Вт. Фев 20th, 2024

Разрушение жилья ведет к угрозе для жизни и здоровья граждан. Если владельцы частных домов несут личную ответственность за сохранность своего жилья, то собственники квартир в многоквартирных домах могут рассчитывать на государственную помощь. Для этого необходимо признать дом аварийным. В результате всех жильцов ждет переселение из аварийного жилья в новые квартиры.

Необходимые условия для расселения

Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

Общий порядок признания дома аварийным на территории РФ отсутствует. Точный алгоритм устанавливается региональным законодательством.

Поэтому для получения точной информации о вашей ситуации необходимо получить консультацию юриста. Специалист изучит вашу проблему и даст консультацию на основании полученных сведений.

Зачастую граждане путают понятия ветхий и аварийный. Необходимо уточнить, что ветхим считается дом, который подлежит капитальному ремонту. А аварийным – подлежащий сносу, так как дальнейшее в нем проживание небезопасно.

Поэтому в случае признания дома ветхим, гражданам может предоставляться альтернативное жилье. Однако только временно. На период проведения капитального ремонта жилого помещения.

К сожалению, данная мера не является панацеей. При проведении капитального ремонта закон не предусматривает средства на замену балок и перекрытий. Поэтому зачастую действия по ремонту не дают необходимого результата.

С 2019 года вступил в силу новый закон о расселении аварийных домов. Рассмотрим подробнее.

Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

В рамках исполнения указа Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». Реализация запланирована на срок с 2019 до 2024 года.

За указанный период планируется:

  • переселить из непригодного для проживания граждан жилого фонда почти 530,9 тыс. человек;
  • расселить более 9,4 тыс.м жилья, которое было признано аварийным до 2017 года.

На реализацию проекта предусмотрено более 507,1 млрд руб. Средства включают региональное софинансирование. Это значит, что почти 1/6 часть финансирования осуществляется за счет региональных бюджетов.

Каждый дом, который признается аварийным, включается в региональную программу. Далее сведения передаются в федеральный реестр.

Обеспечение жилплощадью осуществляется на основании очередности. То есть, чем раньше дом был включен в программу, кем скорее жильцы получат альтернативную жилплощадь.

Исключение составляют дома, которые расселяются вне очереди. Это возможно если техническое состояние помещения предполагает скорое разрушение.

Алгоритм действий

Если вы проживаете в доме с высоким износом, но он до сих пор не признан аварийным, значит процесс необходимо инициировать. Правом обращения в органы местного самоуправления по вопросу признания дома аварийным обладают собственники квартир и наниматели квартир по договору социального найма.

Закон не приравнивает коммерческих квартирантов и граждан, проживающих в служебном жилье, к владельцам. Поэтому не наделяет их правом обращения.

Порядок действий для расселения аварийного дома:

  1. Признание дома аварийными официально.
  2. Оформление договора на переселение.
  3. Получение нового жилья.

Процедура переселения занимает длительное время. В 2019 году новым жильем не были обеспечены все, кто был поставлен на очередь до 01.01.2017.

Поэтому сроки ожидания могут превышать 10 лет. Однако даже в указанный период новое жилое помещение не будет получено, если не предпринимать активных действий.

Поэтому приступаем к оформлению.

Признание дома аварийным

Дом не считается аварийным официально до тех пор, пока не вынесено соответствующее постановление органа местного самоуправления. Документ выносится на основании решения межведомственной комиссии.

Такая комиссия должна быть организована в каждом муниципалитете. Подать заявление можно непосредственно в Жилищный комитет при администрации, либо через МФЦ.

Заявление оформляется в письменной форме. Целесообразно сделать коллективное обращение граждан. Также можно подключить к данному вопросу управляющую компанию или ТСЖ.

№ п/пПорядок обращения в уполномоченный орган
1 Подготовка документов о техническом состоянии дома
2 Оформление заявления в уполномоченный орган
3 Проведение заседания межведомственной комиссии
4 Посещение объекта членами комиссии
5 Вынесение решения (положительного или отрицательного)

В случае вынесения отрицательного решения необходимо оспорить его в суде. Истцом в процессе может быть любой собственник квартиры из спорного дома или наниматель.

Параллельно необходимо подать жалоб в прокуратуру. Целью жалобы является привлечение к ответственности должностных лиц, которые нарушают право граждан на безопасное жилье.

Одним из актуальных видов доказательства является результат экспертизы. Специалист оценит степень износа и выдаст соответствующее заключение.

Оформление договора на переселение

Очередность на переселение необходимо отслеживать самостоятельно. В 2022 году сведения находятся в свободном доступе на сайте Реформа ЖКХ.

На сайте необходимо найти свой регион и перейти по ссылке. После чего нужно выбрать район проживания. После чего становится доступным список аварийных домов района с указанием контрактов на переселение.

Получение нового жилья

С 2019 года изменен порядок получения нового жилья. Однако граждане, которые не получили квартиру при постановке на учет до 01.01.2017 имеет право на обеспечение жильем по старому законодательству.

Для нанимателя

Новый закон не слишком изменил положение граждан, использовавших квартиру по договору социального найма. Как и прежде, наниматель имеет право на аналогичное по площади жилье.

В случае если семья нуждается в увеличении площади, то необходимо предварительно встать на учет, как семья, нуждающаяся в улучшении условий проживания.

Как и раньше, наниматель обязан ежемесячно оплачивать арендную плату за квартиру, если у него отсутствуют льготы.

Для собственника

По-старому законодательно владелец аварийной квартиры имеет право на получение на безвозмездной основе жилого помещения. Квартира должна быть полностью благоустроенной (иметь водоснабжение, канализацию, центральное отопление).

Важно! Требования к благоустройству актуальны, если в населенном пункте есть система центрального обеспечения коммунальными услугами.

Условия старой программы переселения:

  1. Обязательным условием является соответствие площади аварийной и новой квартиры. Владелец имеет право на получение жилья равнозначной площади.
  2. В случае если подходящая квартира имеет большую площадь, то собственник обязан доплатить разницу.
  3. Обеспечение новым жильем по программе переселения не является программой по улучшению жилищных условий. Поэтому требовать больше комнат или площади можно только за дополнительную плату.
  4. В случае отказа от получения жилья гражданин имеет право на компенсацию. Она рассчитывается исходя из остаточной стоимости жилья и переводится на личный счет собственника.
  5. Если квартира принадлежит нескольким владельцам на праве долевой собственности, то компенсация перечисляется на их личные счета, в соответствии с их долями в праве собственности.

Рассмотрим, как расселяют владельцев аварийных домов в соответствии с реформой жкх.

Реформа значительно изменила порядок получения жилья собственниками:

  1. Собственник имеет право на получение жилья.
  2. Его аварийная квартира оценивается из расчета остаточной стоимости.
  3. Эта сумма отнимается от стоимости новой квартиры
  4. Остаток он обязан доплатить самостоятельно.

Если у владельца отсутствуют денежные средства на доплату, то он получает компенсация перечислением на счет. А жилье получает по договору социального найма.

Закон устанавливает перечень граждан, которые не должны будут оплачивать арендную плату за социальный наем:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи.

Остальные категории граждан обязаны выплачивать ежемесячную плату из расчета среднерыночной арендной платы по району. В случае неуплаты в течение 6 месяцев, жильцы могут быть выселены принудительно.

Важно! Если владелец имеет в собственности другое жилое помещение, то он не имеет права на получение новой квартиры. Такие граждане получат денежную компенсацию по остаточной стоимости жилья.

Какие документы нужны?

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Судебная практика

Зачастую владельцы аварийного жилья и органы местного самоуправления не могут прийти к общему решению. В таком случае права граждан защитит суд.

Инициировать процесс может только гражданин, права которого нарушены. Однако самостоятельные действия редко приводят к положительному результату. Так как против граждан будут выступать квалифицированные юристы местной администрации, целесообразно озаботится получением юридической помощи.

Получить предварительную консультацию вы можете на нашем сайте. Однако юрист понадобится и для подготовки документов и иска.

Сложно предсказать результат судебного решения по переселению из аварийного дома. Так как программы переселения различаются во всех 82 субъектах, подход к данному вопросу разный.

Пример. Жительница Якутска обратилась в суд с требованием предоставить равнозначное жилье в собственность взамен аварийного. Однако местная администрация приняла решение выдать денежную компенсацию. Представитель органа местного самоуправления пояснил, что сроки расселения уже прошли, а женщина отказалась от предложенного жилья. Но квартира была меньше площадью, имела угловое расположение. Также сомнение имело санитарное состояние – на стенах была плесень. Суды 1 и апелляционной инстанции приняли решение в пользу местной администрации. Но Верховный суд защитил интересы заявительницы. Квартира не была признана равнозначной. Поэтому решение администрации о выплате компенсации было оспорено.

Кроме того, нельзя не упомянуть скандал, разразившийся в Казани.

Пример. По нормам регионального законодательства установлен договорной порядок выкупа жилья у собственника. Это означает, что стоимость кв.м. устанавливается в индивидуальном порядке. Пользуясь должностными полномочиями, чиновники установили выкупную цену за дом, общей площадью 50 кв.м., расположенный в центре города, в размере 200 000 р. Собственник обратился в суд и оспорил принятое решение. В настоящее время вопрос оценки аварийного жилья находится на контроле у надзорных органов.

Подход к расселению из аварийных домов с 2019 года значительно изменился. Однако необходимо различать, когда используются нормы старого законодательства. Если вы поставлены в очередь на расселение, то за вами сохраняется право на получение жилья по старым законам. В случае нарушения прав не нужно бояться обратиться в суд. Юристы нашего сайта проведут для вас консультацию по вопросам переселения из аварийного жилья. Опишите проблему дежурному юристу и получите помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Срок переселения из аварийного жилья

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок переселения из аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Жилье:
  • Акт приема передачи квартиры по договору дарения
  • Акт приема передачи квартиры после ремонта
  • Амортизация жилого фонда
  • Амортизация квартир в бухгалтерском учете
  • Апартаменты это
  • Ещё.

Судебная практика: Срок переселения из аварийного жилья

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2021 N 88а-17351/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании постановления.
Обстоятельства: Истец указал, что многоквартирный жилой дом был признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, срок расселения многоквартирного дома перенесен, данный перенос сроков расселения дома ставит под угрозу жизнь жильцов.
Решение: Удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования Е. в части признания незаконным установления даты окончания переселения спорного многоквартирного дома, исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия у органа местного самоуправления полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как они запланированы в региональной адресной программе.

Читайте также  Исковое заявление о выселении и снятии с регистрационного учета образец 2022

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 88-5866/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предоставлении вне очереди жилого благоустроенного помещения на праве собственности, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению. На указанное обращение он получил отказ со ссылкой на то, обязанность и сроки по изъятию жилого помещения законодательством не установлены.
Решение: Удовлетворено в части. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом по , признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы, что не свидетельствует об отказе в проведении мероприятий по переселению истца из аварийного жилья, органом местного самоуправления установлен срок переселения физических лиц из указанного дома — не позднее 31 декабря 2028 г., мероприятия по изъятию земельного участка для муниципальных нужд не проводились, выкупная цена жилого помещения сторонами не определялась, в связи с чем пришел к выводу что у ответчика не возникло перед истцом обязательства в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Срок переселения из аварийного жилья

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Административная ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение контракта
(Раев К., Гурин О.)
(«Прогосзаказ.рф», 2021, N 4) Пример. Обстоятельства дела: директор подрядной организации привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, т.к. возглавляемое им предприятие не сумело в установленный срок построить многоквартирный дом для переселения граждан из аварийного жилья.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Защита прав граждан в жилищной сфере
(Бобков А.Г.)
(«Законность», 2018, N 8) На территории Ивановской области в деятельности местных администраций фиксировались нарушения сроков реализации программных мероприятий, а также факты ненадлежащего контроля за соблюдением подрядчиками сроков строительства многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья и качеством выполнения строительных работ.

Нормативные акты: Срок переселения из аварийного жилья

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 14.03.2022)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    В какой срок должны расселить аварийный дом

    Со дня завершения реорганизации наименования «государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).

    Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

    1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

    (в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

    1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

    (п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

    (часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

    2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

    (часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

    3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

    (в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

    (в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 436-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

    3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

    4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра;

    (п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

    6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.

    (п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

    (часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7 — 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

    (часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)

    10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

    (в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

    (часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

    12. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    (часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

    (часть 14 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

    Срок расселения аварийного дома

    Подборка наиболее важных документов по запросу Срок расселения аварийного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    • Многоквартирный дом:
    • Автономное отопление
    • Адресные таблички
    • Акт о протечке
    • Акт опломбировки
    • Благоустройство дворовых территорий
    • Ещё.

    Судебная практика: Срок расселения аварийного дома

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 396 «Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу» главы 31 «Земельный налог» НК РФ
    (Юридическая компания «TAXOLOGY») Налогоплательщик заключил с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории на 10 лет. В целях реализации обязательств по договору налогоплательщику были предоставлены земельные участки, образованные в границах застроенной территории, подлежащей развитию, в том числе имеющие вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», право собственности на участки было зарегистрировано за налогоплательщиком. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик обязан при исчислении земельного налога применять повышающий коэффициент 2, предусмотренный абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ. Суд признал доначисление земельного налога обоснованным. ВС РФ с выводами налогового органа и нижестоящих судов не согласился и направил дело на новое рассмотрение. ВС РФ указал, что в соответствии с градостроительным законодательством в случае заключения договора о развитии застроенной территории сроки осуществления строительства устанавливаются в соответствии с утвержденным проектом планировки, охватывают собой снос имеющихся объектов и распространяются на новое строительство всех объектов в границах застроенной территории. В данном случае налогоплательщик ссылался на то, что договором предусмотрен срок жилищного строительства 10 лет и он охватывает выполнение застройщиком обязательств по сносу аварийных домов и расселению их жильцов, подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов с возведением всей коммунальной инфраструктуры и благоустройством территории. Учитывая объем работ по договору, выполнение строительства на всех земельных участках в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенные объекты является заведомо невозможным. ВС РФ указал, что в данном случае при разрешении вопроса о правомерности применения коэффициента 2 суд должен дать оценку тому, в какие сроки после предоставления соответствующих земельных участков в собственность налогоплательщика должен был быть произведен снос имеющихся объектов и начато новое строительство жилья, например исходя из сроков, указанных в разрешениях на строительство конкретных объектов, и, соответственно, с какого момента после получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок применения повышающего коэффициента, предусмотренный абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ. ВС РФ отметил, что применение повышающего коэффициента не должно носить характер штрафной санкции, а должно быть направлено на стимулирование жилищного строительства, поэтому подлежат оценке доводы налогоплательщика о наличии объективных препятствий в начале осуществления жилищного строительства, обусловленных законодательным регулированием развития территорий.

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 56.3 «Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» ЗК РФ «Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 56.2, 56.3, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ), статей 7, 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЖК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», исследовав представленные доказательства и установив факты истечения срока сноса дома и расселения жильцов, изъятия земельного участка для муниципальных нужд, а также длительного бездействия ответчика по принятию мер, предусмотренных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что возмещение истцу стоимости нежилых помещений является способом защиты его прав, в связи с чем частично удовлетворил исковые требования М., взыскав с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в его пользу выкупную цену за нежилые помещения, определенную на основании выводов заключения эксперта ООО «Лаборатория судебной экспертизы» по Саратовской области N 131-01/2020 от 5 февраля 2020 г.»

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Срок расселения аварийного дома

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Статья: Комментарий к Определению ВС РФ от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143
    (Серова А.И.)
    («Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», 2020, N 11) Налогоплательщик указывал, что договором о развитии застроенной территории предусмотрен срок жилищного строительства в десять лет, совпадающий со сроком действия договора. Данный срок охватывает выполнение застройщиком обязательств по сносу аварийных домов и расселению их жильцов, подготовке всей необходимой проектной документации и строительству пяти многоквартирных жилых домов с возведением всей коммунальной инфраструктуры и благоустройством территории.

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Статья: Комментарий к Определению ВС РФ от 17.09.2020 N 309-ЭС20-11143
    (Серова А.И.)
    («Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», 2020, N 10) Предусмотренный договором срок жилищного строительства в 10 лет, совпадающий со сроком действия договора о развитии застроенной территории, определен с учетом выполнения застройщиком обязательств по сносу аварийных домов и расселению их жильцов, по подготовке всей необходимой проектной документации и строительству пяти МКД, по возведению всей необходимой коммунальной инфраструктуры и благоустройству территории.

    Нормативные акты: Срок расселения аварийного дома

    «Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»
    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) I. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов

    «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)»
    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) Общество указывало, что договором о развитии застроенной территории предусмотрен срок жилищного строительства в десять лет, совпадающий со сроком действия договора о развитии застроенной территории. Данный срок охватывает выполнение застройщиком обязательств по сносу аварийных домов и расселению их жильцов, подготовке всей необходимой проектной документации и строительству пяти многоквартирных жилых домов, с возведением всей коммунальной инфраструктуры и благоустройством территории.

    Правовые ресурсы

    • «Горячие» документы
    • Кодексы и наиболее востребованные законы
    • Обзоры законодательства
      • Федеральное законодательство
      • Региональное законодательство
      • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
      • Другие обзоры
      • Календари
      • Формы документов
      • Полезные советы

      Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным

      Процедура признания дома аварийным предусмотрена законодательством. Но получение положительного решения районной администрации еще не гарантирует жильцам дома скорое новоселье. Предоставление новой жилплощади осуществляется на основании очередности. Причем, очередь может двигаться невероятно медленно или не продвигаться вовсе. Рассмотрим, через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным.

      Причины признания дома аварийным

      Условия признания жилых помещений аварийными разработаны минстроем еще в 2006 году. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 2006 года № 47.

      № п/пУсловияКомментарии
      1 Плохое состояние объекта Высокий уровень физического износа отрицательно повлиял на надежность несущих конструкций. Вследствие чего дальнейшее проживание в доме опасно для жизни.
      2 Негативное влияние окружающей среды Особенности окружающей среды по месту расположения объекта отрицательно влияют на здоровье граждан или сохранность здания.

      Под отрицательным воздействием на состояние здоровья понимается вредное влияние следующих факторов:

      • содержание биологических и химических веществ;
      • уровень радиационного фона;
      • уровень шума и вибрации;
      • качество атмосферного воздуха;
      • электромагнитных полей.

      Под высоким уровнем износа понимается износ более 80% для кирпичных строений, и более 70% — для деревянных.

      Объект признается аварийным, если его конструкция имеет значительные нарушения:

      • фундамента;
      • стен;
      • несущих конструкций;
      • деревянных элементов конструкции.

      Важно! Степень износа и опасности для жизни граждан устанавливается исключительно по решению специализированной экспертизы. Она проводится на средства инициатора проверки. Как правило, в качестве инициатора выступают жильцы дома.

      Сроки переселения из аварийного жилья

      Точные сроки переселения из аварийного жилья законом не предусмотрены. Период ожидания расселения состоит из следующих этапов:

      1. Сбор документов жильцами и проведение экспертизы – индивидуально.
      2. Обращение в уполномоченный орган для рассмотрения заявления – 30 дней (п. 49 Положения о признании дома авариным).
      3. Направление принятого решения заявителю – 5 дней с момента вынесения (п. 51 Положения о признании дома аварийным).
      4. Срок расселения – индивидуально по решению органа местного самоуправления.

      В соответствии с Программой по расселению ветхого и аварийного жилья с 2019 – по 2025 годы, до 2025 года должны быть расселены жильцы домов, которые признаны аварийными до 01.01.2017.

      Установление срока расселения

      В соответствии с законодательством срок расселения из аварийного жилья устанавливается решением местной администрации. Поэтому, чтобы уточнить данный вопрос необходимо:

      • изучить решение о признании дома аварийным;
      • изучить программу муниципалитета о порядке переселения.

      Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

      Особенностью расселения является необходимость соблюдения 30-дневного срока на рассмотрения документов. Поэтому, если дом не имеет явных признаков опасности немедленного разрушения, то жильцам придется ждать 30 дней для принятия решения.

      Но этот момент не является окончательным. Впоследствии период ожидания может растянуться на годы.

      Если объект может быть разрушен немедленно, то жильцы получают уведомление о расселении в течение 5 дней.

      Граждане неоднократно пытались оспорить в суде требования законодательства. Особое недовольство вызывает факт установления срока расселения органами местного самоуправления. Отсутствие федеральных нормативов дает им возможность затягивать процесс переселения.

      Пример. Гражданин М. обратился в Верховный суд с целью оспорить п. 49 Положения о признании жилых объектов аварийными. Нормативный акт дает органам местного самоуправления 30 дней на принятие решения. Вариант немедленного расселения вообще не предусмотрен. Однако суд отказал заявителю в удовлетворении требований. В соответствии с решением суда каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально. В случае опасности для жизни граждан, жильцы могут обратиться в суд для защиты своих прав.

      Судебная практика

      Таким образом, жильцы опасного дома получат новое жилье в срок, предусмотренный решением органа местного самоуправления. К сожалению, федеральное законодательство комментирует данную ситуацию весьма прозрачно.

      Ст. 32 ЖК РФ предусматривает переселение граждан в разумные сроки. Причем, разумность срока устанавливает орган местного самоуправления. В связи с этим, период ожидания может длиться неопределенно долго.

      Что мы и может лицезреть в реальности. В 2022 году существует очередь граждан на расселение, сформированная еще до 2017 года.

      Единственным реальным способом воздействия на местные власти является обращение за защитой в судебные органы. Однако для инициации процесса необходимо пройти тщательную подготовку.

      Пример. Жильцы дома обратились в суд с коллективным иском. Дом был признан аварийным 5 лет назад, а расселение даже не было запланировано. Муниципалитет неоднократно переносил сроки обеспечения граждан новой жилплощадью. Суд обязал районную администрацию обеспечить жильцов данного дома квартирами вне очереди.

      В большинстве случаев обращение в суд приведет только к внеочередному обеспечению жилплощадью. Но если муниципалитет не строит новые квартиры, то и отселять вне очередников все равно будет некуда.

      Важно! Недостатки доказательной базы могут привести к отказу в удовлетворении иска.

      С 2019 года вступила в действие новая программа по расселению аварийных домов. Она значительно изменила первоначальные условия обеспечения жильем. Однако за счет полученной экономии существует возможность скорого обеспечения квартирами граждан, которые были поставлены в очередь на расселение до 2017 года.

      Если ваш дом представляет опасность для жизни жильцов, то необходимо ускорить процесс расселения. Для этого необходимо обратиться в суд. Юристы нашего сайта помогут инициировать процесс. Получить консультацию вы можете немедленно. Просто опишите ситуацию дежурному юристу.

      • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
      • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

      Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

      Верховный суд разъяснил правила досрочного расселения из аварийного жилья

      Аварийный дом в России

      Верховный суд (ВС) дал разъяснения нормам расселения граждан из аварийного жилья, сообщает информагентство правовой информации РАПСИ. Разъяснения были даны при рассмотрении жалобы одного из жителей Вологодской области, который остался недоволен новым жильем после расселения из аварийного дома. Взамен 45-метровой квартиры в ветхом доме ему с несовершеннолетним ребенком выделили 15-метровое жилье. Норму компенсации рассчитал суд, в который мужчина обратился с требованием ускорить переселение их с ребенком в новое жилье такого же метража, как занимаемое по договору социального найма. Суд учел требования только частично — обязав администрацию Вологодской области вне очереди предоставить мужчине и его дочери жилье из расчета 7,5 кв. м на человека. Расчет был обусловлен тем, что в аварийном жилье зарегистрировано шесть человек — семейная пара, двое их детей (один из которых выступил заявителем) и двое внуков. Фактически в нем проживали только заявитель с ребенком. Суд исходил из того, что заявление о переселении вне очереди было подано на двоих членов семьи, их доли в аварийном жилье — ⅙ на человека. Поэтому новую площадь рассчитали пропорционально этим долям. Вологодец пытался оспорить решение областного суда, но получил отказ и в апелляционной, и в кассационной инстанциях. Верховный суд встал на сторону заявителя, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса, по которым при переселении из одного жилья по договору соцнайма в другое новое помещение должно быть «благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта» и «равнозначно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению». С точки зрения высшей инстанции суды проигнорировали обязанность местных властей не только повысить безопасность жилищных условий, но и компенсировать прежние характеристики (благоустроенность, метраж, местоположение), не допуская их ухудшения. «Жилое помещение взамен признанного аварийным должно быть предоставлено гражданам, имеющим право пользования таким помещением, общей площадью не менее ранее занимаемого, а не пропорционально количеству зарегистрированных в нем лиц», — резюмировал Верховный суд. Инстанция подчеркнула, что право пользования новым жильем должно быть предоставлено всем шестерым членам семьи, которые были зарегистрированы в аварийном помещении. Решения предыдущих инстанций ВС отменил — дело будет повторно рассмотрено в суде Вологодской области. Действующая в России программа расселения аварийного жилого фонда предполагает расселение порядка 10 млн кв. м в домах, признанных аварийными до 2017 года. В 2020-м российский вице-премьер Марат Хуснуллин обратил внимание на то, что с 2017 года в стране появилось еще 12 млн кв. м небезопасного жилья. В конце года был принят и подписан президентом закон о комплексном развитии территорий («всероссийская реновация»), который дает регионам возможность принимать решение о расселении жилого фонда, еще не признанного аварийным.

      • Договор социального найма: как получить квартиру от государства
      • Как будут расселять дома по новому закону о всероссийской реновации

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *