Вт. Фев 20th, 2024

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарии к ст. 16 ЗК РФ

1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;

с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Право собственности на землю

Право собственности на недвижимое имущество, в частности, землю, определяется, приобретается гражданами и учреждениями, а также реализуется субъектами на законном основании.

Основной отличительной характеристикой всех земельных территорий в правовом поле является соотношение с определенной формой собственности, так как особенности целевого использования зависят от характеристик и места расположения, то есть от факторов, которые не зависят от граждан.

Форма собственности и права на территорию – характеристики, которые напрямую зависят от человека, который распоряжается или желает иметь в своем распоряжении земельный участок.

Поэтому каждому человеку, который является пользователем, арендатором или желает получить в собственность или владение свою землю, стоит ознакомиться с понятием права собственности, а также основными особенностями гражданского законодательства в отношении земельных участков.

Право собственности на землю

Земельный участок – это определенная часть наземной поверхности, которая имеет строго указанные границы, характеризуется конкретным месторасположением, а также ряд обозначенных прав, которые возникают в отношении данного участка.

Определяющим понятием земельного законодательства является право собственности на земельные участки, которое заключается в предоставлении гражданам государства права владеть, пользоваться всеми земельными ресурсами и дополнительными объектами, расположенными в определенных границах, а также распоряжаться участками по своему усмотрению.

Право собственности на недвижимое имущество, в частности, землю, определяется, приобретается гражданами и учреждениями, а также реализуется субъектами на законном основании.

Подспорьем для этого выступают действующие нормы Земельного кодекса РФ, документы, которые издаются в соответствии с ними, а также иные правовые акты, созданные государственными и муниципальными органами.

Права собственности на пользование, владение и распоряжение распространяются в конкретных пределах:

  • на всю территорию конкретного участка в строго обозначенных границах;
  • на почвенный слой и все природные объекты (многолетние насаждения, водные и лесные объекты), которые расположены на нем;
  • на все виды пространства, которые находятся над и под почвенным слоем до предела, достаточного для возведения жилой, производственной недвижимости, а также использования участка в соответствии с целевым предназначением.

Земельный участок как объект гражданского права, его признаки

В поле гражданского законодательства земельный участок как объект гражданских прав рассматривается с учетом признаков, которые отличают земельную недвижимость от прочих видов имущества:

  • оборотоспособность – это ключевая характеристика земельных территорий, которая заключается в их возможности свободно переходить из одной формы собственности в иную в любом законном порядке или же отчуждаться на различных основаниях. Исключением в данном отношении могут быть ограничения в возможности оборота и изъятии участка;
  • делимость или неделимость заключается в возможности разделения земельного участка без нанесения существенного ущерба в отношении его хозяйственного предназначения.

Данный признак является определяющим в тех случаях, когда существует необходимость в отделении определенной части территории, которая находится в общей собственности или же при проведении процедуры отчуждения определенной части из единого земельного участка.

Неделимость земли может устанавливаться в соответствии с законодательными актами или при наличии судебного решения. В таком случае лицу, которое желает владеть частью территории, выделяется не часть земельного участка в натуральном виде, а выплачивается соответствующая финансовая компенсация;

  • земельный участок как объект гражданских прав рассматривается в качестве недвижимого имущества. Соответственно, все земельные территории подлежат официальной регистрации в уполномоченных государственных или муниципальных органах, а также в едином государственном реестре. Основаниями для перерегистрации являются заключение любых сделок с землей, а также регистрация необходима при приобретении, ограничении, прекращении или переходе права собственности к иным лицам;
  • возможность получения выгоды и использования земельных территорий исключительно законными пользователями. Значит, вся продукция, произведенная в пределах конкретного участка, урожай, выращенный на нем, а также все материальные доходы, полученные в результате их реализации, принадлежат лицу, которое на законных основаниях использует данный участок.

Помимо таких характеристик, земельные территории имеют специфические признаки, которые рассматриваются в контексте исключительно земельного законодательства.

Субъекты и виды права собственности на землю

Субъекты прав собственности на земельные участки – это лица и различные организации, учреждения, которые приобретают права собственности на землю. Гражданским и земельным законодательством определены следующие субъекты права собственности на землю:

  • физические и юридические лица, которые могут владеть и использовать земельные участки на основании прав частной собственности;
  • федеральные субъекты муниципального масштаба, которые владеют территориями на основании муниципальной собственности и распоряжаются владениями с помощью органов местного самоуправления;
  • государство, которое владеет землями государственной собственности и распоряжается ими через органы государственной власти.

Распределение земель по формам собственности осуществляется по субъектному принципу и зависит от принадлежности участков конкретным лицам. Законодательством определены следующие формы собственности на землю:

  • частная собственность, права которой реализуются частными лицами и группами граждан в целях удовлетворения собственных потребностей и интересов;
  • земли, находящиеся в государственной собственности, используется органами государственной власти исключительно в интересах всего населения страны и для удовлетворения общественных потребностей;
  • муниципальная собственность заключается в реализации земельных прав органами местного самоуправления для обеспечения интересов местного населения муниципальных объектов;
  • иные формы собственности.

Оборот земельных участков. Земельные участки, ограниченные в обороте и изъятые из оборота

Оборот земельных участков осуществляется на основании действующего земельного и гражданского законодательства и заключается в возможности перераспределения территорий между частными лицами с помощью экономических и финансовых методов.

Оборот подтверждает передачу прав от одного лица к иному на основании спроса и предложения.

Урегулирование оборота земельных участков осуществляется государством и заключается в разграничении территорий на определенные категории, в зависимости от возможности использовать участки для оборота:

  • территории, оборот которых официально разрешен;
  • участки, полностью или частично изъятые из оборота.
Читайте также  Порядок обжалования постановления ГИБДД

Земельные участки, которые были изъяты государством из оборота, не могут быть объектом заключения сделок и предоставляться на правах частной собственности. Земельные участки ограничены в свободном обороте на территориях, которые заняты объектами федерального значения.

Ограничения использования земель целевого назначения. Запрет использования такого рода земель не по назначению

Законодательством предусмотрены ограничения на использование территорий специального целевого назначения с помощью установления запрета на эксплуатацию земельных участков не в соответствии с целевым назначением. В зависимости от целевых характеристик территории распределяются на следующие категории:

  • участки, которые предназначены для сельскохозяйственного использования;
  • земли, которые используются для выполнения задач специальных ведомств энергетики, промышленности, обороны и безопасности и др.;
  • территории населенных пунктов;
  • земли водного и лесного фонда;
  • земельные участки, которые принадлежат к особо охраняемым.

Каждый из участков может использоваться исключительно в соответствии с разрешенными правилами использования, а также установленным правовым режимом.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Общая собственность на землю

Виды и формы земельной собственности

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в ст. 5 определены участники земельных отношений (к которым относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). По субъектному составу (согласно ст. 212 ГК РФ) различаются следу­ющие формы земельной собственности:

  • частная собственность – осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
  • государственная собственность – реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества;
  • муниципальная собственность – реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;
  • иные формы собственности – смешанные.

До недавнего времени широко использовалось понятие «Коллективно-долевая собственность на землю». Сегодня отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности. В том числе и применительно к земельным правоотношениям. Однако до сих пор в собственности граждан осталось значительное количество участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

Общая собственность (долевая и совместная)

Собственность является одним из видов вещных прав и подразумевает исключительное право субъекта на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Регулирование правоотношений собственности на землю осуществляется в рамках гражданского и земельного законодательства. ГК РФ устанавливает общие правила приобретения прав на объекты недвижимости, к которым относится также и земля. ЗК РФ помимо общих принципов регулирования права собственности содержит гл. III «Собственность на землю» и гл. V «Возникновение прав на землю».

Индивидуальная форма собственности на землю подразумевает, что весь комплекс полномочий в отношении участка осуществляет одно лицо – правообладатель. Единственным ограничением для реализации правомочий в таком случае являются только требования законодательства.

Общая собственность на землю характеризуется наличием двух и более собственников на один объект. Реализация права собственности в таком случае зависит не только от требований законодательства, но и учитывает волю остальных собственников.

Глава 16 ГК РФ «Общая собственность» предусматривает две самостоятельные формы общей собственности. В частности, в ст. 244 ГК РФ «Понятие и основание возникновения общей собственности» определены:

долевая собственность – с выделением в едином объекте конкретных долей для каждого собственника;

совместная собственность – без выделения таких долей в едином объекте.

Распоряжение собственностью в каждой из указанных форм имеет свои особенности. Определение долей в праве долевой собственности осуществляется на основании положений ст. 245 ГК РФ.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется на основании ст. 246 и 247 ГК РФ. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею каким-либо иным образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а в случае невозможности достичь согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 248 ГК РФ). Статья 249 ГК РФ предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности. Совместная собственность на землю не подразумевает выделение долей для каждого из собственников. Поэтому ст. 253 ГК РФ устанавливает общий режим владения и пользования участком, принадлежащим на праве совместной собственности. Для реализации права распоряжения участков в таком случае требуется согласе всех собственников. Также ст. 253 ГК РФ предусматривает, что при совместной собственности правообладатели могут изменить ее правовой статус и определить долевую собственность с выделением долей для каждого собственника. При отсутствии согласия всех собственников этот вопрос может решаться в судебном порядке.

Долевая собственность на земельный участок

Долевая собственность на участок земли подразумевает наличие у каждого собственника конкретно определенной доли в общем имуществе.

Размер такой доли, а также ее индивидуальные характеристики, входят в состав сведений учета прав на недвижимое имущество, а земельная доля может выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельной единицы.

Для распоряжения правом при долевой собственности законом установлен особый порядок. Так, ст. 250 ГК РФ предусматривает преимущественное право выкупа доли у собственника, который заявил о ее продаже. При этом цена и условия выкупа не должны отличаться от предложения, которое инициатор продажи предложил сторонним покупателям. Для принятия решения о преимущественном праве выкупа доли у собственников есть один месяц с даты получения уведомления о продаже.

Каждый из участников долевой собственности может потребовать выдел своей доли в натуре. Выдел происходит посредством процедуры раздела исходного земельного участка с образованием новых участков. Ограничение такого права допускается только при неделимости участка (в таком случае вместо выдела в натуре собственник имеет право на получение от остальных дольщиков компенсации за свою долю).

Коллективно-долевая собственность на землю

Как уже отмечалось, на современном этапе развития отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности, как коллективно-долевая, хотя в собственности граждан осталось значительное количество земельных участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР 1991 г. №1103-1 (в частности, ст. 9), утративших силу в связи с принятием нового ЗК РФ в 2001 г. №136-ФЗ. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

В коллективно-долевую собственность, как правило, оформлялись участки для ведения садоводства и иных аналогичных видов целевого назначения, а также земель общего пользования в товариществах садоводов. При передаче этих участков в собственность владельцев устанавливалась коллективно-долевая собственность, так как иные правовые конструкции на тот момент отсутствовали. В таких случаях конкретный собственник участков не устанавливался, в качестве собственника выступала группа (коллектив) граждан.

ЗК РФ предусматривает, что права и правоотношения, возникшие до его введение в действие, сохраняют свою юридическую силу. Эта норма позволяет собственникам переоформлять право коллективно-долевой собственности на одну из ныне действующих форм без ограничения по времени.

Существуют следующие варианты распоряжения правом коллективно-долевой собственности:

  • перевод коллективной собственности в общую долевую. В этом случае в едином объекте (участке земли) оформляются доли каждого собственника, которыми он сможет распоряжаться по общим основаниям;
  • перевод коллективной собственности в общую совместную. В данном случае устаревшая правовая форма меняется на действующую – общую совместную собственность без выделения долей.

Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В п. 2 данной статьи отмечено, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними (п. 3 ст. 257 ГК РФ).

Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании ст. 258 ГК РФ. Так, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК и ЗК РФ. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определяется ст. 259 ГК РФ. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства.

Читайте также  Прекращение исполнительного производства - как отменить исполнительное производство

Глава 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассматривает не только общие положения о праве собственности на землю, но и регламентирует отдельные вопросы. Так, ст. 262 данного Кодекса «Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок» закрепляет следующее: «Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику».

Особенности общей собственности на участки из земель сельскохозяйственного назначения

Особенности владения, пользования и распоряжения землями данной категории указаны в Земельном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Главной особенностью земель данной категории является строго определенное целевое назначение, которое не может изменяться даже в случае распоряжения данными участками.

Для выдела земельной доли из земель данной категории также существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка посредством выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

У государственных и муниципальных органов есть преимущественное право выкупа продаваемого участка из сельскохозяйственных земель, поэтому продавец обязан уведомить исполнительный орган власти о предстоящем отчуждении. Перевод сельскохозяйственных земель в другие категории допускается только с исключительных случаях.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Статья 15 Земельного кодекса. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Комментарии к ст. 15 ЗК РФ

1. Земельным кодексом установлены основные положения о праве собственности на землю в Российской Федерации, в том числе субъекты, объекты права собственности, основания и порядок возникновения, реализации и прекращения права собственности.

Статья 15 Кодекса посвящена частной собственности на землю как одной из форм собственности, равным образом признаваемых и защищаемых в Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Объекты земельных правоотношений названы ст. 6 ЗК РФ. Из всех перечисленных в этой статье объектов п. 1 комментируемой статьи в качестве объекта права частной собственности назвал только земельный участок. Гражданский кодекс (ст. 261) специально обращается к определению земельного участка как объекта права собственности. Согласно этой статье, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно п. 1 комментируемой статьи основания возникновения права частной собственности могут быть установлены законодательством РФ. В законодательных нормативных правовых актах под законодательством РФ подразумевается законодательство федеральное.

2. Исходя из положений ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Граждане, обладающие правоспособностью и полной дееспособностью, вправе приобретать земельные участки в собственность самостоятельно. Приобретение земельных участков в собственность недееспособных или ограниченно дееспособных граждан осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.

В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Статьей 260 ГК РФ установлены общие положения о праве собственности граждан на землю. А именно лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

3. Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут приобрести земельные участки в собственность, в настоящее время не установлен.

Конституционность данной нормы явилась предметом Постановления Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П, которым было подтверждено соответствие п. 3 комментируемой нормы Конституции РФ.

Помимо приграничных территорий, иностранные лица и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками также на «иных установленных особо территориях» в случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Что касается использования природных ресурсов, находящихся в границах земельного участка, то собственник участка вправе использовать их на основании определенных прав в соответствии со ст. 40 ЗК РФ.

Регистрация права собственности на земельный участок

В каких случаях возникает право собственности на земельный участок? Как осуществляется регистрация? Сколько ждать получения документов?

Оксана Грикевич
Консультаций: 1

Право собственности граждан на земельные участки возникает на основании сделок (купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением), актов государственных или муниципальных органов, судебных решений, при наследовании, правопреемстве и в случаях приобретательской давности.

Куда обращаться?

Заявление на право собственности земельного участка можно подать в территориальный орган Росреестра или МФЦ.

При этом нужно учитывать тот факт, что МФЦ является не регистрирующим органом, а посредником между заявителем и Росреестром.

Куда лучше обратиться?

Вне зависимости от того, куда решите обратиться, документы на право собственности земельного участка вам придется подавать одни и те же. Сумма госпошлины также одинакова.

Обратите внимание, что реквизиты для оплаты госпошлины разные: если вы оплатили госпошлину в Росреестр, то у вас не примут документы в МФЦ, и наоборот. Пошлину можно оплатить через терминал, расположенный в МФЦ. Зато в Росреестре, если каких-либо документов не достает, вам дадут квалифицированную консультацию по вопросам регистрации права собственности на земельный участок.

Срок обработки документов в Росресстре — семь рабочих дней, в МФЦ — девять.

Рассмотрим два наиболее частых основания для возникновения прав на земельные участки: договор купли-продажи и наследование.

Регистрация права собственности при купле-продаже

Регистрация перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи имеет свои особенности.

Объектом купли-продажи может быть только участок, прошедший кадастровый учет. В ходе государственного кадастрового учета каждому участку присваивается уникальный кадастровый номер.

При заключении договора купли-продажи земельного участка покупатель и продавец не имеют права изменять целевое назначение земли, условия ее использования: например, отнесение к охранной зоне, обременение, ограничения.

Если вам требуется регистрация прав собственности на земельный участок, документы должны быть предоставлены в следующем объеме:

1. Заявление по установленному образцу.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.

3. Доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя.

4. Квитанция на оплату пошлины.

5. Кадастровый паспорт на земельный участок.

6. Три экземпляра подписанного договора с приложением акта приема-передачи земельного участка.

7. Свидетельство о праве собственности продавца.

8. Правоустанавливающие документы продавца — основание приобретения земельного участка: старый договор купли-продажи, дарения, мены, нотариальное свидетельство о наследстве.

9. Если сторона сделки не состоит в браке, то потребуется нотариальное заявление о том, что лицо в браке не состоит.

Если сторона состоит в браке, то нужны нотариальная копия свидетельства о браке и нотариальное согласие супруга на совершение сделки.

Нотариальное согласие супруга требуется, если земельный участок является совместно нажитым имуществом. Если земля была подарена одному из супругов или унаследована им, она не является совместно нажитым имуществом, и нотариальное согласие супруга не требуется.

Если на земельном участке расположен дом, то право собственности на каждый объект оформляется отдельно.

Если продавцу принадлежит доля в праве общей собственности

Земельный участок в собственности двух и более лиц находится в общей собственности. Если доли в праве собственности каждого из собственников установлены, то такой вид собственности называется общей долевой собственностью на земельный участок, если не установлены — общей совместной собственностью.

Если продавец желает продать долю в общей совместной собственности, то нужно сначала выделить эту долю.

Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на земельный участок, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

В случае отчуждения доли из имущества, принадлежащего лицам на праве общей собственности, третьему лицу иные субъекты долевой собственности имеют преимуществом покупки доли в праве на земельный участок по назначенной стоимости либо на условиях равенства.

Продавцу в обязательном порядке нужно направить всем субъектам долевой собственности письменное уведомление о продаже его доли третьему лицу. Продавец указывает цену, а также иные существенные условия продажи.

В случае получения от субъектов долевой собственности отказа либо отсутствия с их стороны намерений приобрести долю в течение календарного месяца продавец может продавать ее третьему лицу.

Поскольку такая сделка подлежит нотариальному удостоверению, нотариус подскажет продавцу, как соблюсти процедуру уведомления сособственников.

Регистрация права собственности на унаследованный участок

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Читайте также  Повторное предъявление исполнительного листа через 6 месяцев

Если у наследодателя было надлежащим образом оформлено право собственности, процедура наследования, если между наследниками нет спора, достаточно проста.

Предположим, наследник получил свидетельство о праве на наследство у нотариуса. В этом случае он действует по общей процедуре и подает в орган, осуществляющий регистрацию, документы, обуславливающие переход права собственности на земельный участок:

1) свидетельство на наследство;

2) свидетельство о праве собственности наследодателя.

Также подаются документы:

1) заявление по установленному образцу;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

3) доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя;

4) квитанция на оплату пошлины;

5) кадастровый паспорт на земельный участок.

Земля на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляется с момента принятия Земельного кодекса РФ. Лицо, обладающее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вправе получить на него право собственности. Если на момент смерти такого лица право собственности не оформлено, то право пожизненного наследуемого владения переходит его наследникам.

При этом в регистрирующий орган, помимо стандартного перечня документов, подаются:

1) свидетельство на право пожизненного наследуемого владения (наследодателя);

2) свидетельство на наследство.

При подаче документов заявителю выдадут расписку, в ней указан перечень поданных документов, дата выдачи. В дату, указанную в расписке, вам выдадут выписку из ЕГРП. Данный документ является подтверждением перехода права собственности на земельный участок.

Мы надеемся, что достаточно подробно рассказали о том, каков порядок регистрации права собственности на земельный участок как при купле-продаже, так и при наследовании. Если у вас остались какие-то вопросы, то вы можете задать их, воспользовавшись специальной формой на нашем сайте.

Статья 17 Земельного кодекса. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

Комментарии к ст. 17 ЗК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основной принцип отнесения земель к федеральной собственности. Согласно ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (см. комментарий к данной статье).

Существует порядка 20 федеральных законов, которые устанавливают исключительную федеральную собственность на земельные участки. Отнесение земельных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона, как правило, вызвано правовым режимом земельного участка, т.е. соотношением его целевого назначения и вида разрешенного использования.

В соответствии со ст. 87 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ.

Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральные законы от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве», от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», от 27 мая 1996 г. «О государственной охране», от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», ЛК РФ и др.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ст. 154) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения:

а) осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

б) стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;

в) деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения, для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» в федеральной собственности находятся: а) земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ; б) земельные участки, которые расположены на территории г. Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям.

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ст. 4 названного Федерального закона).

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2).

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» в п. 3 ст. 4 определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

Здания, строения, сооружения, оборудование и другое имущество, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; водные объекты, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям; имущество, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета и иных средств, а также земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» являются федеральной собственностью.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»).

В федеральной собственности находятся согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск и другие природные ресурсы, предоставленные указанным организациям, и используются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Как уже отмечалось, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами (см. комментарий к п. 2 ст. 16 Кодекса).

Распоряжение земельными участками, отнесенными в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в соответствии со ст. 3.1 Вводного закона (земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие земельные участки.

Российской Федерацией как субъектом гражданского права земельные участки могут приобретаться в собственность по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. ст. 260 — 287). Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами (об участии Российской Федерации в таких отношениях см. гл. 5 ГК РФ). От имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде. В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от имени Российской Федерации могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане.

Имущество, относящееся к федеральной собственности, в том числе и земельные участки, подлежит учету. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» было утверждено Положение об учете федерального имущества. Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. В соответствии с п. 3 Положения объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество, в том числе земельные участки, а также движимое имущество, указанное в названном пункте Положения.

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *