1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Комментарии к ст. 12.27 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются установленный порядок управления, а также общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей.

3. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в невыполнении обязанностей, возложенных на водителей транспортных средств п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

К обязанностям, невыполнение которых влечет ответственность по ч. 1 комментируемой статьи, относятся: остановиться, не трогать с места транспортное средство; включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим и направления их в лечебное учреждение; при необходимости освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к ДТП, принять меры для их сохранения; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и др.

По ч. 2 данной статьи водитель несет ответственность в случае оставления места ДТП в нарушение Правил дорожного движения, т.е. водитель сознательно игнорирует возложенную на него обязанность. Как правило, совершая такие противоправные действия, водитель пытается уйти от ответственности за совершенное ДТП.

По рассматриваемой части статьи нельзя квалифицировать действия водителя, когда он покидает место происшествия для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших — для оформления ДТП в ближайшем органе внутренних дел или посту ДПС. В последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в п. 2.6 Правил дорожного движения (взаимное согласие водителя в оценке случившегося, составление схемы ДТП и др.).

4. По ч. 3 статьи ответственность наступает за нарушение водителем запрета употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (п. 2.7 Правил дорожного движения). Невыполнение данного запрета представляет собой оконченное административное правонарушение.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является водитель транспортного средства.

6. С субъективной стороны правонарушение предполагает наличие у виновного прямого умысла.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а по ч. ч. 2 и 3 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Отстранение от управления транспортным средством

Отстранение от управления транспортным средством

126. Основаниями для отстранения от управления транспортным средством являются:

выявление административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца), частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), частью 2 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством) Кодекса ;

наличие достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения (наличие у лица одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке) ;

необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента) в состоянии крайней необходимости при невозможности достижения цели использования без отстранения водителя от управления транспортным средством.

127. Отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения.

127.1. Об отстранении от управления транспортным средством в соответствии с положениями статьи 27.12 Кодекса составляется протокол , в котором указываются дата, время, место, основания отстранения от управления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В целях автоматизированной обработки его содержания органами внутренних дел может использоваться рекомендуемый образец (приложение N 9 к Административному регламенту).

127.2. Протокол об отстранении от управления транспортным средством подписывается сотрудником, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

128. Исключен. — Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отстранение водителя от управления транспортным средством

Многих автолюбителей интересует порядок отстранения от управления транспортным средством при подозрении водителя в пьяном вождении. Давайте вместе разбираться в том, как должен действовать инспектор если он заподозрил автомобилиста в совершении такого неблаговидного поступка.

Отступление: Ездить пьяным за рулем — нельзя. Между тем трезвые добропорядочные водители не должны страдать из-за того, что кто-то другой садиться пьяным за руль. Именно поэтому мы и хотим разобраться в том, в каком порядке должен действовать сотрудник ГИБДД при отстранении водителя от управления транспортным средством и проведении освидетельствования с помощью алкотестера. Это нужно для того, чтобы трезвый водитель не пострадал и не был, не дай бог незаконно привлечен к ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП за пьяное вождение. Алкотестер – это сложный прибор. Если порядок проведения освидетельствования будет нарушен, то алкотестер может показать недостоверный результат. К тому же есть подозрения, что сотрудник ГИБДД может быть заинтересован в «положительных» показаниях алкотестера из-за пресловутой палочной отчетности. Поскольку отстранение от управления транспортным средством всегда предшествует освидетельствованию с помощью алкотестера, то важно также разобраться в законности или незаконности действий сотрудника ГИБДД при проведении данного процессуального действия.

Однако мы отдалились от основной темы статьи.

Кажется, нет такого автолюбителя, которого сотрудник ГИБДД хотя бы раз в жизни не спросил: «Пили?», «Употребляли алкоголь?».

Как известно после таких вопросов обычно следует просьба сотрудника ГИБДД произвести выдох в его сторону или просьба выйти на улицу освежиться (а точнее, чтобы сотрудник ГИБДД «прощупал» водителя на предмет нахождения в состоянии опьянения).

Трезвому водителю такая подозрительность сотрудника ГИБДД неприятна. Представьте себе, что вы ничего не совершали, но вынуждены оправдываться. В таких случаях иной водитель тревожится и пытается успокоить инспектора: «Не пил», «Не употреблял», «Трезв».

Однако такие увещевания действуют не на всякого сотрудника ГИБДД. Некоторым хочется подвергнуть водителя дополнительным проверкам. Пусть эти проверки не предусмотрены в законодательстве, но всё же. Хотеть — не запретишь. Ведь водитель сам согласиться (если конечно согласиться) их пройти, а значить ничего страшного. А если возьмут «за жабры», то всегда можно сказать: «Пьяного водителя хотел поймать. А ты что поддерживаешь пьянство за рулём?». Любому блюститель прав водителей можно рот закрыть.

В поисках пьяных за рулём некоторые находчивые инспектора просят водителей выдохнуть в кулек свернутый из бумаги (сразу предупреждаю, не ищите в Регламенте или Правилах освидетельствования такое процессуальное действие, как «выдох водителя в кулёк из бумаги»). После этого воздух будет оцениваться ими на предмет содержания паров алкоголя. Так выявляется такой признак опьянения, как «запах алкоголя изо рта».

Если же по просьбе инспектора водитель выходит из автомобиля, то сотрудник ГИБДД может проверить наличие у автолюбителя другого признака опьянения «неустойчивость позы». Споткнулся? На лицо неустойчивость позы водителя, а значить есть основания для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера.

Однако мы ушли куда-то в сторону.

В каких случаях сотрудник ГИБДД может произвести отстранение водителя от управления транспортным средством и провести освидетельствование с помощью алкотестера?

Чтобы провести освидетельствование с помощью алкотестера сотрудник ГИБДД должен остановить автомобиль на законном основании (не разбираем этот момент в данной статье). После этого, если сотруднику ГИБДД кажется, что у водителя есть признаки опьянения, которые перечислены в Правилах освидетельствования (В Регламенте ГИБДД от 02.03.2009г. №185 они также содержаться), то он должен отстранить его от управления транспортным средством.

Какие признаки опьянения являются основанием для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера?

Выше уже были перечислены два признака опьянения: «запах алкоголя изо рта», «неустойчивость позы». Есть ещё три признака опьянения: «резкое изменение окраски кожных покровов лица», «поведение, не соответствующее обстановке», «нарушение речи».

При внимательном анализе перечисленных признаков опьянения любому становиться очевидным, что такие признаки можно найти у любого человеку.

Что это вообще такое «поведение, не соответствующее обстановке»? Например, каким должно быть поведение трезвого водителя, которого заподозрили в управлении транспортным средством в состоянии опьянения?

При просмотре в Интернете видеороликов кажется, что некоторые сотрудники ГИБДД считают, что поведение любого водителя, который знает закон и требует от них его соблюдения «не соответствует обстановке». Это подтверждает регулярным предложением автозащитникам освидетельствования с помощью алкотестера или их направлением для проверки к врачу-наркологу.

Читайте также  С какого момента брак считается расторгнутым

Идём дальше. После того, как сотруднику ГИБДД показалось, что у водителя есть признаки опьянения, он не может сразу же предлагать ему освидетельствование с помощью алкотестера. Кто это сказал? Регламент ГИБДД это сказал. В пунктах 127, 130.

При прочтении этих пунктов становиться понятно следующее:

— если сотрудник ГИБДД считает, что у водителя есть признаки опьянения, то он должен сразу же составить протокол об отстранении от управления транспортным средством;

— сотрудник ГИБДД не имеет право предлагать водителю освидетельствование с помощью алкотестера, если он не отстранил его от управления ТС и не составил протокол об отстранении от управления транспортным средством.

Таким образом, нарушением со стороны сотрудника ГИБДД является предложение не отстраненному водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. Это очень важный момент. Он не зря прописан в Регламенте. Ведь такой порядок (законный), если он соблюдается, предохраняет автолюбителей от неправомерных действий на дороге.

Если же сотрудник ГИБДД составил протокол об отстранении от управления транспортным средством, то он может предложить водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. О том, как сотрудник ГИБДД должен действовать дальше, мы будем разбираться в следующий раз.

Статья от Коллегии автоюристов Самара

Отстранение от управления автомобилем

За невыполнение правил ПДД РФ предусмотрена административная ответственность. Закон позволяет представителям Госавтоинспекции отстранить водителя от управления транспортным средством. Это один из способов административного наказания. После отстранения от управления автомобилем, лицо не сможет сесть за руль до того момента, пока не устранит причину, повлекшую за собой применение меры.

Основания для отстранения от управления транспортным средством фиксируются в постановлении, которое составляют сотрудники ГИБДД. Отстранить человека от вождения можно лишь с соблюдением установленных норм.

Что такое отстранение от управления транспортным средством?

Определение понятия вытекает из положений статьи 27.12 КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством – мера наказания за совершение ряда административных правонарушений, влекущая за собой временное лишение права водить автомобиль.Ограничение может быть наложено на водителя любого ТС:

  • легкового или грузового авто;
  • речного судна;
  • автобуса;
  • трамвая;
  • прочих транспортных средств.

Отстранение от управления автомобилем осуществляется для предотвращения более серьезных административных правонарушений, к которым могло бы привести продолжение движения. Применить наказание имеет право сотрудник ГИБДД или иное лицо, контролирующее соблюдение норм ПДД РФ. Мера носит временный характер. Как только нарушение устранено, доступ к вождению вернут.

Основания и причины

Перечень оснований для применения отстранения от управления транспортным средством приведён в статье 27.12 КоАП РФ. Наказание наложат на нарушителя в следующих ситуациях:

  1. За рулем машины находится гражданин, который ранее был лишён права на управление авто, и срок возврата удостоверения ещё не наступил (ст.12.7 КоАП РФ).
  2. У представителя Госавтоинспекции присутствует основание полагать, что человек находится в состоянии опьянения. Причём неважно, наркотическое оно или алкогольное (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ). Гражданину предложат пройти медицинское освидетельствование.
  3. Лицо эксплуатирует автомобиль, зная, что тормоза, сцепление или рулевое управление неисправны. Это ведет к возникновению опасности для самого хозяина автомобиля и других участников движения (ст. 12.5 КоАП РФ).
  4. У гражданина отсутствует при себе полный перечень документации, который в обязательном порядке должен находиться в автомобиле (ст. 12.3 КоАП РФ). Список необходимых бумаг представлен в пункте 2.1.1 ПДД РФ.
  5. За рулем автомобиля находится лицо, не имеющее прав (ст. 12.7 КоАП РФ).

Если у представителя Госавтоинспекции есть подозрение, что водитель находится в нетрезвом состоянии, гражданина отстраняют от управления авто и направляют на освидетельствование. Поводами для принятия подобного решения выступают:

  • присутствие запаха алкоголя;
  • неустойчивость позы или неспособность сохранять вертикальное положение;
  • поведение, не соответствующее обстановке;
  • окраска кожных покровов изменена;
  • нарушение четкости и ясности речи.

Если продолжать движение в подобном состоянии, это может привести к возникновению серьезной аварии. Поэтому даже самый незначительный признак учитывается.

Отстранение выполняется в присутствии двух понятых. Если их привлечь к разбирательству не удалось, производится видеосъемка. В обязательном порядке составляется протокол об отстранении от управления авто.

Освидетельствование выполняется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года и п. 227-232 Административного регламента ГИБДД. До начала процедуры сотрудник ГИБДД должен объяснить, что планирует делать, а также продемонстрировать прибор для измерения, предъявив документы на него и показав, что клеймо целое.

Затем производятся измерения с учетом погрешности прибора. По результатам процедуры составляется акт освидетельствования. Документ должны подписать понятые, если они присутствуют, инспектор и водитель.

Если водитель не согласен с полученными результатами, он может потребовать проведение освидетельствования в медучреждении, куда гражданина обязан доставить представитель ГИБДД. Если опьянение подтвердится, машину заберут на штрафстоянку. Исключение составляют случаи, когда водителя есть, кому заменить. Взять на себя управление авто может гражданин, имеющий права и вписанный в страховку ОСАГО. В этом случае автомобиль не заберут.

Если в результате освидетельствования факт опьянения не подтвердился, водитель сможет продолжить движение. Представитель Госавтоинспекции обязан доставить лицо к месту, где был оставлен автомобиль.

Нормативная база

Представители Госавтоинспекции руководствуются положениями ПДД РФ и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Если правила, закрепленные в вышеуказанных нормативно-правовых актах, нарушены, накладывается наказание. Возможность отстранения водителя от управления транспортным средством предусматривает статья 27.12 КоАП РФ.

Условия, при наличии которых допустимо использование отстранения водителя от управления транспортным средством, отражены в следующих главах КоАП РФ:

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Процесс отстранения от управления авто осуществляется в соответствии с нормами п. 223-226 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года.

Если выявлены основания, позволяющие применить меру, представитель Госавтоинспекции составит протокол. Оформление документа выполняется в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, привлекаемых для удостоверения осуществляемой процедуры. Человек, выступающий в этой роли, должен достичь совершеннолетия. Понятыми могут быть только незаинтересованные лица. Об их участии делается запись в протоколе. Если дело дойдет до судебного разбирательства, понятой может быть опрошен в качестве свидетеля (ст. 25.7 КоАП РФ). Если понятые отсутствуют, разрешено произвести видеосъемку (ст. 27.12 КоАП РФ).

В протоколе указывается следующая информация:

  • место остановки;
  • дата и время задержания;
  • личные сведения водителя и сотрудника ГИБДД;
  • причина отстранения от управления.

Когда бумага оформлена, представитель Госавтоинспекции подписывает её и передаёт задержанному водителю. Гражданин должен ознакомиться с документом. Если все пункты соответствуют действительности, водителю предложат подписать документ. У гражданина присутствует право отказаться осуществить манипуляцию.В этом случае на месте подписи проставляется отметка, подтверждающая факт отказа. Копия готового протокола предоставляется нарушителю.

Машину забирают на штрафстоянку. Здесь она будет находиться до устранения нарушения. Процедуры удастся избежать, если присутствует гражданин, способный заменить водителя, отстраненного от управления. Правом сесть за руль обладают люди, имеющие водительское удостоверение и вписанные страховку. Лицо должно прибыть на место оформления правонарушения до момента эвакуации автомобиля на штрафстоянку. В ином случае придется забирать транспортное средство в стандартном порядке.

Составление протокола об отстранении от управления транспортным средством

Составление протокола выполняется в соответствии с п. 225 Административного регламента МВД. Для оформления документа рекомендуют использовать образец. Он отражен в положении № 14 вышеуказанного нормативно-правового акта. Составить протокол об отстранении от управления транспортным средством имеет право сотрудник Госавтоинспекции, остановивший нарушителя.В документе отражают следующую информацию:

  1. Время задержания нарушителя и место остановки транспортного средства. Если ситуация произошла в населённом пункте, фиксируется улица и номер ближайшего здания. Когда нарушителя остановили на трассе, указывается ее название, номер километра и прочие особенности, позволяющие идентифицировать место.
  2. Причина, повлекшая за собой принятие решения о необходимости отстранения водителя от управления транспортным средством.
  3. Сведения о сотруднике Госавтоинспекции, составившем протокол. В документе фиксируется должность, звание, подразделение, к которому он относится, а также ФИО.
  4. Информация о водителе, в отношении которого применяется административное наказание. В бланк протокола вносят ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, сведения о трудоустройстве, телефон для оперативной связи.
  5. Данные о понятых. Инспектор запишет ФИО, место жительства и телефон.

Водитель может следить за составлением протокола. Указание недостоверной информации или несоблюдение правил отстранения от управления может стать поводом для признания документа недействительным.

Скачать пример протокола об отстранении от управления транспортным средством можно здесь.

Если человек совершил правонарушение, но протокол не был составлен, привлечь лицо к ответственности не получится. П. 225 приказа МВД РФ №664 предписывает в обязательном порядке оформлять документ. Если человек откровенно пьян, и представитель Госавтоинспекции не отстранил его от управления авто, представителя уполномоченного органа могут обвинить в халатности.

Права и обязанности водителя

Права и обязанности водителей вытекают из норм ПДД, КоАП РФ, а также иных нормативно-правовых актов. Лицо может:

  1. Требовать составление протокола только в присутствии понятых или в процессе видеосъемки. Несоблюдение правила считается нарушением.
  2. Попросить предоставить все составленные в процессе оформления административного правонарушения материалы.
  3. Потребовать провести освидетельствование в медицинском учреждении, если отстранение от управления осуществляется в связи с подозрением в опьянении.

Водитель обязан соблюдать нормы ПДД РФ, предъявить по требованию представителя Госавтоинспекции права, документы на автомобиль и страховку, не препятствовать составлению протокола и помещению автомобиля на штрафстоянку.

На какой срок водителя могут отстранить от управления транспортным средством?

Точный период в действующем законодательстве не обозначен. Всё зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

Что происходит с автомобилем?

Если гражданина отстранили от вождения автомобиля, транспортное средство задержат. Правило закрепляет ст. 27.13 КоАП РФ. В ч. 1 вышеуказанного нормативно-правового акта приводится исчерпывающий перечень случаев, при которых применяется мера. Все ситуации, влекущие за собой отстранение от управления транспортным средством, также попадают в список.

Сам процесс задержания автомобиля регламентируют пункты 244-257 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года. Решение о применении меры принимают должностные лица, имеющие право составлять протоколы.Соответствующий документ оформляется по факту задержания машины до начала ее перемещения на специализированную стоянку. Если причина задержания устранена, процесс эвакуации незамедлительно прекращается. Когда автомобиль находится вне населённого пункта, его доставят в ближайший город.

Протокол о задержании авто составляется в присутствии двух понятых. Если их привлечь не удается, применяется видеосъемка. Когда бланк заполнен, сотрудник Госавтоинспекции подписывает документ и предлагает выполнить аналогичную процедуру нарушителю. Если водитель отказывается осуществлять действие, в протоколе проставляется отметка об этом. Копия бумаги вручается нарушителю и лицу, привлеченному для исполнения решения о задержании машины. Владельцу авто сообщат, где будет храниться транспортное средство.

Обязательна ли видеофиксация при отстранении от управления транспортным средством?

Видеофиксация применяется, если должностному лицу не удалось привлечь к разбирательству двух понятых (ст. 27.12 КоАП РФ). В ином случае можно обойтись без проведения съемки.

Читайте также  С каких доходов удерживаются алименты 2022

Отстранение от управления транспортным средством без понятых

Если понятые отсутствуют, отстранение от управления авто выполняется по классической схеме. Представитель Госавтоинспекции составляет протокол, предоставляет его копию нарушителю, а затем организует процесс задержания машины. Однако во время процедуры проводится видеосъемка (ст. 27.12 КоАП РФ). Запись рассматривают в качестве доказательства в процессе судебного разбирательства, если оно будет осуществлено.

Процесс возврата автомобиля со штрафстоянки

Когда нарушение устранено, гражданин сможет забрать транспортное средство. Решение о возврате автомобиля принимают лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Незамедлительно оплачивать услуги эвакуации необязательно.

Ранее получить машину без внесения необходимой суммы не удавалось. Теперь достаточно устраненить причину задержания, чтобы авто вернули. Подобные коррективы внес в законодательство ФЗ № 205 от 23 июня 2016 года.

Пошаговая инструкция возврата автомобиля со штрафстоянки имеет следующий вид:

  1. Гражданин берет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, ПТС и обращается в подразделение ГИБДД.
  2. Инспектор проверяет документацию и убеждается, что нарушение устранено.
  3. Заявителю предоставляется справка-уведомление, позволяющее получить машину со штрафстоянки.
  4. Собрав документы, необходимо посетить штрафстоянку, на которую доставили транспортное средство. Предъявив бумаги, гражданин получит машину обратно.

Что делать, если отстранение от управления транспортным средством было неправомерным?

Если гражданин считает, что сотрудники ГИБДД поступили неправомерно, можно попытаться обжаловать отстранение от управления автомобилем. Подача жалобы допустима, если произошло нарушение прав и свобод, и заявителя незаконно привлекли к ответственности. Список инстанций, готовых рассмотреть обращение водителя, отражен в ст. 53 ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции». Заявку можно направить:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

П. 246 Административного регламента МВД предусматривает возможность подачи жалобы по телефону горячей линии ГИБДД. Если лицо планирует предъявить классическую бумажную жалобу, ее можно передать в уполномоченный орган лично или отправить по почте.

Скачать образец жалобы на незаконное отстранение от управления автомобилем можно здесь.

В жалобе указывается адрес отправителя, фиксируются данные для оперативной связи, описывается характер противоправных действий сотрудника ГИБДД, а также приводятся основания, подтверждающие факт присутствия нарушения. Затем лицо выдвигает требования. В конце документа ставится дата и подпись.

Нюансы

На практике автомобилисты часто путают отстранение от управления авто с лишением водительских прав. С юридической точки зрения понятия кардинально отличаются. Первая мера считается временной. Достаточно устранить причину, послужившую основанием для принятия решения, чтобы вернуть себе возможность управлять автомобилем.

Получить права обратно после лишения сложнее. Гражданин должен будет дождаться окончания срока лишения, выполнить все предписания законодательства в зависимости от первопричины или оспорить принятое решение.

Отнять права могут лишь по решению суда.Отстранить от управления авто имеет право инспектор. Причём длительное разбирательство не осуществляется. Решение принимают на месте.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

В соответствии ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Определен порядок прменения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которыми, в частности, являются отстранение лица от управления транспортным средством, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 223 «Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ, путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Таким образом, по смыслу закона, отстранение от управления транспортным средством является законным, только в случае проведения указанной процедуры уполномоченным должностным лицом, непосредственно после выявления причин послуживших принятию данного решения, в присутствии понятых или с использованием видеозаписи, о чем составляется соответствующий протокол, в котором должностное лицо его составившее, лицо которое отстраняется от управления транспортным средством, а также понятые ставят свои подписи, удостоверяя его в установленном законом порядке. Процедура отстранения от управления транспортным средством без освидетельствования на состояние опьянения, должна быть произведена в присутствии понятых, и только затем разрешается покидать место остановки транспортного средства.

Нарушение указанной процедуры, прямо регламентированной изложенными нормами законодательства, является незаконным, и влечет признание указанных доказательств недопустимыми. В случае если на момент оформления протокола об отстранении транспортным средством, транспортное средство не было на месте, или оно отсутствовало в зоне видимости, то процедура отстранения является неподтвержденной.

Кроме того, привлекаемому к административной ответственности лицу, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и внесении изменений в такие процессуальные акты.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы и акт, данные действия рассматриваются как недопустимые, что также влечет признания указанных доказательств недопустимыми.

Разъясняет прокуратура Вяземского района

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

Дата публикации:

12 февраля 2019, 00:00

Законность действий сотрудников ГИБДД, при отстранении от управления транспортным средством и освидетельствовании на состояние опьянения

В соответствии ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Определен порядок прменения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которыми, в частности, являются отстранение лица от управления транспортным средством, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 223 «Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ, путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Таким образом, по смыслу закона, отстранение от управления транспортным средством является законным, только в случае проведения указанной процедуры уполномоченным должностным лицом, непосредственно после выявления причин послуживших принятию данного решения, в присутствии понятых или с использованием видеозаписи, о чем составляется соответствующий протокол, в котором должностное лицо его составившее, лицо которое отстраняется от управления транспортным средством, а также понятые ставят свои подписи, удостоверяя его в установленном законом порядке. Процедура отстранения от управления транспортным средством без освидетельствования на состояние опьянения, должна быть произведена в присутствии понятых, и только затем разрешается покидать место остановки транспортного средства.

Нарушение указанной процедуры, прямо регламентированной изложенными нормами законодательства, является незаконным, и влечет признание указанных доказательств недопустимыми. В случае если на момент оформления протокола об отстранении транспортным средством, транспортное средство не было на месте, или оно отсутствовало в зоне видимости, то процедура отстранения является неподтвержденной.

Кроме того, привлекаемому к административной ответственности лицу, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и внесении изменений в такие процессуальные акты.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы и акт, данные действия рассматриваются как недопустимые, что также влечет признания указанных доказательств недопустимыми.

Разъясняет прокуратура Вяземского района

Статья 27.12 КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Читайте также  Отказ от доли в квартире в пользу другого собственника

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ.

Комментарии к ст. 27.12 КОАП РФ

1. Под управлением транспортным средством соответствующего вида следует понимать действия лица, когда оно привело транспортное средство в движение и управляет им либо когда осуществляет управление параллельно с лицом, которое оно обучает вождению транспортным средством. Управлением транспортным средством соответствующего вида следует признать и нахождение лица на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.

При этом не имеет значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, было ли лишено такого права либо такое право вообще отсутствовало.

2. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы комментируемой статьи, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.

В примечании к данной статье были определены критерии состояния алкогольного опьянения, выраженные определенными показателями концентрации этилового спирта в крови и в выдыхаемом воздухе.

Однако истекший период показал, что введенные меры не привели к существенному снижению количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ примечание в комментируемой статье было признано утратившим силу.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В качестве таких достаточных оснований утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.) Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Отстранение от управления транспортным средством применяется и при совершении водителем транспортного средства следующих правонарушений:

1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;

2) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

3) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

4) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

3. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида.

Правом отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида обладают: в отношении водителей транспортных средств — должностные лица ГИБДД; в отношении судоводителей маломерных судов — должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.

4. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.

Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр средств измерения. В п. п. 6 — 8 указанных выше Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения.

Согласно п. 9 указанных Правил в случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование. Форма акта утверждена Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 (РГ. 2008. 22 авг.).

5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление на медицинское освидетельствование осуществляют должностные лица, упомянутые в п. 4 настоящего комментария. При этом составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме и принимаются меры к установлению личности водителя (см. п. п. 11 — 12 Правил).

6. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются соответствующие протоколы. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена мера административного принуждения. Требования к составлению протокола определены в ч. 4 данной статьи.

7. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования влечет ответственность по ст. 12.26 Кодекса. В этом случае в обязательном порядке составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия лица по уклонению от освидетельствования.

8. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, имеющих надлежащую лицензию, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Минздравсоцразвития России требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном в разделе IV упомянутых выше Правил — «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения и оформление его результатов».

Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером) в соответствии с п. п. 16 — 20 упомянутых Правил и Инструкцией по проведению освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (с изм. и доп.).

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *