Житель Подмосковья выиграл (пока только в первой инстанции) спор с региональным оператором по обращению с ТКО об обязанности осуществить перерасчет платы за услугу по вывозу ТКО за период своего отсутствия в жилом помещении (решение Королёвского городского суда Московской области от 3 октября 2019 г. по делу № 2-3148/2019).

В обоснование своих требований истец представил доказательства о том, что спорное индивидуальное жилое строение (дача) с января по апрель 2019 года не эксплуатировалось (суд не уточнил, чем именно истец доказывал отсутствие эксплуатации жилья). А согласно п. 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг в РФ № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Региональный оператор пояснил, что перерасчет невозможен, потому что нет методики такого перерасчета для случаев, когда плата начисляется не за количество проживающих в жилом помещении лиц, а за жилые квадратные метры. А в Подмосковье размер платы за вывоз ТКО зависит именно от количества жилых метров, а не «душ».

Напомним, что аналогичной позиции придерживается Минстрой России. Ведомство полагает, что перерасчет платы за вывоз мусора в случае временного отсутствия потребителя возможен только в некоторых случаях, так как:

  • размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления ТКО;
  • эти нормативы вводят регионы, и они же берут для расчета норматива основу – количество жителей или метраж жилого помещения;
  • если в регионе в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении, то при временном отсутствии потребителя в жилом помещении плата за вывоз ТКО должна быть пересчитана, если потребитель докажет факт своего временного отсутствия. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО вправе – если не верит потребителю и его документам – инициировать судебную проверку этого факта;
  • а вот если в регионе «мусорная» коммунальная услуга оплачивается исходя из общей площади жилья, и в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м жилплощади, то пересчитать плату за время отсутствия невозможно – нет такого порядка в законодательстве, нет подходящих формул.

Однако суд встал на сторону потребителя, отметив, что:

  • региональный оператор факт отсутствия потребителя в жилом помещении не оспаривает,
  • спорная услуга не относится к отоплению и услугам на ОДН, перерасчет которых в связи с отсутствием потребителя прямо запрещен Правилами № 354;
  • а то, что исполнительная власть до сих пор не утвердила методику перерасчета платы за спорную услугу, не должно ущемлять прав истца как потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Региональный оператор уже подал апелляционную жалобу на решение суда.

Отметим, что споров о перерасчете «мусорной» платы в связи с отсутствием потребителя уже достаточно много. Однако выигрывает дела, в основном, исполнитель коммунальной услуги.

отказ в перерасчете

не установлен порядок перерасчета, если норматив накопления ТКО исходит из площади жилого помещения

отказ в перерасчете

собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в т.ч. вносить плату за услугу «обращение с ТКО», независимо о регистрации/ проживания в квартире

отказ в перерасчете

перерасчет возможен за периоды именно временного отсутствия (командировка, стационарное лечение и т.п.), возможность неоплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО из-за длительного непроживания в жилом помещении законодательством не предусмотрена, собственник несет бремя собственности

отсутствие проживающих доказано «нулевыми» показаниями ИПУ других ресурсов, норматив накопления в регионе исходит из количества проживающих (не с метража)

отказ в перерасчете

постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО, при отсутствии зарегистрированных и проживающих в жилом помещении граждан норматив накопления исчисляется из количества собственников жилого помещения

отказ в перерасчете

при отсутствии проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается по количеству собственников такого помещения и не может быть перерассчитан

Правила № 354 предусматривают возможность производства перерасчета размера платы за определенные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя

отказ в перерасчете

собственник жилого помещения обязан вносить плату за его содержание вне зависимости от фактического проживания в нем, факт непроживания истца в спорной квартире не является основанием для освобождения его от обязанности по несению расходов по оплате услуг ЖКХ, в частности по оплате услуги «обращение с ТКО»

решение Вятскополянского райсуда Кировской области от 16 сентября 2019 г. по делу № 2-791/2019

отказ в перерасчете

для расчета размера платы за ТКО в регионе применяются количественные показатели в виде расчетной единицы – 1 житель либо 1 собственник. Поэтому собственнику, не зарегистрированному в своей квартире по месту постоянного жительства, нельзя сделать перерасчет

отказ в перерасчете

непроживание (отсутствие) в жилом помещении формально не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Истец не был лишен возможности пользоваться услугами по обращению с ТКО в спорном жилом помещении

отказ в перерасчете

отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого дома по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, и, следовательно, не является основанием для перерасчета размера платы

отказ в перерасчете

при отсутствии проживающих граждан в жилом помещении начисление платежей за ТКО производится по количеству собственников, которым перерасчет не производится

отсутствие установленного порядка перерасчета не может являться основанием для отказа в его осуществлении

Владелец земельного участка без пригодных для проживания строений на нем не должен платить за вывоз ТКО

У регионального оператора нет оснований для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении земельного участка, если на нем отсутствуют зарегистрированные жилые помещения, а факт образования ТКО региональным оператором дополнительно не подтвержден.

Такую правовую позицию сформулировали суды в деле об оспаривании представления прокуратуры – этот орган потребовал у оператора пересчитать (сторнировать) плату за обращение с ТКО в отношении собственника земельного участка (в деревне, ВРИ земельного участка – ИЖС), на котором нет ни зарегистрированных, ни даже незарегистрированных капитальных строений.

Регоператор полагал, что само по себе отсутствие дома (неважно, зарегистрированного как жилой, или нет) на спорном земельном участке не имеет значения – ТКО же могут образовываться и, собственно, на самом земельном участке в процессе его использования. Тем более, что какое-никакое хозяйство у этого «дачника» все-таки имелось – на участке находятся теплица (без фундамента), бытовка и автовагончик («бортовой кузов на раме»). Значит, какое-то время хозяин там проводит («земельный участок посещается потребителем в весенне – летний период для проведения сельскохозяйственных работ»), и мусор, стало быть, производит.

Тем более потребитель, как собственник, обязан поддерживать свой земельный участок в надлежащем состоянии и на него на основании ст. 13 Земельного кодекса возложена обязанность по проведению мероприятий по защите данного земельного участка от отходов производства и потребления. А поскольку распоряжаться ТКО по своему усмотрению потребитель не вправе, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых регоператором.

Наконец, регоператор и не выставлял плату круглогодично, – он начислял ее только в теплый период года, в дачный сезон (с мая по октябрь).

Позиции высших судов по спорам, связанным с оплатой коммунальных услуг, – в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Однако суды согласились с позицией прокуратуры:

  • отдельного договора на вывоз мусора между потребителем и регоператором в данном случае нет. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают заключение договора на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО путем конклюдентных действий, но эти Правила распространяются только на жилые дома/ помещения, а их в данном случае не имеется;
  • доводы оператора о том, что в данном случае необходимо применять к договорам по земельным участкам, на которых могут образовываться ТКО, гражданское законодательство по аналогии, следует признать ошибочными, поскольку в условиях урегулирования в законе правоотношений по предоставлению услуг по обращению с ТКО, применение п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса противоречит содержанию правомочий оператора и существу спорного правоотношения;
  • при этом, действительно, в силу п. 8.1 Правил обращения с ТКО обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуются ТКО;
  • образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом жизнедеятельности человека. Поэтому отсутствие на земельном участке зарегистрированных жилых или нежилых помещений не свидетельствуют о ненакоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, но лишь в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временных, не зарегистрированных в ЕГРН;
  • в рассматриваемом случае по результатам проверки было выявлено, что на спорном земельном участке образование ТКО не происходит, а расположенные на участке объекты (теплица без фундамента, бытовка, бортовой кузов на раме) не предоставляют в проверяемом периоде возможности проживания, в том числе временного, на данном участке;
  • при этом у регоператора нет никаких документов об установлении фактов производства ТКО на данном земельном участке, а вывоз региональным оператором ТКО с мест накопления ТКО, предусмотренных Территориальной схемой, основанием для начисления платы за обращение с ТКО не является.
Читайте также  Как отменить судебный приказ если не получал его

Верховный Суд РФ, подробно изложив позиции сторон, в пересмотре дела отказал – нет достаточных оснований в силу ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов (Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2022 г. № 309-ЭС22-10066).

Любопытно в этой связи также вот что – суды отметили, что «сам по себе факт начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению вопреки доводам Регионального оператора не означает автоматически и факт образования ТКО».То есть владелец земли фактически проводил время на своем участке – электроприборы ведь работали, но возможность образования ТКО суды связали не с полным отсутствием собственника на своей «даче», а с тем, что у него просто нет условий для проживания на ней.

Юридическая социальная сеть

Подписаться Публикации Юридическая публикация Вопрос дня Астрология Государство Жалоба на действия или бездействие Мнение о специалистах и организациях Образ жизни Образование Отзывы от товарах и услугах Светская жизнь Технологии Курьёзные вопросы Социальные сети 14 006 436 Актуальные темы Законы и кодексы Сообщества Автор публикации Юрист Царенко С. В. Подписчиков: 2394

Можно ли не платить за вывоз мусора проживающим в частном доме – что нужно знать?

5 031 просмотр 2 946 дочитываний 144 комментария

На сегодня эта публикация уже заработала 146,20 рублей за дочитывания В конкурсе от 06.07.2022 эта публикация заработала 150,00 рублей Зарабатывать

  1. Обязаны ли собственники частных домов оплачивать вывоз мусора?
  2. Можно ли уменьшить размер платы?
  3. Обсуждение

Оплата вывоза мусора для граждан, проживающих в частном секторе, уже не первый год становится камнем преткновения. Граждане не успевают за модернизацией реформ, ввиду чего не могут однозначно ответить на данный вопрос.

В данной статье рассмотрим, обязан ли человек, проживающий в частном доме, оплачивать вывоз мусора.

Обязаны ли собственники частных домов оплачивать вывоз мусора?

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обязаны платить за вывоз мусора, данная услуга является коммунальной и обязанность ее оплаты лежит на собственнике помещения.

Обратите внимание, даже если вы не проживаете в квартире, оплачивать услугу по вывозу мусора вы обязаны; в противном случае долг будет взыскан с вас в судебном порядке.

Если в случае с собственником квартиры очевидно, что утилизировать мусор самостоятельно человек не сможет, то как складывается ситуация с собственниками частных домов? В данном случае могут самостоятельно утилизировать мусор, например, спалить его в печи или самостоятельно отвезти на свалку.

В таком случае возникает вопрос, обязаны ли собственники частных домов оплачивать вывоз мусора?

Ответ: Да, обязаны. Законодатель исходит из позиции – услуга предоставляется всему населенному пункту, каждому собственнику, решать, пользоваться услугой или нет – право собственника, но квитанция за вывоз мусора поступит в любом случае.

Дело в том, что утилизацией мусора вправе заниматься лишь специализированная организация. Такая позиция обусловлена стремлением к минимизации незаконных свалок и раздельной утилизации мусора. Более того, решение сжечь мусор на собственном участке может обернуться для собственника привлечением к административной ответственности.

Можно ли уменьшить размер платы?

Ответ: Да, можно.

Несмотря на однозначную необходимость оплаты вывоза мусора, вы можете уменьшить размер платежа в случае уважительной причины отсутствия вас в доме, например, если вы находились на лечении, в отпуске, за границей и т.п.

В таком случае вам необходимо обратиться в организацию, осуществляющую вывоз мусора, с заявлением о перерасчете и представить подтверждающие документы (например, авиабилеты).

Обратите внимание, неоплата услуги по вывозу мусора приведет лишь к ее взысканию в судебном порядке, кроме того, с вас взыщут и неустойку за несвоевременное внесение платежей.

Уважаемые читатели! Буду рада, если моя статья была вам полезна. В случае если статья вам понравилась, поставьте лайк, если нет — дизлайк, любая ваша оценка важна!

Юридическая социальная сеть

3.5М

Подписаться Публикации Юридическая публикация Вопрос дня Астрология Государство Жалоба на действия или бездействие Мнение о специалистах и организациях Образ жизни Образование Отзывы от товарах и услугах Светская жизнь Технологии Курьёзные вопросы Социальные сети 14 006 436 Актуальные темы Законы и кодексы Сообщества Автор публикации Павел Подписчиков: 11089

3.5М

3 законных способа не платить за мусор в частном доме с 2022: список оснований для отказа, алгоритм действий

550 просмотров 278 дочитываний 1 комментарий На сегодня эта публикация уже заработала 13,80 рублей за дочитывания Зарабатывать

  1. Законные основания для отказа от вывоза ТБО
  2. Возможные трудности
  3. Пакет документов и алгоритм действий
  4. Обсуждение

Не так давно власти приняли закон, который обязует платить жителей всех городов и посёлков РФ за вывоз мусора. Сумма рассчитывается в зависимости от количества прописанных в доме людей. При этом многие столкнулись с той проблемой, что имея недвижимость, но по факту не проживая на ее территории, собственники вынуждены все равно оплачивать вывоз несуществующего мусора. Что же делать в таком случае?

Законные основания для отказа от вывоза ТБО

Для решения этого вопроса существует Статья 450 Гражданского кодекса РФ, согласно которой внести изменения или расторгнуть договор можно по соглашению сторон. Также существует возможность решить проблему в одностороннем порядке, обратившись для этого в суд. Однако стоит учесть, что договор может быть расторгнут посредством судебных разбирательств только в том случае, если предоставляющая услуги компании существенно нарушила его условия с причинением определенного ущерба второй стороне.

Кроме того, перед тем как подавать судебный иск, необходимо удостовериться в том, что имеется отказ другой стороны на расторжение договора. Принимается к рассмотрению и отсутствие какого-либо ответа по оставленному запросу. И несмотря на то, что в договоре указаны условия двустороннего сотрудничества, вы имеете полное право на односторонний отказ.

Также можно официально оформить перерасчет оплаты мусороуборочных услуг.

Это можно сделать тремя способами. В первом случае уточняют количество проживающих. Если оно изменилось в большую либо в меньшую сторону, то компания пересчитывает стоимость оплаты.

Во втором случае вы можете запросить пересчет, если вас не было по месту жительства более пяти дней и для подтверждения своих данных у вас имеется соответствующий документ. Последний вариант заключается в доказательстве того, что в данном объекте вообще нет проживающих. Для этого также придётся предоставить соответствующие документы и подтвердить факт собственного отсутствия.

Возможные трудности

Трудности могут возникнуть и в случае недобросовестного отношения обслуживающей компании. Так, изучив запрос, вам могут ответить, что не имеет значения, какое количество человек проживает по вашему адресу, ведь на бумагах числится собственник, на основании чего и производится начисление ежемесячной суммы.

Также в маленьких населённых пунктах есть тенденция, согласно которой мусорные баки вообще не устанавливаются.

Однако квитанции все равно приходят, а мусороуборочная компания трактует это следующим образом: специальная машина раз в неделю проезжает по каждой из улиц и собирает мусор. В таком случае не стоит реагировать на подобные заявления, продолжая искать пути решения для расторжения договора с обслуживающей компанией в рамках правового поля.

Читайте также  Могут ли выселить из единственного жилья

Пакет документов и алгоритм действий

Чтобы подтвердить, что вы не проживаете на территории своей собственности, можно предоставить расчетные квитанции за электроэнергию. То есть для расторжения договора вам понадобится документ удостоверяющий личность, право собственности на жильё и квитанции по оплате электроэнергии с выпиской по лицевому счёту, где будет указано ежемесячное потребление электроэнергии, равное нулю.

После того как удастся собрать весь пакет документов, необходимо отправить соответствующий запрос на расторжение договора и возврат средств, если таковые уплачивались вхолостую, на физический адрес мусороуборочной компании.

Если учреждение откажется от удовлетворения этой просьбы или не даст ответа, то вы имеете полное право обращаться в арбитражный суд. Однако если в ходе судебных разбирательств вдруг выяснится, что мусороуборочная компания понесла какие-то расходы, то при расторжении договора вам потребуется их возместить.

Несмотря на то, что услуги по вывозу мусора не самые дорогостоящие, никто не обязаны платить даже 150 руб. в месяц, если компания не выполняет никаких условий по договору. Поэтому лучше не полениться и отказаться от предоставляемых услуг, ведь процедура расторжения договора не такая уж сложная и затратная по времени.

Следите за нашими новостями!

Юридическая социальная сеть

4.8М

Подписаться Публикации Юридическая публикация Вопрос дня Астрология Государство Жалоба на действия или бездействие Мнение о специалистах и организациях Образ жизни Образование Отзывы от товарах и услугах Светская жизнь Технологии Курьёзные вопросы Социальные сети 14 006 436 Актуальные темы Законы и кодексы Сообщества Автор публикации Юрист Бабешко А. Г. Подписчиков: 10450

4.8М

Как не платить за мусор в частном доме в вопросах и ответах. Часть 1

29 303 просмотрa 9 554 дочитывания 168 комментариев На сегодня эта публикация уже заработала 858,13 рублей за дочитывания Зарабатывать

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моей страницы!

Мне задают множество вопросов, по сути все они одинаковы. И чтобы не повторять одно и то же, я решила дать вам статью, состоящую из ваших вопросов и моих ответов по теме Вывоз мусора.

Что вас волнует

1. Обязательно ли оплачивать квитанцию на вывоз мусора, если у меня нет договора с региональным оператором?

1.1. Оплата вывоза ТКО осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ РФ 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» и в случае если вы проживаете в многоквартирном доме, то с 1 января 2019 года плата за твердые коммунальные отходы из жилищной услуги переведена в коммунальные услуги и рассчитывается на всех лиц, проживающих в доме, поэтому договор отдельно с вами не заключался, но платить надо.

1.2. Если произведете хоть одну оплату, то будет считаться, что вы признаете условия договора, размещенного на сайте регионального оператора (путем совершения конклюдентных действий). Я бы посоветовала подождать до то тех пор, когда КРЭО обратится в суд с иском к вам о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги и там доказывать, что договорных отношений у контрагентов не возникало, услуга не оказывалась по факту и вы не согласны платить за воздух по нормативу. КРЭО не сможет доказать факта оказания услуги именно вам.

2. Договора на вывоз мусора нет, а квитанции на оплату приходят. Платить или не платить?

В соответствии с п. 8.17, п. 8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8.5–8.7 указанных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2.2. Обязанность по заключению договора возлагается законом на собственника жилого помещения.

3. Живу в деревне. Договор на вывоз мусора не заключала, там нет моей подписи. Правомерны ли действия компании? И могу ли я отказаться от данной услуги?

3.1. Договор заключать не обязательно. Платить за вывоз мусора необходимо. Можно приостановить начисление платы, если не обеспечены условия складирования отходов (не установлены мусорные контейнеры, не обеспечены их целостность и обслуживание) на время, пока эти условия не будут соблюдены.

4. У меня есть дом, введен в эксплуатацию, в нем никто не прописан и не проживает, так как он не достроен и нет коммуникаций, мусора тоже нет, выставлен на продажу в агентстве, но договор на вывоз ТБО заключен. Получается, я оплачиваю услугу, которую я не потребляю – можно ли на этом основании расторгнуть договор? По месту регистрации оплачиваю квитанции и задолженности не имею. Спасибо.

4.1. Не можете расторгнуть договор. Это не предусмотрено законодательством.

5. ИП выставка и продажа камней. Просят заключить договор на вывоз мусора. Мусора нет, т.к. выставка, производства нет никакого. Говорят, если не заключим договор, будут штрафы. Получается, платить будем ни за что, просто так?

5.1. Если ваша выставка – временное мероприятие, то можете договориться о вывозе мусора по факту его наличия и сброса в определенный день.

Навязывание своих услуг неправомерно, а штрафы должны быть обоснованы и доказаны.

6. Я хочу отказаться от услуги вывоза мусора, т.к. у нас самовывоз на свалку, договора у нас нет, его просто не дают, а только счет. Что мне нужно сделать для отказа?

6.1. Отказ от договора по вывозу ТКО законом не предусмотрен. Сам договор по вывозу ТКО является публичным и единым для всех. Его текст опубликован на официальном сайте регионального оператора по вывозу ТКО.

7. Меня заставляет администрация заключить договор на вывоз мусора. Как можно от них отказаться? Мусорных баков поблизости нет, ближайший бак в 300 метрах и всегда полный.

7.1. За отсутствие договора на вывоз ТБО с региональным оператором предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КОАП РФ. В случае оказания услуг ненадлежащего качества жалуйтесь в установленном законом порядке и подавайте заявление об уменьшении платы за услугу.

8. Я являюсь ИП арендодатель, на данный момент заключаем договор с Экостройресурсом по поводу вывоза мусора. У нас пустуют два помещения, они закрыты. Нам сказали, что на эти пустые помещения, даже если там нет арендаторов, будут начисления как на склады. Законно ли это? Если нет, то на какой закон нужно ссылаться при следующей встрече с этой организацией?

8.1. К сожалению, это законно, так как тарифы утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 г. № 378, и не имеет значения, пустуют помещения или используются. Могу посоветовать только организовать контейнерную площадку на прилегающей территории, тогда оплата за вывоз мусора будет начисляться не по тарифам, а по факту.

Читайте также  Как вернуть деньги за аренду квартиры без договора

9. ИП тренажерный зал, мусора у нас нет. Требуют заключить договор на вывоз мусора. Имею ли я право не заключать договор?

9.1. Для ИП заключение договора на вывоз мусора не обязательно, но если к вам будут вопросы по тому, куда вы деваете мусор (при наличии такового), то могут последовать проблемы в виде штрафов.

10. Пришла оплата по услугам ТКО в частный дом, но никакого договора не заключалось, мусорных баков вообще нет, в посёлке мусор вывозим на платную мусорку. Обязаны ли мы оплачивать эту услугу и почему?

10.1. Услуги по ТКО внесены по законодательству в обязательные коммунальные платежи. Ваш региональный оператор с администрацией поселения определяют места и порядок сбора и вывоза ТКО. Задавайте вопрос в администрации. Если администрация не выполняет своих законных обязательств, можете письменно с заявлением обратиться в прокуратуру о проведении прокурорского надзора.

Как не платить за мусор в частном доме 2022

28 ноября 2022 Регистрация Войти 6 декабря 2022

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2022

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В частном жилом секторе нет контейнеров для мусора. Несмотря на это, граждане стали получать квитанции об оплате услуг по вывозу ТКО. После подачи жалобы контейнер установили, но на другой улице. Должен ли гражданин оплачивать коммунальную услугу по вывозу ТКО, если он контейнером не пользуется?

В частном жилом секторе нет контейнеров для мусора. Несмотря на это, граждане стали получать квитанции об оплате услуг по вывозу ТКО.
После подачи жалобы контейнер установили, но на другой улице.
Должен ли гражданин оплачивать коммунальную услугу по вывозу ТКО, если он контейнером не пользуется?

30 июля 2021

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сам по себе факт неиспользования контейнера или расположения контейнера на расстоянии более 100 м от жилого дома не может служить основанием для освобождения собственника индивидуального жилого дома от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре. Так, согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Из содержания п. 8.17 разд. I.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила), следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с подп. 8.5-8.7 Правил в указанный срок, договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор об оказании услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом в силу п. 13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» ответственность по созданию, определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, в обязанности регионального оператора не входит обустройство контейнерных площадок и определения мест (площадок) накопления ТКО. Данная обязанность в силу ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 и 13 Закона N 89-ФЗ возложена на администрацию муниципального образования. В обязанность регионального оператора входит погрузка и вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
При отсутствии в реестре контейнерных площадок мест накопления ТКО информации об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования. Сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома не может служить основанием для освобождения собственника индивидуального жилого дома от оплаты коммунальной услуги.
При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на указанных контейнерных площадках, а также на любых других в пределах муниципального образования расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 8Г-28363/2020[88-1751/2021-(88-27313/2020)];
— решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 декабря 2020 г. по делу N А63-23382/2019;
— апелляционное определение Палехского районного суда Ивановской области от 19 марта 2019 г. по делу N 11-9/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *