Сейчас в моем производстве находится дело по ст. 12.26 КоАП РФ. Говорить о перспективах пока рано, но поделюсь своими наработками, так как вскрылась проблематика и как мне кажется, существует она в разных округах Москвы.
События, имевшие место в феврале этого года, развивались по обычной схеме: остановили водителя, якобы разглядели признаки опьянения, предложили пройти освидетельствование на месте. После получения неоднократных отрицательных результатов, решили отвезти в медицинский кабинет, в нашем случае № 1, тот который в СВАО, на улице Вешних Вод. Надеясь на быстрый результат, неоднократно предлагали оформить отказ. В кабинете медицинского освидетельствования результаты забора выдыхаемого воздуха вновь были отрицательными. К сожалению, в силу физиологических особенностей отобрать биологический материал (мочу) не получилось. Достаточное количество воды выпить дали, а вот ждать не захотели. После этого сотрудники ДПС ретировались и оставили моего доверителя одного, а врач выдал крайне важный документ, именуемый направление!
Из содержания направления следовало, что не позже 6 часов после получения направления требуется обратиться в кабинет № 4 отделения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по такому то адресу. При этом врач, этим же документом уведомил, что в случае неявки, либо обращения позднее, будет вынесено заключение «От медицинского заключения отказался».
Проанализировав действующее законодательство, я пришел к выводам о незаконности таких действий.
В соответствии с порядком проведения освидетельствования на состояние опьянения, утвержденному приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:
а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);
б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
в) определение наличия психоактивных веществ в моче;
г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;
д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.
Пунктом 12 Порядка закреплено, что при медицинском освидетельствовании отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя. Обращаю внимание, что направляется биологический материал лица, а не само лицо и за свой счет для сдачи материала в другом месте.Данная правовая позиция подтверждается пунктом 13 анализируемого Порядка, которым закреплена учетная форма N 452/у-06 (направление), заполнение которой должны проходить в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
Обратившись к пункту 19 Порядка, вновь подтверждены мои мысли, так как медицинское заключение «От медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях:
а) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);
б) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 Порядка;
в) фальсификации выдоха;
г) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).
В данном случае мой доверитель от прохождения освидетельствования не отказывался, для сдачи крови в другой кабинет не явился, поскольку фактически находился под административной процедурой и доставлен туда не был, средств к проезду не имел (управлял автомобилем каршеринга).
Помимо этого, крайне удивительным было отношение судьи к делу и процедуре, но об этом после следующего заседания…
Ответственность водителей за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за отказ от прохождения медицинского освидетельствования
Сегодняшнее видео я хочу посвятить такой важной и злободневной теме, как вождение в состоянии опьянения. За это нарушение лицо привлекается к административной или уголовной ответственности. Статистика показывает, что вождение в состоянии опьянения является одним из самых злостных нарушений граждан. Это означает, что количество повторных правонарушений по ст.264.1 УК РФ достаточно велико. В период праздников количество случаев совершения такого преступления возрастает в разы.
Статья 264.1 УК РФ изначально была введена для того, чтобы снизить количество случаев пьяного вождения. Лицо, которое село за руль в нетрезвом состоянии, опасно не только для себя, но и для пассажиров, пешеходов и других водителей. В законодательстве автомобиль называется источником повышенной опасности. Объект с большим весом и скоростью нельзя остановить мгновенно. Даже при незначительном опьянении снижается скорость реакции, и в критической ситуации водитель может просто не успеть принять меры и попадает в ДТП, часто с довольно тяжкими послествиями.
Наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения составляет 30 000 рублей штрафа и лишение водительских прав на период от полутора до двух лет. Наказуемым является не только вождение в состоянии опьянения, но и передача управления такому лицу. Здесь важен именно факт того, что лицо осознавало, кому передает управление. То есть если лицо в нетрезвом состоянии само взяло ключи и село за руль чужой машины, то ответственность у владельца не наступает.
Если автомобилем управляет лицо, которое не имеет или лишено водительских прав (но опять таки не по всем основаниям), то наказание будет более суровым. Такому лицу при отсутствии уголовной ответственности назначается арест до 20 суток. Некоторым лицам не может быть назначен арест (беременные женщины, престарелые, инвалиды), им назначается штраф в размере 30 000 рублей.
Для того, чтобы установить, находится ли водитель в нетрезвом состоянии, проводят освидетельствование на состояние опьянения. Для этого сотрудники ГИБДД предлагают “подышать в трубочку”. Они могут это сделать, только если увидят признаки опьянения. К ним относится невнятная речь, замедленная реакция, шатающаяся походка, изменение цвета кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке. Если Вы соглашаетесь на освидетельствование, необходимо проверить, чтобы трубка была новой, ее извлекли из пакета при вас. Также при освидетельствовании обязательно присутствие двух понятых, причем это должны быть не сотрудники ГИБДД. Если понятые не были привлечены, то обязательно ведется видеозапись, причем на ней должно быть ясно виден процесс освидетельствования.
Также рекомендуется очень внимательно прочитать протокол. Если в нем допущены ошибки или указаны неверные данные, подписывать его нельзя, даже под давлением сотрудников полиции. Ответственность за отказ от подписания протокола не будет. Но если Вы подпишете протокол, где указано, что Вы находитесь в состоянии опьянения, а это не так, то оспорить все в суде будет очень трудно.
Ответственность наступает в случаях отказа от медицинского освидетельствования. Нельзя путать его с освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения, где нужно “подышать в трубочку”. Медицинское освидетельствование проводится врачом в больнице или ином медицинском учреждении. Освидетельствование, проводимое сотрудниками ГИБДД, может выявить только алкогольное опьянение. При медицинском освидетельствовании могут быть выявлены опьянение, вызванное самыми распространенными наркотиками, психотропными или токсическими веществами. Поэтому если алкотестер показал, что лицо находится в трезвом состоянии, а у сотрудников возникают в этом сомнения, они могут направить лицо на медицинское освидетельствование. При отказе от освидетельствования на состояние опьянения ответственность не возникает, лицо просто направляется в больницу. Если водитель отказывается от медицинского освидетельствования, оно привлекается к ответственности. Наказание при этом составляет 30 000 рублей штрафа и лишение водительских прав на период от полутора до двух лет. Нужно запомнить, что от освидетельствования на состояние опьянения отказываться можно, а от медицинского освидетельствования нельзя.
Ответственность наступает также и в случае, если лицо употребило алкоголь после аварии, либо в момент времени между остановкой его сотрудниками ГИБДД и проведением освидетельствования.
Уголовная ответственность наступает только за повторное управление в нетрезвом состоянии. Это означает, что нарушение должно быть совершено с момента вступления в силу решения суда о привлечении к административной ответственности и в течение года после исполнения наказания. В срок наказания включается, в том числе, и лишение водительских прав.
На практике часто возникают ситуации, когда лицо, подвергнутое административному наказанию, не сдает водительские права. Исходя из положений закона, нельзя принудить лицо к сдаче водительского удостоверения. К лицу не придут домой сотрудники ГИБДД или приставы и не потребуют сдать водительские права. Однако срок лишения водительского удостоверения начинает течь только с момента их сдачи в ГИБДД. То есть, если лицо было лишено водительских прав 5 лет назад и не сдало их, то оно все еще считается лишенным. И если его остановят сотрудники ГИБДД, автомобиль эвакуируют на штрафстоянку.
Лицо привлекается к уголовной ответственности не только в случае, если оно было в нетрезвом состоянии, но и при отказе от прохождения от медицинского освидетельствования в больнице. В этом случае подразумевается, что лицо находится в состоянии опьянения.
Еще одно основание привлечения к уголовной ответственности: наличие судимости по ст.264.1 или 264 Уголовного кодекса.
По общему правилу, срок судимости по ст.264.1 УК РФ составляет 1 год. Если лицо отбывало лишение свободы, то 3 года. Ст. 264.1 УК РФ не образует рецидива, поэтому наказание за последующие преступления назначается в общем порядке. Однако, несмотря на отсутствие рецидива, совершенные ранее преступления будут учтены судом.
На практике часто путают ст.264 и ст.264.1 УК РФ. По ст.264.1 УК РФ привлекаются к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии либо за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Ст.264 УК РФ охватывает случаи, когда лицо не только управляло автомобилем в том числе и в нетрезвом виде, но и причинило кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть. Это могут быть не только пешеходы, но и пассажиры этого водителя. Соответственно, наказание в этом случае будет более суровым. И наличие судимости за совершение в состоянии опьянения преступлений, предусмотренных частями второй , четвертой или шестой статьи 264 УК РФ также является основанием для привлечения лица к ответственности по ст.264.1 УК РФ.
По ст.264.1 может быть назначено одно из следующих наказаний:
- штраф в размере от 200 000 — 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- до 480 часов обязательных работ;
- до 2 лет принудительных работ;
- до 2 лет лишения свободы
все вышеперечисленные наказания — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Обязательные работы представляют собой выполнение бесплатной общественно полезной работы во время, свободное от учебы или основной работы. Вид работ определяется уголовно-исполнительной инспекцией с учетом состояния здоровья осужденного. Место отбывания обязательных работ должно быть в пределах района или населенного пункта, где проживает осужденный. Чаще всего в качестве обязательных работ выступает благоустройство — уборка улиц, покраска заборов, посадка растений и так далее.
Принудительные работы представляют собой привлечение осужденных к труду в местах, которые определяются уголовно-исполнительной инспекцией. Осужденные проживают в специальных исправительных центрах, и из их зарплаты удерживается от 5 до 20 %.
Лишение свободы по ст.264.1 УК РФ лица отбывают в колонии-поселении.
Управление автомобилем в нетрезвом виде не только аморально и опасно, но и наказуемо. Поэтому ради безопасности себя и своих близких, садитесь на руль только трезвыми.
Дата актуальности материала: 15.05.2019
Последствия отказа от медицинского освидетельствования
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия отказа от медицинского освидетельствования(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Алкогольное опьянение:
- Акт о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения
- Акт об алкогольном опьянении
- Акт об отказе прохождения медицинского освидетельствования
- Алкотестер на проходной
- Вождение в нетрезвом виде
- Ещё.
Судебная практика: Последствия отказа от медицинского освидетельствования
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 N 16-6484/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Отказано. Ссылка о том, что инспектор ГИБДД не разъяснил последствия отказа от прохождения медицинского освидетельствования, не свидетельствует о нарушении процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемого акта и прекращение производства по делу, поскольку в силу п. 2.3.2 ПДД водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, законных оснований для отказа от прохождения медицинского освидетельствования у П. не имелось.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2022 N 16-1809/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Отказано. Довод жалобы о том, что сотрудники полиции не разъяснили последствия отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не свидетельствует о незаконности применения мер обеспечения производства по делу, поскольку в соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил. Неосведомленность о последствиях отказа от выполнения данного требования не может служить основанием для освобождения водителя ФИО1 от административной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Последствия отказа от медицинского освидетельствования
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения: особенности правоприменения
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2017, N 12) Действующее законодательство не предусматривает возможности отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения без последующих правовых последствий. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».
Нормативные акты: Последствия отказа от медицинского освидетельствования
Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н
(ред. от 25.03.2019)
«О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390) 18. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 — 10 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования
КоАП РФ Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1, 2 и 4 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 29.12.2017 N 452-ФЗ, от 14.07.2022 N 257-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
(часть первая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(часть 6.1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.
(часть седьмая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязан ли инспектор ДПС предупредить об отвественности (ст. 12.26, про которую я не знал) при отказе от мед освидетельствования, в т.ч. на месте?
Главная Вопросы и ответы Административное право Обязан ли инспектор ДПС предупредить об отвественности (ст. 12.26, про которую я не знал) при отказе от мед освидетельствования, в т.ч. на месте?
Здравствуйте. Обязан ли инспектор ДПС предупредить об отвественности (ст. 12.26, про которую я не знал) при отказе от мед освидетельствования, в т.ч. на месте?
Адвокат Антонов А.П.
Согласно ст. 27.12 Кодекса об административных правонарушениях, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.
Таким образом, при проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения обязаны разъяснить Ваши права и последствия отказа.С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Дата актуальности материала: 10.07.2019
Верховный суд вернул права из-за ошибки инспектора ГИБДД
За отказ пройти медицинское освидетельствование грозит лишение прав на срок от полутора до двух лет. Но если инспектор ГИБДД при проверке водителя нарушил важные процессуальные формальности, наказание отменят. Это показывает пример ситуации, которую недавно разбирал Верховный суд. Там сотрудник забыл сказать три-четыре слова, и это в итоге привело к тому, что дело прекратили.
11 июня 2021 года в четвертом часу ночи московские полицейские остановили Ford с Иваном Карпутиным* за рулем. Им показалось, что он пьян: от водителя пахло алкоголем, а речь его была недостаточно внятной. Карпутину сначала предложили пройти освидетельствование на месте — «дыхнуть в трубочку». Он отказался, тогда мужчину пригласили «пройти освидетельствование на состояние опьянения, а также освидетельствование на состояние наркотического опьянения». Тот снова не согласился. Сотрудники заполнили протокол о направлении на медосвидетельствование и отметили там отказ.
Этот документ вместе с другими — протоколами об административном правонарушении, отстранении от управления машиной, актом освидетельствования, видеозаписью — получил мировой судья. В сентябре 2021 года он лишил Карпутина прав на год и семь месяцев, обязав его заплатить штраф 30 000 руб. на основании ст. 12.26 КоАП — именно такая санкция предусмотрена за отказ от медосвидетельствования.
Это решение «засилили» Перовский райсуд и Второй кассационный суд общей юрисдикции (дело № 16-1643/2022). Второй КСОЮ отметил, что доводы водителя и его защитника направлены лишь на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Но они уже были предметом оценки нижестоящих инстанций.
Забыл слово
В частности, одним из доводов судьи и защитника было то, что водителю так и не предложили пройти медосвидетельствование. Суды отклонили довод со ссылкой на видеозапись.
Ее изучил и судья Верховного суда Сергей Никифоров. Но он пришел к другим выводам, чем его коллеги. Судя по записи, Карпутину предложили пройти, дословно, «освидетельствование на состояние опьянения, а также освидетельствование на состояние наркотического опьянения».
Слов «медицинское освидетельствование» сотрудник не произнес. А еще он не уточнил, где будет проводиться процедура — в медучреждении или нет.
«Таким образом, невозможно сделать однозначный вывод, что лицу было предложено пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения», — сделал вывод судья Никифоров. Между тем водителя наказали именно за отказ его пройти (ч. 1 ст. 12.26 КоАП).
Судья ВС обратил внимание и еще на один довод Карпутина. Тот заявлял, что признак опьянения «неустойчивость позы» записали в протоколах в его отсутствие. Водитель предъявил свои копии бумаг, где этих слов нет. Здесь судья Никифоров напомнил положения ч. 5 ст. 27.12 и ч. 5 ст. 27.12.1 КоаП, согласно которым протоколы об отстранении от управления транспортным средством и протокол о направлении на медосвидетельствование на состояние опьянения должны составляться в присутствии лица, в отношении которого применяются эти меры. Это удостоверяется, в частности, его подписью. Поэтому административный орган не вправе вносить в одностороннем порядке изменения в протоколы, отмечается в определении № 5-АД22-41-К2.
Придя к таким выводам, судья Никифоров прекратил производство по делу на основании п. 4 ст. 30.17 КоАП — за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты.
Мнение юриста
Возможно, Карпутин прекрасно понимал, что имеет в виду инспектор, когда тот приглашал его на освидетельствование. А видеозапись и помощь юриста позже помогли ему воспользоваться ошибкой сотрудника ГИБДД. Но не вызывает сомнений факт, что сотрудник ошибся, хотя должен выражать требования четко и следовать всем законам, регламентирующим его деятельность, отмечает руководитель практики административного права Амулекс Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС × Любовь Шебанова.
Разница в том, что отказ водителя от освидетельствования сотрудниками ГИБДД не влечет никакой ответственности, а вот отказ от медицинского освидетельствования наказуем, объясняет Шебанова. По ее словам, водитель вполне мог (и должен был) воспринять предложение должностного лица пройти освидетельствование как требование пройти освидетельствование этим должностным лицом, что в корне отличается от медицинского освидетельствования, которое проводит медработник в медицинских организациях или в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах.
Определение ВС стоит взять на заметку и водителям, и автоюристам. На эту позицию можно ссылаться, если сотрудники предлагают пройти освидетельствование, забыв уточнить, что оно должно быть медицинским.
В то же время у нас не прецедентное право и каждый случай уникален, подчеркивает Шебанова. В этом деле важным фактором для отмены стал объем доказательств нарушений, главным из которых стала видеозапись, отмечает юрист.
* Имя и фамилия изменены редакцией.