Те, у кого подобные документы отсутствуют, могут попытаться официально оформить право на землю на основании различных амнистий. В частности, «дачной» или «гаражной».

    Дополнительные сведения по теме в этой статье.

    Топографическая съемка и карты

    фото 56475_4

    Топографическая съемка – это замеры, подробное описание и привязка земельного участка к географическим координатам.

    После обработки полученных данных формируется официальный документ в виде топографической карты (для больших территорий) или топографического плана (для конкретных участков).

    План подробно отображает границы ЗУ, его особенности, а также все, что находится на участке, под землей, над ней и в непосредственной близости.

    Без топографического плана невозможно межевание участков, капитальное строительство, ландшафтные работы и многое другое. Но главное, что именно он случит основой для регистрации участка в Земельном кадастре, определения или изменения границ, сделок по переходу права собственности и т.д.

    В процессе топосъемки специалисты используют весь самый современный технический арсенал, включая спутниковые измерения, навигаторы GPS, высотные съемки и т.п. Поэтому процесс занимает намного меньше времени и значительно более точен, чем раньше.

    Еще больше информации тут.

    Категории наделов

    В зависимости от сходных характеристик и целевого использования сходные участки решением органами власти различных уровней относят к одной из 7 категорий земель, закрепленных в ст. 7 Земельного кодекса:

    • земли населенных пунктов;
    • сельскохозяйственные;
    • промышленного назначения и другого специального (обороны, транспорта и т.д.);
    • лесного и водного фондов;
    • особо охраняемых объектов и территорий (природных или историко-культурных);
    • земли запаса (временно никуда не отнесенные или выведенные за пределы категории).

    Каждой категории и различным землям в ее рамках в земельном кадастре соответствует многозначный код, по которому можно судить о возможном использовании земельного участка. Так же, как и о наложенных запретах. Так участок под постройку частного жилого дома (ИЖС) должен обязательно иметь код 003002000050. Проверяется это либо на общедоступной карте, либо выпиской из Росреестра.

    Перевод земель из одной категории в другую в некоторых случаях возможен, но исключительно по решению властей соответствующего уровня, к ведению которых отнесен тот или иной участок земли.

    Например, местные власти могут менять категории муниципальных земель, но не могут решать судьбу участка, относящегося к федеральной собственности. Однако имеют право об этом ходатайствовать. Изменение категории земель может проводиться как массово, так и в индивидуальном порядке по заявлению заинтересованного лица.

    Дополнительная информация о категория в разделе по ссылке.

    Виды разрешенного использования

    В зависимости от установленной категории земельного участка на нем либо разрешены, либо разрешены определенные виды деятельности человека. Так же, как и определенные юридические действия с самим участком.

    Сельхозназначения

    Предназначены исключительно для производства соответствующей продукции. То есть, на них можно:

    • вести все виды сельхозработ в промышленных масштабах;
    • организовывать фермерские и личные подсобные хозяйства;
    • заниматься садоводством и огородничеством для личных нужд граждан.

    Для обеспечения этой деятельности разрешается прокладывать коммуникации (по самым малоценным и неплодородным участкам), строить инфраструктуру, обслуживающую и обеспечивающую работу сельхозпроизводителей. Можно даже возводить небольшие дачные домики для сезонного проживания, а вот ИЖС на этих землях запрещено.

    О сельскохозяйственных наделах полная информация тут.

    Наделы населенных пунктов

    Целевое использование которых внутри административных границ определяется градостроительными регламентами. Именно в этих рамках обычно выделяются ЗУ под многоэтажную жилую застройку, ИЖС и личные подсобные хозяйства.

    О землях населенных пунктов в деталях в этой статье.

    Промышленного назначения

    фото 56475_5

    Часто «географически» находятся внутри населенных пунктов, но выделены в отдельную категорию, потому что на них не распространяется общий порядок использования.

    Вокруг них формируют особые санитарные и охранные зоны, где запрещено строительство жилья, а также большинство видов хозяйственной деятельности.

    Особо охраняемых территорий и объектов

    Обычно полностью изымаются из хозяйственного оборота. Передача их в частную собственность запрещена.

    К этой же категории относятся территории парков, скверов, ботанических садов и дендрариев, расположенных на землях населенных пунктов.

    Другие

    1. Земли лесного фонда также не могут быть приватизированы.
    2. К землям Водного фонда относятся не только водные объекты, но и прилегающие территории. Никакая деятельность помимо обеспечения водой населения и предприятий на прилегающих к водоемам землях не предусмотрена.
    3. Земли запаса, статус которых не определен, по заявлениям граждан и на основании решения уполномоченных органов могут быть переведены в одну из описанных категорий со всеми юридическими последствиями. Включая возможность (или невозможность) приватизации.

    Больше информации по видам разрешенного использования по ссылке.

    Приватизация

    Приватизация – это переход права собственности от государства в частные руки через выполнение определенных юридических процедур. Основной смысл приватизации заключается в том, что она дает право желающему стать полноправным хозяином и получить возможность распоряжаться землей по своему усмотрению.

    Все имеют равное право на приватизацию земельного участка при условии, что он отнесен к категории земель, для которых приватизация в принципе допускается.

    При этом законодательство оговаривает, в каких случаях приватизация является платной (по общему правилу), а в каких бесплатной.

    Кроме того, существует целый список льготных категорий граждан, имеющих право на основании федеральных законов либо решения местных органов власти получить ЗУ в собственность на безвозмездной основе.

    Как проходит процедура?

    Процедура достаточно проста и зависит лишь от того, какой участок, под какие цели и на каком основании планируется приобрести. От этого зависит перечень документов (очень ограниченный), которые необходимо подготовить для предоставления в соответствующие структуры напрямую или через многофункциональный центр «Мои документы».

    Особенности

    Существуют несколько ситуаций, с которыми граждане, желающие приватизировать землю сталкиваются в массовом порядке.

    Территория под домом

    фото 56475_6

    Если о дачном домике на землях сельхозназначения, то по общему правилу его можно отдельно и не приватизировать, поскольку он рассматривается как допустимое дополнение к приватизированной земле.

    Но закон такую приватизацию по желанию допускает. Ели же речь о полноценном капитальном строении, то процедура приватизации ЗУ сильно зависит от сроков строительства дома.

    Если все произошло до 2001 г., когда в России был принят Земельный кодекс, то процедура может быть проведена в упрощенном порядке на основании «дачной амнистии».

    Подробнее о приватизации земельного участка под домом здесь.

    В СНТ

    Приватизация земли в СНТ помимо общих прав на распоряжение своим участком дает владельцу больше возможностей на его использование. В частности, на занятие сельским хозяйством. Однако именно в этом случае наиболее велик риск получить отказ.

    Для определенных СНТ может быть установлен запрет на приватизацию. Если его нет, то приватизировать землю СНТ можно как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

    Больше информации о приватизации земли в СНТ по ссылке.

    Оформления ЗУ собственность

    Порядок оформления предельно прост и требует предоставить в Росреестр или МФЦ всего 3 документа:

    • заявление;
    • документ, на основании которых заявитель владеет участком (покупка, дарение, наследство и т.д.);
    • кадастровый паспорт.

    После регистрации прав новый собственник получит соответствующее уведомление.

    Вся информация об оформлении в разделе по ссылке.

    Выделение доли натуре

    Физическое разделение ЗУ для образования нескольких независимых земельных участков со всеми признаками (включая ограждение) и дальнейшие сделки с ними могут наткнуться на ограничения.

    В частности, местные органы власти могут устанавливать предельные размеры участков, например, под ИЖС. И если после предполагаемого разделения и последующих сделок эти нормы будут нарушены (в большую или меньшую сторону), в сделке может быть отказано.

    В противном случае процедура выглядит так:

    • оформляются документы, в которых прописана доля каждого собственника;
    • проводится межевание участка;
    • изменения вносятся в кадастровый план;
    • каждый из дольщиков подает заявление на оформление права собственности на свою долю и становится полноправным собственником своей доли прежнего ЗУ.

    Подробнее в этой статье.

    Правила выделения территорий

    «Выделение» – это получение ЗУ человеком или организацией напрямую от государства. Это разновидность сделки, которая в обязательном порядке должна закрепляться специальным договором предоставления, в котором прописываются все нюансы:

    • под какие цели, на каких условиях и на какой срок выделяется участок;
    • в каких случаях и в каком порядке договор может быть расторгнут либо напротив, имеет ли право получивший участок оформить его в собственность.

    Участок может предоставляться как в безвозмездное пользование, так и на условиях аренды, как на определенный срок, так и бессрочно.

    О выделении ЗУ полная информация здесь.

    Составления заявления

    Как обычно в правом верхнем углу заполняется «шапка», в которой указано, кому адресовано заявление и кем написано с указанием ФИО, паспортных данных, места регистрации (постоянной) и контактных данных.

    фото 56475_7

    В основном тексте необходимо указать:

    1. На каких условиях заявитель просит предоставить ЗУ:
      • Если в пользование, то бессрочное или временное с указанием срока;
      • Если по праву собственности, то на платной основе или безвозмездно.
    2. Для каких целей планируется использовать запрашиваемый участок:
      • ИЖС или ЛПХ;
      • На время сезонных работ или для занятия сельским хозяйством, строительством и т.д.
    3. Особые обстоятельства и льготы (если есть) и перечень приложенных подтверждающих документов.

    Детали составления заявления рассмотрены здесь.

    Правила проведения межевания

    Межевой план – это упрощенный вариант топографического плана участка, где отражены только координаты, точные границы и площадь ЗУ.

    Межевание необходимо при образовании новых участков (выделении, разделении и т.п.), изменении или уточнении старых границ, а также при возникновении спорных ситуаций.

    Все, что нужно знать о межевании читайте тут.

    Подготовительные работы к строительству

    Прежде всего необходимо выяснить, допускается ли в принципе запланированное строительство на конкретном земельном участке с учетом его категории, разрешенного использования, расположения и т.д. И какие возможны ограничения на проведение строительных работ.

    Чтобы оформить должным образом разрешение на строительство, нужно предоставить проект с учетом расположения объекта, подведения всех коммуникаций и т.д. А это невозможно без предварительной топосъемки, которая, пригодится для обустройства и благоустройства самого ЗУ.

    Подробнее о подготовке участка к строительству здесь.

    Геодезия

    Геодезическое исследование позволяет оценить особенности рельефа местности и предложить оптимальное место для размещения дома с минимальными рисками и оптимальным расположением по сторонам горизонта. Особенно это важно для строительства на участках, имеющих существенные перепады высот.

    Кроме того, будут исследованы и отражены в документах все коммуникации, находящиеся на участке, в том числе недействующие (в некоторых случаях именно действующие коммуникации могут помешать строительству в запланированном месте).

    Детально о геодезии в этой статье.

    Геология

    фото 56475_8

    Геологическое исследование участка еще более важно при проектировании строительства, поскольку в результате выяснится, насколько близко к поверхности участка залегают водные пласты, насколько рыхлые на ЗУ грунты и выдержат ли они запланированную постройку.

    Возможно, первоначальный проект строения придется корректировать, либо проводить дополнительные работы, чтобы исключить риск разрушения здания.

    Дополнительные сведения о геологии здесь.

    Нормы отступа границ

    Эти нормы устанавливаются органами государственной власти и помимо федеральных требований могут иметь местную специфику. Их необходимо изучить на этапе проектирования, поскольку нарушение может иметь самые разные последствия от штрафа до требований снести готовое строение.

    Эти нормы устанавливаются для каждого вида постройки на участке. И регулируют не только минимально допустимое расстояние до соседского забора, но и высоту построек, и их взаимное расположение. Поэтому, чтобы зафиксировать расположение и назначение уже имеющихся строений (для получения разрешения на строительство) также необходима топосъемка.

    Подробно о границах участков по ссылке.

    Установление сервитутов

    Сервитут – это предоставление посторонним людям или организациям права пользоваться чужим земельным участком. Для сервитута необходимы веские снования и отсутствие других вариантов решения проблемы.

    Сервитут может быть оформлен:

    • Добровольно или принудительно.
    • На определенный срок или бессрочно.
    • В интересах населения в целом или отдельных лиц.
    • На возмездной или безвозмездной основе.

    Подробная статья о сервитутах тут.

    Почему важно знать правила оформления и подготовки ЗУ?

    Непосвященный человек, не знающий всех нюансов оформления и использования земельного участка легко может ошибиться на любом этапе, начиная с выбора ЗУ, не соответствующего его целям. Но у того, кто знает о возможных рисках, по крайней мере, имеет хороший шанс их избежать.

    Заключение

    Тема земельных участков очень обширна и имеет множество подводных камней. Прежде чем приобретать или переоформлять землю, следует со всеми ими разобраться.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх