В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

Поможем получить разрешение на строительство Запишись на бесплатную консультацию к юристу Записаться

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

  • при строительствегаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.
  • при обустройстведачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.
  • при строительствеотдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.
  • при реконструкцииобъектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.
  • при проведениикапитального ремонтамногоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.
  • при согласовании размещениябуровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.
  • при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.
  • в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

  • базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;
  • площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;
  • колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;
  • дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;
  • вводные газопроводы в районах населенных пунктов;
  • линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

Ответственность за отсутствие разрешения на строительство

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

  • на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;
  • должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;
  • с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;
  • юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Случаи когда объекты капитального строительства не требуют разрешения на строительство

Подборка наиболее важных документов по запросу Случаи когда объекты капитального строительства не требуют разрешения на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Недвижимость:
  • 210.00.13.11.111
  • 3-НДФЛ при продаже недвижимости
  • Агентский договор на продажу недвижимости
  • Акт обследования здания
  • Амортизация зданий
  • Ещё.
  • Строительство:
  • 344 КОСГУ
  • 43 99 90 190
  • 43.99.90.190
  • Авторский надзор
  • Авторский надзор КОСГУ
  • Ещё.

Судебная практика: Случаи когда объекты капитального строительства не требуют разрешения на строительство

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию» КоАП РФ «Пунктом 7 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Случаи когда объекты капитального строительства не требуют разрешения на строительство

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как признать право собственности на гараж?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) Регистрация может проводиться в упрощенном порядке на основании технического плана объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок или документа, подтверждающего возможность размещения таких объектов. Это допускается в случаях, когда для строительства объекта недвижимости не требуется разрешение на строительство. Одним из таких случаев является строительство (реконструкция) гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ; ч. 10 ст. 40 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Одна из проблем применения ч. 11 ст. 24 ФЗ N 218 связана с тем, что Градостроительным кодексом РФ предусмотрен лишь перечень случаев, в которых для строительства объекта не требуется выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию (п. 17 ст. 51), однако не регламентированы случаи, в которых не требуется изготовление проектной документации, кроме как в ч. 3 ст. 48 — изготовление проектной документации не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. В этой связи в Письме Росреестра от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д234 высказано мнение о необязательности подготовки проектной документации для гаражей, подсобных сооружений, хозяйственных построек, производственных, бытовых и иных зданий, расположенных на садовых (включая ранее именовавшиеся дачными), огородных земельных участках, а также на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, при условии что такие объекты являются объектами вспомогательного использования.

Какие постройки на участке можно возводить, не нарушая закон. Разбираем виды сооружений и ответственность за самострой

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ предусматривает разделение построек на участке на два типа – капитальные и некапитальные. Основное различие между ними в том, что некапитальные собственник участка может возводить на своём участке, не ставя никого в известность, не получая разрешения на строительство и не регистрируя их потом в Росреестре. Разберёмся, какие именно постройки можно возводить самовольно, не нарушая закон. А для каких построек разрешение нужно – и что будет, если им не заручиться.

  • 🏠 Что можно строить на своём участке без специального разрешения
    • Некапитальные постройки и их характерные признаки
    • Для каких именно строений не требуется разрешение
    • Капитальные объекты и их признаки
    • Что будет, если возвести на участке капитальные постройки без разрешения

    🏠 Что можно строить на своём участке без специального разрешения

    Вначале – коротко о нормах законодательства на этот счёт.

    Некапитальные постройки и их характерные признаки

    Согласно пп. 10 и 10.2 ст. 1 ГрК РФ, в градостроительном законодательстве чётко различаются два типа построек:

    1. Капитальные – это собственно все здания, строения, сооружения, объекты незавершённого строительства и т. д. Для них требуется получать разрешение на строительство, а потом регистрировать в органах Росреестра.
    2. Некапитальные (они же временные) – все объекты, которые можно переместить, демонтировать, разобрать и собрать заново без несоразмерного ущерба. Они регистрации не подлежат, разрешения на их строительство не требуется (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

    Применительно к некапитальным постройкам на участке основными признаками такого рода объектов будут:

    1. Лёгкость в возведении. В ГрК РФ прямо упоминаются навесы, киоски.
    2. Возможность перемещения. Надо отметить, это самый спорный признак: при желании тот же бревенчатый сруб деревянной избы можно без особого ущерба разобрать и собрать на новом месте, не причинив значительного ущерба. Однако этот признак позволяет отграничить, например, беседку или уличный туалет от кирпичного дома или гаража.
    3. Отсутствие прочной связи с землёй. Это, среди прочего, подразумевает, что наличие фундамента или коммуникаций (водопровода, канализации) уже выводит строение за рамки некапитальных. Наличие же электроснабжения – нет: современные счётчики электроэнергии часто имеют внешние розетки, позволяющие легально запитывать от них даже временные постройки с помощью кабелей.

    Кроме того, определяя статус построек на участке, следует руководствоваться и ст. 135 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Она касается главной вещи (с точки зрения права, здания и сооружения – тоже вещи) и принадлежностей. Статья предусматривает, что, если договор не определяет другого, то судьба главной вещи и принадлежности должна быть единой. С этой точки зрения сооружения, призванные обслуживать главное здание (обычно жилой дом) могут рассматриваться, как его принадлежности – при условии, что без него они не могут использоваться. Такими будут, например, котельная, пристроенная ванная комната, летняя кухня и т. д.

    Рассматривая некапитальные постройки, нужно руководствоваться и Строительными нормами и правилами СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Они прямо разрешают строительство некоторых временных сооружений – в частности, уличного туалета и компостной ямы – при условии, что площадь участка равна или превышает 600 кв. м (классические «шесть соток»).

    Для каких именно строений не требуется разрешение

    Без разрешения на участке можно возводить:

    Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

    Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816
    «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    13 июля, 15 ноября 2021 г.

    В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

    перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

    перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

    изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7089; 2016, N 19, ст. 2706; 2018, N 28, ст. 4227).

    2. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 12, ст. 1715);

    постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4896).

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    УТВЕРЖДЕН
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 12 ноября 2020 г. N 1816

    Перечень
    случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории

    С изменениями и дополнениями от:

    15 ноября 2021 г.

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 1 марта 2022 г. — Постановление Правительства России от 15 ноября 2021 г. N 1945

    1. Строительство, реконструкция:

    объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором — седьмом и девятом — тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

    газопроводов с проектным рабочим давлением не более 1,2 мегапаскаля.

    2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:

    строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

    строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

    общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

    3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

    4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

    Информация об изменениях:

    Перечень изменен с 22 июля 2021 г. — Постановление Правительства России от 13 июля 2021 г. N 1173

    УТВЕРЖДЕН
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 12 ноября 2020 г. N 1816

    Перечень
    случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

    С изменениями и дополнениями от:

    линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;

    линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;

    тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;

    водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;

    линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;

    линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

    отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;

    автомобильных дорог IV и V категории;

    объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

    местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

    пешеходных улиц и площадей городов;

    парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек;

    объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 12 ноября 2020 г. N 1816

    Изменения,
    которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

    1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

    «9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.».

    2. В пункте 18 слова «на дворовых территориях многоквартирных жилых» заменить словами «на придомовых территориях многоквартирных».

    3. Пункт 24 дополнить словами «, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции».

    4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

    «31. Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).».

    Правительство пересмотрело перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

    Также существенно расширен список объектов, для строительства или реконструкции которых не нужно получать разрешение на строительство. Это в т. ч. водопроводы и водоводы диаметром до 500 мм, линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм, автодороги IV и V категории, местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходные улицы и площади городов, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.

    Уточнены виды объектов, которые могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

    Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

    Вступает в силу с 28 ноября 2020 г.

    Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 ноября 2020 г. N 0001202011200052, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 47 ст. 7520

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. N 1945

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

    Постановление Правительства РФ от 13 июля 2021 г. N 1173

    Изменения вступают в силу с 22 июля 2021 г.

    Порядок получения разрешения на строительство на участке под ИЖС

    На участке ИЖС можно построить жилой дом в пределах 3-х этажей, предназначенный для проживания одной семьи. Но для начала стройки необходимо получить разрешительную документацию, а именно разрешение на строительство.

    • Разрешение на строительство ИЖС: определение и законодательство
    • Вид разрешенного использования
    • Кто уполномочен выдавать разрешение?
    • Пакет документов
    • Получение разрешительной документации

    Разрешение на строительство ИЖС: определение и законодательство

    Разрешение на строительство ИЖС – это документ, который подтверждает соответствие предполагаемой постройки (ее проектной документации) плану планировки и межевания территории. Строительство должно производиться с учетом вида разрешенного использования участка и установленных ограничений.

    Выдается разрешение уполномоченными за надзором и контролем в сфере строительства органами. После получения данного документа можно на законных основаниях приступать к строительству, либо реконструкции объекта.

    Порядок получения разрешения на строительство определяется нормами Градостроительного кодекса, Приказом Минстроя РФ 117 (Об утверждении формы разрешения на ввод объекта), локальными нормативно-правовыми актами и муниципальными регламентами оказания гослуслуги.

    Важность своевременно оформленного разрешения на строительство сложно переоценить.

    С 2018 года будет невозможно узаконить строение и поставить его на кадастровый учет, не имея на руках этот документ (сегодня еще допускается постановка на учет здания на основании декларации собственника).

    Без данного документа возникнут сложности при оформлении прописки и подключении к коммуникациям.

    Помимо получения законного права на строительство дома на участке благодаря разрешению собственник земли может не опасаться наложения на него штрафных санкций за самовольную застройку, ему не грозят судебные споры об отступах от границ и территориальных спорах.

    Официальное разрешение на строительство дома понадобится и обладателям материнского капитала для перевода средств на счет застройщика.

    Вид разрешенного использования

    Участки, выделенные гражданам под ИЖС, допускается использовать (в соответствии с классификатором ВРИ):

    • под размещение частного дома;
    • выращивание с/х культур (плодовых, бахчевых, овощных, ягодных и пр.);
    • размещение гаражей и подсобных помещений.

    На какие объекты нужно получать разрешительную документацию?

    Это объекты капитального строительства, пригодные для круглогодичного проживания, другими словами – это возводимый на участке жилой дом. Также требуется разрешение при желании произвести реконструкцию уже имеющегося дома.

    В части 17 ст.51 Градостроительного кодекса приведен список объектов, на которые не требуется получать разрешение на строительство. Это:

    • строительство гаража;
    • подсобных построек для ведения ЛПХ;
    • иных объектов некапитального строительства: навесов, киосков и пр.;
    • реконструкция объектов, которая не предполагает снос стен и перепланировку;
    • косметический ремонт дома.

    Инициатором получения разрешения на строительство может быть собственник участка под ИЖС.

    Перед началом строительства собственнику необходимо произвести ряд подготовительных работ: оценить прочность фундамента, подготовить проектную документацию, проанализировать уровень грунтовых вод и пр.

    В процессе вынесения решения специалистами будет оцениваться соответствие предполагаемого к постройке дома градостроительным требованиям. Так, в доме должна быть минимум одна жилая комната (площадью не менее 8 кв.м.), санузел, коридор, кухня (площадью от 8 кв.м.), высота потолков должна быть от 2,7 м.

    Помимо это предполагаемый к постройке дом должен быть подключен к коммуникациям и не превышать установленные границы (трехметровые) от дороги и близлежащих строений. Также будет оценена допустимость размещения капитального объекта в соответствии с ВРИ земельного участка и действующими ограничениями.

    Кто уполномочен выдавать разрешение?

    Первоначально владельцу участка необходимо найти в регионе уполномоченный орган, который отвечает за выдачу разрешительных документов.

    В зависимости от месторасположения ЗУ данный вопрос попадает в разную административную юрисдикцию.

    Например, в Москве это Госкомитет строительного надзора. В некоторых муниципальных образованиях данные вопросы курирует Отдел архитектуры и градостроительства или Администрация МО.

    Если участок расположен одновременно на территории двух муниципальных образований, то обращаться необходимо в региональный или краевой комитет по строительным вопросам.

    Сегодня допускается передача документации на получение разрешения через МФЦ. В некоторых муниципальных образований реализована возможность передачи документов через портал госуслуг.

    Но в большинстве регионов на портале есть возможность только предварительно ознакомиться с регламентом оказания государственной услуги и списком запрашиваемых документов.

    Пакет документов

    Список документов для оформления разрешения прописан в Градостроительном кодексе (ч.9, 10) и ФЗ-73. Он включает в свой состав:

    • заявление на получение разрешительной документации;
    • паспорт;
    • правоустанавливающие документы на участок под ИЖС (в частности, свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарственная, свидетельство на наследство);
    • выписка из ЕГРН на земельный участок, полученная в Росреестре (не обязательно, так как представители администрации должны сами запросить документ в случае его отсутствия);
    • градостроительный план ЗУ, который был выдан не ранее чем за 3 года до приема заявления (выдается департаментом архитектуры и градостроительства);
    • ТУ на подключение дома к инженерным сетям (выдается департаментом строительства при администрации МО или другой уполномоченной инстанцией);
    • схему ЗУ с указанием места расположения ИЖС, в т.ч. подъезды к нему и проходы (схема может быть подготовлена самостоятельно или с помощью специализированной компании);
    • описание внешнего облика постройки, если строительство будет производиться в пределах исторического поселения (требуется, если не планируется типовое архитектурное решение), включающее в свой состав текстовую и графическую части.

    Данная госуслуга предоставляется гражданам бесплатно и не предполагает взимания госпошлины.

    В заявлении на получение разрешения нужно указать:

    • личные и контактные данные заявителя;
    • кадастровый номер и адрес расположения участка;
    • на каком основании заявитель распоряжается земельным участком;
    • дату и номер градостроительного плана;
    • характеристика постройки: площадь и количество этажей.

    В заявлении прописывается комплект документации, который служит приложением к нему.

    Оплата командировки в выходной день — как ее правильно оформить и получить.

    Не рекомендуем вам подделывать больничный — уголовная ответственность. По ссылке больше информации.

    Как получить декретные вашему мужу? Подробно об этом в нашей статье!

    Получение разрешительной документации

    После поступления в контролирующую инстанцию документов у нее будет 7 дней на принятие решения о выдаче разрешительной документации или отказа в выдаче (ст.51 Градостроительного кодекса). В качестве оснований для отказа могут выступать:

    • отсутствие права у заявителя на получение разрешительной документации;
    • несоответствие представленной документации требованиям к застройке на участке;
    • несоответствие описания облика ИЖС требованиям к архитектурным решениям или историческому облику.

    Отказ (в случае несогласия собственника с полученным вердиктом) допускается оспорить в судебном порядке.

    Полученное разрешение будет действовать в течение 10 лет. Именно за этот временной период необходимо успеть достроить дом.

    Разрешение не является именным: т.е. если вы решите продать участок вместе с недостроем новому владельцу не нужно будет получать новое.

    Срок действия разрешительной документации может быть продлен по запросу застройщика. Для этого ему необходимо обратиться в администрацию как минимум за 60 дней до окончания действия документа.

    Стоит отметить, что по отзывам землевладельцев процедура получения разрешительной документации весьма длительная по времени.

    Если сам документ делается в течение недели, то получение градостроительного плана и тех условий на коммуникации может занимать несколько месяцев (по регламенту каждый документ может делаться до месяца).

    Таким образом, получение разрешения на строительство является неотъемлемым этапом строительства дома на участке ИЖС и позволяет узаконить строительные работы на объекте.

    Все случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется

    foto12531-2

    Здания, сооружения, возводимые без согласования с уполномоченными органами, сносятся.

    Застройщик подлежит административному наказанию. Снос осуществляется по решению судебной инстанции или без ее вмешательства. Все зависит от ситуации.

    Разрешение на строительные работы необходимо: наличие документа убережет застройщика (как обычного гражданина, так и юридическое лицо) от неблагоприятных правовых последствий в будущем.

    Разберем подробнее, когда нужно получать разрешение на строительство, а в каких случаях выдача этого документа не требуется и почему.

    Понятие и назначение документа

    Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.

    foto12531-3

    Назначение документа:

    • подтверждение соответствия проекта нормам и требованиям ГПЗУ, документации проектного назначения по межеванию, планированию участков;
    • одобрение на проведение строительных, реконструкционных работ по строениям, отнесенных к капитальным.

    Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.

    В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.

    Когда нужно получать, согласно Градостроительному кодексу?

    Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.

    Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.

    Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.

    Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

    Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

    foto12531-4

    1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
    2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
    3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

    В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

    Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

    Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

    • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
    • сооружение не функционирует без головного объекта;
    • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
    • обособленность вспомогательного объекта;
    • наличие отдельного входа.

    Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.

    Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

    Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

    В частности:

    foto12531-5

    1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
    2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
    3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству. В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

    Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

    Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

    Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

    Как получить, кем выдается?

    При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.

    Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.

    Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:

    • местные органы власти,
    • Департаменты (региональный уровень),
    • орган строительного надзора (Госстройнадзор).

    foto12531-6

    Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:

    • Роспотребнадзор,
    • Управление Министерства Природных ресурсов и экологии,
    • Росатом,
    • Управление Министерства культурного развития и т.д.

    Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.

    МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.

    На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.

    Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.

    Электронная подпись (сокр. ЭЦП) – аналог собственноручной подписи заявителя. Ее выдают аккредитованные фирмы, взимая плату за услугу. Электронная подпись имеет разновидности: простая или усиленная. Разница состоит в том, что на оказание определенных услуг действует только усиленная электронная подпись.

    Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!

    В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.

    Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.

    Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства

    foto12531-7

    Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.

    Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона. Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.

    Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.

    Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.

    Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.

    И здесь возможно только два варианта:

    1. Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
    2. Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.

    Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.

    В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.

    Заключение

    Застройщики получают разрешение, если возводят объекты капитального назначения. Точного списка в законе найти не получится. Без наличия разрешения стройка незаконна.

    С 2018 разрешение на строительство дома под ИЖС не получают. Достаточно уведомления: его посылают в начале и конце работ. Но при условии, что дом соответствует требованиям строительство под ИЖС.

    Читайте также  На сколько дней могут задержать алименты

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *