Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

В России сложно найти двор, в котором предусмотрены парковочные места для всех владельцев авто. Плотность застройки и этажность новых домов приводит к тому, что стоянки не вмещают и половины машин жильцов. В старых домах схожая ситуация, они строились, когда машины были редкостью.

Каждый собственник помещений в многоквартирном доме имеет право оставить машину во дворе, но мест не хватает. В итоге жители начинают парковаться на газонах, детских площадках и тротуарах, чем вызывают недовольство пешеходов, доходит до открытых конфликтов между соседями. Больше всего нареканий вызывают беспорядочно припаркованные транспортные средства и те машины, что стоят у подъезда, осложняя подход, проезд и доступ экстренных служб. При этом парковка перед подъездом жилого дома влечет за собой штраф.

Какие нормы нарушает водитель, который оставляет авто у дома, есть ли штраф за парковку возле подъезда и сколько придется заплатить нарушителю расскажем в статье.

Где парковаться во дворе?

Существуют правила стоянки во дворах многоквартирных домов, они регламентированы пунктом 26.6 правил дорожного движения. Согласно правилам «О парковке в жилом районе», оставлять транспорт во дворах можно только в специально отведенных для этого местах. Места для машин на территории двора должны быть выделены разметкой, дом может быть оборудован подземным или наземным паркингом. Если машиномест на придомовой территории недостаточно, застройщик может заключить договор с близлежащей платной стоянкой.

Почему нельзя парковать автомобили под окнами?

Правила размещения транспорта во дворе призваны защитить дома от неудобств, которые могут причинить жителям автомобили под окнами. При прогреве автомобиля, выхлопы попадают в раскрытые окна, срабатывающие сигнализации создают шум и мешают отдыху жителей многоквартирного дома.

*Свет ярких, неотрегулированных фар, например, ксенона, может также мешать жителям нижних этажей. Лучше выбрать светодиодные фары оснащенные регулятором, а светодиодные фары дополнительного света выключать в жилой зоне.

Где нельзя ставить автомобили?

  • На газонах и тротуарах, в местах, где они загораживают проход пешеходам;
  • на проезде, загораживая свободное перемещение транспорта по двору и закрывая доступ для экстренных служб;
  • парковаться рядом с мусорными баками, чтобы не препятствовать вывозу ТБО;
  • в непосредственной близости к жилому дому с включенным двигателем, чтобы выхлопные газы не проникали через окна в квартиры;
  • у подъездов жилого дома, чтобы не осложнять подход к подъезду пешеходов, проезд колясок и доступ экстренных служб.

Нормативная база

  • П. 17.3 ПДД запрещает стоянку грузовых автомобилей категории «С» в жилой зоне и стоянку с включенным двигателем;
  • нормы пожарной безопасности запрещают перегораживать въезд во двор для специального транспорта;
  • в санитарно-эпидемиологических нормах указано расстояние от окон, на котором должны располагаться парковки с определенным количеством мест. Так парковка на 10 машиномест должна быть расположена не ближе чем в 10 метрах от дома, разместить 25 машин можно не ближе чем в 50-100 метрах от дома и т. д.

Собственники помещений МКД могут на общем собрании принять решение о выделении дополнительных парковочных мест, используя и непригодную для этих целей территорию. Оставление авто на газонах, детских площадках и тротуарах возможно, если жители проголосовали за такой способ размещения машин во дворе, и установили специальные разрешительные знаки. Но стоит учесть, что, если это решение будет противоречить нормативной базе, даже разрешенная парковка будет вне закона и может повлечь наложение штрафа.

*Если житель не согласен с решением собрания собственников и считает, что оно нарушает требования пожарной инспекции или санэпидемстанции, он может обратиться в указанные органы для проверки законности.

«Гостевая» парковка у подъезда

СанПиН содержит понятие «гостевая парковка». Под ним предполагают машиноместа для гостей жителей многоквартирных домов. На гостевых местах нельзя оставлять автомобили надолго, только временное пребывание. В самих нормах нет ограничений, связанных с расположением этих мест, по умолчанию их можно оборудовать и на тротуарах, в том числе непосредственно перед входом в подъезд. Если автомобиль стоит у подъезда систематически и длительное время, значит речь идет о нарушении и штрафе за парковку именно возле подъезда.

Штраф за парковку у подъезда жилого дома

Размер штрафа зависит от региона и типа нарушения.

  1. Так, если водитель оставил машину на тротуаре у подъезда, и рядом нет разрешающего парковку знака, в Москве и Санкт-Петербурге он должен будет заплатить 3000 рублей, в регионах – 1000.
  2. Авто у подъезда мешает передвижению другого транспорта, в регионах придется заплатить 2000 рублей, в Москве и Петербурге – 3000.
  3. Припаркованная у подъезда машина мешает подъезду пожарного автомобиля, штраф составит от 500 до 2000 рублей. Если из-за этого погибли или пострадали люди, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
  4. Водитель оставил транспорт у подъезда на газоне, размер штрафа установлен региональным кодексом об административных правонарушениях до 5000 рублей.
  5. Регионы определяют и размер штрафа за парковку возле мусорных баков, он обычно составляет до 5000 рублей.

Как бороться с нарушителями правил парковки?

Официальные службы не занимаются патрулированием дворов и выявлением нарушений правил парковки, поэтому применение санкций к нарушителям зависит от активной позиции жителей.

Чтобы бороться с припаркованными где попало автомобилями законными методами, есть 3 способа:

  1. При обнаружении автомобиля у подъезда, вы можете вызвать сотрудника ГИБДД. В таком случае нарушителю выпишут штраф, а автомобиль отправят на штрафстоянку. К затратам прибавится оплата эвакуатора и оплата штрафстоянки. Вызвать сотрудника полиции можно по общему номеру или по номеру дежурной части района. Но не стоит рассчитывать, что ГИБДД приедет быстро, возможно, ждать придется несколько часов. К прибытию инспектора машина уже может уехать.
  2. Жители могут зафиксировать нарушение самостоятельно, для этого нужно сделать фото, где видно, что автомобиль припаркован в неположенном месте и госномера автомобиля. Эти фото нужно приложить к письменной жалобе, составленной в произвольной форме и подать в отделение ГИБДД.
  3. Жалобу можно отправить через официальный сайт или специальные приложения, в Москве – «Помощник Москвы», в других регионах – приложение «Spot». Преимущества такого способа: не нужно никуда ехать, ждать инспектора, отправляйте фото и видео.

*Владелец авто может сослаться на СанПиН о «гостевой» парковке, в таком случае придется доказать при помощи фото и видео, что автомобиль стоял на парковке длительное время, или оставляется жильцом систематически.

В каких случаях парковать машину у подъезда можно?

Водитель может кратковременно оставить транспортное средство у подъезда для погрузки или разгрузки, посадки или высадки пассажиров. У подъезда также можно поставить транспорт экстренных служб, которым необходим доступ к дому: скорой помощи, пожарной, газовая служба и т. д. Поставить транспорт на длительную стоянку можно только в случае, если установлен специальный дорожный знак.

Законна ли установка ограждений парковочного места у подъезда?

Часто жители многоквартирных домов пытаются закрепить за собой парковочное место и самовольно устанавливают ограждение, бывает, что прямо у двери в подъезд. Такие действия незаконны, могут привести к конфликту между соседями.

Что можно сделать:

  1. Придомовая территория – это общее имущество и распоряжаться им может только собрание собственников помещений. Если у владельца авто нет копии протокола общего собрания собственников, где было принято решение об установке ограждения парковочного места, любой житель имеет право демонтировать самовольно поставленную конструкцию. Главное – не нарушить асфальтобетонного покрытия.
  2. Если парковка у подъезда разрешена, но кто-то установил самовольное ограждение, ГИБДД не станет заниматься демонтажем. В таком случае лучше обратиться к участковому полицейскому для устранения нарушения.
  3. Обратитесь в управляющую компанию, муниципальный отдел ЖКХ или ТСЖ, у этих организаций есть полномочия для демонтажа самовольных конструкций, но нет полномочий выписать штраф нарушителю. Причем в ТСЖ и УК достаточно обращения собственника, отдел ЖКХ может запросить коллективную жалобу с подписями как можно большего количества собственников помещений в МКД. В администрации разберутся в ситуации и могут обязать УК или ТСЖ убрать незаконное ограждение.

В большинстве случаев парковка у подъезда многоквартирного дома вне закона и грозит штрафом. Не стоит пытаться бороться с нарушителями самостоятельно и доводить до открытого конфликта с соседями, стоит обратиться в официальные инстанции. Если парковка у подъезда мешает пешеходам, чтобы выписать штраф, необходимо обратиться в Госавтоинспекцию. Если водитель оставил проход для пешеходов и проезд колясок, но машина стоит у подъезда, можно обратиться к пожарным или в санэпидемстанцию. Если у подъезда кто-то самовольно установил ограждение, вы имеете право обратиться в организацию, осуществляющую функции по управлению МКД или городскую администрацию.

Не забудьте отрегулировать фары, чтобы не мешать соседям и не вызывать негатива. Оптимальный вариант – светодиодные фары для автомобиля и доп фары светодиодные оснащены регулирующим механизмом, долго служат, не слепят встречный транспорт, дают яркий, схожий с дневным свет. С хорошим автомобильным светом можно чувствовать себя уверенно и на дороге и на парковке.

Парковочные проблемы жильцов многоквартирных домов

Автовладельцы знают: неорганизованное размещение транспортных средств на придомовой территории нередко приводит к конфликтам между соседями. Давайте разберемся, как парковаться законно и о чем нужно помнить, чтобы клочок земли во дворе не стал причиной раздора.

Читайте также  Повышающий коэффициент транспортный налог 2022

Парковочные запреты в жилых зонах

  • Остановка и стоянка транспортного средства во дворе с работающим двигателем запрещены (ч. 2 ст. 17 ПДД). За нарушение этого правила может быть наложен штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ).
  • За парковку машины на тротуаре предусмотрен штраф в размере 1 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.19 КоАП). Неправильно припаркованный автомобиль могут и эвакуировать. В таком случае помимо штрафа автовладельцу придется оплатить работу эвакуатора.
  • За парковку на газонах в Кодексе об административных правонарушениях РФ штраф не предусмотрен, поэтому необходимо обратиться к региональному законодательству. К примеру, в Санкт-Петербурге за такое нарушение автомобилист заплатит от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
  • За превышение уровня шума автовладелец может быть оштрафован на 500 руб. (ст. 8.23 КоАП РФ).
  • Большегрузный автомобиль с массой более 3,5 т запрещено ставить в жилой зоне 1 .
  • Стоянка коммерческого автотранспорта и обеспечение для него парковочных мест в кварталах многоквартирных домов запрещены 2 .
  • Организация на общедомовой территории многоквартирного дома «автостояночного» бизнеса также запрещена 3 .

Как жильцам бороться с автонарушителями?

Чтобы привлечь к ответственности нарушителя, который игнорирует правила парковки и установленные запреты, рекомендуется:

  • зафиксировать нарушение на фото или видео;
  • сообщить о нем уполномоченным лицам органов госвласти: в Департамент государственного и жилищного надзора, в полицию – участковому или ГИБДД; по возможности следует представить доказательства.

Сообщить о правонарушении могут не только жильцы многоквартирного дома, но и сотрудники управляющей компании (ТСЖ).

Могут ли жильцы установить шлагбаум, чтобы ограничить въезд на придомовую территорию?

Да, могут. Но для этого необходимо получить одобрение на общем собрании собственников помещений (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для установки шлагбаума на придомовой территории должно быть получено не менее 2/3 голосов собственников.

Далее нужно провести кадастровый учет земли, если границы придомового участка не обозначены, поскольку распоряжаться им собственники могут исходя из его границ.

Каждый жилец должен получить возможность открывать шлагбаум, поскольку собственники имеют право на беспрепятственный доступ к своему жилищу и равные права на парковку личного автотранспорта во дворе дома.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что самовольное устранение шлагбаума может повлечь гражданско-правовую или административную ответственность (ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство»).

Как быть с захватом части придомовой территории для личной парковки?

Порой жильцы самовольно создают во дворе парковочные места для личного пользования. Для этого они устанавливают ограждения и барьеры с запирающими устройствами, которые мешают их соседям парковать свои автомобили.

Подобные действия влекут административную ответственность. На автовладельца могут наложить штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., если кадастровая стоимость земельного участка не определена. Если же она установлена, то размер штрафа будет составлять от 1 до 1,5% от этой стоимости (ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»).

1 Пункт 17.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

2 Пункт 4 Приказа Минтранса России от 17 мая 2018 г. № 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя».

3 Пункт 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне

Размещение и эксплуатация транспортных средств на прилегающей к дому территории и во дворах: есть ли решение на муниципальном уровне?
Стихийные парковки во дворах – бич нашего времени. Машины можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей. Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов власти. Практика показывает, что частично эту проблему можно решить посредством совершенствования правил благоустройства территории, а также силами самих граждан.

Казалось бы, установить запрет на размещение автомобилей вне гаража или специально отведенных для парковки и стоянки транспортных средств мест, и проблема загромождения дворов транспортом решена. На самом деле все не так просто, данная норма в настоящее время весьма затруднительна для исполнения. По сути, она обязывает владельца автотранспортного средства ставить его гараж или на специально отведенные места для парковки. При этом законодательного определения понятия «парковка» действующим законодательством не установлено, нельзя также утверждать, что таким местом является платная стоянка. Владелец автомобиля может потребовать исполнения этой нормы, а именно места для установки гаража в шаговой доступности от своего дома или специально отведенного места для парковки. Обязывать же гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – означает нарушить его право как потребителя и навязывать ему платные услуги, что недопустимо. Таким образом, данный вопрос действующим законодательством урегулирован только частично.

Вопросы правоотношений в сфере транспорта, в т. ч. размещения транспортных средств и эксплуатации на дворовых территориях, в настоящий момент регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ);
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ);
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения).
На стадии строительства многоквартирных домов должны быть соблюдены технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей к дому территории. Так, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко обозначен разрыв от открытых сооружений и паркингов до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без), и это расстояние должно составлять не менее 10 м.

Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в т. ч. требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

Следовательно, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в объеме, не нашедшем регламентации на федеральном уровне, и при отсутствии противоречий в законодательстве посредством внесения изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствования муниципального законодательства.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ

В марте 2014 г. в Правила благоустройства территории г. Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения в части урегулирования вопроса эксплуатации и содержания транспортных средств. Данная мера была продиктована необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с нормами федерального законодательства.

Поправки в Правила нацелены на исключение норм, связанных с остановкой, стоянкой и проездом транспортных средств, а также устанавливающих запрет на повреждение и загрязнение дорожных покрытий, поскольку данные требования урегулированы федеральным законодательством. Ряд норм, направленных на создание и сохранение благоприятных условий проживания населения города, уточняется в Правилах с целью сохранения объектов благоустройства на территории города.

В частности, в Правила внесены следующие изменения:

исключена ст. 7 «Транспорт», а также один пункт из ст. 5, где речь идет о хранении транспортных средств в непредусмотренных для этих целей местах, поскольку регламентация данных отношений лежит в сфере полномочий федерального законодателя;

Читайте также  Отсрочка от армии по семейным обстоятельствам

изменены и конкретизированы некоторые положения ст. 13, касающиеся ограничений и запретов в отношении владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка горючим транспортных средств на территории детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.

Кроме того, Правила устанавливают понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Изменения, внесенные в Правила, позволили улучшить экологическую ситуацию в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в т. ч. на общем собрании собственников принимать решение по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принять правила, наиболее удовлетворяющие их требования.

Реальную помощь в части размещения и эксплуатации транспортных средств на территории двора могут оказать ТОС и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Согласно ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ, законам субъектов РФ.

С 2007 г. в целях эффективного контроля и координации работ подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в границах имущественных комплексов административных округов г. Тюмени введен институт квартальных. Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, на которое возложены функции по организации работ по благоустройству и текущему содержанию конкретного имущественного комплекса. Квартальные ведут ежедневную работу по контролю за санитарным состоянием закрепленных за ними комплексов, выявлению брошенного автотранспорта, отслеживают состояние всех видов и форм внешнего благоустройства, освещения, содержание фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и др. По результатам проверок они составляют акты, к которым прилагаются фотоматериалы. В случае выявления нарушений составляются протоколы.

Квартальные имеют возможность контролировать размещение транспортных средств вне предусмотренных для этих целей местах, выносить по этим вопросам предписания, составлять протоколы. Так, в 2013 г. за размещение транспортного средства вне предусмотренных для этих целей мест ими было выписано 2218 протоколов, сумма наложенных штрафов составила 1 494 400, 00 руб.

Сами жители также должны сигнализировать о нарушениях по части оставленного в непредусмотренных местах транспорта, которые происходят на их территории. В этом отношении положителен опыт Тюмени по выявлению жителями, так называемых брошенных автомобилей.

Журнал «Практика муниципального управления», № 07, 2014
Автор: Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Парковка у дома и пожарная безопасность: что нужно учесть УО

У управляющих организаций много обязанностей, их нужно выполнять, чтобы не получить штраф и не лишиться лицензии. Среди прочего они обязаны контролировать, как близко к дому ставят свои машины жители, поскольку речь идёт о соблюдении требований пожарной безопасности. Читайте о решении ВС РФ по подобному делу.

Надзорные органы регулярно проверяют соблюдение требований пожарной безопасности

Орган государственного пожарного надзора провёл в отношении управляющей компании внеплановую выездную проверку и нашёл нарушение требований пожарной безопасности. УО не обеспечила проезд пожарной техники с двух продольных сторон, то есть не учла положения п. п. 8.6 и 8.8 СП 4.13130.2013.

Компании было вынесено предписание об устранении нарушений, но она с ним не согласилась и подала иск в суд.

Стоянка автомобилей должна быть организована без нарушений требований пожарной безопасности

У входов в подъезды многоквартирного дома была организована стоянка автомобилей. Контролирующий орган указал на то, что придомовая территория не предназначена для парковок машин, если она не устроена надлежащим образом.

При этом ведомство сослалось на постановление Главы государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, которое представило новую редакцию СанПиН 2.21/21.11200-03. Согласно этому документу, стоянка автомобилей допускается на расстоянии не менее 10 метров от жилых домов.

В рассматриваемом деле на момент проверки машины находились на расстоянии 3 метров от дома. Это является нарушением требований законодательства в области пожарной безопасности: создаётся помеха для подъезда пожарной техники к многоквартирному дому.

  • 3,5 м, если высота здания составляет до 13 м включительно;
  • 4,2 м для здания от 13 до 46 м включительно;
  • 6 м при высоте здания более 46 м.
  • 5–8 м для зданий высотой до 28 м включительно;
  • 8–10 м, если здание высотой более 28 м.

Арбитражный суд, который первым разбирал дело, указал, что устранять нарушения и выполнять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного жилого дома должна управляющая компания. Она имеет право выбирать способ и условия для этого. В удовлетворении заявленных требований было отказано.

Апелляционная, а затем и кассационная инстанции оставили решение первого суда в силе, поддержали его выводы. Верховный суд РФ согласился с этим. Далее мы расскажем, на какие нормы ссылались суды.

УО должна следить за безопасностью, в том числе пожарной, в доме

Управляющая организация, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания людей в доме, надлежащее содержание общедомового имущества, решать вопросы пользования таким имуществом, предоставлять коммунальные услуги.

По договору управления УО по заданию собственников в течение согласованного срока за плату выполняет работы и оказывает услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставляет коммунальные услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

  • о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
  • техническом регулировании,
  • защите прав потребителей,
  • обеспечении безопасности для жизни и здоровья граждан.

Надлежащее содержание общедомового имущества обеспечивают собственники помещений. Для этого они заключают договор с управляющей организацией или ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 16 Правил № 491).

Суды сделали вывод, что по существу перечисленных норм, управляющая организация обязана следить за содержанием дома, обеспечивать меры пожарной безопасности и отвечать за соблюдение требований пожарной безопасности в МКД, независимо от наличия или отсутствия таких услуг в Перечне работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

УО обязана принимать меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиями НПА

Суды также рассмотрели доводы управляющей организации о том, что предписание органа пожарного надзора невозможно было исполнить: в её обязанности не входило освобождение проезда к дому от припаркованных машин до ширины проезда 6 метров, да и не могла она требовать от владельцев транспортных средств освободить проезд к дому. Доводы были признаны необоснованными.

К тому же УО не предоставила доказательств, что принимала меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиями нормативных актов и предлагала собственникам решить вопрос по размещению стоянки в соответствии с требованиями СНиП и СанПиН.

На заметку

  • проверить, что вы не нарушаете нормы Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Правила противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, постановление Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 и иные нормативные акты;
  • провести ОСС и решить на нём вопрос об организации стоянки автотранспорта у дома;
  • регулярно информировать жителей МКД о необходимости соблюдать требования пожарной безопасности;
  • писать претензии владельцам машин, нарушающим требования пожарной безопасности. Это поможет вам доказать в суде, что вы предпринимали попытки предотвратить нарушение.

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Читайте также  Отказ от обязательной доли в наследстве

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Что делать, если во дворе дома постоянно паркуются грузовики

Жители многоквартирных домов нередко жалуются, что после возвращения домой вечером во дворе негде припарковаться. Одна из причин — парковочные места заняты фургонами, такси, машинами каршеринга, а то и вовсе большегрузами. Куда жаловаться, и есть ли шанс очистить дворы от таких «захватчиков» придомовой территории?

Алексей Майшев / РИА Новости

Проблема забитости парковок не только в центре мегаполисов, но даже и в спальных районах в последнее время усугубилась. В стремлении изгнать из дворов «пришлый» транспорт жилые товарищества устанавливают на въезде в придворовые территории шлагбаумы и создают списки реальных автовладельцев, выдавая пропуски и карты-транспондеры. Однако такие меры, увы, не всегда способны решить проблему. Все дело в том, что многие жильцы на поверку оказываются индивидуальными предпринимателями, которые, пользуясь ключом-картой, проезжают во двор, к примеру, за рулем такси, оформленные на них для осуществления коммерческой деятельностью. Нередко на огороженных шлагбаумами дворовых территориях скапливается также немало легких коммерческих грузовиков типа «ГАЗелей», Volkswagen Transporter и Ford Transit. По большей части такой транспорт принадлежит опять-таки ИП, проживающим в этом доме и въезжающих на территорию, используя свой электронный пропуск. Возникает логичный вопрос — можно ли освободить дворовые парковки от такой коммерческой техники и если да, куда жаловаться? Чтобы расставить все точки над i, поясним, что относительно описанной ситуации говорит закон. Прежде всего, пункт 17.2 ПДД гласит: «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест». Это означает, что при обнаружении на вашей парковке большегрузов (как правило, это длиннобазные цельнометаллические LCV с полной массой более 3,5 т) у вас есть все основания вызвать наряд ГИБДД и зафиксировать нарушение, за которое предусмотрен штраф 3000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге и 1500 рублей в регионах (ст.12.28 КоАП). Однако, если полная масса фургона меньше 3,5 т, выдавить такой автомобиль с дворовой парковки с помощью сотрудников ГИБДД не получится. Упомянем также важный приказ Минтранса №199 от 17.05.2018 года. В нем черным по белому написано, что «создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки не допускается». Эти положения вступили в силу в 2020 году и распространяются пока на три города федерального значения — Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Так значит, что можно аналогичным образом вызвать наряд и выдворить нарушителей с придворовой территории? Но, увы, такой алгоритм не сработает. Дело в том, что запрет Минтранса не относится к сфере ПДД и не является дополнением в автомобильные статьи КоАП РФ. Иными словами, контроль над исполнением приказа могут осуществлять городские префектуры или отделы муниципальных администраций. В любом случае, разумно будет начать с подачи жалобы в управляющую компанию своего дома. С помощью администрации можно будет, к примеру, установить лицензирующий орган, относящийся к тем такси, которые заполонили вашу парковку. ТСЖ или управляющая компания должны будут также направить вашу жалобу вверх по инстанциям и одновременно связаться с нарушителем и поставить его в известность, что он нарушает приказ Минтранса №199 от 17.05.2018 года. Иногда обычной беседы с нарушителем бывает достаточно, чтобы он перегнал свой автопарк с придворовой территории на специализированную городскую парковку. А вот на машины каршеринга приказ Минтранса № 199 не распространяется, поскольку договор каршеринга является по сути соглашением краткосрочной аренды транспортного средства. И тем не менее, все опять-таки в руках жильцов — на собрании собственников можно принять внутреннее правило о парковке машин каршеринга вне дворовой территории. С другой стороны, правда и то, что нарушитель может оспорить это постановление в суде. Отметим и еще один важный нюанс — за нарушение правил, установленных вышеупомянутым приказом, на сегодняшний день пока никакой административной ответственности не предусмотрено. Меры воздействия, как мы выяснили, все еще прорабатываются. Однако это не означает, что на индивидуальных предпринимателей, превративших дворовую территорию в парковку своего частного таксопарка или парка развозных грузовиков, не удастся в конце концов найти управу. Повторимся — действовать следует через муниципальные органы, которые должны будут зафиксировать факт стоянки такси или развозного фургона в дворе жилого дома более девяти часов, что является нарушением нормы о лицензировании пассажирских перевозок. Впрочем, считают эксперты, логика развития транспортной инфраструктуры в крупных городах такова, что фактическое административное наказание за неисполнение приказа Минтранса №199 в конечном счете будет определено, и явно будет для юридических лиц внушительным.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *