Я прохожу военную службу по контракту в спецслужбе. Выслуга 9 полных лет. Контракт заканчивается через два года. Раздумываю об увольнении по собственному желанию не дожидаясь окончания контракта.

Есть несколько вопросов:

1. Как происходит увольнение? Знаю,что нужно написать рапорт и указать 2 уважительные причины увольнения. Или причины сейчас не нужно указывать?

2. Сколько по времени занимает увольнение?

3. Что будет с выслугой? Она будет переведена в гражданские 9 лет или что-то другое?

4. Слышал, что при увольнении по окончанию контракта и моем отказе продлевать его, выплачивают некую сумму. Так ли это?

Показать полностью 14 февраля 2016, 09:15 , Александр, г. Москва Ответы юристов Олег Феофанов Юрист, г. Одинцово рейтинг 10 Общаться в чате

Как происходит увольнение? Знаю, что нужно написать рапорт и указать 2 уважительные причины увольнения. Или причины сейчас не нужно указывать?
Александр

Это происходит по заключению аттестационной комиссии. Причины желательно указывать, при этом их количество не оговорено нигде

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссииможет быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Сколько по времени занимает увольнение?
Александр

Что будет с выслугой? Она будет переведена в гражданские 9 лет или что-то другое?
Александр

Не совсем ясен вопрос. Выслуга на военной службе у Вас никуда не пропадет.

Слышал, что при увольнении по окончанию контракта и моем отказе продлевать его, выплачивают некую сумму. Так ли это?
Александр

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

3. Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

14 февраля 2016, 09:20 Клиент, г. Москва

Не совсем ясен вопрос. Выслуга на военной службе у Вас никуда не пропадет.

Т.е. в трудовой книжке будет указано, что был военным там-то и там-то?

Тогда, скажите пожалуйста, как влияет выслуга 9 и 10 лет на пенсию? Вроде при 10 летней выслуге выплачивается какая-то часть военной пенсии, так ли это?

14 февраля 2016, 09:34 Олег Феофанов Юрист, г. Одинцово рейтинг 10 Общаться в чате

Тогда, скажите пожалуйста, как влияет выслуга 9 и 10 лет на пенсию? Вроде при 10 летней выслуге выплачивается какая-то часть военной пенсии, так ли это?
Александр

Выслуга войдет в трудовой стаж. А часть пенсии не выплачивается

14 февраля 2016, 09:35 Показать еще 2 Михаил Петров Юрист, г. Саратов рейтинг 9.4 Общаться в чате

1. Как происходит увольнение? Знаю, что нужно написать рапорт и указать 2 уважительные причины увольнения. Или причины сейчас не нужно указывать?
Александр

Добрый день. Совершенно верно, подается рапорт, с указанием причин, которые Вы считаете уважительными. Однако, данные причины как таковые должно признать и командование.

В качестве уважительных причин можете указать, то что планируете вступить в брак с гражданкой иного государства и выехать за пределы РФ (если это для Вас возможно) или продолжить службу в иной структуре.

Рассмотрение рапорта и принятие окончательного решения о Вашем увольнении происходит в течение 3-4 месяцев (все зависит от расторопности кадров и структуры где Вы проходите службу).

3. Что будет с выслугой? Она будет переведена в гражданские 9 лет или что-то другое?
Александр

Войдет в общий трудовой стаж, а если планируете устроится на гос. службу то будет зачтена в стаж го. службы.

14 февраля 2016, 09:34 Михаил Петров Юрист, г. Саратов рейтинг 9.4 Общаться в чате

[quote]Не совсем ясен вопрос. Выслуга на военной службе у Вас никуда не пропадет.[/quote] Т.е. в трудовой книжке будет указано, что был военным там-то и там-то?
Александр

В трудовой книжке будет отражена Ваша выслуга.

Также имейте ввиду, что

5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Тогда, скажите пожалуйста, как влияет выслуга 9 и 10 лет на пенсию? Вроде при 10 летней выслуге выплачивается какая-то часть военной пенсии, так ли это?
Александр

Нет, право на пенсию у Вас возникнет в общем порядке по достижению 60 лет.

14 февраля 2016, 09:36 Михаил Петров Юрист, г. Саратов рейтинг 9.4 Общаться в чате

Знаю, что нужно написать рапорт и указать 2 уважительные причины увольнения. Или причины сейчас не нужно указывать?
Александр

Причины Вы должны указать, только учтите, что

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.
Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

14 февраля 2016, 09:46 Показать еще 2 Владимир Бадасюк Юрист, г. Калининград Общаться в чате

1. Как происходит увольнение? Знаю, что нужно написать рапорт и указать 2 уважительные причины увольнения. Или причины сейчас не нужно указывать?
Александр

Добрый день! По существу Вашего вопроса могу

пояснить следующее. Для осуществления увольнения по собственному желанию –
военнослужащий должен подать письменный рапорт с обоснованием причины
увольнения на имя командира в/ч. В свою очередь данный рапорт будет рассмотрен командованием и в
случае необходимости будет назначена аттестационная комиссия воинской части –
которая будет принимать решение по Вашему рапорту. Поэтому рекомендую собрать
все письменные доказательства в подтверждение обстоятельств которые вы будете
указывать в рапорте на увольнение по собственному желанию, поскольку их
(необходимо) желательно будет прикрепить к рапорту.Закон «О воинской обязанности и военной службе» — Статья 51, п. 6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно
по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

2. Сколько по времени занимает увольнение?
Александр

Всё зависит: 1. От отдела кадров в/ч т.е. от скорости подачи-рассмотрения рапорта — комплектование кадрами представления на увольнения и заключение аттест-й комиссии, а так же приёма и сдачи дел и должности. 2. От решения Вашего командира части по рапорту. Примерно — до 2 — 3 месяцев.

3. Что будет с выслугой?
Александр

Выслуга лет будет сохранена.

Она будет переведена в гражданские 9 лет или что-то другое?
Александр

Будет включена в общий трудовой стаж и будет учтена при назначении пенсии.

уважительные причины увольнения
Александр

У Вас имеются причины которые Вы сможете указать.

14 февраля 2016, 09:38 Клиент, г. Москва

У Вас имеются причины которые Вы сможете указать.

На самом деле причина одна: не желание подписывать сов.секретный документ, который мне не нужен для службы. А подписывать пытаются заставить. Можно еще добавить про з/п.

14 февраля 2016, 09:46 Владимир Бадасюк Юрист, г. Калининград Общаться в чате

не желание подписывать сов.секретный документ, который мне не нужен для службы.
Александр

Данную причину указывать не рекомендую — могут расценить как отказ и подвести под увольнение по не соблюдению условий контракта.

Можно еще добавить про з/п.
Александр

Денежное довольствие указать конечно можно. Наше законодательство

выделяет ряд причин, при которых военнослужащий по контракту может уволиться по
собственному желанию до окончания срока своей службы. Эти причины делают
дальнейшую службу в армии затруднительной и являются основанием для увольнения.Основанием для увольнения по

собственному желанию может быть: — проживание родителей или семьи

военнослужащего за границей;- ухудшение здоровья и

невозможность несения дальнейшей службы;- отсутствие возможности

содержать семью на денежное довольствие военнослужащего в случае отсутствия
других источников дохода. При этом исходят из прожиточного минимума в регионе и
стоимости «потребительской корзины»;- беременность

женщины-военнослужащей при ухудшении ее состояния здоровья;- смерть близкого родственника,

после которой военнослужащий не может продолжать выполнение своих обязанностей;- если военнослужащий вынужден

содержать и воспитывать малолетних детей без супруги (а) или присматривать за
престарелыми родителями, нуждающимися в уходе. С Уважением.

14 февраля 2016, 09:56 Похожие вопросы Трудовое право

Здравствуйте я совершил кражу на рабочем месте. Что б не ждать суда и статью на друдовой книжке могу ли я уволится по собственному желанию.

26 ноября, 15:24 , вопрос №3508074, Жаргал, г. Москва Военное право

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как мне сделать и поступить в такой ситуации. Как мне лучше предоставить документы о состоянии здоровья в военкомат после обследования в клинике чтобы их приложили в личное дело для корректировки категории годности к военной службе. Так как я служил уже почти 13 лет назад и мне ставили группу годности «А». А тут сделал обследование и нашли много болезней, а самое главное что у меня отсутствует одна почка. И как мне поступить?

Показать полностью 26 ноября, 01:06 , вопрос №3507431, Алексей, г. Владивосток Защита прав работников

Добрый день. Нахожусь в декретном отпуске по беременности (беременность 39 недель), роды еще не наступили. Организация закрывается и просят всех написать заявление об уходе по собственному желанию. Если я напишу это заявление, будут ли мне выплачивать пособие после родов и до 1,5 лет меньше, чем если в трудовой будет указано, что организация ликвидирована? Рискую ли я чем то, при написании заявления об уходе по собственному желанию?

Показать полностью 25 ноября, 08:37 , вопрос №3506393, Ольга, г. Новосибирск

Допустимо ли применение по административному делу данных мерпредварительной защиты в следующих случаях: а) по административному исковому заявлению об оспаривании должником постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора по заявлению административного истца на период рассмотрения административного дела суд запретил исполнять указанное постановление; б) по административному исковому заявлению призывника о признании незаконным решения призывной комиссии о признании его годным к военной службе суд приостановил объявление призыва на срочную военную службу по данному военному округу; в) при принятии административного искового заявления органа местного самоуправления о признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений законодательства суд запретил привлекать административного истца к административной ответственности за неисполнение оспариваемого представления; г) по административному делу об оспаривании результата оценки имущества должника, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, суд приостановил реализацию имущества должника; д) при возбуждении административного дела по административному исковому заявлению иностранного гражданина о признании незаконным отказа в разрешении на въезд на территорию Российской Федерации суд обязал управление миграционной службы выдать административному истцу временное разрешение на пребывание на территории Российской Федерации; е) по административному делу об оспаривании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой суд приостановил до вступления в законную силу решения суда исполнение указанного решения. В каждом случае определите, может ли быть применена соответствующая мера предварительной защиты, является ли она соразмерной предъявляемым требованиям, может ли она обеспечить надлежащую защиту нарушенных или оспариваемых прав административного истца, какую меру предварительной защиты надлежало применить суду.

Показать полностью 24 ноября, 17:38 , вопрос №3505865, Алиасхаб Анзоров, г. Ростов-на-Дону Военное право

Добрый день, подскажите пожалуйста, у участника СВО заканчивается военный контракт, он может сейчас уйти с военной службы с учетом того, что СВО продолжается или его могут призвать по мобилизации (но мобилизация пока закончилась)

Увольнение с военной службы по собственному желанию

Увольнение с военной службы

39. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д1», «д2», «е», «е1» и «з» пункта 1 и подпунктами «в», «д», «е1» и «е2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

Читайте также  Статья за нанесение телесных повреждений статья за драку с телесными повреждениями

При разрешении споров об увольнении с военной службы беременных женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов — в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

42. Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт «ж» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») должно быть основано не только на волеизъявлении военнослужащего, но и на объективных данных, гарантирующих возможность его поступления на конкретную должность государственной гражданской службы.

43. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами по делам об оспаривании досрочного увольнения с военной службы по подпункту «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», являются не только обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но и обстоятельства, связанные с соблюдением воинскими должностными лицами процедуры досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию.

При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», необходимо учитывать, что оно применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По смыслу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», под актом о применении к военнослужащему взыскания — досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 названного закона, понимается приказ воинского должностного лица, обладающего правом его издания.

44. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45. Судам следует учитывать, что признание офицеров или прапорщиков (мичманов) ограниченно годными к военной службе на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не предполагает принуждение их к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса таких военнослужащих зависит от их свободного волеизъявления. В случае увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для военнослужащих.

При этом признание военно-врачебной комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. В связи с этим военнослужащие, принявшие решение продолжить военную службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

46. В случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

48. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

50. В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия — равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.

51. Принимая во внимание право прокурора вступать в процесс в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, в том числе о восстановлении военнослужащих на военной службе, военным судам следует извещать соответствующего прокурора о месте и времени рассмотрения соответствующих гражданских и административных дел.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их прав, свобод и охраняемых законом интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Обратить внимание судов на то, что исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.

52. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»;

Читайте также  Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца образец 2022

пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам».

Председатель Верховного Суда

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Для увольнения военнослужащего по собственному желанию необходимо, чтобы это желание было выражено ясно и недвусмысленно с приведением уважительных причин увольнения, а аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, должна убедиться в уважительности причин для увольнения военнослужащего. Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 20 января 2015 г. N 205-КГ14-62 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации

Личный кабинет Главная страница Общая информация Подача обращений Электронная справочная Пресс-центр Для увольнения военнослужащего по собственному желанию необходимо, чтобы это желание было выражено ясно и недвусмысленно с приведением уважительных причин увольнения, а аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, должна убедиться в уважительности причин для увольнения военнослужащего Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 20 января 2015 г. N 205-КГ14-62 (Извлечение) Решением Сочинского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2014 г. Д. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконными приказ начальника Пограничного управления от 7 октября 2013 г. о досрочном увольнении его с военной службы по собственному желанию и приказ начальника региональной службы Пограничного управления от 23 октября 2013 г. об исключении его из списков личного состава. Апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля 2014 г. решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявления Д. В кассационной жалобе представитель начальника Пограничного управления и начальника региональной службы Пограничного управления, утверждая о правомерности увольнения Д. и отсутствии в связи с этим оснований для его восстановления на военной службе, просил отменить апелляционное определение и оставить в силе решение гарнизонного военного суда. Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ 20 января 2015 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям. Признавая незаконным досрочное увольнение Д. с военной службы по собственному желанию, суд апелляционной инстанции посчитал, что заключение аттестационной комиссии службы о наличии у заявителя уважительных причин для увольнения основано на неподтвержденных данных, а поэтому не могло учитываться судом первой инстанции при оценке законности увольнения заявителя с военной службы. Однако с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя. В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. Аналогичное положение содержится в п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее — Положение). Судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу указанных норм, а также подп. «е» п. 2 ст. 26 и подп. «ж» п. 3 ст. 27 Положения дача заключения о наличии у военнослужащего уважительных причин, которые могут служить основанием для его досрочного увольнения с военной службы по собственному желанию, относится к компетенции аттестационной комиссии, а окончательное решение об увольнении данного военнослужащего принимается командиром (начальником), которому предоставлено такое право. При этом для увольнения военнослужащего по собственному желанию необходимо, чтобы это желание было выражено ясно и недвусмысленно с приведением уважительных причин увольнения, а аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, должна убедиться в уважительности причин для увольнения военнослужащего, что и имело место по делу. Из материалов дела следует, что 16 сентября 2013 г. Д., проходивший военную службу по контракту в пограничных органах ФСБ России с 17 ноября 2011 г., обратился по команде с рапортом, в котором просил об увольнении с военной службы по собственному желанию в связи с намерением работать в другом ведомстве — МВД России. 25 сентября 2013 г. начальником службы Пограничного управления, его заместителем и юрисконсультом службы с заявителем проведена беседа в связи с поданным им рапортом об увольнении, в ходе которой тот подтвердил свое желание быть уволенным с военной службы по собственному желанию в связи с наличием у него уважительных причин. В тот же день с участием Д. состоялось заседание аттестационной комиссии службы, где были заслушаны его объяснения по поводу рапорта об увольнении с военной службы и мотивов, послуживших основанием для его решения об увольнении. Д., подтвердив неоднократно выраженную им просьбу об увольнении с военной службы, в обоснование уважительности причин для увольнения сослался на имеющуюся у него возможность трудоустройства на офицерскую должность в органах внутренних дел по месту прежнего жительства в г. Майкопе, а также на невозможность исполнять обязанности военной службы ввиду высокой служебной нагрузки. Признав причины для увольнения Д. уважительными, аттестационная комиссия в соответствии со своей компетенцией приняла решение ходатайствовать об увольнении заявителя с военной службы по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», т.е. по собственному желанию, оформив принятое решение протоколом, который вместе с другими документами был представлен начальнику Пограничного управления. Приказом начальника Пограничного управления от 7 октября 2013 г. заявитель уволен с военной службы в запас по собственному желанию, а приказом начальника службы от 23 октября 2013 г. исключен из списков личного состава. Данные обстоятельства подтверждены рапортом заявителя об увольнении с военной службы от 16 сентября 2013 г., листом беседы с ним от 25 сентября 2013 г., выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии службы от 25 сентября 2013 г., показаниями членов аттестационной комиссии З. и Л., допрошенных в судебном заседании, другими доказательствами. При этом сам Д. в судебном заседании не отрицал факта подачи им рапорта об увольнении по собственному желанию в связи с намерением продолжить работу в органах внутренних дел и проведения с ним беседы и заседания аттестационной комиссии, где он подтвердил просьбу об увольнении с военной службы по собственному желанию. Утверждения Д. о вынужденном характере увольнения проверялись судом первой инстанции, однако подтверждения не нашли. Из пояснений в судебном заседании председателя аттестационной комиссии С., членов комиссии З. и Л. следует, что на заседании комиссии Д. подтвердил ранее изложенную им в рапорте просьбу о досрочном увольнении с военной службы по собственному желанию, которую высказал самостоятельно, без оказания на него какого-либо давления. С учетом этого аттестационная комиссия решила поддержать просьбу Д., признав приведенные им на заседании комиссии обстоятельства уважительными причинами для досрочного увольнения с военной службы. При таких данных в суде установлено, что заявитель добровольно выразил свое волеизъявление о досрочном увольнении с военной службы по уважительным причинам, наличие которых установлено полномочным органом на основе коллегиальности с учетом всех имеющих значение обстоятельств и с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры. В свою очередь, начальник Пограничного управления по результатам рассмотрения заключения аттестационной комиссии был вправе принять решение об увольнении заявителя с военной службы по названному основанию, которое реализовано с соблюдением установленного порядка. Таким образом, признав законными приказ начальника Пограничного управления от 7 октября 2013 г. об увольнении Д. с военной службы и приказ начальника службы от 23 октября 2013 г. об исключении его из списков личного состава службы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель правомерно уволен по собственному желанию. Вывод суда апелляционной инстанции об обратном на законе не основан. На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ отменила апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля 2014 г. и оставила в силе решение Сочинского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2014 г. по заявлению Д. ____________

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд
Российской Федерации,
2022 год Социальные сети Информация с сайта
Верховного Суда Российской Федерации.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Для увольнения военнослужащего по собственному желанию необходимо, чтобы это желание было выражено ясно и недвусмысленно с приведением уважительных причин увольнения, а аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, должна убедиться в уважительности причин для увольнения военнослужащего. Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 20 января 2015 г. N 205-КГ14-62 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы — это последовательность действий, установленная в законодательстве, итогом которой является освобождение гражданина от несения воинской службы. Опишем основные этапы этой процедуры и правила оформления рапорта.

Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе. И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 «О воинской обязанности в военной службе», принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.
Читайте также  Через сколько можно брать отпуск после отпуска

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения. Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении. Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

Образцы рапортов

По семейным обстоятельствам

В случае окончания контракта

По возрасту

Выплаты военнослужащему

Вопросы выплат регулирует ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих. «. Кроме того, в соответствии с Приказом Минобороны № 2700, при досрочном расторжении соглашения по собственному желанию заявителя положены следующие выплаты:

  • единовременное пособие, размер которого зависит от срока исполнения соответствующих обязанностей;
  • премия, до 25% от оклада;
  • материальная помощь (в размере до одного оклада).

Окончательная сумма зависит от срока и звания на момент прекращения взаимоотношений.

Если при выполнении воинских обязанностей военнослужащий получил военную травму, ему полагаются выплаты:

  • контрактнику — 2 000 000 рублей;
  • срочнику или призванному на военные сборы — 1 000 000 рублей.

Для получения выплат также нужно составить рапорт.

Имеет ли право командир части уволить военнослужащего из-за долгов по кредитам?

Мой муж — военнослужащий, выслуга 19,5 лет. В собственности жилья не имеем, двое несовершеннолетних детей. На данный момент есть долги по кредитам в банках и МФО. Командир части поставил перед фактом, что уволит по статье, мотивируя тем, что не желает брать на себя ответственность за возможные претензии со стороны кредиторов. Заставил мужа написать рапорт на увольнение по собственному желанию. Правомерны ли действия командира? Что делать дальше?

Владимир Иванов
Консультаций: 597

Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Указанная статья не содержит основание для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с тем, что военнослужащий заключил кредитный договор и стал должником по нему.

Всилу п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Вместе с тем перечень уважительных причин, при наличии которых военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен, законом не установлен.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в абз. 2 п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8, под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

В порядке п. 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего. Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

Из смысла вышеприведенных норм правовых актов следует, что для увольнения по собственному желанию обязательными условиями являются написание рапорта военнослужащим и заключение аттестационной комиссии о наличии у военнослужащего уважительных причин.

Также можно сделать вывод, что рапорт об увольнении по собственному желанию без указания причин, которые должны быть рассмотрены аттестационной комиссией, не может быть основанием для увольнения военнослужащего по данному основанию. Такой рапорт не будет выражать причин сделанного выбора военнослужащим относительно увольнения с военной службы.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица согласно абз. 3 п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8.

Для отказа от увольнения по собственному желанию военнослужащий может подать рапорт командиру воинской части об отзыве рапорта об увольнении по собственному желанию и выразить в нем свое желание продолжить военную службу.

Юридические подробности увольнения военнослужащего по собственному желанию из армии

Юридические подробности увольнения военнослужащего по собственному желанию из армии

Военная служба – это особый вид деятельности, и она строго регламентируется законами РФ. Досрочное прекращение контрактных отношений не должно влиять на безопасность страны. Именно поэтому увольнение с военной службы по собственному желанию подчиняется специфическим правилам. Подписывая контракт, военнослужащий должен четко понимать, как и по каким причинам, он может уйти из армии досрочно.

Может ли контрактник прекратить военную службу досрочно?

Увольнение военнослужащего по собственному желанию нельзя считать обычным явлением, а его права несколько отличаются от гражданского лица. Он не может прекратить исполнение обязанностей в одностороннем порядке, просто уведомив командование заранее, а должен согласовать такую возможность и получить на это согласие.

Гражданин может находиться на военной службе по призыву (срочная служба) или контракту. Для обоих вариантов Закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 (с изменениями 2019 г.) устанавливает правила увольнения по своему желанию (ст. 51). Оно может осуществляться только по веским причинам. Сами причины для служащих по призыву и по контракту немного отличаются.

В реальности, досрочно прекратить срочную службу по собственному желанию крайне сложно, а причины для этого должны быть очень серьезными, не позволяющими выполнять воинские обязанности.

При наличии объективных причин военнослужащие по контракту могут уволиться по собственному желанию, причем это касается, как рядового, так и офицерского состава. Условия и порядок досрочного прекращения контракта с ВС РФ для офицеров ниже звания полковника (капитана 1 ранга) регламентируются Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Военнослужащие могут уволиться в запас, с возможностью их призыва на военные сборы в будущем, или в отставку при достижении возрастного предела, или по состоянию здоровья.

Уважительные причины и основания для прекращения контракта

Закон № 53-ФЗ устанавливает 3 категории увольнения из ВС:

  1. Не зависящие от сторон обстоятельства: окончание срока действия контракта, предельный возраст военнослужащего, состояние здоровья, не позволяющее нести службу.
  2. Инициатива командования: утрата доверия, совершение преступного деяния и лишение свободы, приобретение иного гражданства, грубое нарушение военнослужащим контрактных условий, вынесенный судом приговор о запрете занимать воинские должности.
  3. Инициатива военнослужащего (по собственному желанию).

Уважительные причины увольнения по собственному желанию перечислены в ст. 51 Закона № 53-ФЗ: в пп. 3 и 6 — для контрактников и в п. 4 — для призывников.

Пленум Верховного суда РФ проанализировал результаты судебных разбирательств по данному вопросу и обобщил их в 2014 году своим постановлением № 8. Вескими основаниями для увольнения военнослужащего контрактной службы по собственному желанию признаются такие обстоятельства:

  1. Состояние здоровья, не позволяющее в полной мере исполнять контрактные обязанности. Доказательством служит заключение военно-врачебной комиссии.
  2. Изменение места жительства семьи (жены, детей) по объективным причинам. Основанием может стать отсутствие надлежащих условий для проживания семьи в месте несения службы, рождение ребенка и отсутствие условий для его воспитания, заключение брака и т.п.
  3. Необходимость ухода за близкими родственниками. К ним относятся жена, дети, родители. Для признания такой причины необходимо заключение медико-санитарной экспертизы.
  4. Перевод на другую должность или новое место службы с понижением.
  5. Значительное и периодическое нарушение условий контракта со стороны командования (о порядке и последствиях увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта читайте тут).
  6. Несоответствие предложенной должности полученному воинскому образованию.

При несении срочной службы в качестве веских причин признается наличие опекаемых несовершеннолетних детей, получения статуса отца-одиночки, наличие 2-х и более собственных детей или ребенка с инвалидностью в возрасте до 3-х лет.

Уважительной причиной увольнения с воинской службы признается избрание в выборные органы (местные или федеральные), получение подданства или гражданства иного государства, устройство на работу в государственные органы.

Как правильно уволиться из вооруженных сил?

Порядок увольнения по собственному желанию включает следующие этапы:

  1. Подготовка доказательной базы. Военнослужащему необходимо подготовить документы, подтверждающие вескость причин для увольнения. В зависимости от характера оснований потребуются такие документы:
    • медицинские заключения;
    • акты обследования бытовых условий;
    • справки с места жительства, государственных учреждений, органов опеки и соц. служб;
    • ходатайства госорганов, соц., общественных организаций;
    • решение о выдаче иностранного гражданства и т.д.

Завершает процесс увольнения издание приказа командира, официальное расторжение контракта, выплата причитающихся компенсаций и исключение военнослужащего из списка части.

  • Скачать бланк рапорта военнослужащего на увольнение по собственному желанию
  • Скачать образец рапорта военнослужащего на увольнение по собственному желанию

Какой порядок выплат, если военный увольняется из армии?

Все вопросы по выплатам военнослужащим, в т.ч. при их увольнении, регулируются Законом № 306-ФЗ от 07.11.2011. Конкретный размер компенсаций определяется согласно приказу МО РФ № 2700. При увольнении с военнослужащим должен быть произведен полный расчет по отработанным дням, причитающемуся отпуску и т. д. Кроме того, увольняющийся по собственному желанию может претендовать на такие дополнительные выплаты:

  1. Единовременное пособие. Его размер зависит от воинского стажа и может составлять от 2 до 7 месячных окладов.
  2. Премиальные выплаты. Они могут достигать 25% от оклада.
  3. Материальная помощь. Она производится в соответствии с установленным графиком в размере месячного оклада. Если она уже выплачена, то удерживать ее обратно нельзя, несмотря на неполное истечение расчетного года.
  4. Компенсация за неиспользованное вещественное довольствие. Они могут составлять до 40% от положенного довольствия при сроке службы менее 15 лет и до 3% от оклада за каждый год сверх указанного стажа.

Особые привилегии положены при получении травм или потере здоровья в период несения воинской службы, что и стало причиной увольнения. При получении травм, при исполнении воинских обязанностей, предусматриваются выплаты контрактнику до 2 000 000 рублей, «срочнику» – до 1 000 000 рублей.

Размер пособий при увольнении из-за потери здоровья зависит от воинского стажа:

  • при службе менее 10 лет – 5 месячных окладов;
  • 10-15 лет – до 10 окладов;
  • 15-20 лет – до 15 окладов;
  • 20 и более лет – 20 окладов.

Окончательная сумма всех причитающихся выплат при увольнении зависит от звания, должности и воинского стажа военнослужащего. Просьбу об их начислении надо изложить в рапорте на увольнение или в отдельном рапорте на конкретный вид выплаты.

Важно помнить, что указанные материальные компенсации выдаются только при согласованном увольнении по собственному желанию. Они не предусматриваются при прекращении контракта по инициативе командования, если увольнение вызвано какими-либо негативными действиями со стороны военнослужащего.

Другими словами, если комиссия или командир не признают причины уважительными, а военнослужащий просто прекращает исполнять свои обязанности, то он может быть уволен по решению командования без дополнительных выплат.

Причиной увольнения военнослужащего может стать увольнение по ОШМ. Об этом можно прочитать на нашем сайте.

Что делать при отказе?

Отказ военнослужащему в увольнении по собственному желанию может быть вызван только признанием причин несущественными (неуважительными). Такое решение может вынести аттестационная комиссия в своем заключении или сам командир. У военнослужащего есть право оспорить такое решение.

Однако следует оговориться, что такая процедура имеет смысл только в том случае, когда причины соответствуют основаниям для увольнения, приведенным в ст. 51 Закона № 53-ФЗ. В любых других обстоятельствах будет признана правота командования.

Обжаловать отказ можно путем подачи рапорта вышестоящему командиру по инстанции (вплоть до Министра обороны). Другой путь – обращение в военную прокуратуру или суд. В заявлении (иске) должны четко излагаться уважительные причины для увольнения и необоснованные причины отказа.

Наиболее часто отказ обусловлен тем, что командир и военнослужащий по-разному понимают п. 6 ст. 51 Закона № 53-ФЗ, указывающий на семейные и бытовые обстоятельства. Например, отсутствие возможности содержать семью на денежное довольствие военнослужащего. Здесь следует исходить из прожиточного минимума в конкретном регионе, но при этом необходимо доказать отсутствие иных источников доходов у членов семьи.

Комиссия может, к примеру, отказать в признании, в качестве уважительной причины, проживание близкого родственника за границей. Особые проблемы возникают у женщин-военнослужащих после рождения ребенка. Достаточно сложно доказать невозможность надлежащего ухода за малолетним ребенком.

Возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию допускается законодательством РФ. Однако этот процесс требует наличия веских, уважительных причин, которые четко регламентированы. Военнослужащий не имеет право не выходить на службу без официального прекращения действия контракта. Он обязан осуществить всю процедуру в установленном порядке.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *