Чт. Май 2nd, 2024

Наказанием за сбитого пешехода на пешеходном переходе может быть 15 лет тюрьмы. Все зависит от того, чем кончилось ДТП — чем сильнее пострадал человек, тем серьезнее санкция. Эта статья о том, как поступить, если случилось ДТП с пешеходом, какой штраф за наезд на пешехода и какие виды ответственности существуют.

Штраф за сбитого пешехода

от 2000 руб. до 15 лет тюрьмы

Статьи 12.24 КоАП и 111, 112, 115, 264 УК

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

ДТП с участием пешехода

  • на пешеходном переходе,
  • за пределами перехода,
  • если сбить пешехода насмерть,
  • если сбить пешехода и скрыться.

Что предпринять водителю, если он сбил пешехода

Обозначить место аварии на дороге.Прежде всего, шофер обязан поставить знак «аварийная остановка». Это поможет другим заранее увидеть и объехать место аварии.

Вызвать скорую.Участник аварии, в которой пострадали люди, обязан оказать им первую помощь и вызвать скорую. Это сказано в п. 2.6 правил дорожного движения.

Увезти самостоятельно.Водитель обязан отправить пострадавшего в медучреждение, если он в тяжелом состоянии, а скорая не успевает приехать. Можно использовать свою или попутную машину.

Если участник аварии повез пострадавшего на своей машине, он оставляет свои данные свидетелям или другим участникам ДТП. Это могут быть телефон, адрес регистрации, госномер авто и номер СТС.

Вернуться на место ДТП.После того как потерпевший окажется в больнице, водитель должен вернуться на место происшествия.

Не употреблять алкоголь.Правила запрещают участнику ДТП употреблять после аварии алкоголь или наркотики — это равносильно пьяному вождению. Об этом сказано в пункте 2.7 ПДД.

Наказание за сбитого пешехода

Как классифицируют наказания.Минздрав определил правила классификации увечий, нанесенного пострадавшему:

  • легкий вред — кратковременное расстройство здоровья, до 21 дня;
  • вред средней тяжести — например, вывихи и другие травмы, на заживление которых потребовалось больше 21 дня;
  • тяжелый вред здоровью — например, прерывание беременности, потеря зрения, внутричерепная травма, почти все виды переломов — список обширный.

Легкий вред.Когда потерпевший получил ушиб или ссадину, водителю грозит наказание от штрафа в 2500 рублей до лишения прав на 1,5 года.

Строгость санкций обусловлена тем, совершал ли водитель подобные действия и его законопослушности ПДД в целом. Если это первое нарушение, водителю выпишут денежный штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе. Если он неоднократно нарушал правила и тем более сбивал пешеходов, инспектор передаст копию протокола в суд. Лишить прав может только судья. Заметим, что штраф за сбитого пешехода на пешеходном переходе и за пределами разметки — одинаковы.

Вред средней тяжести.За такие последствия аварии водителя накажут — от штрафа в 10 000 рублей до 2 лет лишения прав.

Тяжкий вред.За такие травмы у сбитого пешехода водителя посадят на срок до 3 лет.

Размер штрафа за наезд на пешехода в 2022 году

Сумма штрафа зависит от степени тяжести повреждений пострадавшего:

  • легкие повреждения — от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • повреждения средней тяжести — от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Если пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб — денежного штрафа не будет, но назначат тюремный срок.

Подробнее о видах ответственности водителя

Гражданская ответственность.Если водитель устроил аварию, нанес вред другим людям и у него есть ОСАГО, страховая возместит ущерб. Если пострадали люди — сумма возмещения до 500 000 рублей, если только имущество — до 400 000 рублей.

Если сумма оказалась больше, все, что сверху придется через суд требовать с виновника. Если полиса ОСАГО нет, пострадавшему или его представителям придется также требовать деньги в суде.

Чтобы получить выплату от страховой, пострадавшему или его представителю нужно собрать документы:

  • заявление о выплате;
  • копию паспорта потерпевшего;
  • реквизиты счета;
  • копию протокола — ее должен выдать работник ГИБДД после оформления ДТП;
  • заключение врача о полученных травмах;
  • чеки за лечение и купленные лекарства. Рецепты врача тоже пригодятся;
  • показание свидетелей, если пострадавшему или его знакомым удалось их опросить и записать показания на бумаге или видео.

Ответ дадут в течение 3 рабочих дней. Если страховая согласна на выплату, срок перевода денег — до 20 дней. Узнать статус дела можно на сайте РСА .

На практике пострадавшему довольно сложно получить выплату. Страховые начинают затягивать дело, указывая на ошибки при заполнении документов.

Административная ответственность. Если водитель наехал на пешехода и тот получил вред легкой или средней тяжести — отвечать виновник будет по законам Административного кодекса. Вот какие наказания предусмотрены:

  • за легкий вред — штраф 2500 рублей или лишение прав до 1,5 лет;
  • за вред средней тяжести — штраф до 25 000 рублей или лишение прав до 2 лет.

Уголовная ответственность. Этот вид ответственности наступает, если пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб. Сроки тюремного заключения такие:

  • пешеход тяжко пострадал — до 3 лет;
  • погиб — до 5 лет;
  • погибли двое или более — до 7 лет.

Есть и отягчающие обстоятельства — водитель был пьян или скрылся с места аварии. За такое тюремные сроки больше:

  • пешеход тяжко пострадал — до 7 лет;
  • погиб — до 12 лет;
  • погибли двое или более — до 15 лет.

Наказание за умышленный наезд на пешехода

Строгость наказания зависит от того, насколько сильно пострадал пешеход. Во всех случаях это уголовная ответственность и лишение свободы:

  • легкий вред — до 2 лет ;
  • вред средней тяжести — до 5 лет ;
  • тяжкий вред здоровью — до 10 лет ;
  • пешеход умер — до 15 лет .

Запомнить

  1. Наказание за наезд на пешехода зависит от последствий ДТП. За легкий вред можно получить штраф 2500 рублей, за умышленный наезд на пешехода с последующей его смертью — до 15 лет тюрьмы.
  2. Если нанести потерпевшему вред легкой или средней тяжести, виновника оштрафуют или лишат прав.
  3. Если пострадавший получил тяжелый вред здоровью или погиб, будет тюремный срок. За умышленный наезд на человека наказание то же.
  4. Если потерпевшему пришлось тратить деньги на лечение, страховая вместо виновника покроет все расходы. Компенсации по ОСАГО — до 500 000 рублей.
  5. Чтобы получить эти деньги у страховой, пострадавшему или его представителю необходимо обратиться в страховую виновника с документами, которые подтвердят факт ДТП и докажут, что на лечение были потрачены деньги.
  6. Если у виновника аварии нет полиса, потерпевшим придется взыскивать деньги за лечение через суд.

Сбил человека

Если сбил человека — осудят или оправдают? Все зависит от обстоятельств дела и опыта адвоката.

Водителю при ДТП всегда лучше оставаться на месте происшествия. И вызывать самому скорую и ГИБДД. Этот шаг уже говорит о рассудительности и порядочности. Это уже «плюс» при дальнейшем разбирательстве.

Конечно, даже законопослушный водитель, профессионал может сбить человека — пешеходы очень часто сами нарушают правила дорожного движения.

Сбил на пешеходном переходе или вне пешеходного перехода

Это самая распространенная ситуация. Варианта два: виноват сам, или гражданин умышленно или по неосторожности попал под колеса. Если виноват — будет ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ или по ст. 105, 109, 264 УК РФ:

    Нарушение, «повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет».

Нарушение, «повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 10000 до25000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

нарушение, повлекшее смерть человека, с учетом ст. 27 УК РФ, влечет ответственность по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», в зависимости от содеянного.

Если не виноват, в ряде случаев ответственности не будет. Но такую позицию придется доказывать. Как не смешно звучит, но «пешеход сам прыгнул под колеса» — в 3 случаев из 100 все же встречается. В нашей практике был случай, когда мужчина страдал энурезом, и его переживания в связи с мужским достоинством дошли до того, что он умышленно бросился под машину. Правда, это он сделал прямо на глазах у старушки-жены. Она подтвердила его намеренные действия, и водителю не грозила ответственность. Но избежание от такой ответственности возможно только при наличии доказанности случившегося, этим надо заниматься.

При виновных действиях и правильной квалификации содеянного, а также при правильных действиях нарушителя как на месте ДТП, так и в дальнейшем, при помощи следствию, помощи пострадавшему и/или его родственникам, может быть речь об уменьшении ответственности. Правда, это лучше всего сделает за вам юрист или адвокат.

А вот задеть мотоцикл — очень страшно. Обычно, водитель мотоцикла серьезно страдает в результате аварии, и виновного водителя может ждать уголовная ответственность, как владельца средства повышенной опасности, даже при отсутствии виновных действий. Здесь Вы точно сами с защитой не справитесь, нужна помощь специалиста.

Советы адвоката

​Если сбил человека сегодня, нижеописанные советы могут пригодиться. Если же это было уже «вчера», лучше встретиться со специалистом и получить юридическую консультацию.

Если сбил человека, и пострадал сам водитель.

Если водителя с места ДТП сразу увезли в больницу, уже сегодня родственникам необходимо (до первой встречи водителя со следователем) заключить договор с адвокатом по ДТП. После этого адвокат должен подготовить и разъяснить правовую позицию, ответственность, пути избежания наказания. Далее — защищать водителя на всех этапах, вплоть до оправдания.

Если сбили человека, но сам водитель не получил телесных повреждений или получил их незначительно, и может оставаться на месте

Необходимо придерживаться следующих юридических советов:

— если сбитый человек пострадал незначительно, и хочет уйти, без предъявления претензий, возможно, у него шок. Впоследствии могут появиться жалобы на скрытые травмы. Необходимо связаться с адвокатом, и (хотя бы по телефону) под его диктовку составить документ о невиновности водителя, который подпишет сам сбитый человек.

— при более сильных травмах, после вызова скорой помощи и ГИБДД, ни в коем случае не перемещать пострадавшего, чтобы не навредить больше и не увеличить травмы.

— не убирать автомобиль с места происшествия. Изменение его положения ведет к административной ответственности за нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения, и, возможно, лишению прав на управление автомобилем сроком до 2 лет.

— зафиксировать данные свидетелей ДТП (видевших события до и во время ДТП). Желательно, чтобы они сами назвали себя прибывшим сотрудникам ГИБДД и внесли данные в протокол.

— выставить аварийный знак до места начала следов юза. Это будет доказательством того, что водитель принимал меры к предотвращению аварии и в дальнейшем позволит эксперту рассчитать скорость автомобиля к моменту начала торможения.

— зафиксировать расположение пострадавшего относительно автомобиля, дорожных знаков расположение осколков стекол, пластмассы и пр. Это важно в случае проведения автотехнической экспертизы. Зафиксировать состояние проезжей части, наличие уклонов, дорожных знаков, повреждений транспортного средства. Это можно сделать регистратором, фотоаппаратом, мобильным телефоном и пр. Даже одно обстоятельство, например, сбили человека на пешеходном переходе или в запрещенном для движения месте рождает различные меры ответственности водителя.

— не отказываться подписывать протокол. Более того, обязательно участвовать в составлении протокола осмотра места происшествия, чтобы фиксировать цифры замеров и иные вносимые данные, а при несогласии с указанными данными — написать свое особое мнение или уточнения. Более того, если у вас есть свой адвокат, желательно их присутствие на месте происшествия при осмотре места ДТП.

— вести себя спокойно и разумно. Понимать, что уголовное дело будет возбуждено только в случае причинения сбитому человеку тяжкого вреда здоровья или смерти, и то не во всех случаях. Если у вас не было виновных действий (например, сбитый человек сам бросился под машину), противоправных или умышленных действий (например, езда в нетрезвом виде, существенное превышение скорости и пр.), опытный юрист или адвокат по ДТП может помочь уйти от уголовного наказания.

Читайте также  Срок освобождения дома после продажи

Ответственность

Ответственность водителя, если он сбил человека , определена в Кодексе об административных правонарушениях ( КоАП РФ ) и в Уголовном кодексе РФ. В зависимости от виновности действий и степени вреда здоровью, ответственность может быть (но не обязательно будет именно таковой) следующей:

— при легком вреде здоровью (ст. 12.24 КоАП) (кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности) — «наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет». В случае виновных действий — квалификация может перейти в рамки уголовного законодательства.

— при средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП) (неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть) — «наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.». Но если квалификация переходит в ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», наказание «ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет». А если сбили несколько граждан, или малолетнего, беспомощного, наказание может быть с «лишением свободы на срок до пяти лет».

Если сбил человека насмерть

— при смерти сбитого гражданина уголовная ответственность может быть преимущественно по ст. 105 или 109 УК РФ.

Мера ответственности также зависит от смягчающих или отягчающих обстоятельств, поведения водителя, иных обстоятельств дела. На вид, одни и те же обстоятельства могут привести к разной ответственности.

Более подробно об ответственности при ДТП , когда сбили гражданина или группу лиц, могут рассказать юристы или адвокаты, расценивая именно данную ситуацию с произошедшими обстоятельствами Важно понимать, что при разных обстоятельствах ответственность будет разная.

Запишитесь на прием, обратитесь к нам за помощью!

Автор текста: Генералова Н.Б.
Генеральный директор, управляющий партнер

Что грозит если сбил человека насмерть

Машина считается источником особой опасности, которая может привести к самому тяжкому из возможных последствий – смерти человека.

Сергеев Олег · 2022-05-11 19:33:38

  • Порядок действий при смертельном ДТП
  • Доказательство вины водителя
  • Сбор доказательной базы по делам о смерти пешехода
  • Комментарии

Машина считается источником особой опасности, которая может привести к самому тяжкому из возможных последствий – смерти человека. Вне зависимости от того, виновен ли водитель в таком происшествии, он будет нести ответственность. А в случае доказательства нарушения правил дорожного движения водителем, его посчитают виновным и назначат соответствующее наказание.

Что грозит если сбил человека насмерть

Самым распространенным нарушением считается несоблюдение скоростного режима на дороге. При таких тяжелых последствиях даже незначительное превышение скорости будет признано основанием для приговора к уголовной ответственности. Хотя при других обстоятельствах незначительное нарушение можно списать на погрешность приборов измерения скорости.

В ПДД указывается, что при слабом освещении дороги или других условиях, ухудшающих видимость, водитель сам принимает решение о том, какая скорость безопасна. А в условиях гололеда, тумана рекомендуется прекратить движение до улучшения погодных условий. В противном случае вся ответственность за причиненный машиной ущерб ложится на водителя.

Наиболее часто такие происшествия случаются при переходе людей вне пешеходного перехода, на тротуаре, если у водителя возникают сложности с управлением авто, когда видимость ограничена из-за погодных условий или времени суток, а также из-за алкогольного или наркотического опьянения водителя или пешехода.

Порядок действий при смертельном ДТП

Если избежать столкновения не удалось, водитель должен принять следующие меры:

  • Сразу прекратить движение автомобиля, при необходимости воспользоваться ручным тормозом.
  • Нажать на кнопку аварийной сигнализации и выставить знак.
  • Незамедлительно позвонить в скорую помощь и сотрудникам ДПС, четко указать адрес, где произошел несчастный случай.
  • Проверить пульс и дыхание пострадавшего, если есть навыки, помочь пешеходу: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание и массаж сердца. Оказывать помощь надо в том случае, если точно уверен, что это не навредит. Это важно, потому что ухудшение состояния пострадавшего по вине водителя в суде будет рассмотрено как отягчающее обстоятельство.

Водитель не должен сразу признавать себя виновным, несмотря на то, что будут утверждать сотрудники правопорядка. Письменное признание станет неоспоримым доказательством, и в причинах аварии разбираться не станут. Водитель должен позаботиться о том, чтобы предоставить как можно больше свидетельств, как произошло ДТП. Это может быть и запись видеорегистратора, и показания людей, которые видели сам момент аварии или проезжали мимо. Полная доказательная база увеличит шансы на положительный исход в суде.

Доказательство вины водителя

Степень вины владельца авто должна быть доказана компетентными органами – сотрудниками ДПС, следователем или представителями судебных органов. При этом водитель должен получить официальное постановление, которое удостоверяет факт нарушения. Но это не значит, что именно это нарушение привело к таким печальным последствиям. Например, в случае, когда гражданин переходил дорогу в непредназначенном для этого месте, а водитель превысил скорость, установление нарушения скоростного режима еще не является причиной аварии. Как минимум, еще надо доказать, что если бы скорость машина была меньше, водитель успел бы среагировать и избежать наезда. Если доказательств этому нет, вина может быть двусторонней или только на пешеходе.

В случае если водитель будет признан виновным, ему грозит:

  • выполнение принудительных работ сроком до 4 лет,
  • ограничение свободы до 5 лет.

В практике есть основания для смягчения приговора и замене его на условный срок. Это полное признание своей вины и раскаяние, оказание помощи родственникам погибшего и организация похорон и т.д.

Водителю ничего не будет грозить, если будет доказана вина пешехода.Даже в случае его смерти вина не переходит на других лиц. Поэтому водитель полностью освобождается от уголовной или административной ответственности. Однако, владельцу автомобиля придется при помощи страховки оплатить расходы на похороны и выплатить семье погибшего моральный ущерб. Так закон наказывает владельца машины, которая считается повышенным источником опасности. При этом в учет не примут то, что водитель ничего не нарушил, но рассмотрят, насколько он пытался предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Сбор доказательной базы по делам о смерти пешехода

Граждане, которые фигурируют как обвиняемые в делах о смерти пешеходов, должны найти и предоставить судебным органам все доказательства, которые могут повлиять на приговор. Правильно сформированная доказательная база может оправдать водителя или смягчить приговор. Важно доказать, что человек, появившийся на дороге, тоже нарушил правила дорожного движения. В качестве доказательств к делу могут быть приобщены:

  1. Запись видеорегистратора, установленного на машине обвиняемого, или на машинах случайных свидетелей, проезжавших в этот момент мимо.
  2. Фото и видео с камер, установленных поблизости. Чтобы их найти, надо опросить владельцев магазинов, кафе и других заведений, находящихся вдоль дороги.
  3. Записи показаний свидетелей. Например, найти людей, которые подтвердят, что пешеход появился на дороге внезапно, и прибегнуть к торможению водитель не успел. Для этого надо еще до приезда полиции попросить телефоны людей, которые видели момент аварии.
  4. Другие доказательства, которые могут разъяснить, как произошло происшествие.

В случае если водителя признают виновным без его согласия, он может подать апелляцию. Тогда дело будет пересмотрено, но потребуется предоставить основания для этого. Например, найти новые доказательства или показания свидетелей, которые ранее не были учтены.

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.

Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.

Что делать пешеходу, если он стал участником ДТП?

Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.

Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации. При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись. Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.

Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства. Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП. Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.

Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.

На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.

После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия. Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.

Как действовать пешеходу при проведении расследования по факту ДТП?

Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени совершит он. Если же вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее:

1. Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.

2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки, выданные при покупке медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, когда нужно будет доказать расходы на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.

3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, следует ознакомиться с его материалами. Случается, пострадавший пешеход не всегда получает постановление ГИБДД или решение суда, рассмотревших дело. Позже он узнает, что дело было закрыто, он признан виновным, при этом сроки для обжалования пропущены.

С уголовным делом ознакомиться не получится из-за тайны следствия. Но выход есть. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД. Потом, если здоровью участника ДТП причинен тяжкий вред или он погиб, передают в ОВД. Нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.

4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.

5. После ознакомления с материалами дела необходимо проверить, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.

Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам лучше самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, попросить их прийти.

6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.

Читайте также  Увольнение с военной службы по собственному желанию

С какими проблемами может столкнуться пешеход?

Особая проблема – подставные свидетели со стороны виновника происшествия, которые вдруг «находятся» после того, как произошла авария. В этом случае помогут запись момента ДТП камерой видеофиксации и фотографии места происшествия, сделанные очевидцами. Можно попросить адвоката к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей». Это позволит доказать, что они не были в районе ДТП в момент аварии.

На какие выплаты может рассчитывать пешеход, если он не виновен в ДТП?

Если пешеход невиновен, он вправе обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения страховой суммы за вред здоровью. Размер выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять не более 500 тыс. руб.

В случае если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, то необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА размещена информация о получении компенсационных выплат.

Если страховая сумма не покрыла расходы на лечение, то можно получить дополнительную выплату. Но нужно иметь в виду: выплаты страховой организации не могут превышать 500 тыс. руб. Если расходы на восстановление здоровья оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Если пешеход виноват в ДТП, он может получить компенсацию за причиненный ему вред?

Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.

В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.

Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Может ли страховщик взыскать с пешехода сумму, выплаченную водителю?

Ранее с пешеходов – виновников ДТП страховые организации в рамках ОСАГО взыскивали суммы, выплаченные водителям на восстановительный ремонт машины. В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, которые внесены Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов». Страховым компаниям запрещено предъявлять требования к пострадавшим пешеходам об оплате затрат на ремонт сбивших их автомобилей. Но это правило не распространяется на КАСКО.

ДТП с пешеходом: что нужно делать?

ДТП с пешеходом имеет негативные последствия даже в том случае, если он не получает существенных повреждений. Но ни в коем случае не стоит покидать место аварии.

Казаков Валентин · 2022-07-08 19:59:40

  • Пошаговая инструкция. Что делать, если произведен наезд на пешехода
  • Когда к водителю не применяются меры ответственности
  • Мнение экспертов: водитель не всегда виновен в ДТП с пешеходом
  • Что делать, если машина сбила пешехода. Какие документы нужны
  • Что будет водителю при смертельном исходе в результате ДТП не на пешеходном переходе
  • Как себя вести, если сбила машине
  • Ответственность водителя при смертельном ДТП
  • Комментарии

ДТП с пешеходом имеет негативные последствия даже в том случае, если он не получает существенных повреждений. Но ни в коем случае не стоит покидать место аварии. Необходимо сразу проверить состояние человека, после чего выполнить стандартные действия, как при любой другом ДТП — включить аварийную сигнализацию, вызвать сотрудников ГИБДД. Если у гражданина имеются повреждения, то перед этим нужно позвонить в скорую и оказать ему первую помощь.

Пошаговая инструкция. Что делать, если произведен наезд на пешехода

В подобной ситуации необходимо действовать последовательно:

  1. Остановить транспорт и включить аварийную сигнализацию. Это нужно, чтобы иные участники движения обратили внимание на ДТП и смогли объехать мешающий движению автомобиль. Нельзя перемещать предметы, задетые в результате происшествия.
  2. Если переход чувствует себя хорошо и не имеет серьезных повреждений, следует оказать ему первую помощь и дождаться скорой. Если ему нужна неотложная помощь, а скорой ждать долго, следует переправить его в ближайший медпункт самостоятельно или с помощью третьих лиц. Необходимо удостовериться, что его транспортировка возможна и не усугубит ситуацию.
  3. Вызвать скорую и ГИБДД. Если машина не мешает движению, не стоит ее перемещать. Если другие транспортные средства не могут проехать, следует зафиксировать расположение транспорта при помощи фото, видео и на схеме, после чего освободить проезд.
  4. Попытаться найти свидетелей. Это могут быть водители иных транспортных средств, пешеходы, сотрудники рядом расположенных магазинов, офисов и предприятий. Следует взять контактные данных таких граждан.
  5. Связаться со страховой компанией. Ущерб при ДТП с пешеходов компенсируется по ОСАГО при вине водителя.
  6. Изложить подробную информацию сотруднику ГИБДД. Он задаст нужные вопросы и зафиксирует данные, произведет замеры. Следует проверить сведения перед подписанием документов.
  7. При несогласии с данными, отраженными в протоколе и иных документах, следует поставить соответствующую отметку.

Если у пешехода будут существенные повреждения, сотрудник ГИБДД возбудит административное дело по статье 12.24 КоАП РФ. Водитель будет направлен на освидетельствование, на предмет наличия в крови алкоголя или наркотических веществ.

После дело будет рассматриваться в судебном порядке. Водитель будет вызван в процесс, в рамках которого сможет вызвать свидетелей, предоставить свои доводы и доказательства. Если ранее запись с камеры видеонаблюдения или мобильного телефона не была передана сотруднику ГИБДД, следует подать ходатайство о ее приобщении к материалам дела.

Когда к водителю не применяются меры ответственности

Административное дело не будет возбуждено, если в действиях водителя будет отсутствовать его вина. Например, причина ДТП, аварии с пешеходами — их действия (гражданин резко выбежал на дорогу, одно лицо столкнуло другое).

Избежать ответственности можно и в рамках судебного разбирательства. Необходимо предоставить доказательства своей позиции. Это могут быть записи, а также показания свидетелей. Правильно оформленная схема также имеет значение.

В ряде случает требуется проведение экспертизы. Это может быть трасологическое исследование, проверяющее тормозной путь, проверка видеозаписи, исследование крови пешехода. Все зависит от конкретных обстоятельств.

Мнение экспертов: водитель не всегда виновен в ДТП с пешеходом

Мнение большинства граждан таково, что при любой аварии с участием пешехода виноватым останется водитель. Даже в тех случаях, когда человек резко появился на дороге или иначе спровоцировал столкновение, доказать этот факт почти невозможно. Полагается, что лицо, управляющее машиной, то есть источником повышенной опасности, должно всегда быть начеку и делать все возможное для исключения аварии.

В реальности аварии с пешеходом имеют разные последствия.Да, доказать правоту водителя в спорной ситуации сложно. Но при наличии весомых доказательств это возможно.

Каждое ДТП следует рассматривать индивидуально. Важны не только реальные обстоятельства, но и факт наличия доказательств. В ряде случаев лучше не скупиться на экспертизу, результат которой может иметь решающее значение для суда.

Что делать, если машина сбила пешехода. Какие документы нужны

Водителю необходимо успокоиться и исключить панику. В первую очередь нужно проверить состояние пострадавшего и оказать ему дальнейшую помощь. От степени его ущерба во многом зависит ответственность виновного.

Пешеходу тоже следует вести себя правильно. Если его сбила машина и он находится в удовлетворительном состоянии, необходимо:

  • Убедиться, что отсутствуют иные пострадавшие. Например, другие пешеходы или пассажиры автомобиля.
  • Дождаться скорой, если нужна медицинская помощь.
  • Ответить на вопросы сотрудника ГИБДД, проверить предлагаемые к подписи документы.
  • Принять участие в судебном процессе.

Для последующей работы пешеходу нужно подготовить документы.Если он согласен с протоколом, в суд ему нужно взять паспорт, все прочие бумаги уже будут в материалах дела. Если он намеревается оспорить какие-то положения, то нужно позаботиться о доказательствах своей позиции: подготовить возражение, найти свидетелей, предоставить фото- видеозаписи.

Что будет водителю при смертельном исходе в результате ДТП не на пешеходном переходе

В любом случае, если вина водителя будет доказана, ему грозит лишение прав. Это наказание применяется независимо от степени тяжести повреждений. Максимальный срок — 3 года, но суд будет учитывать множество факторов, в том числе характеристику шофера, выполненные им действия, доводы.

Если в результате происшествия погиб человек, возбуждается не административное, а уголовное дело. В таком случае ответственность существенно выше, но она также будет зависеть от ряда факторов:

  • Если погиб один человек, то применяются принудительные работы сроком до 4 лет, одновременно с лишение права занимать должности, связанные с управлением транспортом сроком до 3 лет. Также может применяться лишение свободы сроком до 5 лет с лишением права занимать должности до 3 лет.
  • Если водитель покинул место ДТП или находился в состоянии опьянения, то срок лишение свободы может достигать 12 лет. Ему также будет запрещено занимать должности сроком до 3 лет.
  • Если погибло 2 и более человека, то срок принудительных работ увеличивается до 5 лет, а срок лишения свободы — до 7 лет.

Конкретное наказание также зависит от ряда факторов.Суд рассматривает каждый случай индивидуально. Например, если выяснится, что водитель сотрудничал со следствием, имеет положительную характеристику, раскаялся в содеянном, то суд вправе применить наказание ниже низшего предела. В случае же отказа от сотрудничества и наличии судимости применяются более суровые санкции.

Как себя вести, если сбила машине

От действий пешехода также зависит очень многое. Если повреждения отсутствуют или они несущественны, не стоит просто так покидать место ДТП. Водитель также вправе обратиться в полицию с целью розыска сбитого лица. При отсутствии его вины, ответственность будет применена к пешеходу.

Учитывая, что у пешехода отсутствует страхование автогражданской ответственности, при установлении его вины водитель вправе требовать компенсации ущерба. Например, если для избежания столкновения он резко вырулил в сторону и столкнулся с препятствием. С пешехода может быть истребована сумма, необходимая для ремонта.

Поэтому пешеходам рекомендуется оставаться на месте и выходить на контакт как с водителями, так и с сотрудниками ГИБДД. Если взаимные претензии отсутствуют, следует заключить письменное соглашение, отражающее эту информацию. В остальных случаях нужно ответить на вопросы сотрудников ГИБДД, подписать протокол и оставить свои данные.

Впоследствии придется посещать суд. Можно сделать это лично или направить представителя. Конкретный перечень действий тоже зависит от обстоятельств, доводов водителя, имеющейся документации.

Если в результате происшествия пешеход получил существенные повреждения, ему следует дождаться скорой. Не стоит перемещаться, пытаться встать. При наличии кровотечения и отсутствии помощи со стороны других лиц, нужно вызвать скорую и попытаться остановить кровь подручными средствами.

Ответственность водителя при смертельном ДТП

Если происшествие произошло не на пешеходном переходе, доказать свою правоту водитель еще может. Но если событие было на “зебре”, то шансов практически нет. Ответственность будет такой же, применяется статья 264 УК РФ. Конкретная санкция будет установлена судом в зависимости от обстоятельств. Будут применены либо принудительные работы, либо лишение свободы.

При ДТП с пешеходом водитель чаще всего остается виновен. Но все зависит от целого комплекса обстоятельств. В любом случае, следует зафиксировать происшествие, оказать помощь гражданам, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. После этого — приступить к сбору доказательств и подготовке к разбирательству.

Если у вас возникли проблемы при ДТП с пешеходом получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

Суд отменил приговор по делу о наезде на пешехода, переходившего дорогу на красный свет

Апелляция согласилась с доводами защиты о том, что первая инстанция положила в основу приговора заключения автотехнических экспертиз, проведенных на основании установочных данных, полученных при участии свидетелей, не являющихся очевидцами

26 октября 2020

Фотобанк Лори

Один из защитников подчеркнул в комментарии «АГ», что никаких доказательств вины доверителя нет. Другой отметил, что одной из ключевых проблем уголовного судопроизводства является отсутствие должного надзора и контроля за органами предварительного следствия как со стороны прокуратуры, так и суда, и данное дело наглядно свидетельствует об этом.

Московский областной суд отменил обвинительный приговор, вынесенный в отношении водителя, сбившего женщину, которая переходила дорогу на запрещающий сигнал светофора. Защитники обвиняемого, адвокат МКА «Адвокатская Коллегия Номер Один» Александр Коршунов и адвокат АП г. Москвы Мартин Зарбабян рассказали «АГ» подробности дела.

Читайте также  Срок рассмотрения дела о лишении прав

Наезд на пешехода повлек ее смерть

4 июля 2015 г. З., управляя своим автомобилем, совершил наезд на Б., переходящую дорогу на запрещающий для нее сигнал светофора. От полученных травм женщина скончалась на месте.

В связи с ДТП было возбуждено уголовное дело по признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК. В последующем в качестве обвиняемого был привлечен З. Следствие посчитало, что З. проявил преступную небрежность, поскольку ехал «со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД», не принял во внимание дорожно-транспортную ситуацию и не снизил скорость, чем создал опасную ситуацию. Кроме того, поскольку он не применил экстренное торможение, приближаясь к переходящей дорогу на красный свет женщине, З. перевел опасную ситуацию в аварийную, в результате которой Б. погибла.

По мнению следствия, своими действиями З. нарушил требования п. 1.3, п. 1.5, п. 8.1 и п. 10.1. Правил дорожного движения и тем самым совершил преступление, наказание за которое предусмотрено ч. 3 ст. 264 УК, т.е. нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Рассмотрение дела в суде

Уголовное дело рассматривалось в Щелковском городском суде Московской области.

В судебном заседании З. вину не признал и настаивал на том, что он не нарушал Правила дорожного движения. Он отметил, что когда на разрешающий сигнал светофора подъезжал к регулируемому пешеходному переходу, перед ним неожиданно появилась Б. Кроме того, он указал, что по факту данного ДТП в отношении него было вынесено девять постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Свидетели, опрошенные в судебном заседании, сообщили, что автомобили двигались на разрешающий сигнал светофора, а также показали, что не видели непосредственно момент ДТП и не видели, как двигалась пешеход до этого. Потерпевшая С., дочь Б., сообщила, что ее мать всегда боялась данного перехода и потому переходила его очень осторожно и только на зеленый сигнал светофора.

По ходатайству защитника Александра Коршунова были оглашены показания свидетеля Х., которые он дал на предварительном следствии. Так, он отмечал, что скорость движения потока была примерно 60 км/ч, так как перед этим все стояли на предыдущем светофоре, т.е. развить большую скорость было достаточно тяжело. Он обратил внимание, что на полосе, разделяющей полосы движения в разных направлениях, стояли люди, которые ждали, когда загорится разрешающий сигнал светофора для пешеходов, чтобы перейти проезжую часть.

Суд указал, что согласно пяти заключениям автотехнических экспертиз З. при движении со скоростью 60 км/ч располагал технической возможностью избежать наезда путем применения экстренного торможения. При этом подсудимый должен был руководствоваться требованиями абз. 2 п. 10.1 ПДД: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Первая инстанция отметила, что оснований ставить под сомнение показания потерпевшей и свидетелей обвинения нет, так как они согласуются с письменными доказательствами по делу, т.е. являются относимыми, допустимыми и достоверными. Оснований для оговора подсудимого не установлено. При этом свидетели Г. и Х. видели только последствия дорожно-транспортного происшествия, так как двигались в попутном с З. направлении. Оснований не доверять выводам экспертов суд также не нашел, отметив, что они не противоречат собранным по делу доказательствам.

Суд указал, что не может согласиться с доводами стороны защиты и подсудимого о том, что поведение Б. было противоправным, поскольку она пересекала проезжую часть по пешеходному переходу. Тот факт, что З. не видел потерпевшую, не освобождает его от обязанности уступить пешеходу дорогу и от ответственности за нарушение Правил дорожного движения.

По мнению суда, в данном случае именно несоблюдение Правил дорожного движения подсудимым явилось причиной дорожно-транспортного происшествия. Приведенные п. 1.3, 1.5 ПДД РФ хотя и носят общий характер, но были нарушены З. в процессе движения и эксплуатации транспортного средства. Таким образом, суд пришел к выводу, что между действиями З. и наступившими последствиями имеется прямая причинно-следственная связь.

«Водитель З. без учета характера организации движения транспорта и пешеходов на данном участке дороги, при возникновении опасности для движения, которую он в состоянии был обнаружить, не выполнил требования абз. 2 п. 10.1. Правил дорожного движения РФ, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Приближаясь к обозначенному дорожной разметкой 1.14.1 (“зебра”) регулируемому светофором пешеходному переходу, не дал возможность пешеходу Б. закончить переход проезжей части данного направления и продолжил движение. В связи с изложенным суд не находит оснований для оправдания подсудимого», – указывается в приговоре.

Таким образом, суд признал З. виновным и назначил наказание в виде трех лет лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на два года с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Суд также признал обоснованными заявленные потерпевшей исковые требования в счет компенсации морального вреда на сумму 2 млн руб., однако подлежащими удовлетворению частично. Он указал, что смерть Б. негативно повлияла на истца, которая перенесла потрясение и до настоящего времени испытывает нравственные страдания. С учетом принципа разумности и справедливости суд взыскал с З. 1 млн руб. в пользу С.

Защита с приговором не согласилась

В апелляционной жалобе Александр Коршунов заметил, что, по мнению суда, поведение Б. не было противоправным. Однако из обвинительного заключения следует, что она появилась на дороге на запрещающий для нее сигнал светофора. Кроме того, как показал на допросе Х., на островке безопасности находились люди, которые не успели закончить переход. Там же могла остановиться и Б.

Свидетели подтвердили, что переход можно завершить за один разрешающий сигнал. В данном случае поток, в котором двигался З., набрал скорость около 60 км/ч, что говорит о том, что Б. оканчивала переход на запрещающий сигнал светофора и не имела права появляться на другой его половине в соответствии с п. 4.6 ПДД.

Также отмечалось, что при достижении островка безопасности у Б. прекращалось преимущественное право пешехода и начинал действовать не только п. 4.6 ПДД, но и п. 1.2, согласно которому участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. В связи с этим вывод первой инстанции о том, что З. должен был дать Б. закончить переход проезжей части, противоречит названным пунктам ПДД, а также п. 1.5, обязывающему участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения.

В апелляционной жалобе указывалось, что по делу было назначено шесть автотехнических экспертиз, на основании четырех из которых шесть раз выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и три раза уголовное дело прекращалось. Только две экспертизы были проведены по исходным данным, взятым из первоначальной схемы места ДТП или имели одно из исходных данных, близкое к ней. Эти экспертизы установили отсутствие технической возможности у З. избежать наезда на Б.

Также адвокат обратил внимание на то, что в показаниях свидетелей Г. и Х., данных ими первоначально и в ходе судебного заседания, имелись противоречия, которые были устранены судом, который установил, что Г. и Х. видели только последствия ДТП, так как двигались в попутном с З. направлении.

Кроме того, защитник указывал, что экспертизы были проведены на основании показаний данных свидетелей о точном месте совершения наезда, от которых они впоследствии отказались, а также что обозначенное в конечном итоге расстояние от ограждения до места наезда было определено следователем при проведении следственного эксперимента из-за неверного интерпретирования схемы ДТП.

Адвокат Мартин Зарбабян, вступивший в уголовное дело после вынесения приговора, в своей жалобе указал, что в обвинительном заключении, так же как и в приговоре, не указан момент возникновения опасности для движения автомобиля и то, когда водитель должен был и мог начать тормозить. По его мнению, приговор не соответствует принципу субъективного вменения, так как каких-либо достоверных сведений, подтверждающих, что З. до столкновения с Б. был в состоянии обнаружить опасность либо он не принял возможные меры к снижению скорости, стороной обвинения не представлено и в судебном заседании не установлено. Защитник добавил, что в приговоре не указано, в чем конкретно выразилось нарушение п. 1.3, 1.5. и 8.1 ПДД и что описание инкриминируемого З. деяния не соответствует диспозиции ч. 3 ст. 264 УК.

Адвокат указал, что в подтверждение своих выводов суд первой инстанции сослался на заключение автотехнической экспертизы, которое не отражено в протоколе судебного заседания.

Читайте также Виновному со слов других не дали оправдаться Пленум ВС РФ разъяснил судам, каким требованиям должен соответствовать судебный приговор 29 ноября 2016 Обзоры и аналитика

Мартин Зарбабян также обратил внимание, что, с одной стороны, суд первой инстанции отмечает, что свидетели Г. и Х. не видели момент наезда на пешехода, а с другой – ссылается на заключения экспертиз, проведенных по исходным данным, полученным в результате следственных действий с участием указанных лиц. Адвокат заметил, что суд первой инстанции не проверил заключения экспертов в соответствии с требованиями ст. 87 и 88 УПК, не сопоставил их между собой, не дав каждому из них должной оценки вопреки позиции ВС, изложенной в п. 6 Постановления Пленума ВС от 29 ноября 2016 г. № 55 «О судебном приговоре».

Апелляция признала, что первая инстанция не устранила противоречия при оценке доказательств

Апелляционные жалобы были рассмотрены Московским областным судом 1 октября. Он согласился с тем, что первая инстанция не устранила противоречия при оценке доказательств: установив, что Г. и Х. не были непосредственными свидетелями дорожно-транспортного происшествия, суд положил в основу приговора заключения автотехнических экспертиз, которые проведены на основании установочных данных, полученных из протоколов следственных действий, проведенных с участием этих свидетелей.

Отметив, что противоречия, содержащиеся в приговоре, повлияли на вынесение законного решения, и что они не могут быть устранены в суде апелляционной инстанции, Московский областной суд отменил приговор и направил его на новое рассмотрение в Щелковский городской суд Московской области.

Учитывая основания отмены приговора, апелляция не стала рассматривать иные доводы жалоб, подчеркнув, что они подлежат рассмотрению судом при новом рассмотрении уголовного дела по существу.

Сторона защиты – о проблеме надзора за предварительным следствием

В комментарии «АГ» Александр Коршунов отметил, что доказательств вины З. нет. Адвокат указал, что спустя пять лет работы следователей со свидетелями последние пришли в суд и сказали, что ничего не видели. «Согласно первоначальным показаниям они не видели момента наезда. Остановились только оставить номера телефонов и поддержать, поскольку видели, что для них давно горел зеленый», – подчеркнул защитник.

Александр Коршунов предположил, что Б. торопилась, поскольку родственники не могли с ней связаться с самого утра, они договорились встретиться, и она опаздывала на полчаса.

Мартин Зарбабян добавил, что одной из ключевых проблем уголовного судопроизводства является отсутствие должного надзора и контроля за органами предварительного следствия как со стороны прокуратуры, так и суда. «Дело моего доверителя наглядно об этом свидетельствует», – подчеркнул он.

По его мнению, обвинительный приговор в данном случае является индикатором состояния абсолютного порицания, осуждения и, к сожалению, нежелания понять и услышать человека. «И очень важно, чтобы проверочные инстанции каждый раз в подобных ситуациях обращали внимание на допущенные ошибки, реагировали и отменяли такие незаконные, необоснованные и несправедливые решения, как это произошло в данном случае», – резюмировал он.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *