Вс. Май 5th, 2024

В непосредственной близости от дома находится мусорный контейнер, из которого при сильных порывах ветра летит мусор, железные и алюминиевые конструкции, которые наносят ущерб припаркованным автомобилям. К кому следует обратиться, чтобы согласовать перемещение мусорного контейнера?

Светлана Разворотнева
Консультаций: 262

Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что контейнерная площадка должна находиться на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий.

Согласно п.2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 N 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.

Разрешение данного вопроса также регламентируется Правилами благоустройства, действующими на территории вашего проживания, а также зависит от того, включен ли земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.

В последнем случае наиболее распространена судебная практика возложения бремени переноса контейнерных площадок на управляющие организации, а при условии сохранения муниципальной собственности на землю – на орган местного самоуправления.

Перенос осуществляется при наличии возможности с учетом сложившейся застройки, мнения собственников, по итогам обследования по итогам согласования с органом местного самоуправления.

Согласование установки мусорных контейнеров

28 ноября 2022 Регистрация Войти 6 декабря 2022

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2022

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2020 г. № 4723-ОГ/04 О порядке обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2020 г. № 4723-ОГ/04 О порядке обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов

25 февраля 2020

Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на соответствующих территориях.

Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом — Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее — Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 — 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии — на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.

В частности, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Читайте также  Срок давности по кредиту

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1314 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с твердыми коммунальными отходами» ответственным федеральным органом исполнительной власти по вопросу в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами определено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации уполномочено предоставлять разъяснения о порядке обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р. Егорова

Обзор документа

Минстрой разъяснил, в каких случаях создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) относится к полномочиям органов местного самоуправления, а в каких — является обязанностью иных лиц. Указано, какие сведения содержат реестры мест (площадок) накопления ТКО.

Отмечено, что ответственным федеральным органом исполнительной власти по вопросу в сфере обращения с ТКО определено Минприроды. Министерство предоставляет разъяснения по обустройству мест накопления отходов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» . Поговорим о том, как с нового года будут создаваться контейнерные площадки для сбора мусора и как органы МСУ должны вести их учёт в пределах муниципальных образований.

Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.

Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

  1. УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  2. Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  3. Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  4. В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.

Кто и как устанавливает контейнеры на контейнерных площадках

Обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда устанавливать на придомовой территории сборники для твёрдых отходов закреплена в пп. пп. 3.7.1, 3.7.4 Правил № 170 . Несмотря на это вопросы о том, кто же должен размещать контейнеры с учётом «мусорной реформы», возникают и по сей день. Отвечаем на них.

Органы местного самоуправления

Общие нормы об установке мест накопления ТКО регламентируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 13.4 этого документа, накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В соответствии с этой же статьёй, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест, площадок накопления твёрдых коммунальных отходов и ведут реестр таких мест. Причастность органов местного самоуправления к вопросам организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО указана и в ст. ст. 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, лицом, ответственным за места размещения площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, являются органы местного управления. Значит ли это, что обслуживающая дом организация «не при делах»? Не совсем.

Обслуживающие многоквартирные дома организации

Истоки ответственности управляющих организаций за установку контейнеров кроются в статьях 161 и 162 ЖК РФ.

В доме созданы безопасные условия для проживания. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление домом должно обеспечивать «благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме».

Оборудование без проблем поставляет ресурсы. Благодаря надлежащему содержанию оборудование в составе общего имущества всегда готово к поставкам ресурсов, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг жителям МКД.

УО отвечает за услуги и работы по надлежащему содержанию общедомового имущества. Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация ответственна за оказание всех услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества. Она также следит за предоставлением коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать нормам.

Читайте также  Сроки уплаты налогов в 2022 году для физических лиц

Основа всего этого – договор управления. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, УО за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества.

Далее необходимо обратиться к Правилам № 491. Согласно пп. «е» п. 2 Правил № 491, в состав общего имущества включён земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. А значит, и с площадками, предназначенными для мест накопления ТКО.

В соответствии с пп. «д(2)) п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест, площадок накопления ТКО. Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

В пункте 26(1) Минимального перечня содержится положение, по которому в перечень работ по содержанию общего имущества входят работы по организации и содержанию площадок накопления ТКО. В их число включено обслуживание и очистка контейнерных площадок.

Складывается следующая картина: если земельный участок сформирован и оформлен в общее имущество, то обязанность по оборудованию мест ТКО и их надлежащему содержанию переносится на собственников. Следовательно, такая обязанность появляется у управляющей организации, потому что она отвечает за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества.

Порядок установки контейнеров на площадку

Вопрос, кто должен оборудовать площадки для накопления ТКО, прямым образом зависит от принадлежности участка под МКД.

Если участок сформирован и является общим имуществом, то такая обязанность лежит на собственниках или лицах, которые управляют многоквартирными домами. Это следует из совокупного толкования п. 4 ч. 1 ст. 36 и ст. 39 ЖК РФ. Плата за оборудование площадки для накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилого помещения.

Если участок не сформирован, т.е. земля муниципальная, то обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления. Это следует из писем Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268.

Каков порядок установки? В случае с несформированным участком достаточно обратиться в администрацию, она будет обязана за свой счёт оборудовать контейнерную площадку.

При сформированном участке в первую очередь необходимо решить вопрос финансирования, для чего необходимо инициировать общее собрание собственников. Относительно требований к установке необходимо обратиться к постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

  • В контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах, при их наличии.
  • В контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
  • В пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.

В третьем случае в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2646-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м. Это едва ли не идеальный случай, когда собственники согласны понести расходы на установку.

Нередко и они, и управляющая организация ссылаются на регионального оператора. Его роль в установке контейнеров размыта.

Региональный оператор

Путаницу вносит п. 90 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. Согласно нему «необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организации, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, и расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твёрдых коммунальных отходов»

В схеме обращения с отходами может не быть информации о местах накопления ТКО. Тогда, согласно п. 9 Правил обращения с ТКО, региональный оператор направляет данные о выявленных площадках в орган исполнительной власти субъекта РФ, который утвердил схему.

Для этого регоператор ежегодно отправляет в уполномоченный орган сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указывает их объём и площадки накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Делает он это не позднее 25 декабря года, который предшествует году фактического размещения оборудования (п. 13(1) Правил обращения с ТКО).

Исходя из изложенного, региональный оператор несёт расходы на приобретение и содержание контейнеров в случае выявления мест накопления ТКО, не отражённых в схеме обращения с отходами. Расходы эти, согласно п. 90 Основ ценообразования, не превышают 1% необходимой валовой выручки регионального оператора.

На заметку

  1. На муниципальной земле места для накопления ТКО оборудует муниципалитет, контейнеры приобретает и ставит тоже он.
  2. На оформленной придомовой территории эта обязанность ложится на собственников, следовательно – на управляющую организацию. Это указано в письмах Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268. В них ведомства разграничивают ответственность в зависимости от принадлежности земельного участка.
  3. Вместе с тем, в рамках 1% от валовой выручки установить контейнеры может региональный оператор. При этом оборудовать места для контейнеров должна всё же управляющая домом компания.

Проблемы, связанные с организацией и содержанием мест накопления ТКО, не являются просто теоретическими. Вследствие «мусорной реформы» возникла путаница. Теперь, если обнаружится, что контейнер установлен на муниципальной земле без согласования, органы муниципального жилищного надзора требуют от управляющих организаций пояснить, как так вышло. И УО не стоит рассчитывать на муниципалитет – часто даже он не знает, откуда такой контейнер появился.

Так случилось с одним из клиентов ООО «МКДЭКСПЕРТ». УЖКХ администрации г. Лабытнанги сделало массовую рассылку по управляющим компаниям. В ней оно потребовало обосновать, почему контейнеры для обслуживания жилищного фонда города установлены на земельных участках в муниципальной собственности.

Управляющая организация информацией о создателях площадок не располагала, о чём и сообщила администрации. Позже выяснилось, что изначально их разместила сама администрация.

Другой клиент ООО «МКДЭКСПЕРТ» из Оренбургской области обратился со следующей проблемой: жители соседнего дома складывали мусор на его площадках. Соседним домом управляла управляющая организация-конкурент. Первоначально выстроили схему: поскольку используется общее имущество дома, управлением которым занимается клиент, то конкурент должен платить за «аренду». Тем более, содержит площадку тоже клиент. Вместе с тем, данная схема вряд ли сработает, если домом управляющей организации-конкурента заинтересуется ГЖИ.

Для разрешения спора о том, кто должен установить контейнер ТКО, необходимо определить собственника земельного участка. Зачастую с этим и связаны излишние расходы на установку контейнеров или, наоборот, бездействие, основанное на ошибочном предположении о том, что ответственность лежит на ином лице.

Подходите к этим спорам основательно или передайте рутинную работу профессионалам, которые много лет работают в сфере ЖКХ, защищая интересы управляющих компаний в судах разных инстанций.

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» . Поговорим о том, как с нового года будут создаваться контейнерные площадки для сбора мусора и как органы МСУ должны вести их учёт в пределах муниципальных образований.

Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.

Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Читайте также  Срок рассмотрения заявления на алименты сколько длится суд по алиментам

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

  1. УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  2. Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  3. Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  4. В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.

Согласование установки мусорных контейнеров

Слушать эту статью:

Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.

Местные власти должны, но не обязаны…

Если сознательные жильцы многоквартирного дома хотят установить в своем дворе контейнеры для раздельного сбора мусора, для них это не составит большого труда. Во всяком случае, это намного проще, чем возить тяжелые мешки за несколько кварталов. Тут, как в известной поговорке, если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам.

Для этого требуется созвать общее собрание и поставить на повестку дня организацию раздельного сбора мусора и связанные с этим вопросы — например, источник финансирования. Кто будет приобретать контейнеры, за чей счет, кто их будет привозить и устанавливать возле дома, ежедневно увозить к местам утилизации и возвращать обратно?

Но ведь кто-то же отвечает за сбор мусора! Почему жильцы должны взять решение этой проблемы на себя? Дело в том, что сейчас нет единого документа, который бы регламентировал вопрос раздельного сбора мусора. Он регулируется разными актами на федеральном, региональном и местном уровне в части организации мест накопления отходов, установки контейнеров и расходов на вывоз мусора (список вы можете найти в конце материала).

Поэтому имеет смысл еще до проведения собрания обратиться с письменным запросом в органы местной власти для того, чтобы узнать, из каких источников будет финансироваться и реализовываться принятое в будущем решение собрания жильцов.

В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ и в Правилах обустройства мест накопления отходов (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039) определено, что обязанность по созданию площадок для сбора, хранения и утилизации мусора лежит на органах местного самоуправления. Перечень таких мест должен быть размещен в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления сайта нет — на портале субъекта РФ.

Законом предусмотрено, что местные власти не только отвечают за организацию мест скопления отходов, но и приобретают контейнеры для установки в местах сбора мусора. Но о раздельном сборе мусора там, к сожалению, ничего не сказано.

Вопрос по организации площадок по сбору мусора по закону можно поручить и региональным операторам по обращению с отходами, но установка раздельных контейнеров также не входит в их обязанности.

Жильцам принадлежит все — и имущество, и расходы

Обратимся к Жилищному кодексу. Он говорит, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит все имущество, включая объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, которые расположены на указанной территории, к ним относятся и мусорные контейнеры. Но и расходы на содержание общего имущества оплачивают сами жильцы.

Работы по организации и содержанию мест накопления отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и контейнерных площадок входят в обязательный перечень услуг, необходимых для обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, собственники жилых помещений могут купить контейнеры в качестве имущества общего пользования и оплачивать их содержание.

Вывод: если жильцы принимают решение на общем собрании о раздельном сборе мусора, они имеют право сами определять источник финансирования и порядок установки контейнеров или с принятым решением обратиться в органы местного самоуправления или к региональным властям.

Практика показывает, что если собственники сами примут такое решение и профинансируют его исполнение, то особых проблем у них не возникнет. А если реализацией будут заниматься органы власти (даже через регионального оператора), может возникнуть проблема нехватки средств, заранее не заложенных в бюджет.

Список документов, о которых нужно знать

  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О требованиях к местам (площадкам) накопления отходов».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 «О гигиенических требованиях к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019) «О полномочиях местных органов власти в организации деятельности по сбору отходов».
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «О правилах обустройства мест накопления отходов и ведения их реестра».

Материалы по теме:

Фото в материале и на обложке: Unsplash

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *